Научная статья на тему 'Диагностические методы оценки сформированности химических компетенций: уровни, критерии, показатели'

Диагностические методы оценки сформированности химических компетенций: уровни, критерии, показатели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMATION OF CHEMICAL COMPETENCIES / LEVELS / CRITERIA / INDICATORS / STATISTICAL PROCESSING / СФОРМИРОВАННОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / УРОВНИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринченко Е.Л., Курдуманова О.И., Гилязова И.Б., Жарких Л.А.

В статье приведены диагностические методики оценки сформированности химических компетенций у студентов. Решение проблемы формирования химических компетенций у студентов вуза зависит не только от правильно организованного процесса обучения, но и от выбора адекватных оценочных средств. Учитывая структуру химических компетенций (мотивационно-ценностная, когнитивная, операционально-деятельностная и рефлексивная составляющие) авторами выделены показатели и критерии, позволяющие оценить уровень сформированности химических компетенций. Приведены адекватные методы статистической обработки полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринченко Е.Л., Курдуманова О.И., Гилязова И.Б., Жарких Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF CHEMICAL COMPETENCE: LEVELS, CRITERIA, INDICATORS

The article presents diagnostic methods for assessing the formation of chemical competencies among university students. Solving the problem of formation of chemical competencies among university students depends not only on a properly organized learning process, but also on the choice of adequate assessment tools. Taking into account the structure of chemical competencies (motivational-value, cognitive, operational-activity and reflexive components), the authors identify indicators and criteria to assess the level of formation of chemical competencies. Adequate methods of statistical processing of the obtained results are given.

Текст научной работы на тему «Диагностические методы оценки сформированности химических компетенций: уровни, критерии, показатели»

Библиографический список

1. Кедров Б.М. День одного великого открытия. Москва: Эдиториал УРСС, 2001.

2. Евдокимов Ю.К К истории периодического закона. Наука и жизнь. 2009; 5: 12 - 15.

3. Голубь П.Д., Овчаров А.В., Насонов А.Д. Из жизни творцов физической науки. Барнаул: АлтГПУ 2017.

4. Менделеев Д.И. Периодический закон. Москва: Издательство Академии Наук СССР 1958.

5. Менделеев Д.И. Новые материалы по истории открытия Периодического закона. Москва - Ленинград: Издательство Академии Наук СССР 1950. References

1. Kedrov B.M. Den'odnogo velikogo otkrytiya. Moskva: 'Editorial URSS, 2001.

2. Evdokimov Yu.K. K istorii periodicheskogo zakona. Nauka i zhizn'. 2009; 5: 12 - 15.

3. Golub' P.D., Ovcharov A.V., Nasonov A.D. Iz zhiznitvorcov fizicheskojnauki. Barnaul: AltGPU, 2017.

4. Mendeleev D.I. Periodicheskijzakon. Moskva: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1958.

5. Mendeleev D.I. Novye materialy po istorii otkrytiya Periodicheskogo zakona. Moskva - Leningrad: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1950.

Статья поступила в редакцию 17.02.19

УДК 372.854:37.012.7

Grinchenko E.L., senior teacher, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: jeka_him@mail.ru Kurdumanova O.I., Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: kurdumanovao@mail.ru Gilyazova I.B., senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: irin.ter@mail.ru Jarkih L.A., senior lecturer, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lajarkih@mail.ru

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF CHEMICAL COMPETENCE: LEVELS, CRITERIA, INDICATORS. The article presents diagnostic methods for assessing the formation of chemical competencies among university students. Solving the problem of formation of chemical competencies among university students depends not only on a properly organized learning process, but also on the choice of adequate assessment tools. Taking into account the structure of chemical competencies (motivational-value, cognitive, operational-activity and reflexive components), the authors identify indicators and criteria to assess the level of formation of chemical competencies. Adequate methods of statistical processing of the obtained results are given. Keywords: formation of chemical competencies, levels, criteria, indicators, statistical processing.

Е.Л. Гринченко, ст. преп., ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет, г. Омск, Е-mail: jeka_him@mail.ru О.И. Курдуманова, проф., ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Е-mail: kurdumanovao@mail.ru И.Б. Гилязова, доц., ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, Омск, Е-mail: irin.ter@mail.ru Л.А. Жарких, доц., ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Е-mail: lajarkih@mail.ru

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ХИМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ: УРОВНИ, КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ

В статье приведены диагностические методики оценки сформированности химических компетенций у студентов. Решение проблемы формирования химических компетенций у студентов вуза зависит не только от правильно организованного процесса обучения, но и от выбора адекватных оценочных средств. Учитывая структуру химических компетенций (мотивационно-ценностная, когнитивная, операционально-деятельностная и рефлексивная составляющие) авторами выделены показатели и критерии, позволяющие оценить уровень сформированности химических компетенций. Приведены адекватные методы статистической обработки полученных результатов.

Ключевые слова: сформированность химических компетенций, уровни, критерии, показатели, статистическая обработка.

Механизм формирования химических компетенций существенно отличается «от механизма формирования понятийного «академического» знания, которое предназначено для запоминания или воспроизведения или, в лучшем случае, для получения другого знания логическим или эмпирическим путем» [1]. Компетентным студент может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его притязаниям, уровню обученности, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта [1]. Опираясь на классификацию А.В. Хуторского [2], формирование химических компетенций представляется нам как интегративное понятие и складывается из четырех составляющих: когнитивной, личностной, операциональ-но-деятельностной и рефлексивной.

Когнитивная составляющая определяется набором химических знаний, необходимых для формирования предметных компетенций); операциональ-но-деятельностная составляющая включает наличие предметных умений, определяется выбором той или иной последовательности интеллектуальных операций; мотивационно-ценностную (личностную) составляющую определяет уровень готовности студентов к обучению химии, осознание и постановка цели деятельности. Целесообразным будет выделение рефлексивной составляющей, поскольку она предполагает осознание и коррекцию цели, процесса деятельности, фиксацию результатов деятельности, что способствует развитию химических компетенций [3].

Выделенные компоненты являются самостоятельными, но отсутствие каждого из них может вызвать искажение процесса формирования и развития химических компетенций.

Очевидно, что объективное решение проблемы формирования химических компетенций у студентов вуза зависит не только от правильно организованного процесса обучения, но и от выбора адекватных оценочных средств применительно к каждой составляющей компетенций и выявления их исходного уровня.

Большинство исследователей критерии оценивания компетенций рассматривают в контексте подготовки к профессиональной деятельности. Работы, демонстрирующие методы оценивания химических компетенций немногочисленны (Ю.Ю. Гавронская, М.М. Шалашова, О.Г Роговая, Н.Н. Двуличанская, Т.А. Уварова и др.)

На основании подробного изучения данного вопроса, были отобраны методики, позволяющие наиболее эффективно оценить сформированность химических компетенций у студентов. Представленные диагностические методики применялись нами в психолого-педагогическом исследовании «Формирование и развитие предметных компетенций у студентов в процессе самообразовательной деятельности по химии в медицинском вузе» на начальном и конечном этапах.

В диагностике мотивационно-ценностной составляющей химических компетенций мы использовали две методики: анкетирование «Ценностные ориентации» М. Рокича (в модификации Б.С. Круглова) и тест «Мотивация учения студентов вуза» С.А. Пакулиной, М.В. Овчинникова. Обе методики дополняют друг друга и позволяют сделать единый вывод о выраженности мотивационно-ценностной составляющей химических компетенций у студентов.

Первым этапом диагностики является проверка состояния уровня мотивации студентов с помощью теста «Мотивация учения студентов вуза» авторов С.А. Пакулиной и М.В. Овчинникова [4]. Данная методика включает мотивы поступления в вуз, действующие мотивы и мотивы профессиональные, и в отличие от других позволяет выделить и оценить как внешнюю, так и внутреннюю мотивацию учения.

Для оценки по данной методике было определено четыре уровня мотивации: очень высокий 90-100%, высокий 80-89%, умеренный 65-79% и низкий <65%. Преобладание внутренних мотивов свидетельствует о готовности студентов к осознанному процессу познания, проявлению активности, а значит, достижения в учебной деятельности могут быть весьма успешными при правильной организации учебного процесса [5].

Таблица 1

Диагностические методики, показатели и критерии сформированности составляющих химических компетенций

Составляющие химических компетенций Инструменты Показатели Критерии (уровни) Методы стат. обработки

Мотивационно-ценностная (личностная) 1. Анкета «Ценностные ориентации» М. Рокича (в модификации Б.С. Круглова) ранг ценности значение >60% - показатель «выражен» многофункциональный критерий Фишера ф

2. Тест «Мотивация учения студентов вуза» С. А. Пакулиной, МБ. Овчинникова уровень внешней и внутренней мотивации очень высокий 90-100% высокий 80-89% умеренный 65-79% низкий <65% многофункциональный критерий Фишера ф

Когнитивная 1. Опросник «Определение уровня химических знаний» количество правильно выполненных заданий (итоговый балл) 40-35 - высокий 34-29 - средний 28-20 - низкий < 20 - очень низкий многофункциональный критерий Фишера критерий Вижоксона

2. Результаты текущего и итогового контроля количество правильно выполненных заданий (коэф. усвоения учебного материала) высокий 90-100% продвинутый75-89% пороговый 60-74% низкий< 60% многофункциональный критерий Фишера ф*

Операционально-деятельностная 1. Метод наблюдения за выполнением лабораторных работ коэффициент полноты выполняемых операций высокий К > 0,9; ПВО- ' ' продвинутый 0,75>К >0,9 пороговый 0,6<К <0,75 г ПВО низкий К < 0,6 ПВО многофункциональный критерий Фишера критерий Вижоксона,

2. Анализ студенческих работ: индивидуальных заданий, контрольных работ, решение ситуационных задач способность студентов решать контекстные и ситуационные задачи количество студентов, правильно решивших контекстные и ситуационные задачи многофункциональный критерий Фишера ф

Рефлексивная Результаты самооценки количество совпадений «самооценка/ оценка преподавателя» > 80% - самооценка адекватна критерий Вижоксона Т

сл сл

01 (О

I

>

§

"О сг

О

СП

со

0

го

>

1

X

а

Второй этап - анкетирование студентовспомощьюметодики М.Рокича «Ценностные ориентации», которая позволяет мослесоиатснаппавоенность личк ности, отношение к окружающему миру, к дру гимлюльм,смпмммьмeбe,тп ючек вые мотивы поступков [6]. В модификации Б.С. Круглова даннеяметосиса позпо-ляет не ранжировать ценности, а присвоить каждой балл по пятибалльной шкале (1 - меньший, 5 - наивысший балл).

Для оценки когнитивной составляющей химических компетенций мы использовали опросник «Определение уровня хидо^^т^1.^я^на1^ий»м |козпемотчнсыч в соответствии с таксономией Б. Блума и резапьтаоч1кекущдго о иниговогокоа-троля.

Опросник содержит 20 вопросов открытоготапа,чдтравемнны хна оп редок ление химических знаний и умений; часть вопросов соответствует уровню (по Б. Блуму) «знание, понимание», другая часть содд^итюи^пы ущооня «ччпользов вание». Каждый вопрос состоит из двух компо аечеов п (^1^еяивтетсчп2^с^г^епнс следующим критериям: 2 балла - полный отват, 1 б;мл - яeптлнычoнвем(лcес неточный), 0 баллов - отсутствие ответа либо полностье иомсжена его аутн. Пес казателем является количество правильно выполненных заданий, выраженное в виде итогового балла. Максимальное количестне-овбаммтк.

Помимо опросника при оценивании когниои вноCькcпилггюмд-гимнчeаьвx компетенций нами использовались результаты теl<yщeьмиисoгoвcдаГpизнльаоты экзамена) контроля знаний по химии.

Текущий контроль знаний проводился в виде итоговых контрольных работ по основным темам дисциплин. Контрольные работы были составлены также в соответствии с таксономией Б. Блума; в каждой 1 часть - тестовые вопросы на знание и понимание, 2 часть - расчетные задачи на применение. Показателем оценивания является количество правильно выпплненных задcюийв%, цасемт проводился в соответствии с методикой В.П. Беспалько:

К - n

К - N •

где К - коэффициент усвоения учебного масесасла, п ^н^х^ичл<-тчевчpнo выполненных заданий, N - общее количество заданий [7].

Для определения степени сформированности у студсмточоне рачиoно-и-но-деятельностной составляющей химическиа кымвeмвчциь п пренпссосаме-образовательной деятельности по химии мы -тпoнвзoвчли мeтоднмльявнеro наблюдения за выполнением лабораторных рчбoоcaимлиз а^^сд^г^cл^^вп рнНев (индивидуальных заданий, контрольных работ), который проводился по методике А.В. Усовой [8] и представляет собой вычислен-екonМфиниснтa поанoьывычмд-няемых операций:

I N=

где п-ч ^<^лооп^|^а^1^и,вы^(^лненных1и студентом,п-число выполнен-ныхопе^р^ац^н^.Я -^г^к^ищл^по сл^дп-п<^е.

Вцоденанлдденияхы лтслдж-^<^е^илея^|^лдо^(^ниытуде^'^(^впди №толне-нып лаЧочатхуннт рябот: нце^^1^ввлчя«^яуыопе/^г^ыиялябоито^1^ныоын^(^н, четкость выполняемых операций.

Кпоыилябоцыт<^нськ ре^с^нг^нпыыинн сфоуоиц^оп^ь^нхти но-деятельностной составляющей мы использовали способность студентов peшaдокoнтокоцныe и cиоcaоохуныe нлдачи.хынтиlпaянpичснпехcтх5иocтп, ыакие зчмсчд нрхчдагчлиьпотилыняхм в тчнлни

и включались в лабораторные занятия, домашние задания, текущие и итоговые копыяох ьоохыапюны.

Для оценки рефлексивной составляющей химических компетенций мы при-цы^н^ли оетод иыйaнaлнззыяулеяных coьпхмочик ры-

здлыт-хьп дм ооценки студентов и оценки тех же работ преподавателем. Данные фпыс-рюпдли сь по каждому студенту, адекватной считалась самооценка, если вoлдлцcтвооьнпaддхдПеказaлocьбoлыe8P%: С aмoоеeнол пцчме няоос ь полвы-полнении индивидуальных работ студентов, групповых заданий по химии, подготовки рефератов к химическим конференциям, выполнении стенгазет

(Peт-ояинpcкия oeыхПoдыa рлзяльсдтпюскс перименох пров одола сь по двум пд ка заыео-о:

а) г^а|замерриче<^кийпогазатель - многофункциональный критерий Фишера (ф) при вероятности допустимой ошибки р<0,05, ф* = 1,64.

ЧФ1-Ф2

К

: N = in

n * N '

J п1+п2

где фг <р, - величина центрального угла в радианах, определяется по та-Дыип-;

п,, п2 - число испытуемых в выборках;

е)хнг^а раметрический метод- критерий Вилкоксона (Т) при вероятности до-пяотнФоохшибкнпЛ0,Я5;cнхвнидаюо Лф(таЖнд^ыeeзнaчeпce) чТэы^^]:

Учитывая структуру химических компетенций (мотивационно-ценностная, кoгнидхвнaс,pпeоaцнхвaпьно-д лятельоостнля и рефлексивная составляющие) мы выделили критерии, позволяющие оценить уровень сформированности хими-ческнскoлво5eкснй. НСТР^И^п^ЗЛЛ, иихпыи,пpитоыни5фppми-

ыоваопндтпхиыпчесыхх комнeтеноиЯпcя5дeуыoх вуз аочмхнсннттяет таДл и (а 1:

лндlгoпиыы«кдpхетенсия но мoжоя5нггьхзнлирс^пчзхепкюфетпдк уьпо-внтяё соaлпзaонн,дд фномиеоыaниНсыклмлчю^н^ы осуществляться в условиях, моделирующих конкретную ситуацию профессио-налпн оHpeяднлььоытз110 ].

Образовательный процесс, в котором возможно применение описанных ди-дmocыичeекуx дылдон отнозтзцянa прхни|ипах системности, научности,

лнстыпноып, ипдивиудальньПнхпоeлхыхocоз: своыи тнодыи с прн^т^н^с^е^.

Библиографический список

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностнаямодель:огидеикобразовательнойпрограмме. Педагогика. 2003;10:8 -14.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования. Народное образование. 2003; 5: 55 - 61.

3. Гринченко Е.Л. Формирование и развитие предметных компетенций у студентов в процессе самообразовательной деятельности по химии в медицинском вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.

4. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза. Психологическая наука и образование. 2010; 1. Available at: www. psyedu.ru

5. Гринченко Е.Л. Анализ мотивационно-ценностной составляющей в химической подготовке студентов медицинского вуза. Международный журнал экспериментального образования. 2016; 4 (2): 224 - 227.

6. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2006.

7. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1989.

8. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. Москва: Знание, 1987.

9. Шелонцев В.А. Анализ результатов педагогического эксперимента: учебное издание. В.А. Шелонцев, Л.Н Шелонцева, И.П. Ольхович. Омск: ООО Гуманит. центр «Альфа и Омега», 2008.

10. Гавронская Ю.Ю., Роговая О.Г Профессиональные задачи как средство оценивания сформированности компетенций магистра химического образования. Современные проблемы науки и образования. 2017; 4: 164.

References

1. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; 10: 8 - 14.

2. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii. Tehnologii konstruirovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; 5: 55 - 61.

3. Grinchenko E.L. Formirovanie irazvitie predmetnyh kompetencij u studentov v processe samoobrazovatel'noj deyatel'nostipo himii v medicinskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

4. Pakulina S.A., Ket'ko S.M. Metodika diagnostiki motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010; 1. Available at: www. psyedu.ru

5. Grinchenko E.L. Analiz motivacionno-cennostnoj sostavlyayuschej v himicheskoj podgotovke studentov medicinskogo vuza. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; 4 (2): 224 - 227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kalyagin V.A., Ovchinnikova T.S. Logopsihologiya: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2006.

7. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

8. Usova A.V., Bobrov A.A. Formirovanie u uchaschihsya uchebnyh umenij. Moskva: Znanie, 1987.

9. Sheloncev V.A. Analiz rezul'tatov pedagogicheskogo 'eksperimenta: uchebnoe izdanie. V.A. Sheloncev, L.N Shelonceva, I.P. Ol'hovich. Omsk: OOO Gumanit. centr «Al'fa i Omega», 2008.

10. Gavronskaya Yu.Yu., Rogovaya O.G. Professional'nye zadachi kak sredstvo ocenivaniya sformirovannosti kompetencij magistra himicheskogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 4: 164.

Статья поступила в редакцию 06.02.19

УДК 378

Gulakova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: marina_gulakova@bk.ru

Harchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: 14101956@rambler.ru

ELECTRONIC TEXTBOOK AS A MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The article substantiates the need to study the independent work of students, based on the needs of society in initiative, independent, competent professionals, who are able to continuously improve their knowledge and skills in a post-industrial society. In the new educational context, the problem of providing independent work of students with electronic educational resources is actualized. The possibilities of using various types of electronic educational resources to provide and support the educational process are considered. The potential of electronic textbooks as a basis for the organization of independent work of students is that they allow improving and increasing their efficiency.

Key words: independent work, e-learning content, e-learning resources.

М.В. Гулакова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: marina_gulakova@bk.ru

Г.И. Харченко, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: 14101956@rambler.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье обоснована необходимость изучения самостоятельной работы студентов, исходя из потребностей общества в инициативных, самостоятельных, грамотных специалистах, способных непрерывно самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в условиях постиндустриального общества. В новом образовательном контексте актуализируется проблема обеспечения самостоятельной работы студентов электронными образовательными ресурсами. Рассматриваются возможности использования разнообразных видов электронных образовательных ресурсов для обеспечения и поддержки учебного процесса. Раскрывается потенциал электронного учебного пособия как основы для организации самостоятельной работы студентов, позволяющий совершенствовать и повышать её эффективность.

Ключевые слова: самостоятельная работа, электронный образовательный контент, электронный образовательный ресурс.

Переход России к инновационной модели развития науки, техники и технологий привёл к значительной перестройке информационной среды современного общества. Новые возможности общественного прогресса находят своё отражение и в сфере образования. Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, должен быть ориентирован на подготовку специалиста, обладающего умениями самостоятельно пополнять и обновлять знания, осуществлять поиск информации, переводить её из одной знаковой системы в другую, анализировать, структурировать информацию, поступающую из различных источников, аргументировано высказывать свою точку зрения.

В новом образовательном контексте самостоятельная работа становится все более значимой составляющей педагогического процесса и превращается в его основу. Организация самостоятельной работы студентов вуза - одна из актуальных проблем педагогической науки и практики, успешное решение которой помогает формированию грамотного специалиста, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Изучение педагогической литературы позволяет выделить разные определения сущности этого понятия: через «метод обучения», через «системы приемов», через описание способов руководства действиями студентов, через уровень самостоятельности при решении учебных задач, и т. д. [1].

В методической литературе представлены и подробно описаны различные виды самостоятельной работы, например, выделяют самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров), самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов, внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера [2].

В последние годы особое значение приобретает организация самостоятельной деятельности студентов в условиях использования электронных образовательных ресурсов, развития дистанционного и смешанного обучения, что нашло свое отражение в работах Н.А. Александровой, Н.В. Барановой, С.Г. Гусевой, М.П. Данчук, Е.Г Ждановой, Д.А. Занозина, Е.В. Захаровой, А.С. Елизарова, Т.И. Рицковой и др. Анализ информационных источников показал, что продуктивность самостоятельной работы студентов возможно повысить посредством применения при ее организации электронного образовательного контента. Образовательный контент - это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. В электронном обучении образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса [2]. Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, для использования которого необходимы средства вычислительной техники [2].

Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс высшей школы предоставляет возможность создать педагогические условия перевода студента с позиции объекта обучения под руководством преподавателя в позицию субъекта, способного к самообучению, самообразованию, самостоятельному приобретению знаний, что содействует саморазвитию личности.

Для успешного освоения учебной дисциплины целесообразно использовать разнообразные виды электронных образовательных ресурсов, обеспечи-

вающих и поддерживающих учебный процесс. В отличие от печатных, электронные образовательные ресурсы обладают значительно более широкими возможностями, так как на основе мультимедиа они объединяют в единую интегрированную систему самые разнообразные по назначению, содержанию и форме материалы, учитывающие, кроме того, и уровни подготовки студентов [3 - 7].

Отметим, что электронный образовательный ресурс должен обеспечивать максимальную степень самостоятельной работы студентов при необходимой консультационной помощи со стороны преподавателя и при индивидуальном самоконтроле за результатами обучения, обеспечение контроля приобретаемых компетенций в процессе обучения.

Между тем, у студентов необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы, потребность в использовании современных мультимедиа-ресурсов, большинство из которых размещено в сети Интернет. Для этого студент должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Использование электронного образовательного контента может существенно видоизменить самостоятельную учебную работу студентов, повышая ее эффективность [8; 9; 10].

Ведущее место в структуре образовательного контента занимает электронное учебное пособие. Электронное учебное пособие «Методологические основания педагогического исследования», разработанное на кафедре педагогики и психологии профессионального образования СКФУ, предназначено для организации различных видов учебной работы магистров, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Пособие ориентировано на уяснение магистрантами не только теоретических знаний, но и на овладение практическими умениями, необходимыми для подготовки и проведения научного педагогического исследования. Практико-ориентирован-ный характер пособия обеспечивают гиперссылки, содержащие практические советы по применению исследовательских методов, приёмов и средств. Система гиперссылок позволяет сопроводить изложение теоретического материала конкретными примерами и методическими рекомендациями [11 - 12].

Образовательные возможности, предоставляемые электронным учебным пособием, могут быть применимы для всех видов самостоятельной работы: изучение нового материала, самопроверка полученных знаний, творческая деятельность поисково-исследовательского характера и др.

Для использования в учебном процессе можно предложить следующие варианты работы:

• Самостоятельная работа студента за индивидуальным компьютером при изучении новой темы, позволяет осваивать её в собственном темпе.

• Традиционное занятие, сочетающее рассказ преподавателя с групповой самостоятельной работой студентов в компьютерном классе над отдельными лекциями раздела или другими материалами электронного учебного пособия.

• Самостоятельное изучение несколькими группами заданного учебного материала с последующим обсуждением.

• Практические занятия с использованием материалов и документов, размещенных на Интернет-сайтах, указанных в электронном учебном пособии в разделе «Полезная информация», на основе самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.