Решение - за руководством вуза. Но именно кадровый состав Т.В. Семенова и К.А. Вилкова выделяют в качестве одной из групп условий, необходимых для обеспечения успешной интеграции открытого онлайн-курса в образовательный процесс вуза, наряду с администрированием процесса интеграции и функционалом онлайн-платформы [5].
В заключение отметим, что внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс вуза, безусловно, будет иметь как свои плюсы, так и минусы. Среди неоспоримых преимуществ можно выделить реализацию принципов непрерывного образования, повышение привлекательности образовательных программ, восполнение имеющегося кадрового дефицита, существенную экономию финансовых и временных ресурсов. Среди недостатков - необходимость специальной подготовки преподавателей и тьюторов онлайн-обучения, высокие затраты на
Библиографический список
подготовку собственных онлайн-курсов, заключение договора между вузами о реализации образовательных программ со встроенными в них онлайн-курсами.
Однако оценивая все плюсы и минусы внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс вуза, следует признать, что достоинств оказывается гораздо больше, чем недостатков. К тому же отмеченные недостатки не являются для вуза столь непреодолимым препятствием. Возможности, которые открываются с включением онлайн-курсов в учебные планы вуза, позволяют сделать образовательный процесс более персонифицированным и максимально отвечающим потребностям обучающихся. При этом внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс должно быть не только тщательно продуманным и гибким со стороны руководства вуза, но и добровольным и творческим со стороны преподавателей.
1. Методические рекомендации о включении онлайн-курсов в учебные планы. Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Available at: https://about.sfu-kras.ru/files/about/metodicheskie_rekomendacii.pdf
2. Коган М.С., Уайндстейн Е.В. Альтернативы массовым открытым он-лайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза. Вопросы методики преподавания в вузе. 2017; Т. 6, № 20: 19 - 28.
3. Чамчиян АЮ. К вопросу о возможности сочетания МOOК и традиционных форм обучения. Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014; № 1-1: 339 - 347.
4. Анализ потребностей вузов и опыта включения открытых онлайн-курсов в учебные планы. Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Available at: https://cdn.openedu.ru/fd95ff/8c1c1f15/docs/needs-analysis-2.pdf
5. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов. Университетское управление: практика и анализ. 2017; Т. 21, № 6: 114 - 126.
6. Рождественская Е.А. Проблемы цифровизации высшего образования в формате массовых открытых онлайн-курсов. Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2019; № 7: 256 - 261.
7. Хорошилова С.П. К вопросу об интеграции МOOК в образовательную программу магистратуры. Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2020; Т. 14: 235 - 241.
References
1. Metodicheskie rekomendacii o vklyuchenii onlajn-kursov v uchebnye plany. Associaciya «Nacional'naya platforma otkrytogo obrazovaniya» Institut obrazovaniya, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Available at: https://about.sfu-kras.ru/files/about/metodicheskie_rekomendacii.pdf
2. Kogan M.S., Uajndstejn E.V. Al'ternativy massovym otkrytym on-lajn kursam pri integrirovanii ih v uchebnyj process vuza. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2017; T. 6, № 20: 19 - 28.
3. Chamchiyan A.O. K voprosu o vozmozhnosti sochetaniya MOOK i tradicionnyh form obucheniya. 'Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii. 2014; № 1-1: 339 - 347.
4. Analiz potrebnostej vuzov i opyta vklyucheniya otkrytyh onlajn-kursov v uchebnye plany. Associaciya «Nacional'naya platforma otkrytogo obrazovaniya» Institut obrazovaniya, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Available at: https://cdn.openedu.ru/fd95ff/8c1c1f15/docs/needs-analysis-2.pdf
5. Semenova T.V., Vilkova K.A. Tipy integracii massovyh otkrytyh onlajn-kursov v uchebnyj process universitetov. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017; T. 21, № 6: 114 - 126.
6. Rozhdestvenskaya E.A. Problemy cifrovizacii vysshego obrazovaniya v formate massovyh otkrytyh onlajn-kursov. Aktual'nye problemy prepodavaniya matematiki v tehnicheskom vuze. 2019; № 7: 256 - 261.
7. Horoshilova S.P. K voprosu ob integracii MOOK v obrazovatel'nuyu programmu magistratury. Aktual'nye problemy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. 2020; T. 14: 235 - 241.
Статья поступила в редакцию 23.03.21
УДК 377.031
Ivashko M.I., Doctor of Sciences (History), Professor, Head of Department of General Medical Disciplines, Russian State University of Justice (Moscow, Russia),
E-mail: mihail-ivashko@yandex.ru
ORGANIZING THE LEARNING PROCESS IN A CONTEXT OF UBIQUITOUS DISTANCE LEARNING: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM IN THE SPO SYSTEM. The article is devoted to the activities of educational institutions of secondary vocational education during the widespread introduction of distance learning. As a research task, an attempt is made to identify problems related to the activities of the teaching staff in conditions of self-isolation, the participation of students in the educational process during the study of general education disciplines, the role in the organization of the educational process in conditions of distance learning of the administration of the educational institution. The systematization of theoretical and factual material is carried out, the analysis of personal experience, practices of other educational institutions of secondary vocational education in distance learning is carried out. As a result of the conducted research, the key problems of the one-year experience of distance learning in the context of the pandemic are identified, possible ways to solve them are proposed, and a range of issues that need to be addressed for more effective use of distance learning in subsequent pedagogical activities is identified.
Key words: educational process, distance learning format, secondary vocational training, teacher, student.
М.И. Ивашко, д-р ист. наук, проф., зав. каф. общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия, г. Москва,
E-mail: mihail-ivashko@yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПОВСЕМЕСТНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ СПО
Статья посвящена деятельности образовательных заведений среднего профессионального образования в период повсеместного введения дистанционного формата обучения. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка выявления проблем, связанных с деятельностью преподавательского состава в условиях самоизоляции, участием в образовательном процессе студенческой аудитории в ходе изучения общеобразовательных дисциплин, ролью в организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения администрации учебного заведения. Проведена систематизация теоретического и фактологического материала, осуществлен анализ личного опыта, практик других учебных заведений СПО по обучению в дистанционном формате. В результате проведенного исследования установлены ключевые проблемы годичного опыта дистанционного обучения в условиях пандемии, предложены возможные пути их решения, определен круг вопросов, которые требуют решения для более эффективного использования дистанционного обучения в последующей педагогической деятельности.
Ключевые слова: учебный процесс, дистанционный формат обучения, среднее профессиональное обучение, преподаватель, студент.
Пандемия, которая захлестнула весь мир в 2020 году, затронула все сферы жизни человеческого общества. Не осталось в стороне от её влияния и образование. Сложившаяся ситуация внесла значительные коррективы в эту область деятельности человека. В частности, под влиянием мер, направленных против распространения заболеваемости среди обучаемых и обучающих, в одночасье изменилась организация учебного процесса, в том числе в учебных заведениях, реализующих программы среднего профессионального образования (далее - СПО). Внезапность и повсеместность введения дистанционного формата обучения, на наш взгляд, и стали причиной возникновения проблем, с которыми впервые столкнулось большинство учебных заведений при организации учебного процесса. В обстановке, когда образовательные заведения постепенно возвращаются к обычному для них ритму деятельности, традиционному обучению, актуальность поднятой в статье темы обусловлена необходимостью осмысления, рефлексии, по-другому говоря - самоанализа годовой практики, повсеместного применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, извлечения необходимых уроков из пережитого. В этой связи целью данной статьи является выявление и анализ наиболее острых проблем, которые стояли и стоят перед образовательными заведениями среднего профессионального образования (далее ОЗ СПО) после переходного периода на дистанционный формат обучения, а также обобщение опыта их решения. Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи: определить степень изученности поднятой в статье темы в научной литературе, установить круг тех проблем, которые являются препятствием на пути организации учебного процесса в дистанционном формате в условиях самоизоляции, увидеть шаги, предпринимаемые педагогическим сообществом РГУП с целью их решения, рассмотреть сложности, с которыми столкнулись студенты первого курса при освоении общеобразовательных дисциплин с началом нового учебного года, продемонстрировать пути их преодоления.
Следует заметить, что с дистанционным обучением (далее - ДО), под которым, по определению профессора А.А. Андреева понимается «целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, со средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и между собой», педагогическое сообщество было знакомо и до пандемии [1, с. 40]. Начиная приблизительно с середины 90-х гг прошлого века, оно постепенно входило в практику отечественных образовательных заведений. Об этом свидетельствует сложившаяся правовая база. Так, порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий были прописаны в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» в статье 16 и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816, в ряде других документов. Огромный вклад в разработку теоретических и практических основ дистанционного обучения и распространения его в России внесли исследования известных ученых Е.С. Полат, В.С. Торопцова, М.Ю. Бухаркиной, М.Е. Вайндорф-Сысоевой, других ученых, нашедшие отражение в монографической, учебной литературе [2 - 4]. Вопросы организации дистанционного обучения в российской системе образования активно обсуждались и на страницах периодических изданий [5 - 6]. Содержание этих и других работ позволяет увидеть степень распространения технологий дистанционного обучения, а также вопросы, которые решали учебные заведения при их внедрении до весны 2020 года, когда, по замечанию исследователя Е.В. Вознесенской, «удаленная образовательная модель» была «недостаточно распространена в России» [7, с. 123], по мнению авторов статьи «Проблемы дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования», она была «эффективна при получении дополнительного образования и повышении квалификации, когда у студентов уже есть азы профессиональной очной формы обучения» [8].
Количественный анализ публикаций, отражающий организацию дистанционного обучения в системе СПО с началом периода самоизоляции, позволил увидеть значительный рост внимания педагогического сообщества к данной проблеме. В то же время анализ содержания опубликованных работ дал возможность установить те вопросы, которые очень остро встали перед подавляющим большинством ОЗ СПО при организации дистанционного обучения в условиях пандемии. Условно их можно разделить на две группы. В одной из них изложены трудности, с которыми столкнулись преподаватели, студенты, в целом ОЗ СПО при организации учебного процесса в условиях перехода на дистанционный формат обучения. Во второй группе в большей степени нашли отражение конструктивные шаги, предпринятые педагогическим сообществом в этой непростой обстановке.
Отмечая степень готовности педагогов к переходу на дистанционный формат обучения как одну из острых проблем, с которой столкнулись учебные заведения среднего профессионального образования, исследователь В.Н. Панова замечает, что «первые дистанционные занятия превращались в систему самообразования самого преподавателя» [9]. В.В. Югов еще более критичен при оценке состояния преподавательского состава в начале периода самоизоляции, называя его «деморализованной группой», которая переживала «личную» и «профессиональную депрессию» [10]. И.С. Сергеев объясняет это состояние «дефицитом общих компетенций педагога». Правда, здесь же замечает и о не-
достатке «общих компетенций» у «студента» и их «родителей» как одной из проблем, с которой столкнулись ОЗ СПО с началом самоизоляции и при повсеместном переходе всего учебного процесса на дистанционный формат обучения [11]. На неготовность студентов к дистанционному обучению («60% отметили эту проблему как существенную, острую или непреодолимую») обращают внимание и авторы «Аналитического обзора влияния ограничительных мер в условиях пандемии на качество образовательного процесса в СПО» [12, с. 11]. Следует заметить, что в публикациях по рассматриваемой теме отражены и другие трудности, с которыми столкнулись ОЗ СПО при переходе на дистанционное обучение в период самоизоляции. Исследователи А.С. Бугров и И.В. Крепец все эти проблемы предлагают разделить на «организационные», «информационно-компетент-ностные», «программно-планирующие», «содержательные», «методические», «материально-технические» [13, с. 55 - 56]. Подобный подход, на наш взгляд, позволяет увидеть масштаб тех проблем, которые встали перед системой СПО в период повсеместного перехода на дистанционное обучение.
Вместе с тем нельзя не заметить публикации, в которых нашли отражение шаги, предпринятые педагогическим сообществом для налаживания учебного процесса в условиях повсеместного введения дистанционного формата обучения. Так, Т.В. Бакина делится опытом использования дистанционных образовательных технологий в ходе преподавания специальных дисциплин в колледже [14]. Д.Е. Гладышев на примере конкретного учебного заведения демонстрирует наиболее эффективно используемые цифровые платформы при проведении отдельных форм занятий по некоторым общеобразовательным дисциплинам [15, с. 65] и т.д.
Таким образом, анализ научных публикаций по теме статьи показал, что в основной массе они посвящены проблемам, с которыми столкнулась система СПО при переходе на повсеместное дистанционное обучение и организацию учебного процесса в данном формате весной - летом 2020 года. В то же время в научной литературе недостаточно освещена деятельность ОЗ СПО, работающих в режиме самоизоляции с начала 2020 - 2021 учебного года. Новизна данной статьи состоит в том, что в ней на примере Российского государственного университета правосудия в рамках реализации программы СПО определены наиболее острые проблемы, которые стояли перед педагогами и студентами в ходе преподавания и изучения общеобразовательных дисциплин, а также продемонстрированы шаги, направленные на их решение.
Опыт годового дистанционного обучения показал важность и необходимость своевременного решения вопросов, связанных с деятельностью в условиях самоизоляции преподавательского состава. Среди них, несмотря на сложившуюся практику, - неоднозначное отношение педагогов к проведению процесса обучения в дистанционном формате.
Весной - летом 2020 года, как показывает исследование ученых ФИРО РАНХиГС, «51% преподавателей, работавших в системе СПО, заявляли о неготовности к эффективной работе в условиях дистанционного обучения» [12, с. 11]. Сегодня на примере конкретного педагогического коллектива можно констатировать, что ситуация меняется к лучшему. Так, та часть преподавательского состава, которая с энтузиазмом в короткие сроки адаптировалась к новым условиям преподавания в переходный период (весна 2020 года), сегодня плодотворно работает над совершенствованием методики обучения студентов с использованием дистанционных образовательных технологий, конструктивно решает в связи с этим возникающие вопросы. Заметим, что это - подавляющее большинство коллектива. Другая часть включилась в предложенный формат обучения студентов, приняла новые условия труда как данность, которую нельзя изменить. Она овладела основными инструментами дистанционного обучения. Однако при любой возникающей сложности данная категория преподавателей демонстрирует свое несогласие с этим форматом деятельности, что явно мешает настрою на работу и влияет на её качество. Третьи же, согласившись с условиями преподавания, заняли выжидательную позицию, надеясь на скорое окончание данного режима работы. А к дистанционному обучению относятся как к вынужденной, временной мере, вызванной форс-мажорными обстоятельствами.
В определённой степени неоднозначное отношение к дистанционному обучению объясняется увеличением нагрузки на преподавателя. У преподавателя общеобразовательной дисциплины, как показывает повседневная практика, она выросла за счет консультативной работы, которая проводится в виде индивидуального собеседования со студентами, времени, которое уделяется педагогом для проверки домашних заданий студентов. Выросла его загруженность в результате необходимости разработки, отбора учебно-методических материалов, которые размещаются в системе электронного обучения РГУП «Фемида» (далее СЭО «Фемида») к каждому уроку, времени, затраченного на подготовку к занятиям и т.д. Эти и другие виды работ, потребовали введения строгого учета рабочего времени, пересмотра, экономического обоснования и прописывания в локальных актах, регулирующих учебную нагрузку педагога, мер, направленных на материальное стимулирование его труда. Представляется, что это один из путей преодоления неоднозначного отношения педагога к дистанционному формату и повышения его мотивации для освоения и применения новых образовательных технологий в учебном процессе.
Важным вопросом, связанным с ролью преподавателя в организации обучения в дистанционном формате, на сегодняшний день является уровень его методической подготовленности (наличие соответствующих компетенций для организации дистанционного обучения). Период, когда преподаватель в ряде случаев выстраивал учебный процесс «наощупь», через систему «проб и ошибок», закончился. Сегодня существует настоятельная необходимость совершенствования компьютерной грамотности педагога, формирование у него цифровых компетенций, навыков проектирования дистанционных курсов, умения в дистанционном формате направлять самостоятельную работу студентов и т.д.
Актуальным остается вопрос взаимодействия преподавателя со студентами. Первый опыт показал, что вопросы, возникающие в новом формате обучения, зачастую решались преподавателями обычным способом, через личную электронную почту, чат-общение и т.д. Электронный контент, который создавался в экстремальной ситуации, был нацелен на сиюминутное решение задачи - обеспечить непрерывность учебного процесса. В нынешней ситуации перед участниками образовательного процесса стоит задача, для одной стороны - полноценное овладение знаниями, а для другой - совершенствование умений применять в учебном процессе новые информационно-коммуникативные формы представления учебного материала.
На решение, в том числе и перечисленных вопросов, были направлены как меры, принятые администрацией учебного заведения, так и непосредственно кафедральным коллективом. Например, освоение программы «Актуальные вопросы цифровой трансформации современного образования», которая была предложена преподавательскому составу, позволило ему повысить уровень информационной культуры. С целью повышения эффективности учебных занятий на уровне кафедры были внесены изменения в методику преподавания общеобразовательных дисциплин. В частности, в условиях, когда учебно-методические материалы к уроку выкладываются в облачное хранилище заранее для ознакомления студентов, методика подачи новой темы, в отличие от традиционной формы обучения, была изменена. При подготовке задания на самостоятельную работу для студентов-первокурсников преподавателям было рекомендовано подробно излагать пошаговое его движение при изучении очередной новой темы по общеобразовательной дисциплине. Добиваясь максимальной объективности в оценке результатов работы студента за семестр, кафедра рекомендовала изменить подход в подготовке контрольно-измерительных материалов так, чтобы задание на зачете или экзамене позволило студенту продемонстрировать умение пользоваться знаниями по тому или другому предмету и т.д.
Вторая, очень важная проблема, связанная с организацией дистанционного обучения, - это участие в образовательном процессе студенческой аудитории.
Следует отметить, что в самом сложном положении при переходе на дистанционный формат обучения в условиях самоизоляции оказались первокурсники, которые не успели приобрести достаточного опыта общения с педагогом в период традиционного учебного процесса. Еще в более трудной ситуации оказались те студенты, которые пришли на обучение в ОЗ СПО 1 сентября 2020 года и вынуждены были учиться в дистанционном формате. Слабые навыки организации самостоятельной работы, а зачастую - неумение и незнание, как это сделать в новой для себя форме обучения, только усложнили процесс их адаптации. Усугублению положения способствовали недостаточный контроль за их учебной деятельностью в дистанционном формате обучения со стороны педагога, слабая внутренняя мотивация на получение знаний в создавшейся ситуации. Важным препятствием на пути дистанционного обучения, как показывает анализ, послужила низкая степень технического оснащения рабочих мест студентов (отсутствие ПК, неустойчивая связь, отсутствие веб-камеры и т.д.). Следует констатировать, что данный фактор оказал и оказывает влияние на степень вовлеченности студентов в учебный процесс, результативность успеваемости. Необходимость выполнять самостоятельную работу в письменной форме практически по всем общеобразовательным дисциплинам привела к увеличению нагрузки на студента в часы самостоятельной работы. Как показал опрос, первокурсники испытывали трудности из-за невозможности оперативно получить своевременную консультацию при подготовке к очередному занятию.
С целью преодоления сложностей с началом учебного года была проведена разъяснительная работа с родителями студентов, выяснялась степень технической оснащенности «рабочего места» каждого обучаемого при помощи анкетирования. Со студентами-первокурсниками проведены ознакомительные обучающие онлайн-занятия, в рамках которых доведены особенности организации учебного процесса в формате среднего профессионального образования. В целях организации учебного процесса студентам представлялась информация, которая размещена в облачном хранилище СЭО «Фемида» (https://femida. raj.ru/). Речь шла об интерактивном расписании уроков со ссылками на платформу ZOOM, учебные материалы для проведения занятий в дистанционной форме (текстовые материалы уроков, презентации, электронные учебники, другие информационно-познавательные материалы по теме урока), рекомендуемые бесплатные онлайн-курсы по ряду общеобразовательных дисциплин. По-другому говоря, в доступной форме излагались образовательные возможности, а с другой стороны - опасности дистанционного образования. Одновременно среди обучаемых были распространены подготовленные преподавателями рекомендации,
направленные на профилактику негативного влияния дистанционного формата обучения на здоровье студентов.
В ходе самого учебного процесса были предприняты шаги по подготовке методических материалов, нацеленных на оказание помощи студенту в период самостоятельной работы по изучению общеобразовательных дисциплин. В частности, были даны рекомендации по использованию в интересах изучения той или иной дисциплины электронных библиотечных ресурсов Znanium.com, ЮРАЙТ, BOOK.ru, НЦР РУКОНТ. Была развернута консультативная работа, которая приобрела в условиях дистанционного формата индивидуальный характер.
Третья проблема, которая остается актуальной, на наш взгляд, в условиях повсеместного продолжения дистанционного обучения, связана с организацией учебного процесса, деятельностью администрации учебного заведения. Действительно, практика показывает, что степень ее решения затрагивает интересы всех участников образовательного процесса - и обучающих, и обучаемых, но зависит не только от них, а и от деятельности управленческих структур учебного заведения, в целом администрации, отвечающей за его организацию. Речь идет о своевременном внесении (с учетом возникающих потребностей) изменений в локальные нормативные акты о создании материально-технических условий, других шагов, направленных на организацию учебного процесса в дистанционном формате.
Анализ научных публикаций по теме, знакомство с опытом деятельности ряда ОЗ СПО показали, что в условиях перехода на дистанционное обучение в кратчайшие сроки в учебных заведениях были приняты нормативные акты для организации учебного процесса. Однако на их содержании не могли не отразиться форс-мажорные обстоятельства, в которых они принимались. Пролонгация периода самоизоляции в новом учебном году привела к тому, что в утвержденные в переходный период локальные акты были внесены изменения, а в отдельных случаях приняты в соответствии с ситуацией новые документы, регламентирующие деятельность учебного заведения в дистанционном формате. Например, на упорядочение рабочего времени педагога, регулирование трудовых отношений, повышение эффективности преподавательской деятельности в целом было направлено Положение «О дистанционной работе ФГБО ВО РГУП». Вопросы организации учебного процесса с учетом опыта работы весной - летом 2020 года были откорректированы в новом «Порядке реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий па период действия ограничений в связи с коронавирусной инфекцией». С целью совершенствования учета успеваемости студентов в дистанционном формате централизовано через СЭО Фемида были введены электронные журналы, которые позволили видеть общую динамку работы обучаемого на протяжении семестра, усилить контроль за посещаемостью занятий студентами как со стороны преподавателя, так и со стороны учебной части и т.д.
Актуальной оставалась задача наращивания методической базы, направленной на повышение эффективности учебного процесса в дистанционном формате. С этой целью преподавателям были предоставлены методические рекомендаций по подготовке и проведению занятий в режиме вебинара, в том числе и проведение промежуточной аттестации в устной форме на платформе ZOOM, уточнены требования к размещению материалов по дисциплинам в облачном хранилище, к подготовке видеолекций, онлайн-курсов. Важное значение для регулирования взаимодействия обучающих и обучаемых имело издание формализованных этических норм как для преподавателей, так и для студентов для работы (преподавания и обучения) в дистанционном формате и т.д.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что в арсенале ОЗ СПО в условиях пандемии появились новые методы обучения; отличные от традиционных формы взаимодействия между преподавателями и студентами; в практике преподавания значительное место заняли цифровые технологии; наконец, повсеместно и реально в экстренном порядке в учебном процессе стали применяться дистанционные образовательные технологии.
Рассматриваемая тема позволяет сделать следующие выводы:
1. Организация учебного процесса в системе СПО в условиях повсеместного перехода на дистанционное обучение нашла отражение на страницах научных периодических изданий. В то же время проблематика, связанная с деятельностью ОЗ СПО, которые с сентября 2020 года находятся на дистанционном формате, на сегодняшний день освещена в научной литературе недостаточно.
2. Изучение практики организации учебного процесса в условиях повсеместного введения дистанционного обучения в системе СПО, опыт РГУП позволили определить основные проблемы, от решения которых зависит его эффективность - это отношение к дистанционному обучению преподавательского состава, степень вовлеченности в учебный процесс студенческой аудитории, место и роль в организации дистанционного формата обучения администрации учебного заведения.
3. От преподавательского состава, его готовности в новых для себя условиях совершенствовать свое профессиональное мастерство и работать над повышением результативности занятий, проводимых с помощью информационных и телекоммуникационных технологий, во многом зависит качество учебного процесса в дистанционном формате. Одним из важных инструментов для достижения этой цели является мотивированность педагога.
4. Обучение в дистанционном формате в условиях повсеместного его использования, представляется, явление временное. Но даже в этот период важно не упустить время в работе со студенческой аудиторией первокурсников. Зная ее особенности, в том числе и возрастные, трудности, с которыми она сталкивается в период освоения общеобразовательной программы, следует со всей серьезностью их учитывать с первого дня в ходе организации учебного процесса при дистанционном формате обучения для формирования необходимых профессиональных компетенций.
5. Практика повсеместного введения нового формата обучения показала необходимость иметь в арсенале учебного заведения пакет документов, подготовленных на случай перевода всего учебного процесса в дистанционный формат обучения.
Библиографический список
В качестве общего вывода следует констатировать, что в период организации учебного процесса в условиях пандемии его техническая оснащенность выросла, электронная информационно-образовательная среда расширилась, часть преподавателей с энтузиазмом взялись за интенсификацию учебного процесса при помощи дистанционно-образовательных технологий. По нашему представлению, возврата к старому алгоритму в образовании не будет, так же как и продолжения повсеместного использования дистанционного формата при отмене пандемии. Но в то же время его элементы, безусловно, будут востребованы при традиционной форме обучения. Для того чтобы годичный опыт деятельности ОЗ СПО не ушел в разряд пережитого, необходимо его обобщение для последующего использования в учебном процессе.
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Открытое образование. 2013; № 5: 40 - 47.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений. Москва: Издательство «Академия», 2004.
4. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения. Москва: Издательство Юнити-Дана, 2000.
5. Астахова Т.А. Возможности и проблематика дистанционных форм обучения, выбор системы дистанционного обучения. Управление человеческим потенциалом. 2012; № 1: 56 - 63.
6. Блоховцова ГГ., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения. Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016; № 118: 89 - 92.
7. Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве. Наука и школа. 2017; № 1: 116 - 123.
8. Фазлиахметова РМ., Миронова Ю.Н. Проблемы дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования. Available at: http://www.econf.rae.ru/ pdf/2018/06/7020.pdf
9. Панова В.Н. Дистанционная форма обучения в колледже. Молодой ученый. Казань, 2020: 45 - 48. Available at https://moluch.ru /conf/ped/archive/371/15909/
10. Югов В.В. Применение дистанционного обучения в СПО - проблемы и пути решения. Available at: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/24/statya_yugov.docx
11. Сергеев И.С. Дидактические проблемы цифровой трансформации среднего профессионального образования на фоне борьбы с пандемией. Техник транспорта: образование и практика. 2020; 1 (1-2): 14 - 20. Available at: https://doi.org/10.46684/2687-1033.101
12. Блинов В.И., Сергеев И.С., Сатдыков А.И., Осадчева С.А. Аналитический обзор влияния ограничительных мер в условиях пандемии на качество образовательного процесса в СПО. Экспертно-аналитическая записка. Available at: https://firo.ranepa.ru/files/docs/vliyaniye_ogranichitelnih_mer_spo.pdf
13. Бугров А.С., Крепец И.В. Анализ результативности организации электронного обучения в системе среднего профессионального образования в период самоизоляции. Профессиональное образование и рынок труда. 2020; № 2: 55 - 57.
14. Бакина Т.В. Организация дистанционного обучения в СПО по специальным дисциплинам. Available at: http://проф-обр.рф/blog/2020-05-21-1572
15. Гладышев Д.Е. Дистанционные технологии в преподавании общеобразовательных дисциплин в колледже. Профессиональное образование и рынок. 2020; № 2: 63 - 65.
References
1. Andreev A.A. Distancionnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tehnologii. Otkrytoe obrazovanie. 2013; № 5: 40 - 47.
2. Vajndorf-Sysoeva M.E., Gryaznova T.S., Shitova V.A. Metodika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2020.
3. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh pedagogicheskih zavedenij. Moskva: Izdatel'stvo «Akademiya», 2004.
4. Romanov A.N., Toropcov V.S., Grigorovich D.B. Tehnologiya distancionnogo obucheniya. Moskva: Izdatel'stvo Yuniti-Dana, 2000.
5. Astahova T.A. Vozmozhnosti i problematika distancionnyh form obucheniya, vybor sistemy distancionnogo obucheniya. Upravlenie chelovecheskim potencialom. 2012; № 1: 56 - 63.
6. Blohovcova G.G., Malikova T.L., Simonenko A.A. Perspektivy razvitiya distancionnogo obucheniya. Novaya nauka: strategiii vektoryrazvitiya. 2016; № 118: 89 - 92.
7. Voznesenskaya E.V. Distancionnoe obuchenie - istoriya razvitiya i sovremennye tendencii v obrazovatel'nom prostranstve. Nauka i shkola. 2017; № 1: 116 - 123.
8. Fazliahmetova R.M., Mironova Yu.N. Problemy distancionnogo obucheniya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Available at: http://www.econf.rae.ru/ pdf/2018/06/7020.pdf
9. Panova V.N. Distancionnaya forma obucheniya v kolledzhe. Molodojuchenyj. Kazan', 2020: 45 - 48. Available at https://moluch.ru /conf/ped/archive/371/15909/
10. Yugov V.V. Primenenie distancionnogo obucheniya v SPO - problemy iputiresheniya. Available at: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/24/statya_yugov.docx
11. Sergeev I.S. Didakticheskie problemy cifrovoj transformacii srednego professional'nogo obrazovaniya na fone bor'by s pandemiej. Tehniktransporta: obrazovanieipraktika. 2020; 1 (1-2): 14 - 20. Available at: https://doi.org/10.46684/2687-1033.101
12. Blinov V.I., Sergeev I.S., Satdykov A.I., Osadcheva S.A. Analiticheskij obzor vliyaniya ogranichitel'nyh mer v usloviyah pandemii na kachestvo obrazovatel'nogo processa v SPO. 'Ekspertno-analiticheskayazapiska. Available at: https://firo.ranepa.ru/files/docs/vliyaniye_ogranichitelnih_mer_spo.pdf
13. Bugrov A.S., Krepec I.V. Analiz rezul'tativnosti organizacii 'elektronnogo obucheniya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya v period samoizolyacii. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2020; № 2: 55 - 57.
14. Bakina T.V. Organizaciya distancionnogo obucheniya v SPO po special'nym disciplinam. Available at: http://prof-obr.rf/blog/2020-05-21-1572
15. Gladyshev D.E. Distancionnye tehnologii v prepodavanii obscheobrazovatel'nyh disciplin v kolledzhe. Professional'noe obrazovanie irynok. 2020; № 2: 63 - 65.
Статья поступила в редакцию 23.03.21
УДК 37.013
Ilyuschenko N.S., PhD in Philology, Professor of Department of Foreign Languages, Moscow Art Theatre School (Moscow, Russia),
E-mail: ilnatali77@mail.ru
Bagdasarova E.V., PhD in Philology, Financial University under the Government of the Russian Federation, (Moscow, Russia),
E-mail: elvina_bag@mail.ru
APPLYING THE THEORY OF SOLVING INVENTIVE PROBLEMS IN THE PROFESSIONAL TRANSLATORS TRAINING. The relevance of the present issue is caused by a strong need to search for educational technologies aimed not only at acquiring knowledge, but also at developing students' personal, cognitive and creative abilities. One of the concepts that allow to maintain such balance is the pedagogical system of the theory of solving inventive problems (TRIZ), founded by Russian Prof. M.M. Zinovkina and based on the problem-search method and independent creative activities of students. The aim of the article is to implement TRIZ-technology method in 2 groups of linguists-translators (control and experimental) at the Faculty of Foreign Languages in Russian State Social University. Methods of transformation in the translation of proper names from English into Russian are identified and classified. The results of the research and t-Student criterion calculation showed that the experimental group did better than the control one. For the first time, TRIZ elements, originally created to solve scientific and technical problems, are successfully applied in the field of linguistics in the preparation of linguists-translators.
Key words: creative pedagogy, TRIZ-technology method, brainstorming, linguists-translators.
Н.С. Ильющенко, канд. филол. наук, доц., проф., Школа-студия МХАТ имени А.П. Чехова, г. Москва, E-mail: ilnatali77@mail.ru
Э.В. Багдасароеа, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва,
E-mail: elvina_bag@mail.ru