Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / Microsoft Teams / MOODLE / самостоятельная работа студентов / онлайн-занятия / distance learning / Microsoft Teams / MOODLE / student independent work / online classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Н. Антонова

В статье раскрываются отдельные, наиболее важные аспекты организации дистанционного обучения на примере Московского городского педагогического университета. Описывается опыт использования в дистанционном обучении Microsoft Teams и MOODLE. Выделяются такие аспекты, как возможность и особенности проведения в системе онлайн лекционных и практических занятий, необходимость конкретных умений и навыков для успешности проведения подобного рода деятельности. В статье подробно раскрываются технические возможности Microsoft Teams, которые использовались преподавателями и студентами Московского городского педагогического университета в период самоизоляции, например, работа с доской, демонстрация рабочего стола, презентации PowerPoint, документы в формате Word и PDF и многое другое, что положительно сказывалось на процессе и результатах обучения. Рассматриваются положительные стороны ведения записи занятий. В статье также затрагивается возможность использования личного кабинета преподавателя и модуля «Система управления обучением». Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на срочность и всеобщность введения дистанционного обучения в период пандемии, его организация была достаточно продуманной и позволила адекватно провести и учебный семестр, и итоговую аттестацию. Представленный в статье материал будет интересен и полезен преподавателям и студентам, у которых процесс дистанционного обучения проходит на платформах Microsoft Teams и MOODLE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Н. Антонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING FOR STUDENTS DURING THE PANDEMIC PERIOD

The most important aspects of the organization of distance learning are revealed in this article in the context of the case of Moscow City Pedagogical University. The experience of using Microsoft Teams and MOODLE in distance learning is described. Such aspects as the possibility and peculiarities of conducting online lectures and practical classes and the need for specific skills and abilities for the success of such classes are highlighted. The technical capabilities of Microsoft Teams that were used by teachers and students of the Moscow City Pedagogical University during the period of self-isolation are reviewed, for example, working with a whiteboard, sharing a desktop, PowerPoint presentations, documents in Word and PDF format and much more features, which had a positive effect on the process of teaching and learning outcomes, are described. The advantages of keeping a record of classes are considered. The possibility of using the teacher’s personal account and the Learning Management System module is also discussed. The presented material allows us to conclude that the urgency and ubiquity of the introduction of distance learning during the pandemic did not harmed its organization and was sufficiently thought out and made it possible to adequately conduct both the academic semester and the final certification. The material presented in the article may be of particular interest to teachers and students who have a distance learning process on Microsoft Teams and MOODLE platforms.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

4. Stor I.N. Dekorativnaya zhivopis': uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: MGTU imeni A.N. Kosygina, 2004.

5. Andreev V.N., Andreev N.V. Vidy risunka i znachimost' ih vypolneniya na fakul'tete arhitektury i dizajna TOGU. Novye idei novogo veka - 2014: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Habarovsk: Izdatel'stvo Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014; № 2: 300 - 306.

6. Logvinenko G.M. Dekorativnaya kompoziciya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Izobrazitel'noe iskusstvo». Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2006.

Статья поступила в редакцию 12.09.20

УДК 378

Antonova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

SOME ASPECTS OF ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING FOR STUDENTS DURING THE PANDEMIC PERIOD. The most important aspects of the organization of distance learning are revealed in this article in the context of the case of Moscow City Pedagogical University. The experience of using Microsoft Teams and MOODLE in distance learning is described. Such aspects as the possibility and peculiarities of conducting online lectures and practical classes and the need for specific skills and abilities for the success of such classes are highlighted. The technical capabilities of Microsoft Teams that were used by teachers and students of the Moscow City Pedagogical University during the period of self-isolation are reviewed, for example, working with a whiteboard, sharing a desktop, PowerPoint presentations, documents in Word and PDF format and much more features, which had a positive effect on the process of teaching and learning outcomes, are described. The advantages of keeping a record of classes are considered. The possibility of using the teacher's personal account and the Learning Management System module is also discussed. The presented material allows us to conclude that the urgency and ubiquity of the introduction of distance learning during the pandemic did not harmed its organization and was sufficiently thought out and made it possible to adequately conduct both the academic semester and the final certification. The material presented in the article may be of particular interest to teachers and students who have a distance learning process on Microsoft Teams and MOODLE platforms.

Key words: distance learning, Microsoft Teams, MOODLE, student independent work, online classes.

Н.Н. Антонова, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

В статье раскрываются отдельные, наиболее важные аспекты организации дистанционного обучения на примере Московского городского педагогического университета. Описывается опыт использования в дистанционном обучении Microsoft Teams и MOODLE. Выделяются такие аспекты, как возможность и особенности проведения в системе онлайн лекционных и практических занятий, необходимость конкретных умений и навыков для успешности проведения подобного рода деятельности. В статье подробно раскрываются технические возможности Microsoft Teams, которые использовались преподавателями и студентами Московского городского педагогического университета в период самоизоляции, например, работа с доской, демонстрация рабочего стола, презентации PowerPoint, документы в формате Word и PDF и многое другое, что положительно сказывалось на процессе и результатах обучения. Рассматриваются положительные стороны ведения записи занятий. В статье также затрагивается возможность использования личного кабинета преподавателя и модуля «Система управления обучением». Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на срочность и всеобщность введения дистанционного обучения в период пандемии, его организация была достаточно продуманной и позволила адекватно провести и учебный семестр, и итоговую аттестацию. Представленный в статье материал будет интересен и полезен преподавателям и студентам, у которых процесс дистанционного обучения проходит на платформах Microsoft Teams и MOODLE.

Ключевые слова: дистанционное обучение, Microsoft Teams, MOODLE, самостоятельная работа студентов, онлайн-занятия.

Новые условия, с которыми столкнулось в 2020 году всё мировое сообщество, в том числе Российская Федерация, связанные с объявлением Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии коронавируса (COVID-19), привели к полному переходу всех образовательных организаций нашей страны на дистанционное обучение. Ранее дистанционно обучались только те студенты, которые выбирали данную форму при поступлении. В условиях же пандемии вынужденно перешли на данный формат и студенты очного, и очно-заочного, и заочного (недистанционного) отделений. Естественно, это вызвало определенные трудности, причем как у преподавателей, так и у студентов.

Различными аспектами дистанционного обучения занимались такие авторы, как Антонова Н.Н. и Володина С.А., анализирующие психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогических вузах [1]; Шаров В.С., дающий разносторонний анализ дистанционному обучению как форме, технологии и средству [2]; Шатурновский В.Л. и Шатурновская Е.А., описывающие особенности организации и обеспечения дистанционного обучения [3], и многие другие педагоги, психологи, методисты.

Ряд авторов отмечали, что интеграция очного и дистанционного обучения (так называемое комбинированное, или смешанное обучение, сочетающее очное взаимодействие преподавателей с обучаемыми, и дистанционное обучение с использованием компьютерных технологий) в современных условиях высшей школы может стать оптимальным вариантом обучения [4; 5].

Однако требование моментального и, как оказалось, длительного и всеобщего перехода на дистанционное обучение оказалось весьма неожиданным и проблемным для многих субъектов образовательного пространства как высшей школы, так и среднего звена.

В первую очередь большинство проблем были вызваны технической и технологической неподготовленностью. При этом если для средней школы существуют многочисленные образовательные платформы, которые могут помочь учителям достойно организовать процесс обучения для любых классов с первого по одиннадцатый (например, Российская электронная школа (РЭШ), Московская электронная школа (МЭШ) и другие, более локальные платформы), то для высшей школы полноценных аналогов на данный момент не существует Мало того, в связи с внезапностью перехода на дистанционное обучение и тем, что изна-

чально данный переход планировался кратковременным, а в итоге затянулся на несколько месяцев, не все высшие учебные заведения имели централизованные платформы, на которых возможно проведение систематических занятий и регулярная проверка самостоятельной работы студентов.

В таких учебных заведениях преподаватели самостоятельно решали, какие инструменты дистанционного образования они будут использовать - кто-то ограничивался электронной почтой (Е-mail), кто-то создавал группы ВКонтак-те, в Skype и WhatsApp, пользовался Zооm для проведения онлайн-занятий и др.

Московский городской педагогический университет осуществил централизованный переход на дистанционное образование, используя и взаимодополняя две электронные платформы - Microsoft Teams и MOODLE.

Программа Microsoft Teams была достаточно новой и не использовалась большинством преподавателей до периода самоизоляции и карантина в отличие от MOODLE, которая активно применялась уже много лет как для обучения студентов, получающих образование в дистанционной форме, так и для размещения обучающих материалов. Стоит также отметить, что несколько лет назад все преподаватели Московского городского педагогического университета проходили обучение работе в системе MOODLE, о чем у всех, успешно прошедших обучение, есть сертификаты. Специальных же курсов по работе в Microsoft Teams не было, что обусловлено срочностью и неожиданностью перехода на дистанционное обучение в середине учебного семестра. Через неделю после начала массового использования Microsoft Teams было организовано онлайн-занятие, на котором демонстрировались некоторые возможности данной программы. Часть преподавателей могли зарегистрироваться как активные участники и принимать участие в обсуждении, остальные же были пассивными зрителями и максимум, что могли, - это задавать вопросы в чате. Однако сам способ проведения этого занятия - с помощью Microsoft Teams - был весьма сомнителен, поскольку те, кто не смог освоить программу самостоятельно, соответственно, не мог попасть на это обучающее занятие. Те же преподаватели, кто освоил данную программу на достаточном уровне, особой необходимости в пояснениях не испытывали.

Рассмотрим, какие возможности Microsoft Teams необходимо было освоить каждому преподавателю, а какие были дополнительными опциями, способными

s

облегчить процесс дистанционного обучения, а также каким образом использовался MOODLE.

С самого начала стоит отметить, что все лекционные и практические занятия проходили согласно расписанию в Microsoft Teams. Единственное отличие от расписания очных занятий (утвержденного руководством университета к началу учебного семестра) заключалось в том, что продолжительность занятий по 90 минут была разделена на 2 половины с перерывом в 10 минут в связи с тем, что непрерывная работа за компьютером в течение длительного времени запрещена требованиями СанПина. Это потребовало некоторой перестройки при планировании занятий, чтобы перерыв был не просто механическим, а логически обоснованным моментом.

Все расписание занятий размещалось в календаре Microsoft Teams в виде соответствующих собраний. При этом преподаватели могли назначать свои собрания, но занятия, которые проводились согласно расписанию, назначались ответственными представителями института и учебного отдела, т.е. централизованно. Сами преподаватели имели право добавлять в календарь консультации (например, консультации по написанию и защите ВКР, консультации по практике и др.), конференции по практике и тому подобные, не включенные в общее расписание занятия.

Все онлайн-собрания проходили в соответствующих командах и каналах. В первое время после перехода на дистанционное обучение создавать команды и каналы должны были все преподаватели, однако уже через неделю подобной работы от такой практики было решено отказаться. И команды, и каналы стали создаваться централизованно, порой даже конкретно под то или иное событие (например, заседание департамента, проведение дистанционной конференции и др.). Технически такая возможность за преподавателями оставалась, однако пользоваться ею было запрещено.

Тем не менее хочется отметить возможность создавать команды и каналы как положительный момент работы в Microsoft Teams, поскольку, имея списки студентов (или сотрудников университета), можно было пригласить в команду любого, после чего приглашенный получал соответствующее уведомление. Вероятно, данная функция была изъята из прав преподавателей в связи со значительным количеством распространённых фамилий, из-за чего приглашения для участия в команде не всегда приходили нужному адресату Да и вручную рассылать приглашения всем членам команды, например для лекций, которые посещали от ста человек и больше, весьма трудозатратно. Поэтому, как уже говорилось выше, после продления карантина, когда руководство университета поняло, что карантин и самоизоляция, влекущие за собой дистанционное обучение, затягиваются, было решено переложить данный функционал на специальных технических сотрудников, которые были в каждом институте, входящем в структуру Московского городского педагогического университета.

В ходе проведения онлайн-занятий, как лекционных, так и практических, в программе Microsoft Teams предоставляется очень много дополнительных возможностей. Рассмотрим основные из них, которые чаще всего использовались преподавателями и студентами при обучении.

Во-первых, это возможность вести запись занятия. Данная функция очень помогает в случае, когда не все студенты появились во время онлайн или вообще отсутствовали. После занятия, в удобное время, они могут просмотреть запись. Также эта функция удобна для тех, кто не сразу понял объяснение преподавателя и нуждается в дополнительной проработке тех или иных вопросов. Помимо этих очевидных плюсов, есть и менее очевидное преимущество. Ряд недобросовестных студентов в начале периода дистанционного обучения не являлись на занятия, объясняя это тем, что занятия якобы не проводились. Но наличие записи опровергало такие инсинуации. Однако не все преподаватели пользовались данной функцией и вели запись своих занятий, несмотря на прямые указания от руководства, аргументируя тем, что не давали разрешения на запись своих занятий. Однако, по мнению автора, добросовестным преподавателям наличие видеозаписи занятия дает только преимущества и стимулы для саморазвития, ведь просмотреть видеозапись занятия, проанализировать свою работу, взглянуть на себя со стороны - это та редкая возможность, которую подарило нам дистанционное обучение - является мощным стимулом для саморазвития.

Во-вторых, Microsoft Teams предоставляет возможность разместить в канале, где будет проходить собрание (занятие), любые файлы для ознакомления -как предварительно, так и по ходу его проведения, а также после окончания. Размещать можно презентации PowerPoint, документы в формате Word и PDF, а также видеозаписи, причем не только те, что есть в копилке преподавателя, но и те, которые находятся в открытом доступе на YouTube. Помимо этого есть возможность размещать опрос Google Forms, таблицу Excel и многое другое. И если в начале своей работы большинство преподавателей не использовало данные вложения, то к концу учебного семестра активность возросла.

Эти возможности намного превышали те, что были при очном обучении, ибо не во всех аудиториях, где ранее проводились очные занятия, к сожалению, имелись соответствующие технические средства и доступ к сети Интернет, без которого, как известно, невозможно ни провести онлайн-опроса в Google Forms, ни подключиться к YouTube и т.п.

В-третьих, во время самого собрания в Microsoft Teams все его участники могли использовать следующие функции: пользование доской (что очень важно, например, на практических занятиях по математическим или естественнонауч-

ным дисциплинам), демонстрация своего рабочего стола или возможность поделиться файлом со своего компьютера. Это давало неограниченную возможность демонстрировать презентации, фотографии, фрагменты документов и пр. При этом если презентация демонстрировалась через рабочий стол, то никто, кроме хозяина рабочего стола, не мог ею управлять. Если же демонстрация проводилась через опцию обзора и загрузки, то управление ею мог получить любой участник собрания. В первые дни и даже недели это вызывало определенные сложности, ибо не все понимали, что, получив управление, и «перемотав» демонстрацию на первый слайд, участник делал это в общем канале и все смотрели не то, что хотел показать и объяснить докладчик, а то, куда переместил показ иной участник. Однако со временем все привыкли к данной функции, и попытки перехватывать управление демонстрацией прекратились. Если же презентация была групповым заданием (проектом), то эта возможность являлась положительным моментом, поскольку позволяла нескольким членам группы, находящимся вдали друг от друга, дополнительно не согласовывать свои действия, а просто передавать управление от одного человека к другому, при этом подстраховывая друг друга.

В-четвертых, в ходе собрания видны все его участники - ни зайти инкогнито, ни незаметно выйти нельзя. Это дает возможность проверить посещаемость, не проводя поименную перекличку, что весьма экономит время. Конечно, бывает и такое, что студент, зашедший на собрание, не слушает его, а занимается вместо учебы посторонними делами. Но такое, к сожалению, возможно и во время очных аудиторных занятий, особенно, если на нем присутствует большое количество слушателей.

В-пятых, во время собрания работает чат Те слушатели, кто не имеет доступа к микрофону по техническим причинам, могли писать в чате, задавать вопросы, отвечать на вопросы преподавателя и т.д., т.е. проявлять свою активность. Также в чате можно было прикреплять любые дополнительные материалы в виде файлов.

Microsoft Teams обладает и другими возможностями, например, потенциалом размещения заданий и их последующего оценивания, но преподаватели Московского городского педагогического университета для выполнения этого функционала должны были использовать MOODLE, в связи с чем данный аспект Microsoft Teams остался невостребованным.

Теперь коснемся работы в MOODLE. Данная программа использовалась для размещения лекционных материалов, материалов к практическим занятиям, самое главное, для размещения заданий для самостоятельной работы, о чем уже говорилось выше. В соответствии с рабочими программами внутри каждой дисциплины содержались разделы, по каждому из которых были различные виды работ. Необходимо было по каждому разделу представить задания и разместить их в соответствующую область MOODLE. Преподаватель имел право выставить сроки сдачи работ, а мог этого не делать. Аналогичным образом можно было настроить количество пересдач работ и вид отчетных документов.

Данные виды работ были достаточно традиционными и неновыми, поскольку, как уже отмечалось выше, у большинства преподавателей был опыт работы в MOODLE, т.к. они оканчивали соответствующие курсы. Сложность представляло лишь то, что было необходимо заполнить все области в срочном порядке, хотя разумнее было, на наш взгляд, добавлять всё постепенно, по мере изучения дисциплины. Но поскольку преподаватель имел возможность редактировать свои дисциплины в течение всего семестра, многие так и поступали, первоначально разместив лишь необходимый минимум (рабочую программу, фонд оценочных средств, список рекомендуемой литературы, часть презентаций и заданий).

По мере же выполнения студентами заданий для самостоятельной работы и их размещения в MOODLE преподаватели проверяли выполненные работы и выставляли соответствующий балл (от 0 до 100). Можно было также оставлять комментарий к проверенной работе, поясняя, за что была выставлена та или иная отметка. Конечно, такая система оценивания не в полной мере соответствовала балльно-рейтинговой, принятой в Московском городском педагогическом университете [6], однако суммарный балл, высчитываемый системой, и возможность его самостоятельного перевода в нужную шкалу не создавал особых проблем.

Если говорить об особенностях организации дистанционного обучения, также стоит отметить, что в личном кабинете каждого преподавателя Московского городского педагогического университета есть такой модуль, как «Система управления обучением» («Самостоятельная работа»), где размещены все образовательные программы институтов, входящих в структуру университета, а преподаватель имеет доступ к тем из них, в которых он непосредственно работает в текущем учебном году. В данном модуле преподаватель обязан, выбрав необходимые образовательные программы из списка, наполнить соответствующим содержанием рабочие программы преподаваемых дисциплин. Исходя из количества часов, выделяемых на дисциплину, а также разделов и тем, преподаватель должен размещать свои лекционные материалы (используя текст или медиа-файлы), практические и лабораторные занятия, задания для самостоятельной работы, а также задания для текущей и итоговой аттестации. Однако в условиях пандемии было решено отказаться от полноценной работы в данном модуле и перейти на платформу MOODLE, которая работает более стабильно и лучше освоена субъектами образовательного процесса.

Таким образом, несмотря на неожиданность всеобщего дистанционного обучения, ряд учебных заведений, в том числе Московский городской педагогический университет, весьма достойно завершили учебный год и готовы как к продолжению работы в дистанционном формате, так и к смешанному обу-

Библиографический список

чению, ибо полный возврат к тому, что было до периода пандемии, вряд ли возможен. Ибо те возможности, которые предоставляет MOODLE, а особенно Microsoft Teams, необходимо регулярно использовать в образовательном процессе.

1. Антонова Н.Н., Володина С.А. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 60 - 62.

2. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009; № 94: 236 - 240.

3. Шатурновский В.Л., Шатурновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения). Вестник науки и образования. 2020; № 9-1 (87): 53 - 56.

4. Леган М.В., Яцевич Т.А. Комбинированная модель обучения на базе системы дистанционного обучения. Высшее образование в России. 2014; № 4: 136 - 141.

5. Холодкова И.В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения. Информатика и образование. 2009; № 1: 87 - 88.

6. Антонова Н.Н., Банникова Л.В. Использование балльно-рейтинговой системы оценивания как средства мотивации студентов к учению. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 5 (60): 8 - 11.

References

1. Antonova N.N., Volodina S.A. Psihologo-pedagogicheskie aspekty organizacii distancionnogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 60 - 62.

2. Sharov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tehnologiya, sredstvo. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 2009; № 94: 236 - 240.

3. Shaturnovskij V.L., Shaturnovskaya E.A. Esche raz o distancionnom obuchenii (organizaciya i obespechenie distancionnogo obucheniya). Vestniknauki i obrazovaniya. 2020; № 9-1 (87): 53 - 56.

4. Legan M.V., Yacevich T.A. Kombinirovannaya model' obucheniya na baze sistemy distancionnogo obucheniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014; № 4: 136 - 141.

5. Holodkova I.V. Organizaciya distancionnogo obucheniya na osnove integracii ochnyh i distancionnyh form obucheniya. Informatika iobrazovanie. 2009; № 1: 87 - 88.

6. Antonova N.N., Bannikova L.V. Ispol'zovanie ball'no-rejtingovoj sistemy ocenivaniya kak sredstva motivacii studentov k ucheniyu. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016; № 5 (60): 8 - 11.

Статья поступила в редакцию 26.08.20

УДК 37.014

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Krotova O.G., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov; teacher, Mokhsogollokh Secondary School with In-Depth Study of Individual

Subjects (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF NATURAL SCIENCE LITERACY BASED ON THE UNDERSTANDING OF "SCIENCE AS A WAY OF KNOWLEDGE" TAKING INTO ACCOUNT THE NATIONAL AND REGIONAL SPECIFICS OF THE NORTH. The article is dedicated to the problem of formation of natural science literacy of primary school children using the idea of understanding "science as a way of knowledge" taking into account the national and regional conditions of the Republic of Sakha (Yakutia). The author emphasizes the need to form natural science literacy in primary school children, taking into account the specifics of the North, which has a natural, ecological character characteristic of the circumpolar civilization. The article substantiates the need to use active forms and methods of teaching and upbringing that have a problem-searching approach that contributes to the formation of students' needs for creative research activities. The purpose of this article is extension of forming natural-science literacy - after school group lessons, the disclosure of national-regional component in environmental education through systematic enrichment of the empirical beliefs of the Sakha people on environmental culture, as well as research projects of the real conditions underlying those or other various natural phenomena which are closest to the everyday life of the regional society groups in the classroom "I am an Explorer of the North". In conclusion, the results of testing are presented, which show positive assessment of the dynamics of development of the level of formation of natural science literacy of primary school children.

Key words: junior school student, natural science literacy, quality of education, research projects, environmental culture, national and regional component.

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: [email protected]

О.Г. Кротова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, учитель МБОУ Мохсоголлохская средняя

общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, г. Якутск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОНИМАНИЯ «НАУКИ КАК СПОСОБА ПОЗНАНИЯ» С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ СЕВЕРА

Статья написана в рамках научного проекта РФФИ №19-013-00730.

Статья посвящена проблеме формирования естественнонаучной грамотности младших школьников с использованием идеи понимания «науки как способа познания» с учетом национально-региональных условий Республики Саха (Якутия). Выделяется необходимость формирования естественнонаучной грамотности у младшего школьника с учетом специфики Севера, которая носит природосообразный экологичный характер, свойственный приполярной цивилизации. Обосновывается необходимость использования активных форм и методов обучения и воспитания, имеющих проблемно-поисковый подход, способствующий формированию у обучающихся потребности к творческой исследовательской деятельности. Целью статьи является расширение практики формирования естественнонаучной грамотности на внеурочных кружковых занятиях, раскрытие возможностей национально-регионального компонента в экологическом воспитании посредством систематического обогащения эмпирическими представлениями народа саха по вопросам экологической культуры, а также реализации исследовательских проектов на базе реальных условий, объясняющих те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие повседневной жизни регионального общества, на кружковых занятиях "Я - исследователь Севера". В заключение представлены итоги тестирования, показывающие положительную динамику развития уровня формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, естественнонаучная грамотность, качество образования, исследовательские проекты, экологическая культура, национально-региональный компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.