самооценки и самоконтроля (соответствующих реальным возможностям спортсмена, действительному уровню его подготовленности, объективным результатам его деятельности), отработка соответствующих умений и навыков самооценки в условиях тренировок и соревнований позволяет фигуристам повышать эффективность управления деятельностью в условиях соревновательной борьбы [4].
Исследования, посвященные формированию и развитию спортивного интереса, ориентированы, преимущественно, на физкультуру как предмет школьной программы, соответственно, ограничены традиционным оборудованием и временными рамками урока. Это не позволяет в полной мере донести до учащихся идею важности и необходимости спортивных занятий, поскольку педагог в большей степени ориентирован на решение непосредственных задач урока. На наш взгляд, оптимальным способом формирования спортивного интереса младших школьников является целенаправленная внеурочная деятельность с менее жесткими временными и организационными рамками [5].
Библиографический список
Проведенный анализ показал, что большинство исследований, посвящённых фигурному катанию, можно классифицировать следующим образом: 1) исследования, характеризующие особенности физической подготовки фигуристов; 2) труды, по-свящённые психолого-педагогическим аспектам тренировочного процесса; 3) работы, раскрывающие методику тренировочного процесса. Вместе с тем, указанные исследования, за редким исключением, не затрагивают изучение мотивационной сферы фигуристов, не выявляют особенности их эмоционального восприятия спорта. Однако в контексте нашего исследования первостепенную важность имеют не спортивные достижения, а удовольствие от занятий фигурным катанием, отношение к тренировочному процессу как источнику положительных эмоций. Таким образом, на первый план выступает необходимость заинтересовать младших школьников фигурным катанием как видом спорта, сочетающим физическую и эстетическую подготовку, способствующим развитию эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся.
1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/#1000
2. Мишин А.Н. Фигурное катание на коньках. Москва: Физкультура и спорт, 1985.
3. Назарова И.С. Фигурное катание как вид спорта и как искусство. И.С. Назарова, Н.А. Салькова. Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015: 102 - 105.
4. Немов P.C. Психология. Москва: Юрайт, 2016.
5. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. Москва: Знание, 1983.
6. Педагогика физической культуры. Под редакцией С.Д. Неверковича. Москва: Академия, 2014.
7. Полякова Е.А., Мамедова Л.В. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Международный журнал экспериментального образования. 2016; 12: 128 - 131.
8. Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности. Под редакцией Г.А. Кузьменко. Москва: Прометей, 2013.
References
1. Metodicheskie materialy po organizacii vneurochnoj deyatel'nosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, realizuyuschih obscheobrazovatel'nye programmy nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/#1000
2. Mishin A.N. Figurnoe katanie na kon'kah. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1985.
3. Nazarova I.S. Figurnoe katanie kak vid sporta i kak iskusstvo. I.S. Nazarova, N.A. Sal'kova. Aktual'nye problemy iperspektivy teoriiipraktiki fizicheskoj kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noj rekreacii v sovremennom mire: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 102 - 105.
4. Nemov R.S. Psihologiya. Moskva: Yurajt, 2016.
5. Ol'shannikova A.E. 'Emocii i vospitanie. Moskva: Znanie, 1983.
6. Pedagogika fizicheskoj kul'tury. Pod redakciej S.D. Neverkovicha. Moskva: Akademiya, 2014.
7. Polyakova E.A., Mamedova L.V. Osobennosti razvitiya 'emocional'no-volevoj sfery mladshih shkol'nikov. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; 12: 128 - 131.
8. Razvitie lichnostnyh kachestv obuchayuschihsya v uchebnoj i sportivnoj deyatel'nosti. Pod redakciej G.A. Kuz'menko. Moskva: Prometej, 2013.
Статья поступила в редакцию 20.09.17
УДК 378.147
Antonova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and History of Pedagogy, Moscow City
Teacher Training University, (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Volodina S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology of the Faculty of Pedagogy
and Psychology, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF DISTANCE EDUCATION IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article reveals the individual psychological and pedagogical aspects of the organization of distance education in the university, ensuring the satisfaction of the needs of different categories of students. The positive and negative aspects of the distance education organization are analyzed on the examples of the Moscow City Teacher Training University and the Moscow Pedagogical State University. The authors come to a justified conclusion that the main advantage of distance education is its economic feasibility, and, consequently, the organization of distance learning in a pedagogical university needs to be improved and suggests some ways of solving the above problems.
Key words: distance education, information technology, individual trajectory, individual abilities, form of organization of training, motivation.
Н.Н. Антонова, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
С.А. Володина, канд. пед. наук, Московский педагогический государственный университет, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье раскрываются отдельные психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в вузе, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий обучающихся. Проанализированы положительные и отрицательные стороны организации дистанционного образования на примерах Московского городского педагогического университета и Московского государственного педагогического университета. Авторы подходят к обоснованному выводу о
том, что основным преимуществом дистанционного образования является его экономическая целесообразность, а, следовательно, организация дистанционного обучения в педагогическом вузе нуждается в доработке, и предлагают некоторые пути решения указанных проблем.
Ключевые слова: дистанционное образование, информационные технологии, индивидуальная траектория, индивидуальные способности, форма организации обучения, мотивация.
В отечественной системе образования всё большее развитие получает дистанционное образование, как широко применяемая технология в мировом образовательном пространстве. Педагогические вузы не являются исключением. Информационные технологии как важнейшее средство дистанционного образования позволяют обеспечить креативность образовательного процесса. Повышение статуса социального творчества всех его участников расширяет их потенциальные возможности и ускоряет способность к интеграции и обработке информации в открытой информационной среде.
Дистанционное образование, основанное на современных информационных и педагогических технологиях, способствует гибкости и релевантности реакции на изменяющиеся потребности общества. Ни у кого не вызывает сомнения актуальность реализации данного вида образования в нашей стране в рамках развития мирового образовательного процесса. В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в Российской Федерации, принятой ещё в 1995 году под дистанционным образованием «понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей» [1].
Сегодня увеличивается число людей, которые не могут посещать образовательные учреждения по разным причинам, но в то же время желающие обучаться. Одним из путей решения данной проблемы видится расширение применения, наряду с классическим образованием, дистанционного, которое предоставляет широкие возможности для определения индивидуальной образовательной стратегии каждому обучающемуся [2]. Это позволяет ему учиться в удобное для него время и по индивидуальному расписанию, не обязывает его присутствовать в аудитории с остальными студентами, позволяет получить возможность интерактивного взаимодействия с преподавателями.
Дистанционное образование основано на личностной ориентированности обучения студента, что способствует такой организации учебного процесса, которая наиболее полно раскрывает индивидуальные способности каждого обучающегося. Выстаивая индивидуальную образовательную траекторию, студент формирует навыки самоопределения и ответственности, что побуждает его к необходимости постоянно расширять круг своих знаний и применять их в конкретных жизненных ситуациях, как личностных, так и профессиональных.
Дистанционное образование, как и любой другой вид образования, имеет как достоинства, так и недостатки. Раскроем его положительные и отрицательные стороны.
К преимуществам дистанционного обучения возможно отнести:
• экономичность
• возможность работы в удобное время
• доступность
• широкий спектр индивидуальных и творческих заданий
и др.
Некоторые авторы публикаций на данную тему, отмечают среди положительных особенностей дистанционного обучения более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, интерактивность, высокую эффективность обратной связи, мотивацию и модульность [3].
Основными привлекательными свойствами образовательных учреждений дистанционного образования, с точки зрения ряда учёных и практиков в области данного вида образования, являются следующие:
• продуманная программа обучения, ориентированная на разнообразные образовательные потребности
• практическая направленность обучения в системе дистанционного образования
• хорошие учебные материалы, ориентированные на интенсивные техники освоения дисциплин
• индивидуальный подход к обучающимся в системе дистанционного образования
• удобство дистанционной технологии образования для занятых людей и др. [4].
Однако при организации данного вида обучения необходимо помнить, что плюсы, при неправильной организации учебного процесса, могут превратиться в минусы.
Важный критерий - возможность работы в удобное для каждого участника учебного процесса время. Изначально это должно быть удобно всем участникам образовательного процесса - и студентам, и преподавателям. Но как часто получается на практике, удобно только студентам. Преподаватель устанавливает срок сдачи той или иной контрольной точки, но студенту вовсе необязательно придерживаться этих сроков. Некоторые студенты срок сдачи работ затягивают или вовсе отправляют все выполненные работы в ночь накануне зачета или экзамена. В связи с этим необходимо в обязательном порядке установить последний срок сдачи работ, иначе данный плюс становится минусом, приводя не только к стрессам у преподавателей, вынужденных ночью проверять присланные работы, но и к снижению качества выполненных работ, поскольку в таких экстремальных условиях выполнить работу на высоком уровне студенту практически невозможно.
Ещё одно очевидное достоинство дистанционного образования, как уже отмечалось выше, доступность. Когда студент, находясь в любой точке страны или за рубежом, может обучаться благодаря данной технологии. В первую очередь это будет удобно для лиц с ограниченными возможностями, для лиц, проживающих в отдаленных населенных пунктах, а также для тех, кто много работает или занят воспитанием собственных детей. И с этой точки зрения бессмысленно оспаривать преимущество дистанционного обучения, поскольку образовательные потребности этих групп населения могут быть качественно реализованы только в дистанционной форме.
Но если мы посмотрим на контингент обучающихся по дистанционной форме, например, в Московском городском педагогическом университете, то обнаружим, что подавляющее большинство - это москвичи, многие из которых не работают в сфере образования. То есть, как таковой вопрос доступности для них не стоит. Они могут получать качественное образование, обучаясь и на очной, и на очно-заочной формах. Причины же, по которым была выбрана именно такая форма получения образования, как правило, иные - удобство работы в свободном режиме и экономичность.
Кроме того, для студентов, не прошедших на бюджетную форму обучения, дистанционная форма будет самой доступной в связи с её дешевизной, а также экономически выгодной ещё и тем, что она позволяет совмещать работу в любой сфере с получением высшего образования.
Высшему учебному заведению дистанционное образование также экономически выгодно - не надо тратиться на оплату проводимых преподавателями лекций, практических занятий, которые присутствуют как в очной, так и в очно-заочной и в заочной формах обучения. Записав и разместив в сети видеолекцию, ее можно эксплуатировать до тех пор, пока не устареет излагаемый преподавателем материал. Да и набор студентов в группы дистанционного обучения практически не регламентируется.
К отрицательным характеристикам дистанционного образования необходимо отнести отсутствие личного контакта преподавателя со студентами, что затрудняет процесс развития коммуникативных навыков, являющихся важнейшими в профессиональной деятельности педагога. Максимальная интерактивность и эффективная обратная связь также не будет достоинством только дистанционной формы. Ведь при планировании и организации очного занятия, например, лекции, преподаватель может провести ее в такой форме, как лекция-визуализация или лекция с заранее запланированными ошибками, выполняющую не только информационную, но и стимулирующую, и контроль-
ную функции. Необходимость организации общения студентов и преподавателей в сети интернет, в социальных сетях и по электронной почте, отмечалась одним из авторов ещё несколько лет назад [5].
Несомненно, высокая эффективность обратной связи при дистанционном образовании может быть достигнута, но для этого необходимо, в частности, сделать обязательным участие студентов в чатах, форумах и вебинарах. Сейчас это носит лишь рекомендательный характер, что позволяет многим студентам игнорировать такие виды занятий.
Мотивация при очной форме организации обучения, на взгляд авторов, также выше, чем при дистанционной форме, поскольку в противном случае, студенты, обучающиеся дистанционно, в обязательном порядке работали бы в учебных заведениях, ведь у большинства из них есть среднее профессиональное
Библиографический список
педагогическое образование, но этого, к сожалению, не происходит.
В этой связи можно отметить наиболее адекватный подход к использованию информационных технологий, который применяется в Московском педагогическом государственном университете. При проведении курсов и модулей преподаватели совмещают традиционные формы обучения (лекции, практические занятия и т. п.) с элементами дистанционного образования. Данный подход позволяет минимизировать те недостатки, о которых говорилось выше.
Таким образом, при организации дистанционного образования в педагогическом вузе необходимо учитывать психологические и педагогические аспекты, которые способствуют достижению эффективности и результативности профессионального обучения.
1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Available at:http://edu.znate.ru/docs/3851/ index-6296.html
2. Володина С.А. Дистанционное образование как средство повышения результативности и эффективности обучения в школе. Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): в 4 ч. Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). Белово: Беловский полиграфист, 2006; Ч. 2: 122 - 125.
3. Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательно среде подготовки специалиста в университете. Электротехнические системы и комплексы. 2015; 1 (26). Available at:http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-traditsionnoy-i-distantsionnoy-tehnologiy-obucheniya-v-obrazovatelnoy-srede-podgotovki-spetsialista-v-universitete
4. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. 2-е изд., испр. Москва: Дрофа, 2006.
5. Антонова Н.Н. Некоторые актуальные аспекты самообразования педагога высшей школы. Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2012; 5: 291 - 293.
References
1. Koncepciya sozdaniya i razvitiya edinoj sistemy distancionnogo obrazovaniya v Rossii. Available at:http://edu.znate.ru/docs/3851/index-6296.html
2. Volodina S.A. Distancionnoe obrazovanie kak sredstvo povysheniya rezul'tativnosti i 'effektivnosti obucheniya v shkole. Nauka iobrazovanie: Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (2-3 marta 2006 g.): v 4 ch. Kemerovskij gosudarstvennyj universitet. Belovskij institut (filial). Belovo: Belovskij poligrafist, 2006; Ch. 2: 122 - 125.
3. Mahmutova M.V. Integraciya tradicionnoj i distancionnoj tehnologij obucheniya v obrazovatel'no srede podgotovki specialista v universitete. 'Elektrotehnicheskie sistemy i kompleksy. 2015; 1 (26). Available at:http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-traditsionnoy-i-distantsionnoy-tehnologiy-obucheniya-v-obrazovatelnoy-srede-podgotovki-spetsialista-v-universitete
4. Osnovy deyatel'nosti t'yutora v sisteme distancionnogo obrazovaniya: specializirovannyj uchebnyj kurs. S.A. Schennikov, A.G. Teslinov, A.G. Chernyavskaya i dr. 2-e izd., ispr. Moskva: Drofa, 2006.
5. Antonova N.N. Nekotorye aktual'nye aspekty samoobrazovaniya pedagoga vysshej shkoly. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i social'nye nauki. 2012; 5: 291 - 293.
Статья поступила в редакцию 01.10.17
УДК 378
Balyura M.Yu., postgraduate, Moscow State Pedagogical University, school teacher (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER. The paper studies one of the most important problems of teachers' education - the professional standard. Today the main task of the modern school is a "disclosure abilities of each student, education of the individual, ready to live in the competitive world of high- technology". The author reflects on the question: What competencies should have a teacher to understand the challenges facing the Russian school? Talking about the professional standard of teachers, the researcher pays special attention to substantive and meta-subject competence of the teachers of Russian language and literature. The main educational result of the development of the Russian language students is the development of a communicative ability. Another educational result is expertise in Linguistics. Particular attention is paid to the need to organize a targeted job of educating teachers.
Key words: professional standard of a teacher, competence, personal growth, professional quality, human factor, outlook, school training, modern teacher, inclusive education, foreign sources of information, educational result, communicative ability, competence, linguistics.
М.Ю. Балюра, аспирант, Московский государственный педагогический университет, г. Уфа, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Статья посвящена одной из важных проблем образования - профессиональному стандарту педагога. Сегодня главной задачей современной школы является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Автор статьи размышляет над вопросом: Какими компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы справиться со сложнейшими задачами, стоящими перед российской школой? Рассуждая о профессиональном стандарте педагога, автор особое внимание уделяет предметной и метапредметной компетентности учителя русского языка и литературы. Главным образовательным результатом освоения русского языка обучающимися является развитие коммуникативной способности. Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике. Особое внимание в статье уделено необходимости организовывать целенаправленную работу по обучению педагогов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, компетенции, личностный рост, профессиональные качества, человеческий фактор, мировоззрение, школьное обучение, современный учитель, инклюзивное образование, иноязычные источники информации, образовательный результат, коммуникативная способность, компетентность, лингвистика.