Научная статья на тему 'Современные технологии работы педагога-психолога с родителями учащихся'

Современные технологии работы педагога-психолога с родителями учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1887
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / PARENTAL CONFERENCES / THEMATIC LECTURE / PARENTS OF STUDENTS / ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ / РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова З.З., Миназова З.М.

В статье рассмотрены современные технологии работы педагога-психолога с родителями учащихся, такие как: родительские конференции, тематическая лекция, внедрение информационно-коммуникационных технологий и др. Чтобы технология достигла своей цели в работе с родителями, необходимо учитывать особенности возраста, жизненного опыта, образования родителей. Применяемые современные технологии способствуют изменению воспитательного потенциала института семьи, активности и инициативности членов семьи, активизируют к деятельности новые организационные структуры деятельности всех субъектов процесса психологического просвещения, изменяют природу взаимодействия педагогической и родительской общественности, детско-родительские отношения и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES OF A PSYCHOLOGY TEACHER IN HIS WORK WITH STUDENTS' PARENTS

The article considers modern technologies that are used in work of a psychology teacher with parents of his students, which include parental conferences, thematic lecture, introduction of information and communication technologies. To make a technology achieve its goal in the work with parents, the teacher needs take into account the specifics of the age, life experiences and education of the parents. The applied modern technologies contribute to changing the educational potential of the family institute, the activity and initiative of family members, activate new organizational structures of all subjects of the process of psychological education, change the nature of the interaction between the pedagogical and parental community, between children and their parents.

Текст научной работы на тему «Современные технологии работы педагога-психолога с родителями учащихся»

УДК 371

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical

University (Grozny, Russia), E-mail: magamedova-1975@mail.ru

Minazova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: magamedova-1975@mail.ru

MODERN TECHNOLOGIES OF A PSYCHOLOGY TEACHER IN HIS WORK WITH STUDENTS' PARENTS. The article considers modern technologies that are used in work of a psychology teacher with parents of his students, which include parental conferences, thematic lecture, introduction of information and communication technologies. To make a technology achieve its goal in the work with parents, the teacher needs take into account the specifics of the age, life experiences and education of the parents. The applied modern technologies contribute to changing the educational potential of the family institute, the activity and initiative of family members, activate new organizational structures of all subjects of the process of psychological education, change the nature of the interaction between the pedagogical and parental community, between children and their parents.

Key words: technology, educational psychologist, parental conferences, thematic lecture, parents of students.

3.3. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. специальной психологии и дошкольной дефектологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: magamedova-1975@mail.ru

3М Миназова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

Е-mail: magamedova-1975@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассмотрены современные технологии работы педагога-психолога с родителями учащихся, такие как: родительские конференции, тематическая лекция, внедрение информационно-коммуникационных технологий и др. Чтобы технология достигла своей цели в работе с родителями, необходимо учитывать особенности возраста, жизненного опыта, образования родителей. Применяемые современные технологии способствуют изменению воспитательного потенциала института семьи, активности и инициативности членов семьи, активизируют к деятельности новые организационные структуры деятельности всех субъектов процесса психологического просвещения, изменяют природу взаимодействия педагогической и родительской общественности, детско-родительские отношения и т. д.

Ключевые слова: технология, педагог-психолог, родительские конференции, тематическая лекция, родители учащихся.

Психолого-педагогические технологии рассматриваются как социальный, воспитательный продукт, поскольку они являются следствием принятия решений и их реализации педагогами и психологами, изучаются в качестве результатов воспитательных и психологических процессов.

В процессе работы с родителями педагог-психолог проявляет предельную тактичность, доброжелательность, логичность, соучастие в решении семейных проблем. Техники, которые использует педагог-психолог в работе с родителями, могут быть следующие: исследование, диагностика членов семьи и детей, осуществление консалтинга и собеседования. Помимо указанных методов работы с семьей, психолог использует метод наблюдения, постоянно наблюдает за семьей. Наблюдение может быть как непосредственным, так и опосредованным, но подбирая техники и инструментарий, педагог-психолог, опирается на гуманизм, человеколюбие, уважительность и конфиденциальность. Сами методики и технологии должны быть достаточно точны, надежны. Уже после проведения беседы, тщательного наблюдения, специалист приходит к выводу и настраивается на завершающую беседу, готовится к встрече с родителями и другими членами семьи. Беседа, чаще всего, используется для более доверительного контакта, для подтверждения собственных предположений, для получения уточняющих данных и оказания в последующем грамотной помощи. Традиционная беседа психолога с респондентом, как правило, строится по следующему плану:

а)знакомство и расспрос;

б) построение предварительных предположений и постановка проблемы;

в) примерный подбор техник и технологий;

г) окончание беседы.

После беседы специалист анализирует услышанную информацию, сопоставляет с раннее известными случаями, оформляет документально проведенную беседу и намечает дальнейшую работу. Психологическая работа с родителями, грамотно организованная, создает мотивацию в получении родителями психологических знаний, желания их использовать в построении дет-ско-родительских отношений их в интересах собственного развития. Усвоенные и отрефлексированные психологические знания и умения создают условия для полноценного развития детей, раскрытия их потенциала, мотивации к учебе, а также - способствуют профилактике и устранению явлений асоциального типа поведения.

Важной особенностью психологической консультации, является то, что окончательный результат полученной консультации адресуется ребёнку. Поэтому, важно, что данная консультация родителю, косвенно влияет и на детей и адресована детям. В процессе использования данной методики необходимо помнить педагогу-психологу, что он вправе давать только советы относительно детско-родительских отношений, но реализовывать советы на практике должны сами родители. Эффективность и результативность применяемых психологом техник и технологий обусловлены тем, насколько изменились отношения в семье, детско-родительские отношения, насколько качественно изменились от-

ношения детей с классными руководителями и учителями школы, и насколько изменилось отношение детей к учебе.

Педагог-психолог активно может использовать родительские конференции, где присутствуют родители разных классов и разновозрастные дети. Для того, чтобы родители при этом не испытывали некоторую формальность, или тревожность, педагог проводит предварительную беседу с родителями, настраивает их на позитивную струну, внушает им, что конференция будет полезна и им самим и педагогическому коллективу. Сама технология организации и проведения конференции базируется на принципах уважения, гуманизма, взаимного доверия, партнерства и сотрудничества.

Наравне с родительской конференцией, эффективной технологией работы с родителями - тематическая лекция. В плане организации психологи могут привлекать педагогов, родителей и совместно проводить лекцию. Суть данной технологии в том, что тема предварительно обсуждается с родителями и выбирается те, которая набирает более всего голосов.

В работе с родителями педагог-психолог использует методы убеждения для грамотного взаимодействия со своими детьми, поскольку родители не имеют достаточного запаса грамотных средств и приемов психологической деятельности и знаний по психологии.

Чтобы технология достигла своей цели в работе с родителями, необходимо учитывать особенности возраста, жизненного опыта, образования. Искусство и наука помощи взрослым в обучении называется андрагогикой. «Отрасль педагогической науки, которая охватывает теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых называется андрагогикой». [1].

Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий - важное направление в работе с родителями и лицами заменяющими их. Внедренные ИКТ позволяют значительно повысить качество взаимодействия педагогов-психологов и родителей. Информационно-коммуникативные технологии и техники позволят педагогу-психологу автоматизировать отдельные информационные процессы - компактно ее создавать, хранить и пересылать родителям, активно обрабатывать полученную информацию от родителей и отправлять.

Для того, чтобы эффективно пользоваться наработанными технологиями, педагог-психолог должен овладеть в процессе обучения офисными программами, которые ему позволят готовить для родителей психологические материалы, советы, рекомендации в Word, Excel, PowerPoint и др. Помимо этого, специалист-психолог должен использовать сетевые технологии - скайп, он-лайн - позволяющие доставлять нужную информацию, проводить занятия с родителями, проводить консультации. Отмечая роль ИКТ, нужно обратить внимание на владение психолого-педагогом телекоммуникационными технологиями, которые позволяют связаться c родителями через электронную почту, организовывать и проводить телеконференции по актуальным психологическим и педагогическом проблемам, использовать доски BBS - BulletinBoardSystem. Данная технология достаточно близка по функциональному назначению к проводимой телеконфе-

ренции, обеспечивает быстро и централизованно сообщать родителям и семьям, заинтересованным в психологическом просвещении, необходимую информацию [3; 4].

Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе четвертные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинго-вых занятий.

В последнее время вырос исследовательский интерес педагогов к информационным технологиям в виде использования презентаций. Разработка презентаций и обмен таким опытом с коллегами способствует профессиональному росту самого педагога и повышению уровня родителей и учащихся. Психолог

Библиографический список

должен быть в курсе всех научных информационных новшеств, в курсе инновационного психологического опыта других психологов. Для этого осуществляется сбор и анализ передовой информации в области семейной, гендерной, школьной психологии. Поставленную задачу невозможно осуществить качественно без использования информационных технологий, которые позволяют использовать как накопленные ресурсы, так и информационные ресурсы сети Интернет

Таким образом, применяемые современные технологии способствуют изменению воспитательного потенциала института семьи, активности и инициативности членов семьи, активизируют к деятельности новые организационные структуры деятельности всех субъектов процесса психологического просвещения, изменяют природу взаимодействия педагогической и родительской общественности, детско-родительские отношения и т. д.

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002.

2. Миназова В.М. Структура способности психолога эффективно взаимодействовать с социальными педагогами коррекционного образовательного учреждения по вопросам развития учащихся. Мир образования - образование в мире. Москва, 2016; 3 (63): 256 - 262.

3. Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Создание среды учебного информационного взаимодействия в компьютерных телеконференциях. Информатика и образование. 2003; 6: 84.

4. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. Москва, 2017. References

1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskj slovar'. Moskva, 2002.

2. Minazova V.M. Struktura sposobnosti psihologa 'effektivno vzaimodejstvovat' s social'nymi pedagogami korrekcionnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya po voprosam razvitiya uchaschihsya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. Moskva, 2016; 3 (63): 256 - 262.

3. Prozorova Yu.A., Kastornova V.A. Sozdanie sredy uchebnogo informacionnogo vzaimodejstviya v komp'yuternyh telekonferenciyah. Informatika i obrazovanie. 2003; 6: 84.

4. Robert I.V., Muhametzyanov I.Sh., Kastornova V.A. Informacionno-obrazovatel'noeprostranstvo. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 29.10.18

УДК 378.147:54

Makarova O.A., senior teacher, SBEI of HE "Omsk State Medical University' (Omsk, Russia), E-mail: vitmar20@mail.ru Grinchenko E.L., senior teacher, SBEI of HE"Omsk State Medical University" (Omsk, Russia), E-mail: jeka_him@mail.ru Mendubaeva ZA., senior lecturer, SBEI of HE "Omsk State Medical University' (Omsk, Russia), E-mail: zalihamendubaeva@mail.ru Kurdumanova O.I., Professor, SBEI of HE "Omsk State Pedagogical University' (Omsk, Russia), E-mail: kurdumanovao@mail.ru Gilyazova I.B., senior lecturer, SBEI of HE "Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lajarkih@mail.ru Jarkih L.A., senior lecturer, SBEI of HE "Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: lajarkih@mail.ru

ENVIRONMENTAL ASPECTS IN FORMATION OF SUBJECT COMPETENCES IN TEACHING CHEMISTRY. The article deals with a problem of forming subject competences in teaching chemistry to medical students through environmental education. The authors cite the interrelation of environmental components (ecological consciousness, thinking; ecologically valuable orientations; obtaining ecological knowledge through research) with subject-specific competences in teaching chemistry at a medical school. Examples of extracurricular work, topics of research seminars, laboratory classes, wall newspaper competitions, poster presentations are given.

Keywords: subject competences, chemical competences, ecological consciousness, thinking, ecologically valuable orientations, forms of education.

О.А. Макарова, ст. преп., ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: vitmar20@mail.ru Е.Л. Гринченко, ст. преп., ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: jeka_him@mail.ru З.А. Мендубаева, доц., ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: zalihamendubaeva @mail.ru О.И. Курдуманова, проф., ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: kurdumanovao@mail.ru И.Б. Гилязова, доц., ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: kurdumanovao@mail.ru Л.А. Жарких, доц., ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: lajarkih@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

В статье освещается проблема формирования предметных компетенций при обучении химии студентов медицинского вуза через экологизацию образования. Авторы приводят взаимосвязь экологических компонентов (экологического сознания, мышления; экологически ценностных ориентаций; получение экологических знаний с помощью исследовательской деятельности) с предметными компетенциями при обучении химии в медицинском вузе. Приведены примеры внеаудиторной работы, тематика научно-исследовательских семинаров, лабораторных занятий, конкурсов стенгазет, стендовых докладов.

Ключевые слова: предметные компетенции, химические компетенции, экологическое сознание, мышление, экологически ценностные ориентации, формы обучения.

Предметные компетенции являются ведущими при определении качества учебной деятельности обучающегося и связаны с конкретными для изучаемого предмета знаниями, умениями и навыками. В этой связи формирование предметных компетенций выступает как одна из основных целей подготовки обучающихся. Предметные компетенции определяются, как способность реа-лизовывать сформированные знания в рамках изучаемого предмета, а также умение применять эти знания в условиях социально-образовательной практики [1, с. 11]. Они характеризуют владение предметной областью на определенном уровне и тесно связаны со специфическим знанием предмета [2, с. 11 - 12].

Формирование химических компетенций при обучении будущих медицинских работников осуществляется через изучение условий жизни человека и их влияния на человеческий организм. Таким образом, процесс обучения приобретает экологическую направленность и выражается в формировании следующих экологических компонентов:

- экологического сознания, мышления;

- экологически ценностных ориентаций;

- получения экологических знаний с помощью исследовательской деятельности [3]. Взаимосвязь экологических компонентов с предметными компетенциями при обучении химии представлены в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.