Научная статья на тему 'ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: ФАКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: ФАКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВЕБ-ЗАНЯТИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольцова Т. А., Проценко Е. А.

Статья посвящена актуальной проблеме российского образования - сложностям перехода на дистанционное обучение на всех уровнях образовательного процесса. Авторами проводится анализ эффективности дистанционного обучения с целью повышения качества преподавания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковых образовательных организациях высшего образования в онлайн-режиме. В работе указываются некоторые общие преимущества и недостатки дистанционного образования, выделяемые отечественными и зарубежными исследователями. Также приводятся данные и выводы экспериментов об эффективности работы образовательных организаций в связи с массовым переходом на дистанционное обучение в 2020 году. Авторами проанализирован отдельный период обучения иностранным языкам в дистанционном формате. Для анализа эффективности дистанционного обучения была разработана анкета, вопросы которой позволили обучающимся дать общую оценку процессу дистанционного обучения, его технической оснащенности, а также специфики изучения иностранного языка онлайн. Кроме того, был проведен сравнительный анализ успеваемости по дисциплине «Иностранный язык» за период очного и дистанционного обучения, результаты которого отражены на графиках и диаграммах. Проведенное исследование позволило проанализировать некоторые особенности дистанционного обучения иностранному языку, оценить его эффективность в целом, а также выявить существенные достоинства и недостатки с точки зрения обучающихся. Результаты анкетирования послужили основой для разработки рекомендаций преподавательскому составу по устранению трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в дистанционном формате. Авторы пришли к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования учебного процесса путем расширения образовательных возможностей и применения инновационных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY: FACTS AND PROSPECTS

The article is devoted to the current problem of the Russian educational system linked with challenges of the passage of educational process at all stages into a distance form. The authors analyze the effectiveness of distance learning in order to improve the quality of teaching foreign languages in online mode at higher educational organizations. The article points out some general advantages and disadvantages of distance learning determined by Russian and foreign scholars. Data and conclusions of some experiments relating to the efficiency of educational organizations in the conditions of mass passage to a distance learning in the year 2020 are also given. The authors have analyzed a particular period of distance learning of foreign languages. To evaluate the effectiveness of distance learning a questionary has been worked out. The survey allows the students to make a general assessment of the educational process and its technical support as well as some peculiarities of online learning of foreign languages. Moreover, a comparative analysis of students’ performance in the course of foreign language during a distance mode period and in-person learning has been provided, its results being illustrated in graphs and diagrams. The research has allowed to analyze some characteristics of foreign languages distance learning, to evaluate its effectiveness as a whole and to find out some essential advantages and disadvantages from the students’ point of view. The results of the survey have provided a basis for elaborating recommendations for the teachers how to overcome difficulties encountered in the process of foreign language distance learning. The authors come to the conclusion that it is necessary to further improve the teaching and learning process due to the expansion of educational opportunities and the use of innovative pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: ФАКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 372.881.1 Б 01: 10.24412/2071-6427-2021-2-63-77

Опыт дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе: факты и перспективы

Статья посвящена актуальной проблеме российского образования — сложностям перехода на дистанционное обучение на всех уровнях образовательного процесса. Авторами проводится анализ эффективности дистанционного обучения с целью повышения качества преподавания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковых образовательных организациях высшего образования в онлайн-ре-жиме. В работе указываются некоторые общие преимущества и недостатки дистанционного образования, выделяемые отечественными и зарубежными исследователями. Также приводятся данные и выводы экспериментов об эффективности работы образовательных организаций в связи с массовым переходом на дистанционное обучение в 2020 году. Авторами проанализирован отдельный период обучения иностранным языкам в дистанционном формате. Для анализа эффективности дистанционного обучения была разработана анкета, вопросы которой позволили обучающимся дать общую оценку процессу дистанционного обучения, его технической оснащенности, а также специфики изучения иностранного языка онлайн. Кроме того, был проведен сравнительный анализ успеваемости по дисциплине «Иностранный язык» за период очного и дистанционного обучения, результаты которого отражены на графиках и диаграммах. Проведенное исследование позволило проанализировать некоторые особенности дистанционного обучения иностранному языку, оценить его эффективность в целом, а также выявить существенные достоинства и недостатки с точки зрения обучаю-

Как цитировать статью: Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Опыт дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе: факты и перспективы // Ценности и смыслы. 2021.№ 2 (79). С.63-77.

Т. А. Гольцова

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Воронежского института МВД России, г. Воронеж E-mail: tgolzowa@yandex.ru

Tatyana A. Goltsova

PhD (Philology), Associate Professor, Associate Professor of Foreign Languages at Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Е. А. Проценко

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Воронежского института МВД России, г. Воронеж E-mail: procatherine@mail.ru

Ekaterina A. Protsenko

PhD (Philology), Associate Professor, Associate Professor of Foreign Languages at Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

щихся. Результаты анкетирования послужили основой для разработки рекомендаций преподавательскому составу по устранению трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в дистанционном формате. Авторы пришли к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования учебного процесса путем расширения образовательных возможностей и применения инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова: дистанционное образование, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии, педагогические технологии, мониторинг учебной деятельности, формы дистанционного обучения, веб-занятия, совершенствование учебного процесса.

Введение

В XXI веке концепция традиционного образования радикально изменилась. Общество вступило в новую эпоху — революцию онлайн-об-разования. Благодаря интернету и новым технологиям появилась возможность получить качественное образование в любое время и в любом месте. Поскольку интернет стирает границу между понятиями «далеко» и «близко», дистанционное обучение начинает разрушать существующую парадигму образования. Квалифицированные преподаватели продолжают оставаться неотъемлемой частью жизни любого ученика, но технологии позволяют сократить физическое расстояние между участниками образовательного процесса.

В последние годы дистанционное обучение приобретает все большую популярность в силу различных причин. Возможность совмещать работу и учебу, отсутствие необходимости тратить дополнительные средства на поездки или командировки делает эту форму обучения экономически выгодной и более привлекательной для работодателей. Многие образовательные организации высшего образования достаточно активно внедряют разные дистанционные программы, в первую очередь, курсы повышения квалификации и дополнительного образования. При этом современные инфокоммуникационные технологии позволяют обеспечить необходимую техническую поддержку учебного процесса.

В последние годы в условиях распространения ^^-19 и общемировой пандемии дистанционное обучение стало не просто инновационной и перспективной, а единственно возможной формой обучения. 2020 год можно назвать переломным в истории развития дистанционного обучения, которое распространилось практически повсеместно, независимо от ступени образования и специфики контингента обучающихся

Опыт дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе... (в частности, курсанты МВД, МЧС и других ведомств).

Цель статьи, методы исследования

Значительный период 2020 года, когда дистанционное образование использовалось практически во всех образовательных организациях, представляет собой важный опыт, который необходимо проанализировать. Появилось много сторонников дистанционного обучения, не меньше и противников. Споры по этому вопросу не прекращаются до сих пор, со всей очевидностью подтверждая особую актуальность выбранной темы в современных условиях.

Комплексный и детальный анализ всех составляющих учебного процесса, а самое главное — его результатов, позволит выявить возникшие трудности и проблемы, предусмотреть пути их решения в дальнейшем. Новизна данной статьи заключается в попытке авторов осмыслить проведенный дистанционно период обучения с целью определения его эффективности глазами обучающихся, что позволит в дальнейшем повысить качество преподавания дисциплины «Иностранный язык» в дистанционном формате.

Авторами был проведен теоретический анализ научно-педагогических источников по теме статьи, обобщен отечественный и зарубежный опыт. В ходе исследования проводились беседы с преподавателями и учениками, анкетирование, анализ динамики успеваемости обучающихся по дисциплине «Иностранный язык».

Результаты исследования

Несмотря на то, что дистанционное образование в Европейских странах берет свое начало еще в XIX веке [6], массовый переход в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в 2020 году вызвал много сложностей не только у нас в стране, но и за рубежом [8, 13, 10]. Хотя педагогические технологии, основанные на применении ИКТ, широко используются в образовательном процессе, при массовом переходе на дистанционное обучение как преподавательский состав, так и сами обучающиеся осознали свою недостаточную компетентность в технической сфере, кроме того, при организации и проведении занятий всем участникам образовательного процесса было сложно перестроиться с классно-урочной системы на новый формат обучения.

Дистанционное образование имеет ряд несомненных преимуществ:

1. Гибкий график обучения — если при очном обучении для каждого занятия определено его время и продолжительность, место проведения, то в данном случае каждый может выбрать для себя наиболее подходящий темп работы и место обучения. В случае если какой-либо материал вызывает сложности, есть возможность внимательно разобраться в теме, прежде чем перейти к новой. Гибкость учебного процесса позволяет обучаться без отрыва от работы, семьи, не требует переезда [1].

2. Отсутствие страха перед ошибками. Зачастую обучающиеся не хотят участвовать в каких-либо видах работы из-за боязни совершить ошибку, вызвать смех или порицание со стороны остальных участников образовательного процесса. Хотя невозможно изучать иностранный язык «молча», овладев некоторым уровнем самостоятельно (наиболее часто употребляемая лексика, речевые клише, элементарные грамматические конструкции), обучающиеся легче переходят к групповой работе.

3. Возможность применения в любом объеме аутентичных источников — текстовые материалы, подкасты, видеолекции, фильмы и так далее. Из-за ограниченности времени и технических возможностей не всегда преподавателю удается на занятии использовать имеющийся по той или иной теме в свободном доступе материал. Для дистанционного обучения не существует временных рамок и не требуется дополнительного технического оборудования.

4. Снижение финансовых затрат. Дистанционное обучение не предполагает закупку оборудования, оплаты аренды помещения и связанных с этим расходов; состав курса по численности может быть любым; не требуется большого педагогического коллектива — достаточно несколько тьютеров. Финансовая нагрузка снижается и с обучающихся — не нужно закупать литературу, менять место жительства; в результате стоимость дистанционного обучения, как правило, ниже [5].

При всем многообразии преимуществ дистанционная работа имеет и ряд недостатков:

1. Нехватка обратной связи с преподавателем, что влечет за собой отсутствие коррекции, своевременного разъяснения наиболее сложных для понимания вопросов.

2. Отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя.

3. Дистанционное обучение предполагает в большей степени индивидуальную работу, в связи с чем отсутствует межличностное общение.

4. От обучающихся требуются высокая степень самоорганизации

и навыки тайм-менеджмента.

5. При проведении контроля существует проблема аутентификации обучающихся.

6. В некоторых случаях обучение в дистанционной форме может быть более продолжительным, чем очное [14].

По истечении определенного срока дистанционного обучения в 2020 году уже можно делать первые выводы о его эффективности. С этой целью были проведены разного рода опросы педагогических коллективов [4, 7, 11, 12, 14, 15] и обучающихся [2, 14], уже имеются исследования о влиянии дистанционного обучения на образовательные результаты [9]. Полученные данные свидетельствуют о том, что преподавательский коллектив планирует и в дальнейшем использовать онлайн-курсы. Мнения обучающихся о дистанционном обучении различны: определяющими факторами являются возраст, уровень образования и курсы подготовки. Высшей школой экономики вместе с коллегами из Калифорнийского университета Беркли была доказана эффективность дистанционного образования после проведения эксперимента, включающего проверку усвоения материала путем проведения экзамена, выставления оценки за проверочные работы в процессе обучения и анализа субъективных впечатлений обучающихся от пройденного курса [3].

В Воронежском институте МВД России уже несколько лет в дистанционном формате проводились вступительные испытания для поступающих на заочное обучение. Была создана и достаточно эффективно функционировала электронно-образовательная среда на платформе СДО МооШе, которая позволяет не только обмениваться информацией, но и проводить дистанционные занятия в разных формах, осуществлять контроль учебной деятельности курсантов.

Тем не менее, вынужденный переход практически всех образовательных организаций на дистанционное обучение выявил целый ряд проблем разного характера. Даже при необходимой технической оснащенности образовательной организации необходимо учитывать, что далеко не все дисциплины могут быть одинаково легко переведены в дистанционный формат. Так, обучение в образовательных организациях системы МВД предусматривает целый блок практико-ориентированных дисциплин, которые сложно, а подчас просто невозможно освоить самостоятельно или дистанционно. Преподавание иностранного языка, хотя и возможно в дистанционном формате, имеет определенную специфику и вызывает

дополнительные сложности у обучающихся. Кроме того, оказалось, что далеко не все преподаватели и обучающиеся, как технически, так и психологически готовы к такой форме обучения.

В ходе исследования была проанализирована успеваемость курсантов Воронежского института МВД России за 1 семестр 2020-2021 учебного года, был проведен сравнительный анализ оценок по дисциплине «Иностранный язык» за период очного и дистанционного обучения. С целью выяснения мнения самих обучающихся, а также анализа трудностей, возникших в ходе дистанционного изучения иностранного языка, авторами была разработана анкета. В анкетировании приняли участие курсанты второго года обучения юридического факультета Воронежского института МВД России (общая численность около 100 опрошенных). Результаты анкетирования послужили основой для разработки рекомендаций преподавательскому составу по устранению трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в дистанционном формате.

Анализ успеваемости курсантов за первый семестр текущего учебного года показал, что в целом дистанционное обучение не повлияло на эффективность образовательного процесса. Данный факт подтверждается данными о динамике успеваемости курсантов второго года обучения юридического факультета за период очного (сентябрь-октябрь) и дистанционного (ноябрь-декабрь) обучения. Поскольку временные интервалы, проведенные в очном и дистанционном формате, в целом сопоставимы, результаты можно считать релевантными. Кроме того, по тематическому плану и рабочей программе дисциплины «Иностранный язык» на данный семестр приходится один раздел, а именно «Организация правоохранительной деятельности в странах изучаемого языка и России».

Анализ успеваемости по дисциплине «Иностранный язык» проводился по шести учебным группам второго курса юридического факультета. Сравнивался средний балл каждого курсанта за период очного и дистанционного обучения. В результате, была построена индивидуальная траектория изучения иностранного языка для каждого курсанта в группе или подгруппе (см. Рис. 1).

Следует отметить, что в каждой подгруппе было выявлено несколько курсантов, которым в период дистанционного обучения удалось повысить свой средний балл. Данный факт, очевидно, связан с индивидуально-личностными особенностями обучающихся. Поскольку в условиях дистанционного обучения роль преподавателя меняется, прямой контроль

с его стороны ослаблен, большая доля ответственности ложится на самих обучающихся. В данной связи решающее значение имеют такие качества личности, как способность к самоконтролю и самоорганизации, умение рационально планировать свое время, внутренняя мотивация и т.д.

Динамика успеваемости курсантов одной подгруппы

-Курсант 1 Курсант 2 -Курсант 3 -Курсант 4 Курсант 5 -Курсант 6 -Курсант 7 -Курсант 8 -Курсант 9

Очное обучение

Дистанционное обучение

Рис. 1. Индивидуальная траектория успеваемости курсантов в одной подгруппе

Число курсантов, продемонстрировавших снижение успеваемости за период дистанционного обучения, в разных группах неодинаково (см. Рис. 2 и 3, например).

Анализ успеваемости группы 1

I Средний балл понизился Средний былл повысился Средний балл не изменился

Рис. 2. Изменение успеваемости курсантов группы 1 за период дистанционного обучения по сравнению с очным

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

Рис. 3. Изменение успеваемости курсантов группы 4 за период дистанционного обучения по сравнению с очным

Нафоне общей в целом стабильной успеваемости следует отметить, что в разных учебных группах некоторые обучающиеся показали большее или меньшее снижение среднего балла по дисциплине «Иностранный язык» за период дистанционного обучения по сравнению с очными занятиями (см. Рис. 4). Очевидно, что данный факт можно рассматривать не только в общем контексте вариабельности показателей учебной деятельности, но и в связи с индивидуальными особенностямиадаптации обучающ ихся к системе дистанционного обучения.

Рис. 4. Анализ динамики успеваемости по группам

С целью выявления возникших проблем и наибольших трудностей в процессе дистанционного изучения иностранного языка, авторами была разработана анкета. Она включает несколько блоков вопросов, касающихся общей оценки процесса дистанционного обучения, его технической оснащенности, связанных, в том числе с обучением иностранному языку, а также специфики изучения данной дисциплины.

В целом, курсанты достаточно легко адаптировались к условиям дистанционного обучения (66% — отлично, 34% — хорошо). Большинство курсантов (86%) отметили, что им нравится учиться дистанционно, лишь 7% выразили свою неудовлетворенность. При этом выяснилось, что уровень мотивации обучающихся не зависит напрямую от формы обучения. Большинство опрошенных (52%) отметили, что их мотивация в целом не изменилась, а у некоторых (41%) даже повысилась. Половина обучающихся, принявших участие в анкетировании, не почувствовали изменений учебной нагрузки в связи с переходом на дистанционное обучение. Многие (88%) высоко оценили работу преподавательского состава.

Среди преимуществ дистанционного обучения чаще всего отмечались следующие:

- значимость индивидуального темпа работы, которая связана с гибкостью учебного процесса;

- повышение мотивации за счет обучения в комфортной обстановке и возможности совмещать обучение с другими видами деятельности;

- возможность многократного повторения материала, вызывающего трудности;

- интересная форма подачи материала за счет использования информационных технологий и различных источников аутентичной информации.

В рамках дистанционного обучения курсанты получили возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, исходя из собственных потребностей, индивидуально-личностных особенностей и уровня языковой подготовки.

К недостаткам дистанционного образования обучающиеся отнесли:

- большой объем учебного материала за счет увеличения доли самостоятельной работы;

- сложность выполнения практических заданий без одновременного объяснения преподавателя;

- технические перебои в процессе работы системы дистанционного обучения;

- нехватка живого общения с преподавателем и сокурсниками.

Анкетирование показало, что в период дистанционного обучения

преподавателями иностранного языка использовались различные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, онлайн-те-стирование, проведение занятий в режиме конференц-связи и чата. Наиболее эффективными, с точки зрения самих обучающихся, оказались синхронные формы работы — веб-занятия и чаты, поскольку в таких случаях присутствует двустороннее общение, как и при очной системе обучения. В данном случае материал не выносится на самостоятельное изучение, а преподаватель принимает непосредственное участие в образовательном процессе. Достаточно популярным видом работы оказалось и онлайн-тестирование, целью которого является самоконтроль со стороны обучающихся.

Следует отметить, что в ходе анкетирования были высоко оценены возможности современных технологий, которые позволили разнообразить учебный процесс путем привлечения дополнительных материалов, в силу разных причин не так часто используемых в процессе очного обучения — онлайн-игры, веб-квесты, видеоролики с последующим выполнением интерактивных заданий и так далее.

Заключение

Проведенное исследование позволило проанализировать некоторые особенности дистанционного обучения иностранному языку, оценить его эффективность в целом, а также выявить существенные достоинства и недостатки с точки зрения обучающихся. Анкетирование показало, что переход с очного обучения на дистанционное, хотя и связан с некоторыми сложностями, не вызвал у обучающихся особых трудностей. Кроме того, они подчеркнули высокую значимость знаний, полученных в период онлайн-обучения. Преимущества дистанционного обучения положительно повлияли на отношение к образовательному процессу, в то время как его недостатки привели к незначительному снижению успеваемости у отдельных курсантов.

По результатам анкетирования выяснилось, что наибольшие трудности вызывал процесс изолированного выполнения практических заданий, при отсутствии одногруппников и параллельных разъяснений

преподавателя. Недостаток живого общения и непосредственного контроля со стороны преподавателя сводит на нет возможность скорректировать свой ответ, своевременно исправить ошибки или предотвратить их появление в дальнейшем.

Безусловно, обучающиеся по-разному чувствуют себя в условиях очного и дистанционного обучения, причем в данном случае значительную роль играют именно их индивидуально-личностные особенности. Следует отметить, что компенсация недостатков этой формы работы является задачей преподавателя, который в соответствии с особенностями дисциплины должен грамотно подобрать педагогические методы и приемы работы. Особое внимание следует уделять созданию необходимых условий для индивидуализации процесса обучения иностранным языкам, учитывая разный уровень языковой подготовки обучающихся, степень их адаптации к дистанционному обучению и готовности к самостоятельной работе.

При обучении иностранным языкам важную роль играет межличностное общение, поэтому преподавателям рекомендуется:

1) рационально подойти к распределению учебной нагрузки на аудиторные занятия и самостоятельную работу;

2) предусмотреть значительную долю учебного материала на синхронную работу (в режиме чатов или конференц-связи, так как никакая самостоятельная работа не может заменить общение без потери качества);

3) на самостоятельную работу следует оставлять контрольно-измерительные материалы, упражнения для закрепления пройденной совместно с преподавателем темы и самоконтроля, дополнительную информацию по теме, подготовку различного рода проектов, презентаций, письменных работ;

4) особое значение в условиях дистанционного обучения приобретает индивидуальная работа преподавателя с курсантами, позволяющая своевременно устранить возникающие трудности и компенсировать недостатки дистанционного образования.

В целом, дистанционное обучение иностранным языкам в образовательных организациях высшего образования можно считать достаточно эффективным при условии совершенствования учебного процесса путем расширения образовательных возможностей и применения инновационных педагогических технологий.

Литература

1. БиричевскаяЮ. Г., Ильиных Т. В. Преимущества дистанционного обучения в системе Moodle // Вестник научных конференций. 2018. № 6-1(34). С. 14-17.

2. Брандлерг П. Дистанционное или классическое? Об эффективности дистанционного обучения в контексте российской системы образования в интервью школьников и студентов // Коммунист. 4 июня 2020 [Электронный ресурс]. URL: https:1kommunist.ru/2020/06/04/distancionnoe-ili-klassicheskoe-ob-effektivnosti-distancionnogo-obucheniya-v-kontekste-rossijskoj-sistemy-obrazovaniya-v-intervyu-shkolnikov-i-studentov/(дата обращения: 04.03.2021).

3. Голованов Г. Российский эксперимент доказал эффективность обучения онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.plus/2020/04/09/rossiiskii-eksperiment-dokazal-effektivnost-obucheniya-onlain (дата обращения: 04.03.2021).

4. Кувшинова Е. Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительства РФ) // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 8-15.

5. Леоке И. В., Ушакова Г. Н. Плюсы и минусы дистанционного образования // Вопросы педагогики. 2020. № 3-2. С. 146-148.

6. Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России // Теория и практика образования в современном мире. Материалы VIII международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015. С. 29-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Опрос показал, что педагоги вузов скептически настроены к дистанционному образованию. // Вести образования. 20 мая 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/5/20/distant/13065opros_pokazal_chto_pedagogi_ vuzov_skepticheski_nastroeny_k_distantsionnomu_obrazovaniyu (дата обращения: 05.03.2021).

8. Сапрыкина Д. И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.

9. Тарасова Н. В. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza (дата обращения: 15.03.2021).

10. Adedoyin O. B., Soykan E. Covid-19 pandemic and online learning: the challenges and opportunities // Interactive Learning Environments. 02 September 2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10494820 .2020.1813180 (дата обращения: 15.03.2021).

11. Bouchrika I. 50 Online Education Statistics: 2020 Data on Higher Learning & Corporate Training [Электронный ресурс]. URL: https://www.guide2research.com/ research/online-education-statistics (дата обращения: 14.03.2021).

12. Dhawan S. Online Learning: A Panacea in the Time of COVID-19 Crisis // Journal of Educational Technology Systems. 20 June 2020 [Электронный ресурс] URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0047239520934018 (дата обращения: 14.03.2021).

13. Kaufmann K., Buschmeier M. Ungeübt in der digitalen Lehre // Frakfurter allgemeine Zeitung. 03 April. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.faz.net/ aktuell/karriere-hochschule/hoersaal/studium-zu-corona-zeiten-unis-sind-ungeuebt-in-digitaler-lehre-16707420.html (дата обращения: 27.03.2021).

14. Korolkov А., Germanov G. Langueva O, Shevyakova A., Poskrebysheva N. Advantages and disadvantages of distance learning on students' and teachers' of the physical culture faculty opinion [Электронный ресурс]. URL: https://www. bioconferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/10/bioconf_pes2020_00058/ bioconf_pes2020_00058.html (дата обращения: 27.03.2021).

15. Marinova I. 20 Fascinating Online Education Statistics 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://review42.com/resources/online-education-statistics/ (дата обращения: 27.03.2021).

EXPERIENCE OF DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY: FACTS AND PROSPECTS

The article is devoted to the current problem of the Russian educational system linked with challenges of the passage of educational process at all stages into a distance form. The authors analyze the effectiveness of distance learning in order to improve the quality of teaching foreign languages in online mode at higher educational organizations. The article points out some general advantages and disadvantages of distance learning determined by Russian and foreign scholars. Data and conclusions of some experiments relating to the efficiency of educational organizations in the conditions of mass passage to a distance learning in the year 2020 are also given. The authors have analyzed a particular period of distance learning of foreign languages. To evaluate the effectiveness of distance learning a questionary has been worked out. The survey allows the students to make a general assessment of the educational process and its technical support as well as some peculiarities of online learning of foreign languages. Moreover, a comparative analysis of students' performance in the course of foreign language during a distance mode period and in-person learning has been provided, its results being illustrated in graphs and diagrams. The research has allowed to analyze some characteristics of foreign languages distance learning, to evaluate its effectiveness as a whole and to find out some essential advantages and disadvantages from the students' point of view. The results of the survey have provided a basis for elaborating recommendations for the teachers how to overcome difficulties encountered in the process of foreign language distance learning. The authors come to the conclusion that it is necessary to further improve the teaching and learning process due to the expansion of educational opportunities and the use of innovative pedagogical technologies.

Keywords: distance learning, foreign languages, information-communica-

tion technologies, pedagogical technology, monitoring educational outcomes,

forms of distance learning, web-class, improving teaching and learning process.

Referenceces

• Adedoyin O. B., Soykan E. Covid-19 pandemic and online learning: the challenges and opportunities [Электронный ресурс] // Interactive Learning Environments. 02 September 2020. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10494820.2020.1 813180 (дата обращения: 15.03.2021).

• Birichevskaya YU.G., Il'inyh T. V. Preimushchestva distancionnogo obucheniya v sisteme Moodle // Vestnik nauchnyh konferencij. 2018. № 6-1(34). S. 14-17. [In Rus].

• Bouchrika I. 50 Online Education Statistics: 2020 Data on Higher Learning & Corporate Training [Электронный ресурс]. URL: https://www.guide2research.com/research/on-line-education-statistics (дата обращения: 14.03.2021).

• Brandlerg P. Distancionnoe ili klassicheskoe? Ob effektivnosti distancionnogo obucheniya v kontekste rossijskoj sistemy obrazovaniya v interv'yu shkol'nikov i studen-tov [Elektronnyj resurs] // Kommunist. 4 iyunya 2020. URL: https://1kommunist. ru/2020/06/04/distancionnoe-ili-klassicheskoe-ob-effektivnosti-distancionnogo-obu-cheniya-v-kontekste-rossijskoj-sistemy-obrazovaniya-v-intervyu-shkolnikov-i-studen-tov/ (data obrashcheniya: 04.03.2021). [In Rus].

• Dhawan S. Online Learning: A Panacea in the Time of COVID-19 Crisis [Электронный ресурс] // Journal of Educational Technology Systems. 20 June 2020. URL: https://jour-nals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0047239520934018 (дата обращения: 14.03.2021).

• Golovanov G. Rossijskij eksperiment dokazal effektivnost' obucheniya onlajn [Elektronnyj resurs]. URL: https://hightech.plus/2020/04/09/rossiiskii-eksperiment-dokazal-effek-tivnost-obucheniya-onlain (data obrashcheniya: 04.03.2021). [In Rus].

• Kaufmann K., Buschmeier M. Ungeübt in der digitalen Lehre [Электронный ресурс] // Frakfurter allgemeine Zeitung. 03 April 2020. URL: https://www.faz.net/aktuell/kar-riere-hochschule/hoersaal/studium-zu-corona-zeiten-unis-sind-ungeuebt-in-digitaler-lehre- 16707420.html (дата обращения: 27.03.2021).

• Korolkov А., Germanov G. Langueva O, Shevyakova A., Poskrebysheva N. Advantages and disadvantages of distance learning on students' and teachers' of the physical culture faculty opinion [Электронный ресурс]. URL: https://www.bioconferences.org/articles/ bioconf/full_html/2020/10/bioconf_pes2020_00058/bioconf_pes2020_00058.html (дата обращения: 27.03.2021).

• Kuvshinova E. E. Distancionnoe obuchenie v usloviyah krizisa 2020 (na primere Finansovogo universiteta pri Pravitel'stva RF) // Sovremennoe pedagogicheskoe obra-zovanie. 2020. № 4.S.8-15. [In Rus].

• Leoke I. V., Ushakova G. N. Plyusy i minusy distancionnogo obrazovaniya // Voprosy pedagogiki. 2020. № 3-2. S. 146-148. [In Rus].

• Marinova I. 20 Fascinating Online Education Statistics 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://review42.com/resources/online-education-statistics/ (дата обращения: 27.03.2021).

• Maslakova E. S. Istoriya razvitiya distancionnogo obucheniya v Rossii // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Materialy VIII mezhdunarodnoj nauchnoj kon-ferencii. Sankt-Peterburg, 2015. S. 29-32. [In Rus].

• Opros pokazal, chto pedagogi vuzov skepticheski nastroeny k distancionnomu obra-zovaniyu [Elektronnyj resurs] // Vesti obrazovaniya. 20 maya 2020. URL: https://vogazeta. ru/articles/2020/5/20/distant/13065opros_pokazal_chto_pedagogi_vuzov_skeptiches-

ki_nastroeny_k_distantsionnomu_obrazovaniyu (data obrashcheniya: 05.03.2021). [In Rus].

• Saprykina D. I., Volohovich A. A. Problemy perekhoda na distancionnoe obuchenie v Rossijskoj Federacii glazami uchitelej. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya.— M.: NIU VSHE, 2020. 32 s. [In Rus].

• Tarasova N. V. Kak vliyaet sejchas i povliyaet v perspektive perevod obrazovatel'nogo processa v distancionnyj rezhim na obrazovatel'nye rezul'taty [Elektronnyj resurs]. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tara-sova-ekspertiza (data obrashcheniya: 15.03.2021). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.