Научная статья на тему 'Исследования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности средствами фигурного катания'

Исследования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности средствами фигурного катания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ / FIGURE SKATING / ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОРТИВНОГО ИНТЕРЕСА / RESEARCH OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SPORTING INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулов М.Б.

В статье обращено внимание на внеурочную деятельность спортивно-оздоровительной направленности как области целостного воспитательного процесса, где сохраняется и укрепляется здоровье подрастающего поколения, здоровье нации. В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, ей определено особое пространство, способствующее развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивных, одобряемых обществом занятиях, что особенно актуально сейчас, когда дети не умеют найти себя в свободное время, в результате чего растет детская преступность, асоциальное поведение. Интерес как психологический феномен представляет собой стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; стимулирует позитивное отношение к окружающему миру, к его объектам, процессам. Интерес является одним из компонентов не только познавательной, но и двигательной активности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES OF COGNITIVE INTEREST IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BY MEANS OF FIGURE SKATING

The article draws attention to extracurricular activities sports orientation as the field of holistic educational process, which maintain and strengthen the health of the younger generation, and the health of the nation in general. In the Federal state educational standard of extracurricular activities of pupils pays special attention to special environment that is necessary to develop children's interest in various activities, desire to participate actively in productive, socially accepted occupations, which is especially important now when children are not able to find themselves in their spare time, thereby increasing juvenile delinquency, antisocial behavior. An interest as a psychological phenomenon is a desire, a need of a person be to be engaged in an activity that brings him or her satisfaction; promotes positive attitude towards the world, its objects, processes. The work treats interests as a component of not only cognitive, but also motor activity of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Исследования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности средствами фигурного катания»

necessary to develop children's interest in various activities, desire to participate actively in productive, socially accepted occupations, which is especially important now when children are not able to find themselves in their spare time, thereby increasing juvenile delinquency, antisocial behavior. An interest as a psychological phenomenon is a desire, a need of a person be to be engaged in an activity that brings him or her satisfaction; promotes positive attitude towards the world, its objects, processes. The work treats interests as a component of not only cognitive, but also motor activity of schoolchildren.

Key words: extracurricular activities, figure skating, research of formation and development of sporting interests.

М.Б. Акулов, аспирант каф. психолого-педагогического образования ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет г. Москва, Е-mail: bear-ice@yandex.ru

исследования познавательного интереса

у детей младшего школьного возраста

во внеурочной деятельности средствами фигурного катания

В статье обращено внимание на внеурочную деятельность спортивно-оздоровительной направленности как области целостного воспитательного процесса, где сохраняется и укрепляется здоровье подрастающего поколения, здоровье нации. В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, ей определено особое пространство, способствующее развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивных, одобряемых обществом занятиях, что особенно актуально сейчас, когда дети не умеют найти себя в свободное время, в результате чего растет детская преступность, асоциальное поведение. Интерес как психологический феномен представляет собой стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; стимулирует позитивное отношение к окружающему миру, к его объектам, процессам. Интерес является одним из компонентов не только познавательной, но и двигательной активности школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, фигурное катание, исследования посвященные формированию и развитию спортивного интереса.

Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации младшего школьника, как рационально используемый процесс собственного развития личностных способностей, склонностей и интересов через самовоспитание, усвоение социального опыта, культуры, системы общечеловеческих ценностей. Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского, Г.И. Щукиной и др.

Внеурочная деятельность в виде модели дополнительного образования рассматривается как один из необходимых элементов «в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность» [1]. Названные позиции значительно повышают статус и педагогическое значение дополнительного образования, определяют его как важный элемент единого образовательного процесса общего образования.

Среди основных задач внеурочной деятельности - совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового и безопасного образа жизни. Принципы ее организации - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности обладает широкими возможностями воздействия на ребёнка, содействует раскрытию его индивидуальных особенностей, что существенно обогащает его личный опыт, знания о разнообразии социальной жизни, прививает интерес к занятиям спортом, физическому совершенству, здоровому образу жизни. Данное положение отмечено в ФГОС НОО, где оказано, что реализация полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных результатов.

Как уже было отмечено ранее, мы полагаем, что эффективным средством развития как личностной сферы, так и физических качеств младших школьников является такой вид внеурочной деятельности, как фигурное катание. Фигурное катание является конькобежным видом спорта, суть которого заключается в передвижении одного или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов - вращений, прыжков, комбинаций шагов, поддержек - под музыку. Как отдельный вид спорта фигурное катание сформировалось в 60-х гг. XIX в. и является первым зимним видом спорта, включенным в олимпийскую программу.

Программа спортивной подготовки по фигурному катанию предполагает решение следующих целей: развитие личности юных спортсменов, утверждение здорового образа жизни; содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности, укрепление здоровья спортсме-

нов; создание условий для достижения спортсменами максимально возможного уровня технико-тактической, физической и психологической подготовки для достижения максимально высоких результатов соревновательной деятельности; подготовка фигуристов высокой квалификации, резерва сборных команд страны; привитие навыков гигиены и самоконтроля [2].

Подготовка фигуристов высокой квалификации представляет собой единую взаимосвязанную систему, все составные части которой обусловлены достижением главной цели, заключающейся в воспитании гармонично развитого человека, способного достичь высоких спортивных результатов. Достижение указанной цели зависит: 1) от оптимального уровня исходных данных отобранных в группы спортивного совершенствования спортсменов; 2) уровня профессиональной подготовленности тренерского состава; 3) наличия современной материально-технической базы; 4) от качества организации педагогического процесса; 5) от использования новейших научно-исследовательских и научно-методических данных.

Подготовка спортсменов, специализирующихся в фигурном катании на коньках, проводится в несколько этапов, каждый из которых имеет собственные специфические особенности. Основными отличиями является возраст и уровень подготовленности занимающихся, зачисляемых в ту или иную группу. Важное значение при зачислении в группу имеет уровень владения коньками, а также координационные способности. При зачислении в группы дети проходят тестирование по показателям физического развития, физической подготовленности, координационным показателям. В течение всего периода обучения проводится сдача контрольных нормативов [3].

В контексте исследуемой темы целесообразным представляется рассмотрение психологических особенностей подготовки фигуристов. Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личностных качеств спортсмена твердости характера, уверенности в себе, стремление к достижению эмоциональной устойчивости и самоконтроля. Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях. Соревновательные черты характера - уверенность в готовности к соревнованиям, ощущение мобилизационной готовности, умение перевода из долговременной памяти в оперативную.

Одним из важных компонентов психологической готовности фигуристов различной квалификации к соревнованиям является самооценка и самоконтроль. Формирование адекватности

самооценки и самоконтроля (соответствующих реальным возможностям спортсмена, действительному уровню его подготовленности, объективным результатам его деятельности), отработка соответствующих умений и навыков самооценки в условиях тренировок и соревнований позволяет фигуристам повышать эффективность управления деятельностью в условиях соревновательной борьбы [4].

Исследования, посвященные формированию и развитию спортивного интереса, ориентированы, преимущественно, на физкультуру как предмет школьной программы, соответственно, ограничены традиционным оборудованием и временными рамками урока. Это не позволяет в полной мере донести до учащихся идею важности и необходимости спортивных занятий, поскольку педагог в большей степени ориентирован на решение непосредственных задач урока. На наш взгляд, оптимальным способом формирования спортивного интереса младших школьников является целенаправленная внеурочная деятельность с менее жесткими временными и организационными рамками [5].

Библиографический список

Проведенный анализ показал, что большинство исследований, посвящённых фигурному катанию, можно классифицировать следующим образом: 1) исследования, характеризующие особенности физической подготовки фигуристов; 2) труды, по-свящённые психолого-педагогическим аспектам тренировочного процесса; 3) работы, раскрывающие методику тренировочного процесса. Вместе с тем, указанные исследования, за редким исключением, не затрагивают изучение мотивационной сферы фигуристов, не выявляют особенности их эмоционального восприятия спорта. Однако в контексте нашего исследования первостепенную важность имеют не спортивные достижения, а удовольствие от занятий фигурным катанием, отношение к тренировочному процессу как источнику положительных эмоций. Таким образом, на первый план выступает необходимость заинтересовать младших школьников фигурным катанием как видом спорта, сочетающим физическую и эстетическую подготовку, способствующим развитию эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся.

1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/#1000

2. Мишин А.Н. Фигурное катание на коньках. Москва: Физкультура и спорт, 1985.

3. Назарова И.С. Фигурное катание как вид спорта и как искусство. И.С. Назарова, Н.А. Салькова. Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015: 102 - 105.

4. Немов P.C. Психология. Москва: Юрайт, 2016.

5. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. Москва: Знание, 1983.

6. Педагогика физической культуры. Под редакцией С.Д. Неверковича. Москва: Академия, 2014.

7. Полякова Е.А., Мамедова Л.В. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Международный журнал экспериментального образования. 2016; 12: 128 - 131.

8. Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности. Под редакцией Г.А. Кузьменко. Москва: Прометей, 2013.

References

1. Metodicheskie materialy po organizacii vneurochnoj deyatel'nosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, realizuyuschih obscheobrazovatel'nye programmy nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/#1000

2. Mishin A.N. Figurnoe katanie na kon'kah. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1985.

3. Nazarova I.S. Figurnoe katanie kak vid sporta i kak iskusstvo. I.S. Nazarova, N.A. Sal'kova. Aktual'nye problemy iperspektivy teoriiipraktiki fizicheskoj kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noj rekreacii v sovremennom mire: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 102 - 105.

4. Nemov R.S. Psihologiya. Moskva: Yurajt, 2016.

5. Ol'shannikova A.E. 'Emocii i vospitanie. Moskva: Znanie, 1983.

6. Pedagogika fizicheskoj kul'tury. Pod redakciej S.D. Neverkovicha. Moskva: Akademiya, 2014.

7. Polyakova E.A., Mamedova L.V. Osobennosti razvitiya 'emocional'no-volevoj sfery mladshih shkol'nikov. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; 12: 128 - 131.

8. Razvitie lichnostnyh kachestv obuchayuschihsya v uchebnoj i sportivnoj deyatel'nosti. Pod redakciej G.A. Kuz'menko. Moskva: Prometej, 2013.

Статья поступила в редакцию 20.09.17

УДК 378.147

Antonova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and History of Pedagogy, Moscow City

Teacher Training University, (Moscow, Russia), E-mail: n73@mail.ru

Volodina S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology of the Faculty of Pedagogy

and Psychology, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: s-volodina@list.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF DISTANCE EDUCATION IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article reveals the individual psychological and pedagogical aspects of the organization of distance education in the university, ensuring the satisfaction of the needs of different categories of students. The positive and negative aspects of the distance education organization are analyzed on the examples of the Moscow City Teacher Training University and the Moscow Pedagogical State University. The authors come to a justified conclusion that the main advantage of distance education is its economic feasibility, and, consequently, the organization of distance learning in a pedagogical university needs to be improved and suggests some ways of solving the above problems.

Key words: distance education, information technology, individual trajectory, individual abilities, form of organization of training, motivation.

Н.Н. Антонова, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: n73@mail.ru

С.А. Володина, канд. пед. наук, Московский педагогический государственный университет, г. Москва,

E-mail: s-volodina@list.ru

психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе

В статье раскрываются отдельные психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в вузе, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий обучающихся. Проанализированы положительные и отрицательные стороны организации дистанционного образования на примерах Московского городского педагогического университета и Московского государственного педагогического университета. Авторы подходят к обоснованному выводу о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.