DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_1_82 УДК 378.6:004
ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ МВД РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»)
Гедгафов Мурат Мухамедович,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье проанализированы вопросы эффективного применения дистанционных образовательных технологий в условиях пандемии коронавируса. Отмечается, что ведущие вузы страны отнеслись позитивно к применению дистанционных образовательных технологий, решив использовать данную практику и в последующем обучении, мотивируя это оптимизацией образовательного процесса. В образовательных организациях МВД России реализация дистанционных образовательных технологий большей частью происходит в виде синтеза очной, дистанционной и заочной форм обучения. Раскрываются преимущества и недостатки применения дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях МВД России на примере дисциплины «Огневая подготовка».
Ключевые слова: образовательные организации МВД России; дистанционные образовательные технологии; огневая подготовка.
UDC 378.6:004
ISSUES OF EFFECTIVE APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE "FIRE TRAINING")
Gedgafov Murat Mukhamedovich,
Lecturer at the Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
The article analyzes the issues of the effective use of distance learning technologies in the context of the coronavirus pandemic. It is noted that the country's leading universities reacted positively to the use of distance learning technologies, deciding to use this practice in subsequent education, motivating this by optimizing the educational process. In educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the implementation of distance educational technologies for the most part takes place in the form of a synthesis of full-time, distance and part-time forms of education. The advantages and disadvantages of using distance educational technologies in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed on the example of the discipline "Fire training".
Keywords: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; distance learning technologies; fire training.
После объявления Всемирной организацией здравоохранения 30 января 2020 г. пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 уже в марте большинство образовательных учреждений по рекомендации Министерства
науки и высшего образования Российской Федерации было принято решение о переходе на дистанционное обучение. Следует отметить, что ведущие вузы страны отнеслись позитивно к применению дистанционных об-
разовательных технологий, решив использовать данную практику и в последующем обучении, мотивируя это оптимизацией образовательного процесса и экономией на преподавательском труде [1; 2].
Главный принцип дистанционного обучения состоит в контролируемой преподавателем самостоятельной работе обучающихся, которые проходят курсовое обучение по соответствующей учебной образовательной программе, согласно индивидуальному расписанию по месту нахождения и прохождения службы без отрыва от основной профессиональной деятельности. Основу составляет процесс обучения, в котором преподаватель и обучаемые географически разделены, а передача информации обеспечивается электронными и программными средствами.
В то же время экстренный перевод образовательного процесса в дистанционный формат в условиях пандемии имеет определенные отличия от онлайн-обучения, спланированного централизованно и правильно. Поэтому при оценке эффективности онлайн-обучения с применением дистанционных образовательных технологий необходимо учитывать эту разницу. Вместе с тем в образовательных организациях МВД России невозможно реализовать ключевой компонент дистанционных образовательных технологий - индивидуализацию процесса профессиональной подготовки. В результате реализация образовательный процесс происходит в виде синтеза очной, дистанционной и заочной форм обучения, где из очного формата обучения сохранилось единое расписание учебных занятий, что обнуляет возможности индивидуального подхода к профессиональной подготовке, а из заочного формата - ори -ентация обучения на самообразование. Отсюда дистанционным форматом выступает лишь механизм взаимодействия преподавателей и обучающихся, исключающий их личный контакт, что не обусловливает решение образовательных задач, а только удовлетворяет требования по нераспространению заболевания [3; 4].
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» и реализуемых ФГОС. Она основана на платформе системы управления курсами - «MOODLE», которая обеспечивает возможность освоения образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающегося. На примере работы кафедры огневой подготовки института в ЭИОС необходимо отметить, что сотрудниками кафедры выставлены все необходимые учебно-методические материалы, а также задания в формате промежуточного и итогового контроля знаний [5].
Таким образом, обучение с применением дистанционных образовательных технологий можно охарактеризовать как удаленную работу лиц, вовлеченных в образовательный процесс, а именно преподавателя и слушателя, которые географически могут находиться в различных местах, как по месту работы, службы, так и дома. В свою очередь, дистанционное обучение предполагает бесперебойную работу электронных средств передачи и приема информации, а также программных средств для организации учебного процесса.
Несколько слов о положительных и отрицательных сторонах применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.
В качестве основной положительной характеристики следует отметить возможность обучения по месту прохождения службы, работы, без отрыва от основной сферы деятельности, что в свою очередь позволяет более продуктивно и эффективно распределять рабоче-учебный день. Кроме того, число лиц, получающих соответствующее образование посредством применения данных технологий ограничивается только техническими возможностями образовательной организации (компьютеры, возможности серверов и дистанционной образовательной среды).
В качестве второй положительной стороны можно отметить сокращение финансовых расходов на обучение в целом. Относительно обучающихся это происходит за счет экономии денежных средств, в том числе и бюджетных (командировочные расходы, транспорт, проживание). В образовательных организациях в свою очередь сводится к минимуму использование аудиторного фонда и материально-технической базы, библиотечного фонда и т. д. [6-8]
Еще одна положительная сторона подобной формы обучения - абсолютно все обучающиеся находятся в равных условиях и к ним предъявляются одинаковые требования. Также сторонники применения дистанционных образовательных технологий указывают на уменьшение нервозности обучающихся при проведении промежуточного и итогового контроля знаний (нет психологического барьера, нет боязни преподавателя).
Теперь о проблемных сторонах применения рассматриваемых технологий.
В первую очередь необходимо отметить, что обучающиеся лишены возможности очного общения с преподавателем, что выступает снижающим фактором их общей мотивации в результате отсутствия эмоционального взаимодействия преподаватель-обучающийся. Обычно данная проблема решается посредством использования видео-конференц-свя-зи, ведением индивидуальной, тематической переписки преподавателя с обучаемым, однако подобный формат коммуникации требует высокой саморганизованности и дисциплины именно со стороны обучающихся, что не всегда имеет место быть.
Также одной из проблем можно считать реализацию активных форм обучения. В данном случае речь идет о специфике определенных дисциплин, например огневой подготовки, где практические занятия, предполагающие проведение занятий на стрелковых объектах (тиры, стрельбища, полигоны и т. д.) с применением учебного и боевого оружия, мишенного оборудования и имитационных средств, а также макетов, позволяющих создавать условия под необходимые упражнения стрельб, являются основным видом занятий (80-90 % учебного времени). Если возможно провести практическое занятие по дисциплине «Информационные технологии в деятельности ОВД» без ущерба целям занятия (практические задания, тестовые задания и т. д.), то по вышеуказанной дисциплине это будет проблематично, что снижает эффективность обучения.
Конечно, можно согласиться с утверждением, что изучить теоретический раздел по данной дисциплине вполне возможно самостоятельно, однако, возвращаясь к вышеупомянутым целям и задачам занятий дисциплины «Огневая подготовка», необходимо отметить, что неотрывной их составляющей
является формирование на основе теоретических знаний практических умений и навыков, которые в формате дистанционного обучения получить довольно затруднительно. И одним из способов решения данной проблемы, исключающим привлечение преподавателей образовательных организаций системы МВД России, который все-таки позволит научиться стрелять, является привлечение инструкторов сторонней (гражданской) организации. Также обучающиеся по рекомендации кураторов и начальников курсов для поддержания формы посещали частные тиры. Но в то же время следует понимать, что указанные услуги предоставляются на платной основе и не каждый сотрудник выражает готовность к личным расходам на обучение навыкам стрельбы и правомерному применению оружия [9;10].
В итоге, возвращаясь к основной сути про -блемы применения дистанционных образовательных технологий, следует отметить полное отсутствие у обучающихся по дисциплине «Огневая подготовка» реального (практического) опыта работы с оружием и боеприпасами (приемы и правила стрельбы, выполнение нормативов, устранение задержек при стрельбе и т. д.). В данном случае речь идет о том, что процесс приобретения обучающимися практических умений и навыков основывается на учебных и учебно-тренировочных упражнениях, а также стрелковых тренировках с использованием учебного оружия, специальных имитационных средств обучения, позволяющих моделировать различные ситуационные задачи, приближенные к реальным условиям огневого контакта с преступником.
Также не стоит забывать об опыте, который формируется именно практикой работы (контролируемой преподавателем, инструктором) с оружием, это и настрел, и привыкание к оружию, и многократное выполнение тактически правильных действий. Кроме того одновременно проверяется уровень огневой подготовки сотрудников, в том числе при возникновении нестандартных (экстремальных) условий при самостоятельном несении службы.
Все современные методики стрельбы учитывают как психофизиологические, так и биомеханические индивидуальные особенности стрелка при ведении огня и соверше-
нии выстрела или серии выстрелов в целом, что, безусловно, подразумевает индивидуальную работу и, как правило, длительные тренировки с каждым стрелком для получения результативной и эффективной стрельбы. Кроме того, присутствие преподавателя играет важную психологическую роль. Опытный преподаватель (инструктор) хорошо ориентируется в потенциальных возможностях (как физических, так и духовных) каждого стрелка, с которым он работает, и соответственно может воздействовать на него и найти кратчайший путь достижения целей по формированию необходимых умений и навыков. И для решения данной проблемы, на
наш взгляд, силами кафедры огневой подготовки необходимо организовать выездные практические занятия в территориальные (комплектующие) органы внутренних дел в целях проведения учебно-тренировочных занятий с личным составом подразделений органов внутренних дел и оказания им методической помощи.
В заключение отметим, что, несмотря на все сложности, возникающие в процессе реализации дистанционных образовательных технологий, об эффективности их применения отчетливо свидетельствуют экономическая составляющая и неотрывность обучающихся от служебной деятельности.
Список литературы_
1. Афонасова, М. А. Развитие электронной образовательной среды вуза - ответ на глобальные изменения и вызовы / М. А. Афонасова // Совершенствование методического обеспечения реализации актуализированных образовательных программ высшего образования как условие повышения качества подготовки выпускников. Национальная научно-методическая конференция. - Тверь, 2020. - С. 285-287.
2. Галчонков, К. Ю. Организация образовательного процесса в период коронавирусной инфекции / К. Ю. Гал-чонков // Подготовка кадров для органов внутренних дел в современных условиях в высших учебных заведени -ях специального назначения: состояние и перспективы. - 2021. - С. 231-236.
3. Жамборов, А. А. О некоторых вопросах дистанционного обучения в современных условиях (на примере дисциплины «Огневая подготовка») / А. А. Жамборов // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 1 (152). -С. 363-364.
4. Карданов, А. К. Применение дистанционного обучения на занятиях по физической культуре со слушателями образовательных организаций МВД России / А. К. Карданов, Э. Б. Настуев // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - № 2 (15). - С. 39-44.
5. Планкин, К. В. Сложности и перспективы реализации дистанционной формы обучения в образовательных организациях МВД России в условиях пандемии COVID-19 / К. В. Планкин // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2020. - Т. 5. - № 2 (10). - С. 211-215.
6. Попова, Е. И. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы / Е. И. Попова, А. А. Баландин, Д. Д. Дедюхин // Образование и право. - 2020. - № 7. - С. 203-209.
7. Семенов, О. Ю. Применение телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении / О. Ю. Семенов, А. И. Демко // Образование и право. - 2020. - № 6. - С. 244-253.
8. Тхазеплов, Р. Л. Условия эффективной реализации дистанционных методов обучения в системе профессионального образования / Р. Л. Тхазеплов, Л. А. Малкандуева // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. -№ 4. - С. 340-342.
9. Фалькина, Т. Ю. Проблемы внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России / Т. Ю. Фалькина, О. Н. Старикова // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 1. -С. 26-29.
10. Якобюк, Л. И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения / Л. И. Якобюк // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 179-181.
References_
1. Afonasova M.A. Razvitie e'lektronnoj obrazovatel'noj sredy' vuza - otvet na global'ny'e izmeneniya i vy'zovy', Sovershenstvovanie metodicheskogo obespecheniya realizacii aktualizirovanny'x obrazovatel'ny'x programm vy'sshego obrazovaniya kak uslovie povy'sheniya kachestva podgotovki vy'pusknikov. Nacional'naya nauchno-metodicheskaya konferenciya. Tver', 2020, pp. 285-287.
2. Galchonkov K.Yu. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v period korona-virusnoj infekcii, Podgotovka kadrov dlya organov vnutrennix del v sovremenny'x usloviyax v vysshix uchebnyx zavedeniyax special'nogo naznacheniya: sostoyanie i perspektivy'. 2021, pp. 231-236.
3. Zhamborov A.A. O nekotory'x voprosax distancionnogo obucheniya v sovremenny'x usloviyax (na primere discipliny' «Ognevaya podgotovka»), Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, 2021, no. 1 (152), pp. 363-364.
4. Kardanov A.K., Nastuev E'.B. Primenenie distancionnogo obucheniya na zanyatiyax po fizicheskoj kul'ture so slushatelyami obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii, Gumanitarnye issledovaniya Central'noj Rossii, 2020, no. 2 (15), pp. 39-44.
5. Plankin K.V. Slozhnosti i perspektivy' realizacii distancionnoj formy' obucheniya v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii v usloviyax pandemii COVID-19, Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2020, vol. 5, no. 2 (10), pp. 211-215.
6. Popova E.I., Balandin A.A., Dedyuxin D.D. Distancionnoe obrazovanie: sovremenny'e realii i perspektivy', Obrazovanie i pravo, 2020, no. 7, pp. 203-209.
7. Semenov O.Yu., Demko A.I. Primenenie telekommunikacionny'x texnologij v distancionnom obuchenii, Obrazovanie i pravo, 2020, no. 6, pp. 244-253.
8. Txazeplov R.L., Malkandueva L.A. Usloviya e'ffektivnoj realizacii distancionny'x metodov obucheniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya, Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2020, no. 4, pp. 340-342.
9. Fal'kina T.Yu., Starikova O.N. Problemy' vnedreniya distancionny'x texnologij v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii, Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2017, no. 1, pp. 26-29.
10. Yakobyuk L.I. Izuchenie vliyaniya distancionnoj formy' obucheniya vo vremya pandemii na rezul'taty' obucheniya, Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2020, no. 5 (84), pp. 179-181.