Научная статья на тему 'Опыт организации самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного образования'

Опыт организации самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / INDEPENDENT WORK / EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEMS / INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY / DISTANCE LEARNING / REMOTE LEARNING / ONLINE EDUCATION / FORM OF EDUCATION / EDUCATIONAL MOTIVATION / EDUCATIONAL INTEREST / PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

В условиях, когда не только Российская, но и практически все мировые системы образования перешли на удаленное обучение в связи с пандемией короновируса, авторы представленной статьи делятся собственным приобретенным опытом работы со студентами на удаленном режиме в системе Microsoft Teams. Представленные материалы поднимают весьма актуальную на сегодняшний день проблему: как организуется самостоятельная познавательная деятельность студентов педагогического вуза в условиях дистанционного образования. Поскольку самостоятельная работа студентов занимает значительное место по количеству отводимых на нее часов в учебном плане, для любого преподавателя важно представлять, какие формы, методы, способы организации целесообразно использовать. Настоящая статья отражает специфику применения всех этих инструментов в условиях онлайн обучения. Большое внимание в статье авторы уделяют особенностям мотивирования и формирования познавательного интереса студентов, работающих дистанционно. А также поднимают вопрос организации эффективного общения преподавателя и студента в дистанционном обучении. Отдельно рассматриваются вопросы организации самостоятельной деятельности студентов на этапе подготовки к экзаменам и зачетам, педагогической практики. Описанный в статье опыт может быть полезен преподавателям вузов, студентам и магистрантам, организаторам педагогической практики - всем, кому придется столкнуться с обучением в онлайн режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENOE IN ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANOE EDUCATION

In the conditions when not only the Russian, but almost all the world's education systems have switched to remote training in connection with the coronovirus pandemic, the authors of this article share their own experience of working with students remotely in the Microsoft Teams system. The presented materials raise a very relevant problem today: how to organize independent cognitive activity of students of a pedagogical University in the conditions of distance education. Since independent work of students occupies a significant place in the number of hours allocated to it in the curriculum, it is important for any teacher to understand what forms, methods, and ways of organization it is advisable to use. This article reflects the specifics of using all these tools in online learning. The authors pay much attention to the peculiarities of motivating and forming the cognitive interest of students working remotely. They also raise the issue of organizing effective communication between a teacher and a student in distance learning. The issues of organizing independent activities of students at the stage of preparation for exams and tests, as well as pedagogical practice are considered separately. The experience described in the article can be useful for University teachers, students and undergraduates, organizers of pedagogical practice - anyone who will have to face online learning.

Текст научной работы на тему «Опыт организации самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного образования»

Опыт организации самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного образования

Щербакова Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики московского городского педагогического университета, Московский городской педагогический университет

E-mail: elena08041966@yandex.ru

Щербакова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики московского городского педагогического университета, Московский городской педагогический университет

E-mail: aleks170573@yandex.ru

В условиях, когда не только Российская, но и практически все мировые системы образования перешли на удаленное обучение в связи с пандемией короновируса, авторы представленной статьи делятся собственным приобретенным опытом работы со студентами на удаленном режиме в системе Microsoft Teams. Представленные материалы поднимают весьма актуальную на сегодняшний день проблему: как организуется самостоятельная познавательная деятельность студентов педагогического вуза в условиях дистанционного образования. Поскольку самостоятельная работа студентов занимает значительное место по количеству отводимых на нее часов в учебном плане, для любого преподавателя важно представлять, какие формы, методы, способы организации целесообразно использовать. Настоящая статья отражает специфику применения всех этих инструментов в условиях онлайн обучения. Большое внимание в статье авторы уделяют особенностям мотивирования и формирования познавательного интереса студентов, работающих дистанционно. А также поднимают вопрос организации эффективного общения преподавателя и студента в дистанционном обучении. Отдельно рассматриваются вопросы организации самостоятельной деятельности студентов на этапе подготовки к экзаменам и зачетам, педагогической практики. Описанный в статье опыт может быть полезен преподавателям вузов, студентам и магистрантам, организаторам педагогической практики - всем, кому придется столкнуться с обучением в онлайн режиме.

Ключевые слова: самостоятельная работа, образование, образовательные системы, самостоятельная познавательная деятельность, дистанционное обучение, удаленное обучение, онлайн образование, форма обучения, учебная мотивация, познавательный интерес, педагогическое общение.

В современной образовательной практике, когда не только Российская, но и практически все мировые системы образования вынужденно перешли на удаленное обучение в связи с пандемией короновируса, актуальным стал вопрос организации самостоятельной работы студентов в изменившихся условиях. В представленной статье мы хотим поделиться собственным приобретенным опытом взаимодействия со студентами на удаленном режиме в системе Microsoft Teams. В дистанционном образовательном формате одним из самых актуальных является вопрос: как эффективно и целесообразно организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов. Поскольку самостоятельная работа студентов занимает значительное место по количеству отводимых на нее часов в учебном плане, для любого преподавателя важно представлять, какие формы, методы, способы организации целесообразно использовать.

Проблемой организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в научной литературе посвящено множество исследований. Назовем только некоторые фамилии ученых, которые в разные годы занимались обозначенной проблематикой: Арнаутов Д.А., Баклушина И.В., Башкова Е.В., Вяткин Л.Г., Пидкасистый П.И., Смирнова Д.А., Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. и др. [1, 5, 9, 10]. Однако до настоящего времени нет единого понимания даже единого подхода к определению понятия «самостоятельная работа студента». Под таковой мы будем понимать деятельность студентов под руководством преподавателя, но без его непосредственной помощи. В условиях дистанционного обучения технология организации самостоятельной познавательной деятельности студентов имеет специфику, в том числе с точки зрения применения образовательных форм и методов [2,3,4, 9, 10].

При организации онлайн семинаров мы использовали все классические формы организации учебной деятельности студентов: индивидуальную, фронтальную, групповую. Причем акцент нами был сделан именно на групповой форме, которую при непосредственном очном общении со студентами на занятиях в вузе, как правило, применяют реже остальных. Попытаемся описать наш опыт на разных этапах осуществления обучения: подготовка занятий, организация обучающего общения со студентами, анализ результатов.

1 этап - подготовка занятий: преподаватель, согласно количеству часов Программы учебной дисциплины, составляет тематический график лекций и планы каждого семинарского занятия.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Учебная группа разделяется на подгруппы в количестве 3-5 человек. Предполагается, что каждая подгруппа готовит одно семинарское занятие.

2 этап - организация обучающего общения со студентами: начинает занятие преподаватель. Затем студенты каждой подгруппы, которые готовят занятие, освещают теоретические положения темы, готовят презентацию, подбирают интерактивные задания для всех учащихся группы, показывают видеоматериалы, задают контрольные вопросы и др. Преподаватель держит процесс занятия под своим контролем, комментирует, включается в обсуждение.

3 этап - анализ результатов: преподаватель после окончания семинара осмысливает, что получилось хорошо, где были неудачи. Корректирует дальнейшие действия студентов.

Такая система организации занятий дает много преимуществ:

- развивает самостоятельность и ответственность студентов;

- дает возможность студентам предстать в роли педагога, тем самым готовя их к педагогической практике;

- служит сплочению коллектива группы;

- позволяет привлечь возможности информационной среды, интернет ресурсы;

- в условиях балльно-рейтинговой системы обучения студенты получают возможность зарабатывать высокие баллы за занятие.

В конце 2-го семестра 2020 учебного года мы провели опрос студентов 2 курса Института иностранных языков МГПУ, в котором приняли участие 68 человек. Задан был только один вопрос: «Насколько эффективной Вам показалась групповая форма организации семинарских занятий»?

На этот вопрос 62 человека ответило, что такая форма занятий показалась эффективной. Только 2 студентам такая форма не понравилась. 4 человека не определись с ответом.

Дистанционная форма работы предполагает увеличение объема самостоятельной работы студентов, что, в свою очередь, ориентирует педагогов на необходимость организации разных форм контроля. Для организации самостоятельной работы разрабатывается система заданий, и определяются сроки их выполнения, а также в технологической карте прописываются конкретные баллы за каждый вид работы.

Проверка знаний студентов может осуществляться дистанционно в устной или письменной форме, а также в форме тестирования. Для любой формы проверки знаний важно проконтролировать, чтобы все студенты смогли подключиться к системе дистанционного обучения на определенной платформе, а также возможность качественного видео и звука, что позволит не отвле-5 каться на эти моменты в процессе самого зачета § или экзамена.

Если зачет или экзамен проходит в устной фор° ме, то необходимо изначально определить прави-1 ла, в которых обозначается:

- тайминг подготовки и самого ответа (подготовка студента к ответу на экзамене может занимать до 30 минут, а сам ответ до 10 минут);

- какими материалами можно (или нельзя) пользоваться при подготовке к ответу (например, нормативные документы, законодательная база и т.д.);

- каким образом пройдет распределение экзаменационных билетов (генератор случайных чисел, «счастливая рука» педагога и т.д.);

- какие санкции будут наложены на студента, если будет замечено нарушение правил подготовки или ответа (например, чтение текста с экрана монитора, а не самостоятельный ответ);

- какие варианты включения в экзамен, если произошел сбой Интернета во время ответа студента (пропуск очереди ответа или ожидание нового подключения);

- как будет организовано общение педагога со студентами в процессе экзамена, когда будут заданы вопросы, если они возникнут (если в билете несколько вопросов, то вопросы могут быть заданы, например, после каждого пункта, или после того, как студент завершит свой ответ)

- критерии оценивания ответа (в баллах).

Если ответ студента предполагает показ презентации (например, проекта, выполненного в рамках данной дисциплины), то можно ее выслать для предварительного ознакомления педагогу или представлять онлайн и сразу давать пояснения по ходу ее демонстрации.

В творческих вузах студенты могут записать видео своего выступления и прислать этот ролик педагогу или разместить его в облачном хранилище (Google Drive, Yandex Диск и пр.).

При определении уровня знаний студентов на экзамене обращается особое внимание на следующее:

- ответ на поставленный вопрос дан полный, развернутый;

- студент свободно владеет понятийным аппаратом дисциплины (или комплекса дисциплин, входящих в Модуль), умеет выделить главное и существенное в своем ответе, понимает и прослеживает причинно-следственные связи процессов и явлений;

- на модульном экзамене студент демонстрирует понимание междисциплинарных связей;

- ответ изложен литературным, научным языком, логичен, доказателен, демонстрирует по возможности позицию обучающегося;

- обучающийся может подтвердить теоретический материал примерами из практики.

В каждом билете помимо теоретических вопросов часто присутствуют кейсы. Основная их задача - поиск способов решения практических образовательных или профессиональных задач. Для реализации данной цели необходимо подобрать кейсовые задания основываясь на фактах реальной жизни, профессиональной деятельности

или конкретной проблематики. От учебных задач и ситуаций кейс отличается тем, что допускают несколько вариантов решения (однако, эти решения должны быть обоснованы). Есть два варианта применения кейсов в качестве контрольного варианта. Студенты получают кейсы перед экзаменом, анализируют их и на экзамене представляют отчет о работе с кейсом. Второй вариант - кейс может быть предложен на экзамене, но тогда он должен быть кратким и простым в плане анализа, чтобы студенты могли уложиться в отведенное для ответа время.

Самая частая проблема, с которой педагоги сталкиваются при применении кейсов на экзамене - попытки студентов найти единственно верное и «правильное» с точки зрения педагогики решение.

Так, на экзамене по модулю «Педагогические технологии работы с временным детским коллективом» студентам были предложены кейсы, содержащие ситуации, возникающие в работе вожатых в детском оздоровительном лагере. Пример кейса:

«Мальчик, 8 лет. Интересуется фотографией, хорошо рисует, любит лепить из пластилина, занимается конструированием, изготавливает поделки из природного материала. Всегда один, к общим играм не присоединяется, ни с кем из ребят не общается, друзей не имеет. Проявляет агрессию, если кто-то пытается помочь ему. Родители, отправляя ребенка в оздоровительный лагерь, надеялись, что ребенок получит навыки общения, приобретет себе друзей».

Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:

- Каковы особенности личности и деятельности этого ребенка?

- Каких правил следует придерживаться педагогу в общении с этим ребенком?

- Как бы вы поступили, если бы в Вашем отряде возникла подобная проблема?»

При анализе данного кейса 6 из 7 студентов (кому этот кейс попадался на экзамене), делали акцент на том, что родители отправили ребенка в лагерь с целью его социализации и налаживания общения со сверстниками. Соответственно, всю свою работу вожатые видели только в том, чтобы всеми путями включать ребенка в общие дела и мероприятия. То есть только один педагог задумался над тем, нужно ли такого ребенка практически «насильно» включить в структуру временного коллектива или дать ему возможность самостоятельно выбирать способы общения с коллективом или отсутствия такого общения. Это можно рассматривать как поиск не только «правильного», но и достаточно легкого пути, так как индивидуальный подход к такому ребенку требует не только хороших теоретических знаний по педагогике и психологии, но и определенных затрат времени и сил.

Представим основные преимущества экзамена в дистанционном формате:

- достаточное количество времени на подготовку к экзамену и наличие в доступе лекционных материалов и материалов семинарских занятий (все материалы педагоги представляют в системе MOODLE, а также в той системе дистанционного обучения, которая является базовой для конкретного вуза, например, Teams и др.), а также студенты могут пользоваться электронными библиотеками;

- в момент экзамена студент может быть не привязан к конкретной территории, так как возможности Интернета позволяют отвечать на экзаменационные вопросы, находясь в любой точке мира;

- возможность не тратить время на дорогу (что экономит несколько часов в день) и дает дополнительное время на подготовку и отдых;

- на модульных экзаменах присутствует комиссия, состоящая из педагогов вуза и представителей работодателя (которые могут с точки зрения практического подхода оценить подготовку студентов и, возможно, для себя отметить тех, кого хотели бы пригласить на работу);

- у всех студентов есть возможность послушать ответы своих однокурсников и сравнить их со своими знаниями и ответами;

- снижение тревожности во время ответа на экзамене, так как студент находится в комфортных для него условиях.

К проблемам и недостаткам организации проверки знаний в дистанционной технологии обучения можно отнести:

- возможное наличие технических проблем (перебои с Интернетом, отсутствие возможности включить камеру при дистанционном ответе и т.д.);

- студенты могут использовать шпаргалки или другие подсказки при ответе на билет, что значительно снижает объективность оценки уровня знаний;

- не умение студента грамотно и четко формулировать свои мысли, структурировать свой ответ;

- помехи со стороны ближайшего окружения, которые могут мешать студенту сосредоточиться на подготовке к ответу (домашние животные, младшие члены семьи, шумные ремонтные работы и т.д.);

- отсутствие прямого непосредственного общения с однокурсниками и педагогом, что для многих студентов выходит за границы комфорта.

В заключение отметим, что полномасштабное развитие дистанционного образования в ближайшей перспективе неизбежно. Из этого следует, что преподавателям вуза придется постоянно обновлять и пополнять свои профессиональные компетенции в плане организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Современные образовательные потребностей общества стимулируют педагогов осваивать новые технологии и формы. Использование мультимедиа техно-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см оо

логии, современных дистанционных компьютерных программ будет способствовать повышению уровня образования и качества знаний студентов. Важнейшей задачей информатизации вузовской образовательной среды является воспитание самостоятельной, критически мыслящей личности, готовой осознанно строить собственную жизнь, повышать свой духовно-нравственный и профессиональный уровень. Будущее высшей школы мы видим в целесообразном сочетании очного образования и дистанционных форм взаимодействия преподавателей со студентами. Именно такая организация образовательного процесса даст возможность каждому студенту учиться в комфортном режиме, по индивидуальному для каждого образовательному маршруту, с использованием новейшей информации в электронных библиотеках, используя современные коммуникативные возможности.

Литература

1. Баклушина И.В., Башкова Е.В., Смирнова Д.А., Арнаутов Д.А. Контроль самостоятельной работы как управление самостоятельной деятельностью студентов. - Вестник Сибирского государственного индустриального университета.- 2015.- № 1(11) - С. 62-65.

2. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование.- 2009.-№ 11. - С. 124-125.

3. Бородич С. А., Тепляковская А.Н. Балль-но-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и перспективы. Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016.

4. Никуличева Н.В. Независимая оценка квалификации дистанционного преподавателя // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 18-19 апреля 2019 года). - М.: МГПУ, ООО «А-Приор», 2019. - С. 201-210.

5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М., Педагогическое общество России 2004.- 112 с.

6. Роберт И.В Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010.- 140 с.

7. Хуторской А.В., Андрианова Г.А., Скрипки-на Ю.В. Эвристическая стратегия дистанционного образования человека: опыт реализации // Интернет-журнал «Эйдос».- 2013.- № 2.

8. Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития. // Регионология.- 2002.- № 3-4. - С. 95-98.

9. Щербакова Е.В, Щербакова Т.Н. Организация самостоятельной работы студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса // Актуальные проблемы науки: ИГУ-МО и ИТ как исследовательский центр 2015. Т. 8. № 18 С. 213-219.

10. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Опыт использования дистанционных компьютерных технологий при организации самостоятельной работы студентов в условиях балльно-рейтинговой системы // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 192-195.

EXPERiENOE iN ORGANiZiNG iNDEPENDENT WORK OF UNiVERSiTY STUDENTS iN THE CONDiTiONS OF DiSTANOE EDUCATiON

Shcherbakova E.V., Shcherbakova T.N.

Moscow City Pedagogical University

In the conditions when not only the Russian, but almost all the world's education systems have switched to remote training in connection with the coronovirus pandemic, the authors of this article share their own experience of working with students remotely in the Microsoft Teams system. The presented materials raise a very relevant problem today: how to organize independent cognitive activity of students of a pedagogical University in the conditions of distance education. Since independent work of students occupies a significant place in the number of hours allocated to it in the curriculum, it is important for any teacher to understand what forms, methods, and ways of organization it is advisable to use. This article reflects the specifics of using all these tools in online learning. The authors pay much attention to the peculiarities of motivating and forming the cognitive interest of students working remotely. They also raise the issue of organizing effective communication between a teacher and a student in distance learning. The issues of organizing independent activities of students at the stage of preparation for exams and tests, as well as pedagogical practice are considered separately. The experience described in the article can be useful for University teachers, students and undergraduates, organizers of pedagogical practice - anyone who will have to face online learning.

Keywords: independent work, education, educational systems, independent cognitive activity, distance learning, remote learning, online education, form of education, educational motivation, educational interest, pedagogical communication.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Baklushina I. V., bashkova E. V., Smirnova D.A., Arnau-tov D.A. Control of independent work as management of independent activity of students. - Bulletin of the Siberian state industrial University.- 2015.- № 1(11) - Pp. 62-65.

2. Bobrova I.I. Methods of using electronic educational and methodical complexes as a way of transition to distance learning / / Informatics and education.- 2009.- № 11. - P. 124-125.

3. Borodich S. A., Teplyakovskaya A.N. Point-rating system for evaluating students ' knowledge in higher education: problems and prospects. Innovative pedagogical technologies: materials of the IV international conference. Scientific Conf. (Kazan, may 2016). - Kazan: Buk, 2016.

4. Nikulicheva N.V. Independent assessment of distance teacher qualifications // Working with the Future in the context of continuing education: a collection of scientific articles based on the materials of the II International scientific and practical conference (Moscow, Russia, April 18-19, 2019). - Moscow: MSPU, LLC «A-Prior», 2019. - P. 201-210.

5. Pidkasisty P.I. Organization of educational and cognitive activity of students. Moscow, Pedagogical society of Russia 2004.- 112 p.

6. Robert I. In Modern information technologies in education: didactic problems; prospects for use. Moscow: IIO RAO, 2010. 140 p.

7. Khutorskoy A.V., Andrianova G.A., Skripkina Yu.V. Heuristic strategy of human distance education: experience of implementation // Online magazine «Eidos».- 2013.- № 2.

8. Shcherbakova E. V. rural small-scale school: problems and prospects of development. // Regionology.- 2002.- № 3-4. -Pp. 95-98.

9. Shcherbakova E. V., Shcherbakova T.N. Organization of independent work of students as the most important component of

the organization of the educational process // Actual problems of science: IGUMO and it as a research center 2015. Vol. 8. No. 18 P. 213-219.

10. Shcherbakova E. V., Shcherbakova T.N. Experience of using remote computer technologies in organizing independent work of students in the conditions of a point-rating system / / Baltic humanitarian journal. 2019. Vol. 8. No. 4 (29). Pp. 192-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.