DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_2_47 УДК 378.6:004
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Мухтаров Далгат Джамалудинович,
преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Кумахова Джульетта Борисовна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_@ mail.ru
В статье изучены вопросы эффективного применения дистанционного обучения на основе облачных технологий, которые сегодня составляют основу интерактивного обучения в образовательных организациях МВД России. Отмечается, что дистанционное обучение является одним из компонентов непрерывного образования и призвано реализовать право гражданина на образование. Посредством дистанционного образования реализуется ряд социально значимых функций: удовлетворение спроса населения на образовательные услуги; удовлетворение заказа общества на качественную и современную подготовку специалистов; повышение социальной мобильности населения, его кругозора; развитие единого образовательного пространства. Указывается, что основу системы дистанционного обучения составляют информационные и телекоммуникационные технологии, главным предназначением которых является обеспечение взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Делается вывод, что современные информационные технологии дают возможность хранить и доставлять информацию любого объема и на любое расстояние. А принимая во внимание, что в дистанционном обучении преподаватель не имеет возможности контролировать процесс обучения, то следует предположить, что обучающиеся будут самостоятельно мотивироваться к получению новых знаний.
Ключевые слова: дистанционное обучение; облачные технологии; информационные и телекоммуникационные технологии; самостоятельное обучение.
UDC 378.6:004
THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF DISTANCE LEARNING BASED ON CLOUD TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
OF RUSSIA
Mukhtarov Dalgat Jamaludinovich,
Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Kumakhova Juliet Borisovna,
Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Professional Education and Foreign Languages, Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
The article examines the issues of effective application of distance learning based on cloud technologies, which today form the basis of interactive learning in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is noted that distance learning is one of the components of lifelong education and is designed to realize the citizen's right to education. A number of socially significant functions are implemented through distance education: meeting the population's demand for educational services; satisfaction of the order of the society for high-quality and modern training of specialists; increasing the social mobility of the population, its horizons; development of a unified educational space. It is indicated that the basis of the distance learning system is information and telecommunication technologies, the main purpose of which is to ensure interaction between all participants in the educational process. It is concluded that modern information technologies make it possible to store and deliver information of any volume and at any distance. And taking into account that in distance learning the teacher does not have the opportunity to control the learning process, it should be assumed that the students will be independently motivated to acquire new knowledge.
Keywords: distance learning; cloud technologies; information and telecommunication technologies; selfeducation.
Экономические реформы, произошедшие в России в последние годы, обусловливают все возрастающие требования к образованию в целом, диктуют необходимость развития системы дистанционного образования и имеют особую актуальность. Быстрое развитие информационных технологий привело к появлению новых форм взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Дистанционное образование, выступая частью непрерывного образования, призвано реализовать право гражданина на образо -вание. Посредством дистанционного образования реализуется ряд социально значимых функций: удовлетворение спроса населения на образовательные услуги; удовлетворение заказа общества на качественную и современную подготовку специалистов; повышение социальной мобильности населения, его кругозора; развитие единого образовательного пространства [1].
В указанном контексте направленность образовательного процесса состоит в развитии познавательных способностей обучающихся. Основу дистанционного обучения составляет нахождение на расстоянии преподавателя и обучающегося. Ключевым фактором развития данной формы обучения послужило быстрое развитие программных и компьютерных технологий, связи, становление информационного общества.
Характерные черты дистанционного обучения:
1. Гибкость. Обучение происходит в комфортное для обучающегося время, в удобном месте, когда он сам выбирает, сколько времени потратит на изучение того или иного материала (чтение литературы, выполнение заданий, просмотр лекций).
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДН
2. Модульность. Как и в очном обучении, каждый предмет изучается постепенно, от простого к сложному, что дает возможность получить полное представление об изучаемой теме.
3. Контроль качества обучения. Чтобы проверить знания и пройденный материал обучающихся, им необходимо сдавать достаточно много промежуточных работ, зачетов и тестов.
4. Специализированные технологии и средства обучения. Технические средства, которые используются в дистанционном обучении, служат не только для организации учебного процесса, но и сохраняют работы обучающихся, что позволяет создать банки знаний.
5. Экономическая эффективность. Себестоимость обучения в дистанционном формате намного ниже, чем при очном обучении, так как затраты на техническое и материальное обеспечение существенно ниже. Также количество обучаемых может возрасти, и при определенных обстоятельствах и методах обучения практически неограниченно.
Главными компонентами системы дистанционного обучения выступают информационные и телекоммуникационные технологии, основным предназначением которых является обеспечение взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Вместе с тем обучающиеся обеспечиваются методической литературой и заданиями, а также обратной связью, то есть современные информационные технологии дают возможность хранить и доставлять информацию любого объема и на любое расстояние [5].
Эффективность дистанционного обучения зависит от ряда факторов, в числе которых:
>1Х ИССЛЕДОВАНИЙ
- оперативность и стабильность обратной связи между преподавателем и обучающимися;
- использование современных педагогических технологий;
- качество разработанных методических материалов;
- профессионализм педагогов [2].
Дистанционное обучение предполагает
более тщательное планирование деятельности обучаемого, четкую постановку целей и задач обучения. Обратная связь должна быть своевременной и эффективной, чтобы обучаемые осознавали правильность своих действий.
Принимая во внимание, что в дистанционном обучении преподаватель не имеет возможности контролировать процесс обучения, то следует предположить, что обучающиеся будут самостоятельно мотивироваться к получению новых знаний. Если обучающиеся не демонстрируют навыков самообразования и самоконтроля, процесс дистанционного обучения будет даваться им достаточно сложно.
Наряду с совершенствованием информационных и телекоммуникационных технологий развитие также получили облачные технологии, которые еще какое-то время назад были чем-то неизведанным. Однако на сегодняшний день многими образовательными организациями по всему миру накоплен огромный опыт их применения, причем не только в дистанционном образовании, но и классическом очном. Так, с помощью облачных технологий появилась возможность создания виртуальных лабораторий, проведения вебинаров и конференций, а также управления внутренними ресурсами образовательной организации [7]. Отсюда можно заключить, что виртуальным пространством образовательной организации поддерживаются как внутренние процессы, так и дистанционное обучение, а вместе с тем облачные ресурсы могут применяться для облегчения и оптимизации хозяйственной деятельности таких отделов вуза, как бухгалтерия, юридический отдел.
В числе преимуществ внедрения облачных технологий в образовательный процесс следует отметить:
- минимальные требования к техническому обеспечению, обязательно лишь иметь доступ в Интернет;
- экономическая выгода, ввиду того что зачастую поставщики таких услуг бесплатно предоставляют доступ к хранилищам данных;
- большинство облачных технологий поддерживают самые последние тенденции и просты в освоении.
На сегодняшний день широко получили распространение онлайн-приложения, которые позволяют создавать методические материалы, презентации, тесты. На этих сервисах можно разместить свои работы, а также посмотреть работы других.
Одним из таких сервисов является Educaplay.com, позволяющий создать интерактивные учебно-методические задания, которые можно использовать как на интерактивной доске, так и встроить в систему дистанционного обучения для самостоятельного изучения. Сервис поддерживает работу с различными мобильными устройствами на разных платформах, отражает информацию о тех тестирующихся, кто лучше справился с заданием и ведет статистику [6].
Системы тестирования с применением дистанционных технологий позволяют создавать тесты для текущего контроля знаний обучаемых, администрировать их и редактировать, встраивать в системы дистанционного обучения. Обычно у таких систем имеются широкие возможности по настройке, гибкость в настройке оценок и создания различных типов вопросов (одиночный выбор, множественный, установка соответствия и т. д.). Все результаты теста будут видны как администратору, так и обучаемому. Пример такой системы - Onlinetestpad.com, который работает в браузере, не требует установки, работает на различных мобильных устройствах.
В образовательных организациях МВД России наибольшую популярность получили следующие модели дистанционного обучения:
- традиционная (заочная), где обучаемые посещают первую очную установочную сессию, большую часть времени изучает материал самостоятельно, минимально контактируя с преподавателем;
- фрагментарная, где обучаемым предоставляется вся необходимая методическая литература в электронном виде, связь с преподавателем происходит посредством различных видов связи;
- электронная, где обучаемые получают весь материал в электронном виде и изучают его самостоятельно;
- комбинированная, при которой сочетаются как очные встречи, так и взаимодействие с преподавателем удаленно [3].
Аппаратное обеспечение, как для создания системы дистанционного обучения, так и со стороны обучаемого, с каждым годом становится все доступнее, каналы сети Интернет расширяются, становятся быстрее, самые современные интерактивные сервисы становятся доступны. Компьютерная грамотность населения растет, профессию можно получить, не выходя из дома, в любом возрасте. Правильно структурированное и сознательно используемое дистанционное обучение может стать долгосрочной стратегией национального возрождения. Несмотря на сложные социальные условия, качественное образование на всех уровнях остается двигателем государственного развития. Интенсивное развитие современных форм образования помогает безопасно преодолевать последствия социальных разногласий [8].
Несмотря на очевидные преимущества и достоинства дистанционного обучения, следует отметить и наличие ряда недостатков. Главным является недостаточная техническая оснащенность обучаемых, даже если со стороны преподавателя будет сделана вся работа, загружены современные интерактивные материалы, это не всегда дает стопроцентный результат. Также на сегодняшний день не решена проблема авторских прав при разработке методических материалов.
Практические работы зачастую невозможно реализовать в домашних условиях. Психологический фактор тоже нельзя отрицать, так как обучающиеся предоставлены сами себе, они не всегда могут организоваться на обуче -ние. Так, при разработке дистанционных курсов в системе повышения квалификации необходимо учитывать особенности обучения взрослых людей, в частности слушателей образовательных организаций МВД России [4]. Зачастую обучаемые не имеют необходимых
навыков самостоятельной работы, что ведет к снижению интереса к изучаемому материалу, им сложно организовать свою деятельность в условиях неформальной обстановки, постоянно отвлекаясь на посторонние задачи. Отсутствие прямого контакта с преподавателем дает почву для бездействия обучаемого и ослабленного контроля со стороны педагога. При возникновении технических проблем обучение останавливается, информация, которая воспринимается обучаемым, без должного объяснения может искажаться и неправильно усвоена. В целом, невзирая на недостатки, дистанционное образование является весьма эффективным и перспективным. При должном формировании методической базы, нормативно-правового аппарата дистанционное образование будет и дальше развиваться и совершенствоваться в нашей стране, что особенно актуально в связи с всеобщим переходом страны в дистанционный режим обучения в связи с пандемией, вызванной COVID-19 [9].
В заключение отметим, что внедрение облачных технологий в процесс обучения образовательных организаций МВД России позволит обучающимся осуществлять систематическое самостоятельное изучение учебного материала, а также подготовку и прохождение тестов по различным дисциплинам. Облачные технологии могут использоваться как в дистанционном обучении, так и в очном, где возрастает доля самостоятельной работы. Для обучающихся по индивидуальному плану облачные технологии незаменимы, так как большая часть работы происходит удаленно с консультациями преподавателей.
Постоянно растущие объем знаний и потребность в соответствующих знаниях и навыках являются двумя глобальными факторами, которые требуют создания и использования быстрой и эффективной системы доставки учебных материалов, а не только в дополнение к исторически сложившейся системе образования, но и заменить некоторые из его уже устаревших элементов.
Список литературы_
1. Андрюхина, Т. Н. Дистанционное обучение в вузе / Т. Н. Андрюхина // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2015. - № 2. - С. 6.
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2. Гузуева, Э. Р. Роль дистанционного обучения в современном образовании / Э. Р. Гузуева, С. М. Зияудино-ва, А. А. Жамборов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 242-243.
3. Жамборов, А. А. О некоторых вопросах дистанционного обучения в современных условиях (на примере дисциплины "Огневая подготовка") / А. А. Жамборов // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 1 (152). -С. 363-364.
4. Карданов, А. К. Применение дистанционного обучения на занятиях по физической культуре со слушателями образовательных организаций МВД России / А. К. Карданов, Э. Б. Настуев // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - № 2 (15). - С. 39-44.
5. Мусакаев, В. М. Эффективность дистанционных методов обучения на занятиях по физической подготовке / В. М. Мусакаев, А. А. Тхагалегов // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 4(76). - С. 54-56.
6. Тхазеплов, Р. Л. Условия эффективной реализации дистанционных методов обучения в системе профессионального образования / Р. Л. Тхазеплов, Л. А. Малкандуева // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. -№ 4. - С. 340-342.
7. Планкин, К. В. Сложности и перспективы реализации дистанционной формы обучения в образовательных организациях МВД России в условиях пандемии COVID-19 / К. В. Планкин // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2020. - Т. 5. - № 2 (10). - С. 211-215.
8. Фалькина, Т. Ю. Проблемы внедрения дистанционных технологий в образовательных организациях МВД России / Т. Ю. Фалькина, О. Н. Старикова // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 1. -С. 26-29.
9. Якобюк, Л. И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения / Л. И. Якобюк // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 179-181.
References _
1. Andryuxina T.N. Distancionnoe obuchenie v vuze, Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta, 2015, no. 2, pp. 6.
2. Guzueva E'.R., Ziyaudinova S.M., Zhamborov A.A. Rol' distancionnogo obucheniya v sovremennom obrazovanii, Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya. 2020, no. 3 (82), pp. 242-243.
3. Zhamborov A.A. O nekotory'x voprosax distancionnogo obucheniya v sovremenny'x usloviyax (na primere discipliny' "Ognevaya podgotovka"), Evrazijskij yuridicheskij zhurnal, 2021, no. 1 (152), pp. 363-364.
4. Kardanov A.K., Nastuev E'.B. Primenenie distancionnogo obucheniya na zanyatiyax po fizicheskoj kul'ture so slushatelyami obrazovatel'ny'x organizacij MVD Rossii, Gumanitarnye issledovaniya Central'noj Rossii, 2020, no. 2 (15), pp. 39-44.
5. Musakaev V.M., Txagalegov A.A. E'ffektivnost' distancionny'x metodov obucheniya na zanyatiyax po fizicheskoj podgotovke, Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e, 2020, no. 4(76), pp. 54-56.
6. Txazeplov R.L., Malkandueva L.A. Usloviya e'ffektivnoj realizacii distancionny'x metodov obucheniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya, Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry\ 2020, no. 4, pp. 340-342.
7. Plankin K.V. Slozhnosti i perspektivy' realizacii distancionnoj formy' obucheniya v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii v usloviyax pandemii COVID-19, Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2020, vol. 5, no. 2 (10), pp. 211-215.
8. Fal'kina T.Yu., Starikova O.N. Problemy' vnedreniya distancionny'x texnologij v obrazovatel'ny'x organizaciyax MVD Rossii, Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2017, no. 1, pp. 26-29.
9. Yakobyuk L.I. Izuchenie vliyaniya distancionnoj formy' obucheniya vo vremya pandemii na rezul'taty' obucheniya, Mir nauki, kul'tury\ obrazovaniya, 2020, no. 5 (84), pp. 179-181.