МИДиС: ИННОВАЦИОННЫМ ВЗГЛЯД
НА ОБРАЗОВАНИЕ
DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-93-104
УДК 378.14 ББК 74.480.27
М.В. Василиженко
(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)
ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В статье рассматривается опыт реализации дистанционного обучения английскому языку в «Международном Институте Дизайна и Сервиса» в период распространения коронавирусной инфекции. Дистанционное обучение является основой современного образовательного процесса, в рамках которого перед вузом ставятся новые задачи, связанные с реализацией открытого обучения, с применением педагогических технологий, которые расширяют доступ к любым типам информации, способствуют распространению знаний, автоматизируют процессы контроля и управления процессом обучения. Потенциал Интернета, электронных информационных платформ в области преподавания иностранных языков велик, но их возможности до настоящего времени использовались не в полной мере. Указывается, что особенности реализации дисциплины «Английский язык» в дистанционном формате обучения требуют пересмотра принципов образовательного процесса, выбора оптимальных форм обучения и разработки качественно новых методических материалов. Приведены результаты анкетирования, отражающие основные трудности и проблемы преподавателей данного формата обучения. щ
со
Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн обучение, английский язык, образо- §г вательное пространство, формы дистанционного обучения, средства обучения, мето- > дические аспекты, электронные образовательные платформы, синхронная и асинхрон ная дистанционная деятельность.
о ю го
M.V. Vasilizhenko
(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)
DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY OF TEACHING ENGLISH AT HIGHER SCHOOL: WORK EXPERIENCES
Experience of implementing distance education technology at the International Institute of Design and Service during the corona virus infection is discussed. Distance education is a basis of the contemporary educational process that poses new tasks for the institution of higher education linked to the realization of open education, using pedagogical technologies to widen the access to any types of information, promote the dissemination of knowledge and automate control and management of the teaching/learning process.
<u
т ^
ю о
0
1 I
0
S
J
1
го
к
S 1_
о ц
0
1
X ф
The potential of Internet, electronic and information platforms in foreign language teaching is vast, yet their possibilities have not been fully used till now. It is noted that the specifics of «English» teaching distantly requires renovation of the education process principles, selection of optimal teaching methods and development of qualitatively new methodological materials. Questionnaire results reflecting the main difficulties and problems of teachers doing this technology are presented.
Keywords: distance education, online teaching, English, educational environment, distance education methods, teaching tools, methodological aspects, electronic education platforms, synchronous and asynchronous distance activities.
X
<D
О
го m
OQ
Дистанционное обучение, введенное повсеместно в марте 2020 года в связи с пандемией, дало мощнейший толчок развитию образования с применением дистанционных технологий. Вся система образования была поставлена в безвыходное положение, при котором продолжение образовательного процесса на всех уровнях его реализации стало возможным лишь в дистанционном формате. Несмотря на то, что все вузы оказались в чрезвычайной ситуации и у многих преподавателей возникли барьеры для реализации привычной модели обучения, отработанной годами, система российского высшего образования выдержала подобный «стресс-тест». Об этом говорится в аналитическом докладе «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее», инициированном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации [17]. Основные выводы проведенного анализа состоят в том, что многие вузы показали широкие возможности использования форматов и технологий дистанционной работы. Несмотря на некоторые скептические мнения, результаты многочисленных исследований в этой области и социологических опросов (Агентства Стратегических Инициатив, НИУ ВШЭ) доказывают наличие потенциала и реальных возможностей осуществлять дистанционный формат обучения студентов не только для решения традиционных, но и новых задач университетов.
Несомненно, ряд важнейших процессов жизни вуза невозможно передать цифровизации, и полная реализация некоторых программ высшего образования не
представляется возможной. Тем не менее, специалисты говорят о том, что осознание новых возможностей в сфере дистанционного обучения приведет к повышению конкурентоспособности высшего образования в России. Так, Булат Нуреев, директор программы MOOVE для студентов от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС, говорит о том, что цифровое образование становится массовым и захватывает всю образовательную сферу: «Это поко-ленческий сдвиг. Поэтому образованию не остается ничего другого, как отойти от «трансляционной» образовательной парадигмы в сторону action learning, experiential learning, learning by doing, гей-мификации, управления вниманием аудитории и вовлечения ее в происходящее в новых образовательных форматах» [2].
Повсеместно мы наблюдаем, как вузы всеми силами расширяют возможности своих информационных платформ, увеличивают возможности доступа своих студентов и сотрудников, а также делятся этими возможностями с другими вузами [9]. Специалисты по стратегическим проблемам образования считают, что дистанционная форма обучения является образовательной системой 21 века. Например, министр просвещения России Сергей Кравцов отмечает, что на федеральном уровне уделяется значительное внимание цифровизации образования и добавляет: «.. .Мы заинтересованы в том, чтобы все российские школы и колледжи могли оперативно перейти в дистанционный режим работы». В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» расширение воспитательных возможностей инфор-
мационных ресурсов предусматривает использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационное организационно-методическое оснащение деятельности [16].
По нашему мнению, благоприятными предпосылками развития дистанционного формата обучения в России стал федеральный проект «Цифровая образовательная среда», получивший развитие в рамках национального проекта «Образование» в 2018 году. Целью данного проекта является создание к 2024 году образовательной среды, которая будет безопасна для всех участников процесса и обеспечит высокое качество и доступность образования для всех. Таким образом, именно пандемия и необходимость перехода на дистанционное обучение способствуют тому, что подобная тенденция приобретает особую актуальность в наши дни. И если несколько лет назад формат дистанционного обучения рассматривался преподавателями как дополнительный метод пополнения знаний или разнообразия рутинных практических занятий интерактивными действиями, то сегодня мы наблюдаем переход этого образовательного сегмента из вспомогательного в основной, подкрепленный решением о переходе на дистанционное обучение рекомендациями и приказами Минобрнауки и Минпросвещения [5].
Особую категорию, в рамках исследуемой нами темы, представляет развитие дистанционного формата обучения иностранным языкам. В то время, как основные дисциплины вузов реализовы-вались по-прежнему в очном формате, обучение английскому в дистанционном формате уже на протяжении многих лет предоставляет обучающимся множество способов усовершенствовать свой образовательный процесс и, в первую очередь, осваивать сложные предметы намного быстрее и эффективнее. Данные предпосылки позволяют ученым прогнозировать переход обучения в онлайн и дальнейшее развитие методик обучения как ведущую тенденцию будущего [15].
Актуальность и востребованность дальнейшей разработки рассматриваемой нами проблемы подтверждается и научными исследованиями в области дистанционного обучения иностранным языкам. Так, например, А.Э. Яшонко-ва считает модель интеграции очных и дистанционных форм обучения весьма перспективной для иностранного языка, учитывающей специфику этой дисциплины. В связи с ограниченным количеством времени на уроке преподаватель предлагает использовать формат дистанционного обучения как дополнительный инструмент для формирования необходимого запаса лексики, отработки применения грамматических правил, разбора сложных текстов, обсуждения интересных примеров и т.д. [18].
И.В. Дерюгина рассматривает плюсы и минусы дистанционного обучения английскому языку и подчеркивает значимость онлайн-обучения в связи с выходом данного формата обучения на законодательный уровень [6].
В науке существует ряд работ, в которых рассмотрены проблемы реализации дистанционного обучения английскому языку в вузе и предложены условия, способствующие повышению качества данного вида деятельности. Среди них научные работы К.А. Гаук [3], А.М. Геращенко [4], В.А. Ерофеевой [8], Т.М. Керо-вой [10] и других. Способы расширений функций преподавателя рассматриваются в совместной статье М.В. Малащен-ко, Л.Л. Андреевой и Н.В. Млодзинской [12]. Анализ разработки и применения контрольно-измерительных материалов, а также варианты заданий, которые может получать студент для самостоятельной онлайн-работы описаны в статье А.В. Лучниковой [11]. Весьма актуальной в условиях ограничения проведения массовых мероприятий, на наш взгляд, является работа Д.В. Агальцовой, посвященная организации и проведению веб-квестов по английскому языку в условиях дистанционного обучения в вузе [1].
о ю го
Ш
к
I
го
I
<u
т ^
ю о
0
1
ч к s i_
о ц
0
1
X ф
Обратимся к понятию «дистанционное обучение». М. Преснякова понимает под дистанционным обучением форму получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и Интернет-технологий [14]. По нашему мнению, дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая способна дополнять любую из видов подготовки на расстоянии: очную, заочную или вечернюю. Такое взаимодействие преподавателя и обучающегося сохраняет в себе все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Благодаря этой системе учащиеся имеют возможность осваивать новые материалы, консультироваться с преподавателями, выполнять контрольные и экзаменационные работы в удобное для них время с помощью своего домашнего компьютера. Обучающемуся предоставляют разнообразные ресурсы учебного заведения, которые управляют его самостоятельной работой: при помощи обучающих средств и компьютерных программ, но с ведущей ролью преподавателя [7]. При рассмотрении изучаемой проблемы с такой точки зрения, дистанционное обучение и онлайн-обучение можно понимать либо как равнозначные, либо часто комбинируемые понятия. В связи с тем, что оба понятия подразумевают способ получения знаний с помощью информационных технологий и предполагают использование Интернета (просмотр видео, участие в видеоконференциях, поиск и получение обучающих материалов, закрепление приобретенных навыков на электронных образовательных платформах), грань между данными понятиями нивелируется.
0 Перейдем к рассмотрению особен-
| ностей реализации дисциплины «Ан-
1 глийский язык» кафедрой лингвистики и
го межкультурной коммуникации Частного
щ образовательного учреждения высшего
2 образования «Международный Инсти-
тут Дизайна и Сервиса» в дистанционном формате.
В условиях распространения корона-вирусной инфекции и переходом к дистанционному обучению в первую очередь профессорско-преподавательским составом кафедры по дисциплине «Английский язык» были определены следующие направления деятельности:
- создание эффективного образовательного пространства для обеспечения активного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- выбор оптимальных форм дистанционного обучения для достижения студентами запланированных результатов образовательной деятельности;
- разработка методических аспектов, характерных для реализации данного формата обучения.
Рассмотрим процесс реализации поставленных задач подробнее.
Для решения первой задачи нами использовались современные телекоммуникационные технологии в комбинации с электронными средствами и офлайн-ресурсами с применением двух основных методик: синхронного дистанционного обучения, когда преподаватель и студенты общаются онлайн и активно взаимодействуют; второй вид, асинхронный, предполагал общение участников образовательного процесса офлайн посредством отправки электронной информации [13]. Данные технологии способствовали реализации учебных дисциплин согласно учебному плану в полной мере, а также осуществлению своевременной обратной связи при проверке заданий и оценке выполненных работ после занятий.
При выборе образовательного пространства мы взяли за основу соблюдение методов педагогического взаимодействия, важных, по нашему мнению, при обучении английскому языку, а именно:
1. Метод обучения «один к многим», в основе которого лежит изложение учеб-
ного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активную роль в коммуникации. Данный метод применялся преподавателем во время объяснения материала теоретического характера группе учебной студентов. Специалисты утверждают, что данный метод, свойственный традиционной образовательной системе, получает в настоящее время новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на цифровые носители, дополняются в современном дистанционном обучении электронными лекциями, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений. Электронная лекция, которую готовят преподаватели, может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, подготавливающих студентов к будущим дискуссиям.
2. Метод обучения «многие к многим», для которого характерно активное взаимодействие всех участников учебного процесса. В связи с практической направленностью большинства онлайн-занятий по английскому языку данный метод занял основное место в образовательном процессе, будучи ориентированным на групповую работу студентов и интерактивную коммуникацию на языке. В рамках реализации данного метода преподаватели кафедры смогли осуществить широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Так, например, преподаватель ставил учебную задачу в рамках изучаемой темы (активизация лексики) и поддерживал такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель нес ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.
3. Метод проектов был выбран для осуществления комплексного процесса обучения, позволяющего студентам проявить самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой являлось создание какого-либо продукта. В рамках данного проекта преподаватели кафедры реализовывали коммуникативную направленность обучения иностранному языку. Так, задания, развивающие коммуникативные, исследовательские и творческие навыки включали в себя сбор и анализ необходимой информации на языке, разработку виртуальных путешествий, осуществление переписки с носителями языка.
Для реализации всех вышеперечисленных методов в рамках синхронной методики дистанционного обучения, вузом была оформлена платная корпоративная подписка на использование программного обеспечения для дистанционного преподавания на образовательной платформе «Zoom». Проведение занятий через «Zoom» предполагает активное взаимодействие с любым количеством студентов. Рассмотрим процесс организации занятия подробней. Особенностью данной платформы является создание эффекта полного присутствия обучающихся на занятии и активного участия в учебной деятельности. Преподаватель использует экран в качестве доски в классе. Во время выступления он может делать видимым движение курсора по экрану, дополнять заранее подготовленную презентацию текстом, схемами, рисовальными элементами. Нарисованные фрагменты легко удалять, перемещать и сохранять. Организатор конференции (преподаватель) и участники (студенты) могут писать сообщения для всех, а также переписываться между собой в чате в онлайн-режиме. Для ответа студента или представления итогов работы над индивидуальным проектом, у каждого участника может быть включена функция «микрофон» и «демонстрация экрана». Данная платформа отвечает всем требованиям организации групповой работы и осуществления контроля преподавателем учебной деятельности студентов благодаря встроенной функции «поднять
о ю го
Ш
к
I
го
I
ф
т ^
ю о
0
1
ч к s i_
о ц
0
1
X ф
X
ф
о го СО
OQ
руку». При использовании платформы нашей целью было максимально приблизить учебный процесс к реальному, протекающему в учебной аудитории, а зачастую организовывать его даже более качественно, чем в традиционном очном формате.
При изучении английского языка, важна реализация коммуникативной составляющей процесса обучения. С этой целью на платформе существует возможность создания отдельных залов прямо в ходе мероприятия и группировки их. Полное соответствие академических часов, отведенных дисциплине, обеспечивается возможностью планирования мероприятия заранее, а также использования повторяющейся ссылки, что позволяет полностью дублировать расписание занятий оффлайн.
Асинхронная дистанционная деятельность представляла собой обратную связь студента и преподавателя вне он-лайн-занятий, проверку домашнего задания или письменных работ студентов, передачу информации об образовательном процессе с помощью электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) института. Разработанная уникальная электронная среда института рассчитана на взаимодействие всех участников образовательного процесса МИДиС, предоставляет возможности создания личных и групповых чатов, размещения объявлений информационного характера, осуществления аудио- и видеозвонков и многие другие функции. В момент дистанционного обучения, широкое применение получили гугл-формы или разнообразные тесты на платформах, которые также использовались преподавателями для опроса студентов и организации обратной связи с ними.
Оптимальными формами дистанционного обучения для достижения студентами запланированных результатов образовательной деятельности, кроме вышеперечисленных чат-занятий и веб-занятий, явилось осуществление проектной и исследовательской деятельности.
Так, за время дистанционного обучения, студентами - лингвистами МИДиС был реализован проект «Формирование пула потенциальных иностранных инвесторов для г. Челябинска». Дистанционные формы работы позволили студентам провести мониторинг специализированных сайтов по приоритетным направлениям и составить базу «холодных» контактов из потенциальных иностранных инвесторов, составить на английском языке официальные приглашения к сотрудничеству, создать онлайн-презента-ции по приоритетным направлениям г. Челябинска, осуществить рассылку вышеуказанных писем и презентаций по созданной базе контактов, таким образом сформировав пул «теплых» контактов, ответивших на разосланные письма. Вся работа проводилась дистанционно, с обсуждением возникающих вопросов и принятием решений на платформах «Zoom» и ЭИОС МИДиС.
Для реализации онлайн-обучения английскому языку, преподавателям кафедры потребовалось пересмотреть некоторые методические аспекты совей профессиональной деятельности. Так, например, некоторые преподаватели с переходом на дистанционную форму обучения использовали технологию «problem-based learning» - изучение языка с целью решения конкретной проблемы. В рамках таких занятий студенты заранее получали задание изучить перед онлайн-уроком определенный материал (грамматический или лексический), им предоставлялись необходимые материалы для этой цели в виде ссылок на видеоуроки (большим подспорьем стала библиотека видеоуроков с сайта «Библиотека видео уроков по школьной программе»), аудиозаписи с новой лексикой, а также большие возможности были предоставлены образовательной платформой Юрайт. Онлайн-урок начинался с обсуждения предварительного задания и процесса дистанционного обучения за определенное время. Далее преподаватель отвечал на вопросы студентов по но-
вой теме, и начинался этап употребления изученного материала на практике. Так, например, во время выполнения упражнения на заполнение пропусков или употребление правильной грамматической формы студенты писали правильный вариант в чате. В рамках речевого упражнения обучающиеся отвечали устно. На заключительном этапе осуществлялся контроль знаний и навыков с использованием заданий из интерактивных тетрадей с сайтов «Learning English BBC», «British Council», «Duolingo» и других. Преимуществом данных форм работы является то, что обучающийся видит свои результаты сразу после выполнения задания, а преподаватель не только получает результат и оценку студента в своем личном кабинете, но и может увидеть процесс выполнения задания, проследить, с какой попытки обучающийся дал правильный ответ, и впоследствии проанализировать типичные ошибки и отработать их на следующих онлайн-за-нятиях в группе.
Однако, несмотря на большое разнообразие техник и подходов проведения онлайн-занятий по английскому языку, преподаватели отметили некоторые ключевые отличия данной методики:
- возможные сложности в организации технической стороны проведения онлайн-занятий (увеличение времени на организационные моменты и помощь студентам, возможность появления форс-мажорных ситуаций);
- сложности в управлении вниманием студентов наряду с необходимостью чередовать разные режимы работы с учебным материалом;
- увеличение энергетических затрат преподавателя на проведение онлайн-занятий (отсутствие непосредственного контакта с собеседником, невозможность определить настроение студента, его готовность работать могут провоцировать сложности в выборе спо-
соба организации деятельности студентов).
В рамках нашего исследования интерес представляют результаты опроса студентов о дистанционном формате изучения английского языка. Преподавателями кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации были разработаны вопросы для выявления отношения студентов к организованному онлайн-обучению. Предполагалось, что проведенное анкетирование позволит преподавателям выявить основные трудности и проблемы студентов при данном формате обучения, определить пути их решения, внести возможные коррективы.
Анкета распространялась через ЭИОС МИДиС. Исследование проводилось с 25 мая по 16 июня 2020 г. В анкетировании приняли участие студенты первого-четвертого курсов направления «Лингвистика», а также студенты первых курсов других направлений: «Менеджмент», «Прикладная информатика», «Дизайн». Общее количество опрошенных - 257 человек.
Респондентам было предложено дать развернутые ответы на каждый вопрос анонимно. Среди представленных к анализу вопросов были следующие:
1. С какими проблемами вы столкнулись в рамках организации онлайн-занятий?
2. Изменился ли уровень мотивации к изучению английского языка за время дистанционного обучения?
3. Удобно ли Вам было обучаться в дистанционном формате?
4. Какие дистанционные инструменты применял преподаватель английского языка для организации занятий и обратной связи?
5. Оцените степень удобства использования ЭИОС МИДиС по 5-балльной шкале, где «5» - очень удобно, «1» - совсем неудобно.
6. Что Вам понравилось при обучении в дистанционном режиме?
7. Испытывали ли Вы трудности в процессе обучения, если да, то какие?
о ю го ср
ш
>1
к >1
I
го
I
ф
т ^
ю о
0
1
к
S 1_
о ц
0
1
X ф
X
<u
о го со
m
8. Какие проблемы Вы видите в организации обучения английскому языку в режиме онлайн?
9. Какие дистанционные инструменты применялись в процессе онлайн-обучения?
10. Какие преимущества электронного обучения на данный момент наиболее важны для Вас?
Результаты исследования показали, что, в целом, студенты оказались удовлетворены тем, как организовано обучение английскому языку онлайн. Среди положительных моментов 94% студентов отметили разнообразие и новые формы проведения онлайн-занятий. Был проявлен интерес к дистанционным платформам и интерактивным онлайн-заданиям. Преимуществом онлайн-обучения 87% опрошенных назвали быстрый доступ к занятиям, заданиям и отсутствие необходимости тратить время на дорогу. Комфортная атмосфера работы из дома была отмечена 49% студентов. Небольшое количество опрошенных (38%) назвали повышение самодисциплины и самоорганизации одним из положительных моментов. Немаловажным фактором как для студентов, так и для преподавателей стали показатели посещаемости и итоговых оценок. Данные цифры превысили значения в рамках традиционного формата обучения. Также 63% респондентов ответили, что онлайн-обучение было таким же эффективным, как и традиционное, что доказывает высокий уровень работы, проведенной кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации.
Однако несмотря на перечисленные значимые стороны успешной реализации обучения английскому языку в режиме онлайн, нами были выявлены некоторые сложности, отмеченные респондентами, а именно: более 60% опрошенных отметили нехватку живого общения с преподавателем и одногруппниками как основной социальный фактор. Практически треть студентов чувствовали дискомфорт при ответе в веб-камеру ввиду отсутствия подобного опыта общения
в группе. 63% отметили существенное увеличение учебной нагрузки (вызванное, помимо прочего, расширением доли самостоятельной подготовки). 52% студентов младших курсов отметили недостаток навыков самоорганизации в связи с обострением необходимости большой и самостоятельной подготовки. Мотивация студентов также стала одной из основных сложностей. 72% студентов согласились, что такая форма получения знаний требует высокого уровня самодисциплины, поддерживать которую под силу не всем.
Подводя итоги проведенного исследования, отметим ключевые моменты. Преподавателям кафедры лингвистики удалось своевременно перестроить работу в формате онлайн, сохранить вовлеченность студентов в образовательную деятельность: студенты взаимодействовали с преподавателями, выполняли учебные задачи и проекты. Проанализировав результаты исследования, мы сделали вывод, что основным направлением развития онлайн-обучения следует выделять не цифровые инструменты, а образовательные методики, которые должны быть подвергнуты изменениям и адаптированы к реальности дистантного взаимодействия. Процесс онлайн-обучения нам необходимо выстраивать таким образом, чтобы студенты приобретали навыки самостоятельности, тайм-менеджмента для грамотного распоряжения теми ресурсами, которые им предоставляются.
Для преподавателя назревает необходимость проектировать, внедрять экспериментальные форматы занятий, оцениватьихэффективность,другимислова-ми - быть навигатором в широком потоке информации и одновременно укреплять интерес к изучаемому материалу. Концепция онлайн-занятия должна фокусироваться на обсуждении и рефлексии уже заранее выполненного задания, применении кейс-методов, симуляции, проектной работы. Такие формы работы, по нашему мнению, помогут перевести
характер деятельности студента из пассивно-воспринимающей в активную деятельную позицию.
Библиографический список:
1. Агальцова Д.В. Организация и проведение веб-квестов по английскому языку в условиях дистанционного обучения в вузе [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. - 2020. -№2 (38). С.79-83. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/organi-zatsiya-i-provedenie-veb-kvestov-po-angliyskomu-yazyku-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze/ viewer
2. Будущее образование в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги [Электронный ресурс] // Образование. - Режим доступа: https:// trends.rbc.ru/trends/education/5f0f2d4d 9a79475e6b cc47fc
3. Гаук К.А. Преимущества дистанционного обучения английскому языку [Электронный ресурс] // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. -№1-2. С. 52-53. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=23588663
4. Геращенко А.М. Использование ресурсов Интернета при дистанционном обучении английскому языку [Электронный ресурс] // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов. - 2014. С. 297-302. - Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=21988711
5. Глушенкова Ю. Закон о дистанционном обучении в РФ в 2020-2021 годах - чего ждать школьникам? [Электронный ресурс] // Закон медиа: о законах и не только. - Режим доступа: https://zakonmedia.ru/zakon-o-distancionnom-obuchenii-v-rf-v-2020-2021-godah-chego-zhdat-shkolnikam/
6. Дерюгина Ирина Владимировна Особенности дистанционного обучения английскому языку // Вестник Университета имени О.Е. Кутафи-
на. - 2018. - №11 (51). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ osobennosti-distantsionnogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku
7. Дистанционное и онлайн-обучение -одно и то же? [Электронный ресурс] // Экспертные статьи. - Режим доступа: https://iq007.ru/blog/expert/20200616-distancionnoe-i-onlajn-obuchenie-odno-i-to-zhe
8. Ерофеева В.А. Основные проблемы дистанционного обучения в вузе как части синергетической модели обучения английскому языку в вузе [Электронный ресурс] // Современные гуманитарные исследования. - 2014. -№ 1 (56). - Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item .asp?id=2118393 4
9. Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Институт образования. - Режим доступа: https://ioe.hse. ru/sao_universitycases
10. Керова Т.М. Об использовании скай-па в дистанционном обучении английскому языку [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №3-1. С. 86. -Режим доступа: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=21168731
11. Лучникова А.В. Организация самостоятельной работы студентов по английскому языку в условиях дистанционного обучения в вузе [Электронный ресурс] // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей - 2020. -№5. С. 372-379. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organi-zatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-po-angliyskomu-yazyku-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze/viewer
12. Малащенко М.В., Андреева Л.Л., Млодзинская Н.В. Расширение функций преподавателя английского языка в современном университете в
о ю го
m
к
I
го
I
ф
Т
ю о
0
1
ч к s
о ц
0
1
X ф
условиях электронного обучения и дистанционного образования [Электронный ресурс] // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. -2013. - № 6 (178). С. 142-147. - Режим досту па: http s: //www. elibrary.ru/item. asp?id=21064467
13. Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. - Режим доступа: https:// srg-eco.ru/wp-content/uploads/2020/11/ Rekomendatsii_Minprosveschenia_po_ SDO.pdf
14. Преснякова М. Дистанционное обучение: суть, терминология, особенности [Электронный ресурс] // Центр высшего дистанционного образования в России.- Режим доступа: https:// vuz24.ru/news/o-distantsionnom-obrazovanii/distancionnoe-obuchenie-sut-terminologiya-osobennosti
15. Смирнова А. Для чего и как будут изучать иностранный языки через 20 лет. [Электронный ресурс] // Статья - Режим доступа: Ы^р://2035. media/2018/04/17/translates/
16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015. - Режим доступа: http://static.govemment. ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEF nyHlBitwN4gB.pdf
17. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tsu.ru/ upload/medialibrary/add/uroki-stress_ testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-posle-nee.pdf
18. Яшонкова А.Э. Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка. [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/ inostrannye-yazyki/library/2020/02/11/ statya-primenenie-distantsionnyh-form-obucheniya-v
Поступила 10.03.2021
Об авторе:
Василиженко Мария Валерьевна, кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации, Международный институт Дизайна и Сервиса (г. Челябинск, Россия), доцент, кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Василиженко М.В. Технология дистанционного обучения английскому языку в вузе: из опыта работы // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 1. С. 93-104. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-93-104
References:
1. Agaltsova D.V. Organization and implementation of web quests in English in distance education at higher school [Electronic resource] // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2020. - №2 (38). С.79-83. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsiya-i-provedenie-veb-kvestov-po-angliyskomu-yazyku-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze/viewer [in Russian]
2. Future education on line: how will the lectures, teachers and students change [Electronic resource] Obrazovanie. - Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f0f2d4d9a794 75e6bcc47fc [in Russian]
3. Gauk K.A. Advantages of distance teaching English [Electronic resource] // Professionalnoe obrazovanie i rynok truda. - 2015. - №1-2. C. 52-53. - Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=23588663[in Russian]
4. Gerashchenko A.M. Using Internet resources in distance English teaching [Electronic resource] // Informatsionnye tekhnologii v obespechenii federalnykh gosudatstvennykh obrazovatelnykh standartov. - 2014. C. 297-302. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21988711[in Russian]
5. Glushenkova Yu. Law on distance education in RF of 2020-2021 - what are the school students to expect? [Electronic resource] // Zakon media: o zakonakh i ne tolko. -Available at: https://zakonmedia.ru/zakon-o-distancionnom-obuchenii-v-rf-v-2020-2021-godah-chego-zhdat-shkolnikam/ [in Russian]
6. Deryugina I.V. Specifics of distance English teaching // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. - 2018. №11 (51). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osoben-nosti-distantsionnogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku [in Russian]
7. Distance and online education are they the same? [Electronic resource] // Ekspertnye statii. - Available at: https://iq007.ru/blog/expert/20200616-distancionnoe-i-onlajn-obuchenie-odno-i-to-zhe[in Russian]
8. Erofeeva V.A. Main problems of distance teaching at higher school as a part of synergic model of teaching English at higher school [Electronic resource] // Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. - 2014. - № 1 (56). - Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=21183934 [in Russian]
9. Cases of university quick responses in pandemia period [Electronic resource] // National research university «Higher School of Economics». Institute of Education. -Available at: https://ioe.hse.ru/sao_universitycases [in Russian]
10. Kerova T.M. On using Skype in distance English teaching [Electronic resource] // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2014. - №3-1. C. 86. -Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21168731 [in Russian] 2
11. Luchnikova A.V. Organization of students independent work in English in distance ° education at higher school [Electronic resource] // StudNet. - 2020. - №5. S. P. 372-379. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy- t raboty-studentov-po-angliyskomu-yazyku-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-v- o vuze/viewer [in Russian]
12. Malashenko M.V., Andreeva L.L., Mlodzinskaya N.V. Expanding the functions £
CQ
of English language teacher in a modern university in electronic learning and distance education [Electronic resource] // Izvesiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye hauki. 2013. № 6 (178). C. 142-147. - * Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21064467 [in Russian]
13. Practical recommendation (advice) for teachers, and deputy directors in academic and extra curricular work in educational organizations implementing educational programs of primary, general, basic and secondary education using distance technologies [Electronic resource] // Ministry of education of the Russian Federation. - Available at: https://srg-eco.ru/wp-content/uploads/2020/11/Rekomendatsii_Minprosveschenia_po_ SDO.pdf [in Russian]
14. Presnyakova M. Distance education: essence, terminology, specifics [Electronic ° resource] // Tsentr distantsionnogo obrazovaniya v Rossii. - Available at: https ://vuz24. ru/news/o-distantsionnom-obrazovanii/distancionnoe-obuchenie-sut-terminologiya-osobennosti [in Russian]
15. Smirnova A. What for and how will foreign languages be learned in 20 years [Electronic resource]. - Available at: http://2035.media/2018/04/17/translates/[in Russian]
16. Education development strategy in the Russian Federation for the period till 2025 [Electronic resource] // Decree of the Government of the Russian Federation of 29 May
X
<D
T ^
Ю О
2015. - Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHl BitwN4gB.pdf [in Russian]
17. «Stress-test» lessons: higher schools during and after pandemia [Electronic resource] // Analytical report. - Available at: http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_ testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-posle-nee.pdf [in Russian]
18. Yashonkova A.E. Application of distance education methods in teaching English. [Electronic resource] // Obrazovatelnaya sotsialnaya set. - Available at: https://nsportal. ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2020/02/11/statya-primenenie-distantsionnyh-form-obucheniya-v [in Russian]
About the author:
Vasilizhenko Maria Valerivna, Associate Professor, Department of Linguistics and Intercultural Communication, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, [email protected]
For citation: Vasilizhenko M.V. Distance education technology of teaching english at higher school: work experiences // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 1. P. 93-104. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-93-104
c; s о го m
m
о