Научная статья на тему 'Самообразовательная деятельность студентов как условие формирования химических компетенций'

Самообразовательная деятельность студентов как условие формирования химических компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CHEMICAL COMPETENCIES / ХИМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА / CHEMICAL COMPETENCE OF FUTURE DOCTOR / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринченко Е. Л.

В статье актуализируется проблема формирования и развития предметных компетенций у студентов в процессе самообразовательной деятельности по химии в медицинском вузе. На основе анализа научной литературы и государственных документов уточнены понятия «химическая компетенция», «химическая компетенция будущего врача», «самообразовательная деятельность студентов»; приведена структура самообразовательной деятельности по химии, включающая взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты: мотив, цель, действия по изучению учебного материала, самостоятельные учебные действия, самоконтроль, самооценка, применение полученных знаний на практике; представлены требования к педагогическому руководству формированием и развитием химических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринченко Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AS CONDITION OF DEVELOPMENT OF CHEMICAL COMPETENCES

The article actualizes a problem of formation and development of subject specific competences of students in the process of self-education activity in chemistry at a medical university. The work is based on an analysis of scientific literature, which clarifies concepts of “chemical competencies”, “chemical competence of a future doctor”, “self-educational activity of students”. There is a structure of self-educational activity in chemistry, including interrelated and complementary components: a motive, aim, actions for studying of training materials, independent educational actions, self-control, self-esteem, application of acquired knowledge in practice. The paper presents possible ways of pedagogical management of self-activity in chemistry for the purpose of forming and developing subject competences of students at a medical school.

Текст научной работы на тему «Самообразовательная деятельность студентов как условие формирования химических компетенций»

ном этапе нашего исследования мы рассматриваем подготовку психики детей, как юных начинающих спортсменов, где особое внимание уделяется направленному воздействию физических упражнений на определённые группы мышц, которые являютя-ся основными при катании на коньках. Мышцы стабилизаторы - это те самые мышцы, которые отвечают за работу равновесия нашего тела. Для того что бы повысить их максимальную устойчивость к нагрузке, применяются особые упражнения для повышения их силы в динамико-статических нагрузках, так как это является основным в тренировочном моменте при занятиях фигурным катанием. Психологическая готовность достигается путём тренировочного процесса в результате подготовки детей, где в свою очередь они приобретают необходимое состояние психики для достижений каких- либо успехов при занятиях фигурным катанием.

К наиболее положительным аспектам при работе с детьми является их мотивация при занятиях фигурным катанием как спорта в целом. В психологии существует четыре основных понятия, мотивации у детей в спорте: взаимосвязь тренер - ученик, само занятие спортом, отношение и общение в коллективе, и так называемая внетренировочная деятельность. Общение и само отношение тренер - ученик играет огромную роль при занятиях любым видом спорта. Возраст при этом не имеет никакого значения, потому что при достижении результатов в спорте, то, что требуется от ребёнка - это доверие к тренеру. Если это условие выполняется, то замотивировать ребёнка очень просто. Нужно понимать, что тренер не должен пренебрегать своим полномочием особенно при работе с детьми, иначе существует риск, что ребёнок потеряет всякий интерес при занятиях фигурным катанием. В работе с детьми тренер выступает в роли родителя, который не давит на психику детей, а, действительно, обучает ребёнка, формирует умения и навыки при занятиях спортом. На тренера также ложится воспитательная функция при работе с

Библиографический список

детьми, где он воспитывает такие личностные качества в ребёнке, как: терпение, воля, преодоления себя и трудностей при занятиях физической нагрузкой, формирование интереса к спорту в целом, и в частности, фигурным катанием.

Нужно отметить при наблюдении групп основным и наиболее значимым является отношение и общение детей в коллективе. Отношение в коллективе является той сферой общения для ребёнка, где он проводит большое количество времени. Для достижения положительной атмосферы в коллективе должна быть дисциплина, что положительно сказывается на ребёнке при выработке таких его личностных качеств, как самостоятельность, умение принимать решение. Дисциплина регулируется тренером в группе, где тренер является авторитетом для всех участников группы.

В исследовании для детей младшего школьного возраста применяется метод визуализации, при помощи которого ребёнок более детально и более наглядно воспринимает информацию, доносимую от тренера. Ведь доступность восприятия очень важна как один из аспектов обучения детей. Спорт фигурное катание является сложно-координационным видом спорта, где такие аспекты, как точность, восприятие нюансов, понятие движений и правильное понимание информации, доносимой тренером, даёт положительный результат при занятиях этим видом спорта.

Наше исследование направлено на продолжительное время и объёмный эксперимент, в результате которого мы ожидаем определённые итоги, что позволит нам в дальнейшем рекомендовать исследования для педагогов, тренеров, родителей и детей.

Программа экспериментального раздела исследования сводится к практико-ориентированной деятельности, а также индивидуальному и дифференцированному подходу к детям младшего школьного возраста.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

2. Мишин Н., Якимчук Ю.В., Гуляев К.З. Отечественная история фигурного катания на коньках. Санкт-Петербург: Олимп, 2006.

3. Пустынникова Л.Н. Коньки в детском саду. Москва, 1979.

4. Огилви Р. Азы фигурного катания. Перевод с английского. Под редакцией В.И. Рыжкина. Москва: Физкультура и спорт, 1974.

5. Фигурное катание на коньках: учебник для институтов физической культуры. Под общей редакцией А.Б. Гандельсмана. Москва: Физкультура и спорт, 1975.

6. Фигурное катание на коньках: учебник для институтов физической культуры. Под общей редакцией А.Н. Мишина. Москва: Физкультура и спорт, 1985.

7. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. Москва, 2010.

8. Психология: учебник для институтов физической культуры. Под редакцией В.М. Мельникова. Москва: Физкультура и спорт 1987. References

1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ.

2. Mishin N., Yakimchuk Yu.V., Gulyaev K.Z. Otechestvennaya istoriya figurnogo kataniya na kon'kah. Sankt-Peterburg: Olimp, 2006.

3. Pustynnikova L.N. Kon'ki v detskom sadu. Moskva, 1979.

4. Ogilvi R. Azy figurnogo kataniya. Perevod s anglijskogo. Pod redakciej V.I. Ryzhkina. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1974.

5. Figurnoe katanie na kon'kah: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Pod obschej redakciej A.B. Gandel'smana. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1975.

6. Figurnoe katanie na kon'kah: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Pod obschej redakciej A.N. Mishina. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1985.

7. Sopov V.F. Teoriya i metodika psihologicheskojpodgotovki vsovremennom sporte. Moskva, 2010.

8. Psihologiya: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Pod redakciej V.M. Mel'nikova. Moskva: Fizkul'tura i sport 1987.

Статья поступила в редакцию 02.08.16

УДК 378.147:54

Grinchenko E.L., senior teacher, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AS CONDITION OF DEVELOPMENT OF CHEMICAL COMPETENCES. The

article actualizes a problem of formation and development of subject specific competences of students in the process of self-education activity in chemistry at a medical university. The work is based on an analysis of scientific literature, which clarifies concepts of "chemical competencies", "chemical competence of a future doctor", "self-educational activity of students". There is a structure of self-educational activity in chemistry, including interrelated and complementary components: a motive, aim, actions for studying of training materials, independent educational actions, self-control, self-esteem, application of acquired knowledge in practice. The paper presents possible ways of pedagogical management of self-activity in chemistry for the purpose of forming and developing subject competences of students at a medical school.

Key words: chemical competencies, chemical competence of future doctor, self-educational activity of students.

Е.Л. Гринченко, преподаватель, ГБОУ ВПО Омский государственный медицинский университет, г. Омск,

E-mail:[email protected]

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье актуализируется проблема формирования и развития предметных компетенций у студентов в процессе самообразовательной деятельности по химии в медицинском вузе. На основе анализа научной литературы и государственных документов уточнены понятия «химическая компетенция», «химическая компетенция будущего врача», «самообразовательная деятельность студентов»; приведена структура самообразовательной деятельности по химии, включающая взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты: мотив, цель, действия по изучению учебного материала, самостоятельные учебные действия, самоконтроль, самооценка, применение полученных знаний на практике; представлены требования к педагогическому руководству формированием и развитием химических компетенций.

Ключевые слова: химические компетенции, химические компетенции будущего врача, самообразовательная деятельность студентов.

На современном этапе развития теории и практики высшей школы в реализации парадигмы личностно-ориентированного образования превалирует компетентностный подход, в связи с чем особенно актуальнойсаалаорионтация студентовнаыоаз-витие самообразувнния. Аналазнноремеиных данчныхрн°нт показывает, что проводятся исследования в области формирования и оценки хрмичнскихкомтетенций студентив (В.Х.Нсма-нова, М.М. Шалашова, Т.Н. Попова, Н.И. Комарова, П.С. Белов), отмечены особенности химической подготовки студентов медицинского вуза (Н.А.Чуйкова,Т.Н.Литвинова,О.В.Балачевская, А.В. Новикова, Т.А. Уварова, И.П. Агафонова), но исследований проблемы формирнвания и рхзаатин химическихаомпнтееций в процессе самообразовательной деятельности нам обнаружить не удалось [1].

Проведённое намианкетеновоанепоиазадо, чаоГольшаи часть студентов медицинского вуза, считая самообразовательную деятельность важной в освоении профессии, не понимает, в чем она заключеетоя,и,хак следнтвка, не алееи аё оегтнизо-вывать [1].

Понимая ролыизнxчаlгиexтмlгииaкфёндaмннтальной дисциплины в системе медицинского образования и удовлетворяя требованиям компетентностного подхода, считаем значимым формирование химическиххомхетенцтйисхудеетовмндтцик-ского вуза как части профессиональной подготовки выпускника. Ядром компетенции, как пишет Э.Ф. Зеер, являются деятель-ностные способн ocоx,apeтлизaноякимпиоeнцейпаoиcнoдиоа процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретиеесиихипрактиёеаких заытч.Стиукыыра формирования профессиональной компетентности будущего врача представляется нам как совокупность нескольких групп компетенций, одной их кoтxpыыявляютыяапмичиcкиe ко мпнненнинф].

Под химической компетенцией мы понимаем способность реализации обучающимися различных знаний, умений и навыков в области химииипаименаёие этиозыaнийоaыыaкамl<eиы дальнейшем образовании, а химические компетенции будущего врача - способностахееназнири иихонаой ыамичecкий грамотио-

сти и общетеоретической химической подготовки будущего врача, плalV1eнынaептняттXыЗal<oлов, нeopмH,длынмyченну другаа химических и профессиональных дисциплин [1].

Ниненоёе нналузн норматтвнныдокуменлов мн; вылолиг лн пе[эечень компетунцин, фармиртванае колоных xoвмoмны при обучении химии. Сравнительный анализ содержания этих ыомпетенцийпнивиляет отюетить, чтнчнпхьнз них вкялчает 1т себя элементы коммуникативных компетенций, другая часть -информационных, третья часть - исследовательских компетенций, В киждий гр.ппе кoмпетeнLыИмн.. вcдИ|Hле A.B.Ыyxopcким. выделяем составляющие: когнитивную (определяется набором еамаиисках йнaниlг,нeыбхxдиднlтдмифoимиpoмxнытпындмeт-ных компетенций); операционально-деятельностную (включает наличие предметных умений, определяется выбором той или анохыосрндокотелынести Фоmы-

вационно-ценностную (личностную) составляющую (определяет уровень готовности студентов к обучению химии, осознание апоитаповкоцтеадеятёлыносои); рефлниоивёую (пpeдгюлтгыит коррекцию цели, процесса деятельности, фиксацию результатов деятельности). Выделенные компоненты являются самостоятельными, но отсутствие каждого из них может вызвать искажение процесса формирования и развития химических компетен-

.и.

Поскольку компетентностный подход в образовании особое значение придает умениям, позволяющим действовать в еывыЧи неипиеделеннее, пнаблeмныене^мeпияx,пaхaш взго^^и^, это способствует включению студентов в самообразовательную деятнльныхть. Втыеocтecиыooбразивательнте деятельнос™ в формировании компетенций подтверждают многие авторы (В.А. Корвяков, А.К. Маркова, В.В. Надеин, Л.В. Теплых и др.) [1].

ПРасылиообонзоваыёeммтl поиомаиы ннецихлёно оргвниди-ванную, активную, саморегулируемую, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение опреде-лееныxличниcытo-и 0бществытн0Lзиaчимыиxбиaзочаихлиных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекуль-тхнн ан и профессиональных запросов, повышение квалифика-

Рис. 1. Взаимосвязь составляющих химических компетенций с компонентами самообразовательной деятельности

ции (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) [3]. Самообразовательную деятельность рассматриваем как форму активности студентов в образовательном пространстве вуза, представляющую собой систематическую и целенаправленную работу обучающегося по достижению определенных образовательных целей (Л.В. Теплых, Г.М. Коджаспирова) [3; 4].

Основываясь на исследованиях Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, И.А. Кутней, А.Н. Леонтьева, Г.Н. Серикова, Л.В. Теплых, А.В. Усовой, Т.В. Чемодановой, О.Р Шефер и принимая точку зрения Д.В. Третьякова, структуру самообразовательной деятельности по химии мы представляем следующим образом: цель ^ мотив ^ действия по изучению учебного материала ^ самостоятельные учебные действия ^ самоконтроль, самооценка ^ применение полученных знаний на практике. Все компоненты представленной структуры взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены [1].

Таким образом, процесс формирования химических компетенций, в котором самообразовательная деятельность по химии выступает как педагогическое условие, должен быть организован с учетом содержания и структуры самой самообразовательной деятельности. Обобщая вышесказанное, мы соотнесли компоненты самообразовательной деятельности с составляющими химических компетенций, что отражено на рисунке 1.

Этап целеполагания выступает сущностной характеристикой деятельности, поскольку объединяет все ее компоненты и выполняет по отношению к ним взаимосвязанные функции: мотивирует и направляет деятельность на достижение нужного результата; упорядочивает последовательность действий в системе подцелей и задач; организует деятельность, определяя оптимальные пути достижения результата; выступает в качестве оснований для оценки и диагностирования успешности производимых действий путем сопоставления реальных результатов с ранее выдвинутыми прогнозами [5]. В связи с этим представленная структура самообразовательной деятельности имеет замкнутый вид.

Научные исследования в области формирования компетенций при обучении химии подтверждают выделение в содержании

Библиографический список

самих компетенций инвариантного и вариативного компонентов (Ю.Ю. Гавронская, М.М. Шалашова). Инвариант обязателен для усвоения всеми студентами, основу его составляют базовые знания по предмету, операционные умения и навыки, опыт деятельности в стандартных условиях. По мнению М.М. Шалашовой, вариативный компонент содержания должен способствовать более глубокому и всестороннему рассмотрению базового компонента, учитывать специфику подготовки специалиста, создавать условия для личностного развития обучающегося; степень его усвоения определяется целевыми установками и уровнем подготовленности студента. Всё это соотносится с логикой и структурой самообразовательной деятельности, где действия по изучению учебного материала, на наш взгляд, определены инвариантным содержанием, а самостоятельные учебные действия - вариативным содержанием.

Самооценка - оценка студентом самого себя, своих возможностей, качеств, соотнесение цели с полученным результатом. Самоконтроль заключается в осознании собственных действий. Самоконтроль и самооценка напрямую связаны с рефлексивной составляющей химических компетенций.

Педагогическое руководство формированием и развитием предметных компетенций в процессе самообразовательной деятельности должно быть организовано с соблюдением следующих требований:

- системный характер процесса обучения химии, проявляющийся в этапности самообразовательных действий с сохранением всех компонентов (рис. 1);

- фасилитирующая функция преподавателя (разработка инструкций, рекомендаций для студентов);

- создание положительной мотивации, способствующей познавательной активности студентов;

- повышенная степень самостоятельности студентов.

Систематическая специально организованная деятельность

студентов на основе самообразования способствует формированию мотивационной сферы студентов, знаний, умений, навыков, применению знаний в учебной и профессиональной практике, и как следствие - формированию химических компетенций.

1. Гринченко Е.Л Теоретические аспекты формирования и развития предметных компетенций у студентов в процессе самообразовательной деятельности по химии в медицинском вузе. Современные наукоемкие технологии. 2016; № 3; Ч. 1: 116 - 121.

2. Гринченко Е.Л., Уварова Т.А., Курдуманова О.И. Анализ содержания составляющих профессиональной компетентности будущего врача при изучении химии. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3. Available at: URL:www.science-education.ru/123-17389

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003.

4. Теплых Л.В. Развитие самообразовательной деятельности студентов младших курсов вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ульяновск, 2005.

5. Гумерова Н.Л. Развитие педагогического целеполагания у учителей общеобразовательных школ: аксиологический подход. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

References

1. Grinchenko E.L Teoreticheskie aspekty formirovaniya i razvitiya predmetnyh kompetencij u studentov v processe samoobrazovatel'noj deyatel'nosti po himii v medicinskom vuze. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; № 3; Ch. 1: 116 - 121.

2. Grinchenko E.L., Uvarova T.A., Kurdumanova O.I. Analiz soderzhaniya sostavlyayuschih professional'noj kompetentnosti buduschego vracha pri izuchenii himii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 3. Available at: URL:www.science-education.ru/123-17389

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.

4. Teplyh L.V. Razvitie samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov mladshih kursov vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2005.

5. Gumerova N.L. Razvitie pedagogicheskogo celepolaganiya u uchitelej obscheobrazovatel'nyh shkol: aksiologicheskijpodhod. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 03.08.16

УДК 378

Du Yunsha, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

EXTEND ANALYSIS OF SOUNDS IN THE CHINESE LANGUAGE AS AN ELEMENT OF TEACHING RUSSIAN PRONUNCIATION. The research presents a study on a relevent problem, connected with teaching Russian pronunciation to Chinese students. The author explains a concept of Putonghua and features of Hanyu Pinyin Chinese phonetic system (including classification initials, finals and tones). The study offers a detailed description of articulation of the Chinese sounds. The work is mainly based on results of an analysis of the Chinese phonetic system. The author makes comparison of two sound systems (Russian and Chinese) to identify the main difficulties in teaching Russian phonetics to pupils who speak the Chinese language. The work proposes a classification of Russian sounds in comparison with Chinese. In conclusion the principal differences of the articulation patterns of the two languages are reported. The usage of the offered data can improve effectiveness of teaching Russian pronunciation to the Chinese audience.

Key words: Chinese language, Russian language, pronunciation teaching, comparison, phonetics, classification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.