вание этой программы вносит в занятие позитив, выполняет функцию вовлечения, и студенты его очень любят Пример окна для предварительного просмотра приведен на рис. 2. Kahoot не является программой для опроса и оценивания в привычной нам форме, здесь нет проигравших, есть только победители.
Какой вид колебаний происходит, когда мы раскачиваем качели?
Рис. 2. Вид вопроса в онлайн-программе «Kahoot» Библиографическийсписок
Spatial.chat - это интерактивная среда для организации интерактивного общения. Участники в онлайн создают пространство, напоминающее реальные комнаты. Группа находится в комнате, и каждый участник может перемещаться в пределах комнаты, точнее, перемещать своё изображение, которое транслируется с его видеокамеры. Участники могут «подходить», разговаривать, что-то показывать, играть на гитаре и т.д. Среда подходит для бесед по интересам в неформальной обстановке, позволяет создать внутри группы уютную атмосферу в условиях удаленного обучения, когда учащиеся или студенты разделены друг с другом. Такой, слабо относящийся к обучению подход оказывается эффективен, он позволяет переключиться и понять, что даже в контексте удаленного обучения у группы может быть что-то общее, хоть как-то компенсирующее недостаток простого человеческого тепла.
Около года назад преподаватели оказались в ситуации, когда пришлось создавать онлайн-курсы, не имея для этого значительного опыта. За короткий промежуток времени было освоено огромное количество программ и получен бесценный опыт, которым теперь можем делиться и относиться к ситуации не как к случившейся с нами неприятности, а как к шансу узнать новый, неведомый нам мир цифровых технологий. Сейчас, возвращаясь к аудитории, хочется верить, что мы возьмем с собой всё самое лучшее и полезное, что так щедро дал нам цифровой мир, и традиционные занятия «заиграют новыми красками».
Описанные в статье инструменты могут быть широко использованы преподавателями. Они интуитивно понятны, в большинстве своём бесплатны или условно бесплатны, т.е. имеют достаточно большой бесплатный функционал. Обзор составлен для программ, которые предполагают возможность выгрузки цифрового следа с последующей его обработкой и визуализацией. Но это уже следующая ступень в развитии образования.
1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2004.
2. Словарь русского языка: в 4-х т. Под редакцией А.П. Евгеньевой. Москва: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.
3. Радаев В.В. Понятиекапитала,формы капиталовиих конвертация. Экономическая социология.2002; № 3 (4).
4. Passmore J. Association for Coaching. Excellence in coaching: the industry guide. London; Philadelphia: Kogan Page, 2010.
5. Fine A., MerrillR. Youalreadyknowhowto begreat: asimpleway toremoveinterferenceandunlock your greatest potential. New York: Portfolio Penguin, 2010.
6. Landsberg M. The tao of coaching: boost your effectiveness at work by inspiring and developing those around you. London: Profile Books, 2003.
References
1. Polonskij V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.
2. Slovar'russkogoyazyka:v4-ht.Podredakciej A.P. Evgen'evoj.Moskva: Russkijyazyk;Poligrafresursy, 1999.
3. Radaev V.V. Ponyatie kapitala, formy kapitalov i ih konvertaciya. 'Ekonomicheskaya sociologiya. 2002; № 3 (4).
4. PassmoreJ. AssociationforCoaching.Excellence incoaching:the /ndustrygu/de.London;Philadelphia:Kogan Page, 2010.
5. Fine A., Merrill R. You already know how to be great: a simple way to remove interference and unlock your greatest potential. New York: Portfolio Penguin, 2010.
6. LandsbergM. Thetaoofcoaching: boostyoureffectivenessatworkbyinspiringanddeveloping thosearound you. London: Profile Books, 2003.
Статья поступила в редакцию 08.02.21
УДК 378
Rybakova I.A., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian
Federation(Moscow, Russia),E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION ABOUT THE PROBLEM OF TEACHING ORGANIZATION FOREIGN LANGUAGE IN THE FRAMEWORK OF DISTANCE LEARNING.
The article deals with the main problems that arise in the organization of the educational process during online learning and reveals their most significant aspects. The author provides data from a statistical survey of teachers and students on the difficulties they encountered in the new educational format and analyzes the causes and consequences of these data. In addition, the author places special emphasis on the need to develop a fundamentally new approach to learning, taking into account the challenges of the digital age, as well as improving both teaching methods and the contents of academic disciplines. Among other things, attention is paid to the psychological aspect of the problem: ill-preparedness of students and teachers to the distance format and ways to overcome this ill-preparedness. It is concluded that educational goalscanbeachievedwiththefullsupportofstudentsandteachers.
Key words: online learning, digital environment, learning difficulties, interactive approach.
ИА.Рыбакова, ст. преп.,Департаментанглийского языкаипрофессиональнойкоммуникации ФГБОУ ВО Финансовый университет
при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
КВОПРОСУО ПРОБЛЕМЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Данная статья рассматривает основные проблемы, возникающие при организации образовательного процесса во время онлайн-обучения, и раскрывает наиболее существенные их аспекты. Автор приводит данные статистического опроса преподавателей и студентов на предмет трудностей, с которыми они встретились в новом образовательном формате, и анализирует причины и следствия, исходя из этих данных. Кроме того, автор делает особый акцент на необходимости выработки принципиально нового подхода к обучению с учетом вызовов цифровой эпохи, а также усовершенствования как методики преподавания, так и содержания учебных дисциплин. Среди прочего уделяется внимание психологическому аспекту проблемы: неготовность студентов и преподавателей к дистанционному формату и способы преодоления этой неготовности. Делается вывод о том, что образовательные цели вполне могут быть достигнуты при условии всесторонней поддержки студентов и преподавателей.
Ключевые слова: онлайн-обучение, цифровая среда, трудности обучения, интерактивный метод.
«Если скорость перемен внутри института меньше, чем скорость перемен снаружи, конец его близок», - утверждает, рассуждая о необходимости идти в ногу с техническим прогрессом, Джек Велш, исполнительный директор «Дженерал Электрик» [1, с. 84]. Приведя эту цитату, отметим, что речь идет не только о внешних составляющих организации образовательного процесса, речь - о методиках, методах и технических средствах, используемых педагогических составом. Несомненно, роль преподавателя при традиционном обучении отточена веками, начиная с Константинопольского университета, открытого в 425 году Феодосием II. Там, помимо философских наук, которые превалировали в Афинской языческой школе, преподавали еще и грамматику Так, согласно указу Феодосия II об основании высшей школы, «...профессоров было 31; они преподавали грамматику, риторику, законоведение и философию. Преподавание велось частью на латинском языке, частью на греческом» [2]. Позднее роль преподавателя в высшей школе как основного источника знаний только возрастала, а университеты становились единственным способом получить высокий уровень знаний, цитаделью знаний, которую нужно было штурмовать, затрачивая на это средства и время.
На рубеже XX - XXI веков мир не мог себе представить, что пройдет всего пятнадцать лет, и высшая школа изменится кардинально. У людей появится возможность обучаться в ведущих университетах мира, получать второе, третье образование, изучать языки, общаться с их носителями, и все это - без отрыва от работы и привычных мест проживания. Интернет-технологии позволяют войти в образовательное пространство и стать успешными и востребованными не только вузами, но и частными лицами. Это расширяет возможности получения узкопрофильного образования, диктуемого мировым рынком труда, но вместе с тем заметно сужает поле деятельности вузов как уникальных учебных заведений, способных обеспечить необходимый уровень образования.
Дистанционное образование - это качественный скачок в развитии высшей школы. Однако многие преподаватели испытывают сомнения в пригодности этого способа в перспективе. События последнего учебного года, когда из-за пандемии коронавируса высшее образование пришлось переводить на дистант, показали, что ответственность за эффективность дистанционного образования лежит в равных долях как на преподавателе, так и на студентах. Но если, по мнению одних, дистанционное обучение не позволяет в должной мере оценить успеваемость студентов, то, по мнению других, преподаватели зачастую сами не готовы к смене привычного алгоритма работы [3]. Дистант, внезапно ставший обязательным для всех ступеней образования, стал серьезным вызовом: 1,5 миллиона преподавателей и 7 миллионов студентов должны были учиться в условиях дистанционного формата обучения. В «Закон об образовании» РФ поправки о дистанционном образовании были внесены 8 июля 2020 года Президентом РФ Владимиром Путиным. Они устранили пробелы в законодательстве РФ о дистанционном образовании. Так, сейчас в ст. 16 № 273 ФЗ РФ дается четкое понятие дистанционного образования как учебного процесса, который проходит при использовании специально разработанных дистанционных образовательных программ и применении технических средств, способствующих эффективной организации учебного процесса, характеризующегося опосредованным взаимодействием педагога и учащихся через сеть Интернет [4].
Таким образом, дистанционное образование самым непосредственным образом интегрируется в систему традиционного образования, при этом обогащая ее и позволяя осуществлять на более качественном уровне индивидуальный подход в организации образовательного процесса. Будучи персонально ориентированным, дистанционное образование обладает всеми признаками традиционного образовательного процесса: оно имеет цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения специфичными средствами Интернет- или других интерактивных технологий.
По мнению ректора РосНОУ Владимира Зернова, «... у дистанционного обучения своя специфика. Не нужны большие площади или те же спортивные сооружения, как в случае с очным. В вузе может быть великолепный стадион, но отвратительная электронная среда - и кому от этого хорошо? Важны качество электронной среды, образовательного контента.» [5]. Таким образом, рассуждая о роли преподавателя иностранного языка в условиях дистанционного образования, необходимо в первую очередь говорить о надлежащей цифровой среде, в условиях которой преподаватель сможет воплотить свои методические разработки. Сейчас о цифровой среде рассуждают много, с упоением рисуя перспективы цифровой экономики. Так, в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» основными целями в области образования и обеспечения кадрами названы:
- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
В отношении будущих специалистов для достижения характеристик, необходимых для цифровой экономики, планируется:
- повысить количество выпускников образовательных организаций по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями;
- повысить количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне;
- увеличить до 40 процентов долю населения, обладающего цифровыми навыками [6].
Без сомнения, цели амбициозны и заманчивы, но что конкретно может предоставить среднестатистический российский вуз для их достижения, если свыше 50% российских преподавателей высшей школы до сих пор не овладели навыками создания эффективной цифровой образовательной среды?
В исследовании, проведенном экспертами Высшей школы экономики, указывается, что более половины учителей старше 60 лет почти или совсем не пользуются Интернетом, а практически каждый пятый педагог в России не обладает достаточными навыками для работы в дистанционном режиме [7]. И, по словам проректора МГТУ имени Баумана Бориса Падалкина, даже после нескольких месяцев интенсивной дистанционной работы у многих преподавателей недостаточно цифровых навыков. Что, естественно, сказывается на уровне организации образовательного процесса в IT- условиях и значительно влияет на уровень усвоения учебного материала студентами [7].
На первый взгляд, дистанционное обучение позволяет воплотить цели, декларируемые программой «Цифровая экономика Российской Федерации», в жизнь. Более того, дистанционное обучение, являясь новым методом организации образовательного процесса, подталкивает вузы к созданию эффективной и отвечающей определённым правилам цифровой образовательной среды. Но здесь возникают определённые сложности. Так, если от обучающихся требуется освоить программу изучения иностранного языка главным образом при помощи технических средств обучения (ТСО) - компьютера или планшета, а также специальных интернет-платформ (например, MSTeams, Webex), на базе которых осуществляется обучение, то от преподавателей требуется владение навыками ведения обучения в рамках цифровой среды, когда весь процесс строится не на личностном контакте «глаза в глаза», а на опосредованном общении с помощью современных цифровых средств коммуникации.
Таким образом, сами вузы заинтересованы в переподготовке преподавателей для работы в цифровой образовательной среде. И большую роль здесь играет и готовность самого высшего учебного заведения к работе в изменившихся условиях. Расширение образовательного пространства, связанное с резким технологическим скачком, который позволил не ограничивать образовательный процесс стенами вуза, поставило перед самими вузами вопрос о выживании в более жесткой конкурентной среде, чем ранее. Региональным вузам уже приходится сталкиваться с конкуренцией, ибо если раньше образование было жестко ограничено областью проживания студента или границами национального государства, то сейчас таких границ почти не осталось. Студент из Хабаровска вполне может обучаться в ведущих высших учебных заведениях Европы или Америки благодаря актуальным цифровым технологиям (онлайн-обучение, Big Data, сетевые практики), а физическая форма обучения (очная - заочная) теряет свою актуальность. В российском педагогическом медиапространстве уже звучат такие слова: эпоха до-ковидного образования, т.е. время, когда технологические решения обеспечивали частичную автоматизацию образовательного процесса, и этого было достаточно для решения учебных задач. Во время пандемии пришлось срочно менять формат обучения. И вузы, как и все российское образование, перешли на обучение в условиях дистанта, перенеся весь образовательный процесс - от лекций до сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных проектов - в цифровое пространство. Таким образом, цифровые технологии стали играть ведущую роль. Для отечественных вузов наступило время проверки готовности работать в ЦОС (цифровой образовательной среде), а для преподавателей - время запуска новых образовательных методов обучения с условием отсутствия оффлайн-общения.
А.Р. Зенков указывает: «Для системы образования в этом контексте возникает серьезный вызов: с одной стороны, уже сейчас критически важно обеспечить подготовку специалистов с цифровыми компетенциями и навыками, с другой - адаптировать свою внутреннюю организационно-институциональную логику для сохранения собственной конкурентоспособности» [8].
В исследовании, проведённом на базе МГППУ в конце 2020 года, студентов и преподавателей просили уточнить, какие трудности у них чаще всего возникали в период дистанционного обучения. Так, среди технических проблем чаще всего называли перегрузку серверов дистанционных платформ, проблемы с интернет-связью. Что касается трудностей, связанных с организацией учебного процесса, то здесь лидировало значительное увеличение нагрузки (как учебной, так и преподавательской), на второе место преподаватели поставили затруднения с организацией групповой работы студентов, на третье - трудности с проведением практических занятий, семинаров. Причем 25% преподавателей указали на сложности с проведением оценочных процедур в дистанционном режиме (рис. 1) [9].
Таким образом, мы видим, что преподавателям высшей школы не хватило навыков работы в цифровой среде, поддержки со стороны технических служб вузов, а студентам - проработанных онлайн-курсов. Как констатируют в интервью журналистам «Интерфакс» директор EdCrunch University НИТУ «МИСиС» Нур-лан Киясов и заместитель проректора по образовательным технологиям УРФУ Виола Ларионова, «.от того что продвинутый в плане цифровых компетенций преподаватель сделает все возможное для переноса занятий в онлайн-среду: за-
Рис. 1. Организационные трудности, с которыми сталкивались студенты и преподаватели во время дистанционного обучения
пишет несколько онлайн-лекций, выложит текстовые материалы и загрузит тесты на платформу - чуда не произойдет» [10].
Нужна серьезная работа как по обучению преподавательского состава умению и навыкам работы в цифровой среде, так и по созданию онлайн-курсов, которые смогут удовлетворить потребности студентов не только конкретного вуза, но и студентов других высших учебных заведений, в том числе и близкого зарубежья, которое имеет с российской высшей школой много общих точек соприкосновения. Вообще грамотные и проработанные онлайн-курсы стали настоящей проблемой для российских вузов, ибо их, как оказалось, не так уж и много в образовательном поле. Тот тип дистанционного обучения, который мы увидели после перехода образовательного процесса в цифровую среду, нельзя назвать в полной мере дистанционным. Экстренный перевод высшей школы в ЦОС показал, что многие вузы воспользовались бесплатными онлайн-курсами от ведущих российских и зарубежных университетов, размещенных на национальной (НПОО) и международных (Coursera, edX и др.) платформах. Однако даже наличие таких курсов не спасло как студентов, так и преподавателей высшей школы от новых проблем: несмотря на бесплатный доступ к контенту курсов, они не предполагали поддержки студентов со стороны вузов-правообладателей, а преподаватели вузов-потребителей не были ознакомлены с методикой онлайн-обучения, предлагаемой этими учебными курсами, и изучали их вместе со своими студентами, не имея возможности помочь им. По сути, весь учебный процесс свелся к простой передаче информации посредством сети Интернет Но дистанционное обучение - это, прежде всего, когнитивный и социальный процесс, требующий поддержки студента. Дистанционное обучение, происходящее в цифровой среде, требует значительных инвестиций, включая платформу онлайн-обучения и качественные онлайн-курсы, обеспечивающие эффективное обучение и поддержку студентов в цифровой образовательной среде. Сама разработка таких курсов предполагает длительный срок - от 6 до 9 месяцев с отработкой навыков работы преподавателя в условиях ЦОС. Такие онлайн-курсы, которые могут обеспечить поддержку студентов, способны разрешить множество задач, которые ставит формат дистанционного обучения перед преподавательским составом.
Перевод на дистанционное обучение образовательного процесса высшей школы - это проблема, заставившая преподавательский состав посмотреть на обучение глазами своих студентов, когда выход в виртуальное образовательное пространство стал из необязательного учебного условия основным, требующим корректировки всех учебных планов занятий.
Рассуждая на эту тему, в первую очередь задаемся вопросом: каким образом роль преподавателя при дистанционном образовании должна измениться, чтобы студенты получали такое же качественное классическое образование, что и при традиционном образовательном процессе?
Педагог высшей школы, преподающий иностранные языки, всегда шел впереди своих коллег по цеху. Иностранный язык требует более сложной методики преподавания, требует многочасовых аудиторных занятий как в группе, так и индивидуально. И этот предмет - один из немногих, который диктует необходимость регулярной языковой практики в идеальном варианте - с носителями языка. Это не вызывает особой проблемы, если сам студент - человек ответственный, склонный к самостоятельной работе, мотивированный на достижение определённой цели, в нашем случае - знаний иностранного языка на высоком уровне. Но, как сказал В.А. Сухомлинский, «...все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» [11]. В случае, если студент слабо мотивирован на регулярную, продолжительную
самостоятельную работу роль преподавателя как в дистанционном обучении, так и в традиционном варианте сводится к регулярному контролю того минимума, который дает преподаватель в ходе занятия. Нерадивый студент, игнорируя задания, ориентированные на самостоятельную работу, по сути, сводит к нулю все усилия преподавателя по созданию эффективного образовательного процесса в условиях отсутствия оффлайн-общения. Такой студент не мотивирован на общение с носителями языка даже в рамках творческих заданий. Но как мы знаем, дистанционное обучение - это обучение, в первую очередь рассчитанное на самостоятельное изучение студентами учебных дисциплин, при минимальном взаимодействии с преподавателем. Дистанционное обучение не исключает ни в коей мере возможности коммуникации с преподавателем и другими студентами для изучения и усвоения учебного материала, но предлагает его в иной форме, пусть более интересной, с огромной долей творческой составляющей, повышающей мотивацию, но требующей огромной самостоятельной работы от каждого участника образовательного процесса. Именно этот основополагающий принцип дистанционного обучения стал камнем преткновения для многих преподавателей, а также студентов. В преподавательских сетевых сообществах часто проскальзывали сообщения, что на связь с преподавателем в указанное в учебном графике время занятия выходило не более 4 - 7 человек из всей группы студентов, которые должны были присутствовать. Сами преподаватели также сталкивались с плохим качеством передачи изображения, задержкой сигнала, а то и вовсе с его исчезновением.
И потому, как нам кажется, одной из главных задач преподавателя в условиях дистанционного обучения становится мотивирование студентов к самостоятельной работе. Это делается достижимым, если применять на занятиях в условиях дистанционного обучения новые методы, которые позволят преподавателю использовать дистанционное обучение со 100% эффективностью.
Нам видится, что роль преподавателя во время дистанционного обучения не должна сводиться к трансляции учебного материала и простейшей проверке знаний. Весь временной промежуток, отведенный на занятие по иностранному языку, должен быть построен так, чтобы все студенты активно участвовали на всем протяжении занятия. А для этого преподаватель должен не только владеть методикой преподавания, но и уметь ее корректировать с учетом создавшихся условий.
Как указывает в своей статье К.М. Куликова, интерактивные методы обучения могут стать для преподавателя незаменимым подспорьем в решении этой задачи. И причиной тому — ориентированность интерактивных методов на взаимодействие студентов с образовательной средой. Применение интерактивных методов в обучении позволяет преподавателю достичь целей образовательного процесса - создать комфортную образовательную среду с учетом личностно ориентированного подхода, которая будет учитывать базовый уровень знания иностранного языка у слушателя, его речевого опыта, интересов и потребностей, что в конечном итоге отразится на уровне мотивированности студента к изучению иностранного языка. По словам К.М. Куликовой, «...интерактивные методы обучения делают студента субъектом учебной деятельности» [12]. Благодаря включению интерактивных методов в образовательный процесс в условиях дистанционного обучения, преподаватель решает следующие задачи:
1. Мотивация студентов к обучению иностранного языка в условиях дистанционного образования.
2. Повышение эффективности усвоения учебного материала.
3. Мотивация студентов на самостоятельную работу.
4. Повышение активности студентов для решения поставленных перед ними учебных задач (выбор одного из предложенных педагогом варианта или поиск собственного варианта решения).
5. Повышение уровня вовлеченности каждого студента в деятельность всей группы во время занятия.
6. Формирование толерантности к мнению другого человека, его вере, национальности, привычкам и нормам общества страны - языкового носителя.
7. Повышение умения студентов работать в команде.
8. Формирование жизненных навыков и профессиональных компетенций.
9. Повышение уровня осознанной компетентности студента в обучении иностранному языку [13].
Таким образом, интерактивные методы в обучении позволяют преподавателю изменить баланс ролей на занятии, что для дистанционного обучения очень важно. Ибо в этом случае роль перестает быть центральной, педагог становится тьютором, сопровождающим ход занятия, регулирующим его процесс. Преподаватель задает цель, организуя занятие, готовит заранее задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения, консультирует при подготовке задания студентов и контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Используя интерактивные методы при дистанционном обучении, педагог стимулирует студентов обращаться к собственному социальному опыту и опыту других людей, формируя более высокий уровень коммуникативной активности, которая является основополагающей при обучении иностранному языку. Студенты учатся совместно решать учебные задачи, приходить к компромиссу, находя точки соприкосновения и т.д. Как указывает К.М. Куликова, благодаря использованию интерактивных методов у студентов более эффективно формируются профессиональные навыки и компетенции. Примером использования интерактивных методов может служить ролевая игра или диалог участников обучения в пространстве MS Teams, где интерфейс позволяет создавать отдельные беседы для студентов, а преподаватель может их одновременно контролировать, переключаясь с одной беседы на другую, корректируя при необходимости ход занятия. Для языковой группы это очень важно, потому что изучение иностранного языка - это, прежде всего, коммуникации, во время которых происходит отработка и закрепление формируемых навыков и компетенций студента. Кроме того, эта платформа позволяет эффективно использовать визуальные учебные материалы, такие как презентация, видео/аудиоролик, различные виды опросов с использованием интерактивной доски и т.д.
Библиографический список
Уход в цифровую образовательную среду ведет к следующему нюансу дистанционного обучения, а именно - к вынужденному использованию преподавателями не только классических, бумажных учебных материалов, но и видеоматериалов. Само по себе дистанционное обучение предполагает большую визуализацию как самого процесса обучения, так и учебных материалов, причиной этого является дополнительная дистанция между преподавателем и студентами, которую создает дистант. Эта отдаленность участников образовательного процесса, невозможность моментального ответа на заданный вопрос (какой бы высокой не была бы скорость интернет-соединения) поглощается визуальными учебными материалами. Кроме того, использование таких учебных инструментов, как видеоуроки, помогает преподавателю нивелировать ограниченную возможность объяснить учебный материал доступно и понятно для слушателей с разным уровнем владения иностранным языком.
Однако использовать весь широкий спектр возможностей, предоставляемых инструментами цифровой образовательной среды, невозможно без наличия у преподавателя определённых личностных качеств, профессиональных навыков и умений. Для успешной работы в условиях ЦОС преподаватель должен владеть способами представления учебного материала в сжатом виде и создания когнитивных графических изображений и визуальных образов, уметь сохранять, тиражировать, обрабатывать и передавать визуальную информацию [14]. Лишь таким образом преподаватель может полноценно обеспечить параллельное усвоение всех основных языковых компонентов (чтение, говорение, аудирование и письмо).
Размышляя о роли преподавателя в рамках дистанционного образования, на наш взгляд, нельзя замыкаться на конкретных методах, методиках и способах его преподавания: проблемы, которые предстоит решить многим российским вузам, намного шире - здесь и налаживание !Т- коммуникаций, поиск оптимальных решений при использовании учебных платформ и контентов, компромиссов при использовании онлайн-курсов других вузов, совместная разработка учебных программ, их унификации и т.д. И, конечно же, планомерное обучение преподавателей работе в условиях цифровой образовательной среды, консультирование и поддержка на всех этапах работы над созданием учебных курсов и во время сеансов онлайн-занятий, переподготовка преподавательского состава с обучением новым способам и методам работы со студентами при изучении иностранного языка. И все это - в условиях дистанционного обучения, когда оффлайн-обще-ние становится непозволительной роскошью, а достижение учебных целей никто не отменял.
1. Дуткевич П. Нужны ли реформы в системе высшего образования? Высшее образование в России. 2015; № 3: 80 - 84.
2. Васильев А.А. Византийская империя. До Крестовых походов. Москва: Алгоритм, 2012; Т. 1. Available at: http://www.hrono.rU/libris/lib_we/vaa124.html#vaa124note131
3. Рогозин Д. Угрозы и возможности дистанционного образования: опрос преподавателей вузов. Троицкий вариант - Наука. Available at: https://trv-science.ru/2020/06/ ugrozy-i-vozmozhnosti-distancionnogo- obrazovaniya/
4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020). Available at: http://www.consultant.ru/document//
5. Агранович М., Колесникова К. Загружаемся в студенты. Российская газета. Федеральный выпуск № 237 (8291). Available at: https://rg.ru/2020/10/20/v-rossii-nachnut-vydavat-licenziiu-na-onlajn- obrazovanie.html
6. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжением Правительства России от 28 июля 2017 г №1632-р). Available at: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0. pdf
7. Набиркина М. Вузовским преподавателям помогут получить навыки работы онлайн. Российская газета. Федеральный выпуск № 237 (8291). Available at: https:// rg.ru/2020/08/11/vuzovskim-prepodavateliam- pomogut-poluchit-navyki-raboty-onlajn.html
8. Зенков А.Р Цифровизация образования: направления, возможности, риски. ВестникВГУ. 2020; № 1 - 55.
9. Исследование МГППУ: трудности, с которыми сталкивались студенты и преподаватели во время обучения в дистанционном формате. Сайт Московского государственного психолого-педагогического университета. Available at: https://mgppu.ru/news/8022
10. Дистанционное обучение в экстремальных условиях. Банкфакс образование. Available at: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/
11. Владова Ю. Спасительная педагогика В.А. Сухомлинского Available at: https://proza.ru/2012/09/25/1268
12. Куликова К.М. Интерактивные методы обучения на современном занятии по иностранному языку в неязыковом вузе. Современное педагогическое образование. 2020; № 6: 17 - 22.
13. Будерецкая И.В. Интерактивные методы и инновационные технологии обучения в образовательном процессе. Социальная образовательная сеть НСПОРТАЛ. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya
14. Дочкин С.А., Мичурина Е.С. Технология визуализации знаний как необходимый аспект подготовки преподавателей университета. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014; № 3 (15): 57.
References
1. Dutkevich P. Nuzhny li reformy v sisteme vysshego obrazovaniya? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015; № 3: 80 - 84.
2. Vasil'ev A.A. Vizantijskaya imperiya. Do Krestovyh pohodov. Moskva: Algoritm, 2012; T. 1. Available at: http://www.hrono.ru/libris/lib_we/vaa124.html#vaa124note131
3. Rogozin D. Ugrozy i vozmozhnosti distancionnogo obrazovaniya: opros prepodavatelej vuzov. Troickij variant - Nauka. Available at: https://trv-science.ru/2020/06/ugrozy-i-vozmozhnosti-distancionnogo- obrazovaniya/
4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.07.2020). Available at: http://www.consultant.ru/document//
5. Agranovich M., Kolesnikova K. Zagruzhaemsya v studenty. Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk № 237 (8291). Available at: https://rg.ru/2020/10/20/v-rossii-nachnut-vydavat-licenziiu-na-onlajn- obrazovanie.html
6. Ob utverzhdeniiprogrammy «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii» (utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossii ot 28 iyulya 2017 g. №1632-r). Available at: http://static. government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0. pdf
7. Nabirkina M. Vuzovskim prepodavatelyam pomogut poluchit' navyki raboty onlajn. Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk № 237 (8291). Available at: https://rg.ru/2020/08/11/ vuzovskim-prepodavateliam- pomogut-poluchit-navyki-raboty-onlajn.html
8. Zenkov A.R. Cifrovizaciya obrazovaniya: napravleniya, vozmozhnosti, riski. Vestnik VGU. 2020; № 1 - 55.
9. Issledovanie MGPPU: trudnosti, s kotorymi stalkivalis' studenty i prepodavateli vo vremya obucheniya v distancionnom formate. Sajt Moskovskogo gosudarstvennogo psihologo-pedagogicheskogo universiteta. Available at: https://mgppu.ru/news/8022
10. Distancionnoe obuchenie v 'ekstremal'nyh usloviyah. Bankfaks obrazovanie. Available at: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/
11. Vladova Yu. Spasitel'naya pedagogika V.A. Suhomlinskogo Available at: https://proza.ru/2012/09/25/1268
12. Kulikova K.M. Interaktivnye metody obucheniya na sovremennom zanyatii po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 6: 17 - 22.
13. Budereckaya I.V. Interaktivnye metody i innovacionnye tehnologii obucheniya v obrazovatel'nom processe. Social'naya obrazovatel'naya set'NSPORTAL. Available at: https:// nsportal.ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya
14. Dochkin S.A., Michurina E.S. Tehnologiya vizualizacii znanij kak neobhodimyj aspekt podgotovki prepodavatelej universiteta. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2014; № 3 (15): 57.
Статья поступила в редакцию 26.02.21