Библиографический список
1. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Available at: http://www.alppp.ru/law/obrazovanie--nauka--kultura/ kultura/1/prikaz-minkultury-rf-ot-28-12-2001--1403.pdf
2. Зрелых Д.Л. Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestven-noe-obrazovanie-kak-nepreryvnyy-protsess-poznaniya-obektivnoy-realnosti-chelovekom
3. Стукалова О.В. Культурологические идеи М.М. Бахтина как методологическая основа современной педагогики искусства. Институт художественного образования российской академии образования. Электронный научный журнал «Педагогика искусства». Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/stukalova_o._v.pdf
4. Кулюткин Ю.Н Технократия и гуманизм. Человек и образование. 2005; 2: 61 - 65.
5. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности. Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. Кострома, 2009; Т. 15, № 2: 139 - 143.
6. Урсул А.Д. Становление глобального мышления: пространственно-временной ракурс. Пространство и Время. Философия. 2012; 3: 61 - 67.
7. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2003.
8. Сорока A.B. Подготовка будущих художников-педагогов к обучению учащихся цвету. Омский научный вестник. 2008; № 6: 154 - 156.
9. Крылова И.Н. Педагогические условия регионализации высшего художественного образования. Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Сев.-Кавказ, 2011.
10. Сальдаева О.В. О регионализации художественного образования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008; 7: 153 - 163.
11. Виноградова Н.В. Этнокультурная коннотация как важное условие реализации идей художественной педагогики в системе дополнительного образования детей. Сборник статей международной научно-практической конференции, 10 февраля. Уфа, 2015: 28 - 35.
References
1. Koncepciya hudozhestvennogo obrazovaniya v RossiJskoJ Federacii. Available at: http://www.alppp.ru/law/obrazovanie--nauka--kultura/kul-tura/1/prikaz-minkultury-rf-ot-28-12-2001--1403.pdf
2. Zrelyh D.L. Hudozhestvennoe obrazovanie kak nepreryvnyj process poznaniya ob'ektivnoj real'nosti chelovekom. Uchenye zapiski. 'Elek-tronnyJ nauchnyJ zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-obrazo-vanie-kak-nepreryvnyy-protsess-poznaniya-obektivnoy-realnosti-chelovekom
3. Stukalova O.V. Kul'turologicheskie idei M.M. Bahtina kak metodologicheskaya osnova sovremennoj pedagogiki iskusstva. Institut hudozhestvennogo obrazovaniya rossijskoj akademii obrazovaniya. 'ElektronnyJ nauchnyJ zhurnal «Pedagogika iskusstva». Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/stukalova_o._v.pdf
4. Kulyutkin Yu.N Tehnokratiya i gumanizm. Chelovek i obrazovanie. 2005; 2: 61 - 65.
5. Kokovina L.N. Cennostno-smyslovye orientacii lichnosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. Kostroma, 2009; T. 15, № 2: 139 - 143.
6. Ursul A.D. Stanovlenie global'nogo myshleniya: prostranstvenno-vremennoj rakurs. Prostranstvo i Vremya. Filosofiya. 2012; 3: 61 - 67.
7. Isaeva T.E. Pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya kak uslovie i pokazatel' kachestva obrazovatel'nogo processa v vyssheJ shkole. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2003.
8. Coroka A.V. Podgotovka buduschih hudozhnikov-pedagogov k obucheniyu uchaschihsya cvetu. OmskiJ nauchnyJ vestnik. 2008; № 6: 154 - 156.
9. Krylova I.N. Pedagogicheskie usloviya regionalizacii vysshego hudozhestvennogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Sev.-Kavkaz, 2011.
10. Sal'daeva O.V. O regionalizacii hudozhestvennogo obrazovaniya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008; 7: 153 - 163.
11. Vinogradova N.V. 'Etnokul'turnaya konnotaciya kak vazhnoe uslovie realizacii idej hudozhestvennoj pedagogiki v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sbornik stateJ mezhdunarodnoJ nauchno-prakticheskoJ konferencii, 10 fevralya. Ufa, 2015: 28 - 35.
Статья поступила в редакцию 12.04.18
УДК 378.147:54
Grinchenko E.L., senior teacher, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: jeka_him@mail.ru Mendubaeva Z.A., senior lecturer, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: zalihamendubaeva@mail.ru Shalyigin S.P., senior lecturer, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: shalyigin @mail.ru Kurdumanova O.I., Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: kurdumanovao@mail.ru Jarkih L.A., senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lajarkih@mail.ru Gilyazova I.B., senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lajarkih@mail.ru
THE ROLE OF MEDIA EDUCATION AT TECAHING CHEMISTRY IN A MEDICAL UNIVERSITY. The article highlights a problem of development of self-education of medical students in media education. The authors cite the stages of the students' self-educational activity: goal, motive, activity of studying the material, independent learning activities, self-control, self-evaluation, application of the knowledge gained in practice. The work presents productive and reproductive forms of education used in media education. For all of the forms the authors give description of each component of self-educational activity.
Key words: media education, self-education, self-educational activity of students, reproductive and productive forms of education.
Е.Л. Гринченко, ст. преп., ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, E-mail: jeka_him@mail.ru
З.А. Мендубаева, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, E-mail: zalihamendubaeva @mail.ru
С.П. Шалыгин, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, E-mail: shalyigin @mail.ru
О.И. Курдуманова, профессор, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: kurdumanovao@mail.ru
Л.А. Жарких, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: lajarkih@mail.ru
И.Б. Гилязова, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: kurdumanovao@mail.ru
РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
В статье освещается проблема развития самообразования студентов медицинского вуза в условиях медиаобразования. Авторы приводят этапы самообразовательной деятельности студентов: цель, мотив, деятельность по изучению учебного материала, самостоятельные учебные действия, самоконтроль, самооценка, применение полученных знаний на практике. Представлены продуктивные и репродуктивные формы обучения, применяемые в условиях медиаобразования. Для всех освещенных форм приводится описание каждого компонента самообразовательной деятельности.
Ключевые слова: медиаобразование, самообразование, самообразовательная деятельность студентов, репродуктивные и продуктивные формы обучения.
В российских условиях происходит развитие медиаобразования в двух базовых направлениях - с одной стороны, это относится к дополнительному образованию, с другой стороны это касается интеграции медиаобразования и базового образования. В этойсвязи, медиаобразованиеможнорассмотреть как один из инструментов, который требуется интегрировать в различные учебные занятия [1]. Современный этап развития теории агфактики высшей шкозыоритнтирует студентовна [эозвиеие самообразования, в связи с чем определяет новые возможно-стиерганизации иееОнсгн про цеоса нвуие. Медиаобеазовннио дает преподавателю такие возможности, так как способствует формированию коммснозатевноЫеомпйоенони, медыаграмоеоо-сти, медиакомпетентности. Современное общество невозможно представить беытакех ореостз кодыеникацив, к-семат-фоны, карманные компьютеры, планшеты, а это и есть современные медиасистемы., которые должны помогать оптимизировать учебный процесд. Цефровыонтклтдныепосс^я.фзфкки, таалицьг виртуальные лаборатории значительно ускоряют и упрощают из-еченре х юмичесыитденциплинзоозныляют то в ыеить аотовасис и эффективность обучения.
Kдрюках испоосеованиы йсиpeаотных воедытд номмнтике-ции существует довольно много возможностей с точки зрения caмйобyоeнио.Дтeпсдaюониоеимии ынжае Рмть выытооенос учетом следующих направлений:
- интеграция медиаобразования и традиционного образования;
- медиаобразование, как часть самообразования.
В^Н^Дф^ес дсысдйский еиециылиее в обмдюти моднaйДйaзс-
вания Ю.Н. Усов считал, что медиаобразование - это процесс оотиссодстсамиин а фетотиaдрдоeдств моспо-вой коммуникации [2]. В связи с этим считаем медиаобразование редтщ им в дaзйитрсеамooCтaзсв ания.
Под самообразованием мы понимаем специально организованную, активную, саморегулируемую, систематическую позна-йaтeдсиyю,тeярeлыиoить, нйаpaвдоннyю ао дистиженес оп^дер ленных личностно- и общественно-значимых образовательных ррлер:тД°вратворон иипызмевaтвиьирlсинаeйсеoв, оеще к^г^ь-турных и профессиональных запросов, повышение квалифика-тии Ю- Самообразовательная деятельность по химии выстраивается из нескольких этапов, что демонстрирует рисунок 1.
конце тетради сделать своеобразный словарь по разделу «Растворы», первые термины записываются сразу, остальные вносятся по мере изучения отдельных тем, объединяющих данный раздел. Для каждого термина указывается Иете^источник. ■сакотрабовасподобетвнтт лучшемо специальной
медико-химической терминологии, тренирует зрительную память, формирует навыки работы с техническими источниками ныфо°удции[4].
Компоненты самообразовательной деятельности:
- щотив: студент понимает необходимость изучения химической терминологии для дальнейшего применения на специ-aленыxнйCLгипгlиоax;
- учебные действия: составление перечня основных тер-ыинвнттнрcи тся к базовой части содержания;
- самостоятельные учебные действия: для составления тезауруса используются различные источники информации;
ы;aлоoкoннгyоль;cаyдeкт сам радпредтляат учебную нагрузку, так как на составление тезауруса дается время;
рaмoецeннa- пе ртзpс0oтaвным крететинм студент может оценить свои самостоятельные учебные действия;
- применарде: знаиие ологоиеотсыбуются на биохимии, физиологии, биологии и др. дисциплинах, а также в прак-тйтеской медицине.
Решение задач по алгоритму (репродуктивный уровень). На тематическом занятии студентам предлагаются в элек-ерйрмом виысмeтoдзнаcкыe декоменде^шпорушению задач, в которых приведен алгоритм решения, правила оформления, ндибходиме1с фoтытлы yляйасчйаflв.
Тексты задач для самостоятельного решения представ-лeнсlночeбнймпocoаии оyойдодeнрсвмтибиaзовательном портале вуза, также в сборнике приведены усложненные за-дaет,одтоаyдентойyOflдвд раlедкиыиpoвнем емений решать задачи.
Компоненты самообразовательной деятельности:
н еютив.еме нийpоLйитоpacвeтрсlPxин1кческие задачи способствует развитию умений анализа и синтеза;
- yчeбрыа0аycmвры: рошыннт издае однсеится к инвариантной части, является необходимым;
- самостоятельные учебные действия: студенты имеют возможность решать более сложные задачи;
Рис. 1. Стректера самообразовательной деятельности по химии
Приведём примеры репродуктивных и продуктивных форм обучен ия студентов в условиях медиаобразования.
Составление тезауруса (репродуктивный уровень) -внеаудиторное индивидуальное задание накопительного характера. По^^асо^:^ыауо выlпoыияeовaыlгыe Mрккдни:ивляeаcя источником специальных знаний в предметной области; спосо-бтр овеpраoыeноя,йниcония тeдыкнрв предметной области знаний; инструментом поиска в информационном потоке и т. д.
Химическийтезаерес является связеющим звеном между иностранными и специальными медицинскими терминами. Онашом йречаотездеройрешаетзaдaаeесlPopoйнoй сиснс-оатаза^ди рeалй^^flв зо^тсеи хилнчeоаиертPниЫ|lНо пе^дс занятии по дисциплине «Химия» студентам предлагается в
- самоконтроль: студент сам определяет, какие задачи оставить на самостоятельное решение, а какие выполнить ауди-торно;
- самооценка: по разработанным критериям студент мо-д-тоцатить cвoйомeнйядоeшeммю зедач;
- применение: умение, формируемые при решении химических задач, будут использованы на других дисциплинах и в практической медицине.
СозЯмннйстенгазеты ДпыдЫдкmuрыыыыюoвень) [5].
Конкурсы стенгазет включаются в план учебно-воспита-есльной наротына химии:адортрдревновательный
ес^ктер, мог/апртводизйдя кдт дапflдтflотeлрныe конкурсы или включаться в план проведения учебно-методических конферен-
ций. Примерный перечень тем предлагается студентам вместе с инструкцией по созданию стенгазеты, но учитывая творческий характер исследовательской деятельности и возможность индивидуальной образовательной траектории, студенты могут выбирать любую тему с учетом общей тематики проводимого конкурса.
Готовые стенгазеты размещаются на специальных стендах в холле университета с указанием 1^ете^источников, которые послужили основой для их создания. В течение месяца с ними могут познакомиться студенты всех курсов и специальностей, а также гости вуза. В этом случае преподаватели кафедры химии преследуют три глобальные цели: обучающую, развивающую, воспитывающую (пропаганда здорового образа жизни).
Оценивается такая форма самообразовательной деятельности в бальной шкале по заявленным критериям, что демонстрирует таблица 1. Для этого создается группа экспертов из числа преподавателей кафедры.
Таблица 1
Критерии оценивания стенгазеты
Оцениваемый параметр Баллы
Соответствие заявленной теме 0-2
Наглядность 0-2
Информативность 0-2
Полезность для будущей профессии 0-2
Общий балл (сумма п.п.1, 2, 3)
Компоненты самообразовательной деятельности:
- мотив: повысить свой рейтинг, первый документ в порт-фолио молодого ученого; может являться началом научно-исследовательской деятельности;
- учебные действия: студенты находят профессионально-значимую химическую информацию по проблеме в сети Internet;
- самостоятельные учебные действия: отбирают химическую информацию, структурируют материал, делают выводы;
- самоконтроль: студент самостоятельно, без помощи учебника и дополнительных инструкций выполняет необходимые действия;
- самооценка (или взаимооценка): по разработанным критериям студенты оценивают выполненные действия;
- применение: знания, понимание, анализ, синтез, приме-ение медико-химической информации будут использованы на
других дисциплинах и в практической медицине.
Рис.2.Макетсценарияролевойигры(сказки) «Глюкоза в Королевстве Биоорганической химии»
Ролевая игра (продуктивный уровень). Ролевые и деловые игры имитируют тот или иной аспект будущей профессиональной деятельности студента. В деловой игре реализуется контекстный подход (А.А. Вербицкий) в рамках теории деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). Деловая игра, по мнению А.А. Вербицкого, служит для развития спообностей анализировать, ставить и решать профессиональные задачи и реализует принцип проблемности. Выполняя игровую роль, студент приобретает опыт познавательной и профессиональной деятельности, а также социальных отношений. Это обогащает личность новыми знаниями, умениями, навыками, опытом деловых и социальных контактов. В игровой деятельности наиболее развернуто реализуется один из важнейших принципов воспитания - принцип единства знаний и опыта в формировании и развитии личности [6].
Макет сценария ролевой игры-сказки «Глюкоза в Королевстве Биоорганической химии», разработанной студентами лечебного факультета, приведен на рисунке 2.
Студентам заранее дается задание выбрать себе роли и подготовиться к дискуссии по обозначенной проблеме: нужна ли глюкоза в организме человека? Преподаватель выполняет роль организатора игры и фасилитатора. Поскольку исходный уровень студентов разный, то и степень самостоятельности при подготовке к ролевой игре тоже отличается. Безусловно, не все студенты готовы к самообразовательной деятельности в форме игры, поэтому половина учебной группы выполняют роль «придворных» королевства, а более подготовленные студенты сами выбирают роли «королевского пекаря», «алхимика», «придворного аптекаря», «главного целителя», «лесной феи». Важное значение играет мотивация: если все студенты получают какую-то роль, то это их стимулирует к работе с дополнительными источниками информации, к систематизации знаний, умению вести дискуссию.
Данная игра может использоваться как обобщающее занятие по теме «Углеводы» и заменять итоговую контрольную работу.
Компоненты самообразовательной деятельности:
- мотив: повысить свой рейтинг, реализует применение химических знаний на практике;
- учебные действия: студенты находят профессионально-значимую химическую информацию по проблеме, в том числе в сети Internet;
- самостоятельные учебные действия: отбирают химическую информацию, структурируют материал, делают выводы;
учатся правильно, логично представлять и обосновывать теоретический материал по проблеме;
- самоконтроль: студент самостоятельно, без помощи учебника и дополнительных инструкций выполняет необходимые действия;
- самооценка (или взаимооценка): по разработанным критериям студенты оценивают выполненные действия;
- применение: знания, понимание, анализ, синтез, применение медико-химической информации будут использованы на других дисциплинах и в практической медицине.
Систематическая специально организованная деятельность студентов в условиях медиаобразования способствует формированию мотивационной сферы студентов, знаний, умений, навыков, применению знаний в учебной и профессиональной практике, и как следствие -формированию химических компетенций.
Библиографический список
1. Кудрина О.С. Некоторые проблемы, связанные с медиаобразованием. Современные наукоемкие технологии. 2014; 5-2: 48 - 49.
2. Фатеева И.А Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челяб. гос. ун-т, 2007.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003.
4. Современная наука - обществу XXI века: монография. Книга 2. М.Н. Бадриддинова, Т.С. Воропаева, И.И. Головко и др.; под ред. И.Н. Титаренко. Ставрополь: Логос, 2015.
5. Образование XXI века: актуальные проблемы и перспективы развития: монография. Под редакцией М.Ю. Бурыкиной. Ставрополь: Логос, 2015.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1991. References
1. Kudrina O.S. Nekotorye problemy, svyazannye s mediaobrazovaniem. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2014; 5-2: 48 - 49.
2. Fateeva I.A. Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy ipraktika realizacii: monografiya. Chelyab. gos. un-t, 2007.
3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.
4. Sovremennaya nauka - obschestvu XXI veka: monografiya. Kniga 2. M.N. Badriddinova, T.S. Voropaeva, I.I. Golovko i dr.; pod red. I.N. Titarenko. Stavropol': Logos, 2015.
5. Obrazovanie XXI veka: aktual'nye problemy iperspektivy razvitiya: monografiya. Pod redakciej M.Yu. Burykinoj. Stavropol': Logos, 2015.
6. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod: metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 37.01-057
Egorov M.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Adm. F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia),
E-mail: e.max.seem@gmail.com
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING PATRIOTISM IN BORDER OFFICERS BASED ON THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING. The solution of the grandiose tasks of democratic renewal of Russia, construction of economically powerful power, ensuring its safety, demands participation of all patriots in these processes. Therefore, education of patriotism among all Russians is recognized as a primary task of state structures, science, education, law enforcement agencies and public organizations. According to the national scientists-teachers, the process of individual's patriotism formation and its development is more successful, when the teacher actively uses the existing or specially designed pedagogical conditions for this purpose. In the article the author substantiates a complex of pedagogical conditions to develop patriotism in border officers using critical thinking as a tool.
Key words: education, critical thinking, development, patriotism, pedagogical conditions, process, improvement, border officers, formation.
М.А. Егоров, аспирант, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: e.max.seem@gmail.com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА
СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ
НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Решение грандиозных задач демократического обновления России, строительства экономически мощной державы, обеспечения её безопасности требует участия в этих процессах всех патриотов. Поэтому воспитание патриотизма у всех россиян признано первостепенной задачей государственных структур, науки, образования, силовых ведомств, общественных организаций.
По мнению отечественных учёных-педагогов, процесс формирования патриотизма и его развитие у личности происходит более успешно в том случае, когда воспитатель активно использует в этих целях имеемые или специально сконструированные педагогические условия.
В статье автором обосновывается комплекс педагогических условий развития патриотизма сотрудников пограничных органов на основе совершенствования критического мышления.
Ключевые слова: воспитание, критическое мышление, развитие, патриотизм, педагогические условия, процесс, совершенствование, сотрудники пограничных органов, формирование.
Для уяснения сущности термина «педагогические условия» рассмотрим взгляды и подходы отечественных учёных.
К примеру, К.В. Марков [1], исследовавший педагогические условия повышения эффективности системы патриотического воспитания студентов учебного военного центра отмечает, что таковым является важнейший компонент педагогического процесса, который включает: содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания, всецело ориентированные на тесное взаимодействие с внутренним миром воспитанников, их личностное развитие. С.Н. Томилина [2], исследовавшая педагогические условия организации процесса патриотического воспитания военных моряков понимает под рассматриваемым термином некую совокупность потребных и целенаправленных мер психолого-педагогического воздействия на военнослужащих, применение которых обеспечивает формирование и развитие необходимых патриотических качеств. С.И. Фоменко [3], в своей диссертации ориентировался на понимание педагогических условий, как на комплекс системно-деятельностного воздействия
внешних обстоятельств, которые могут оказать существенное влияние на протекание воспитательно-патриотического процесса, сконструированного воспитателем (исследователем), обеспечивающего результативное достижение намеченного результата.
Следовательно, под термином педагогические условия развития патриотизма сотрудников пограничных органов будем понимать целенаправленную внешнюю среду и внешние обстоятельства, включающие организационные, психолого-педагогические, материальные и иные меры, формы и средства, позволяющие командному составу, воспитателям качественно и эффективно проводить воспитательно-патриотическую деятельность.
Выполненный выше анализ позволяет нам выделить наиболее характерные особенности педагогических условий, которые:
- представляют собой определенную совокупность ресурсов воспитательной и материальной сред, применение которых позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности;