Научная статья на тему 'Формирование интереса к фигурному катанию у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности'

Формирование интереса к фигурному катанию у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTEREST OF CHILDREN TO LESSONS / FIGURE SKATING / ИНТЕРЕС РЕБЁНКА К ЗАНЯТИЯМ ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ / ВЛИЯНИЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА / FIGURE SKATING INFLUENCE ON CHILD'S HEALTH / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ / INCREASING INTEREST IN FIGURE SKATING AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулов М.Б.

В статье рассматриваются вопросы формирования интереса к фигурному катанию у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Как известно, развитие ребёнка младшего школьного возраста и его становление как личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности всё осложняющемуся процессу приспособления. Ребёнок в данном возрасте развивается достаточно быстро, возникают интересы в разных областях его деятельности, в том числе и в таком спорте, как фигурное катание. Важным аспектом является мотивация детей к занятиям фигурным катанием, развитие их физических, духовных, эстетических качеств, как личности. Автором предложены различные способы мотивации детей к занятиями фигурным катанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулов М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INTEREST OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN FIGURE SKATING IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article discusses formation of interest of children in figure skating during extracurricular activities at a primary school. Development of the child at a primary school and his formation as a person depends more on his ability to act, adequacy to an increasingly complex process of adaptation. Young children develop fast enough, there are different interests in different areas of extra activities, including sports like figure skating. An important aspect is to motivate children to take figure skating lessons and the development of their physical, spiritual, or aesthetic qualities as a person. The author suggests various ways of motivation to take lessons on figure skating.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса к фигурному катанию у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности»

2. Bojkova O.F., Klyuev V.K. Pravovaya sreda biblioteki. Moskva: Libereya-Bibinform, 2011.

3. Ob utverzhdenii «Poryadka ucheta dokumentov, vhodyaschih v sostav bibliotechnogo fonda». Prikaz Ministerstva kul'tury RF ot 8 oktyabrya 2012 g. № 1077. Rossijskaya gazeta. 2012; 22 maya.

4. Obscherossijskaya programma sohraneniya bibliotechnyh fondov. Vtoroj 'etap: 2011-2020. Available at: http://www.rsl.ru/ru/news/010411

Статья поступила в редакцию 25.07.16

УДК 796

Akulov M.B., postgraduate, Department of Psychopedagogical Education, Moscow State Pedagogical University (Moscow,

Russia), E-mail: bear-ice@yandex.ru

DEVELOPING INTEREST OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN FIGURE SKATING IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article discusses formation of interest of children in figure skating during extracurricular activities at a primary school. Development of the child at a primary school and his formation as a person depends more on his ability to act, adequacy to an increasingly complex process of adaptation. Young children develop fast enough, there are different interests in different areas of extra activities, including sports like figure skating. An important aspect is to motivate children to take figure skating lessons and the development of their physical, spiritual, or aesthetic qualities as a person. The author suggests various ways of motivation to take lessons on figure skating.

Key words: interest of children to lessons, figure skating, figure skating influence on child's health, increasing interest in figure skating among primary school children.

М.Б. Акулов, аспирант каф. психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический

государственный университет», г. Москва, E-mail: bear-ice@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы формирования интереса к фигурному катанию у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Как известно, развитие ребёнка младшего школьного возраста и его становление как личности зависит в большей степени от его способности к действию, его адекватности всё осложняющемуся процессу приспособления. Ребёнок в данном возрасте развивается достаточно быстро, возникают интересы в разных областях его деятельности, в том числе и в таком спорте, как фигурное катание. Важным аспектом является мотивация детей к занятиям фигурным катанием, развитие их физических, духовных, эстетических качеств, как личности. Автором предложены различные способы мотивации детей к занятиями фигурным катанием.

Ключевые слова: интерес ребёнка к занятиям фигурным катанием, влияние фигурного катания на здоровье ребёнка, повышение интереса к фигурному катанию, дети младшего школьного возраста.

В условиях развития современного общества, изменений, происходящих в системе образования, является весьма актуальным отношение общества в целом и детей, в частности, к проблемам физического воспитания, что подтверждают появившиеся в последнее время ряд указов и законов РФ, указов Президента РФ, постановлений правительства и решений спортивных организаций РФ, в том числе «Закон об образовании РФ» 273 от 29.2012 г. Направлений успешного физического воспитания детей, в том числе младшего школьного возраста, и в науке, и в практике известно достаточно много [1].

В настоящей статье рассматривается проблема формирования интереса к фигурному катанию у детей младшего школьного возраста как одно из направлений физического воспитания и развития положительных качеств личности ребёнка в целом [2]. На протяжении нескольких лет нами проводился эксперимент по мотивации и формировании интереса младших школьников к фигурному катанию. В начале эксперимента мы поставили целью организовать занятия так, чтобы они носили оздоровительный характер. Для чего были взяты две группы детей численностью двадцать человек каждая, возрастная категория которых 7 лет. Одна из групп экспериментальная, а вторая - контрольная, и для каждой из них составлена программа занятий по фигурному катанию. Для каждой из групп была написана программа занятий по фигурному катанию. Основной акцент был сделан на экспериментальной группе детей, для них была написана специальная программа занятий, для контрольной группы была также написана программа занятий, но отличающаяся от программы экспериментальной группы. Главное в нашем исследовании - не профессиональный спорт, а мотивация к определённому виду спортивных занятий - фигурному катанию. Экспериментальная группа в исследовании ре-ализовывала различного характера способы познавательного интереса к фигурному катанию:

- исторический аспект фигурного катания в мире;

- знакомство младших школьников с достижениями известных фигуристов советской и российской школы;

- встречи с известными спортсменами-фигуристами;

- подготовка обучающихся к восприятию занятий фигурным катанием;

- показ различного рода элементов для начинающих с учётом возрастных особенностей детей;

- показ и значение спортивного оборудования и экипировки при занятиях фигурным катанием;

- беседа по проблемам здоровья и техники безопасности в процессе занятий фигурным катанием;

- показательные мастер-классы с участием известных фигуристов М.В. Маринин, А.К. Ягудин, Я.В. Хохлова.

В контрольной группе мы ограничивались только некоторыми способами мотивации детей младшего школьного возраста к занятиям фигурному катанию. К числу таких способов относилось всё, что связанно с историей фигурного катания и техники безопасности. Описанное нами относилось к первому этапу и мотивации, и привлечении детей к занятиям фигурным катанием [3; 4; 5].

В подготовительный период мы тщательно знакомились с данными характеризующими состоянию здоровья детей, их пси-хо-физиологическое состояние и особое внимание мы уделяли индивидуальным особенностям и возможностей детей. С этой целью мы использовали ряд научных исследований таких учёных, как А.Н. Мишин, В.С. Мухина [6; 7; 8]. Как известно психологический аспект для детей, занимающихся спортом, очень важен, это не зависит от их возраста. Существует такое понятие психологическая подготовка, это один из наиболее распространённых аспектов использования научных достижений и знаний в спорте по подготовке спортсменов, так как термин специализируется с близким ему понятием, как психологическая готовность. Психологическая готовность - это некое состояние психики, используемое в тренировочной, соревновательной деятельности. На дан-

ном этапе нашего исследования мы рассматриваем подготовку психики детей, как юных начинающих спортсменов, где особое внимание уделяется направленному воздействию физических упражнений на определённые группы мышц, которые являютя-ся основными при катании на коньках. Мышцы стабилизаторы - это те самые мышцы, которые отвечают за работу равновесия нашего тела. Для того что бы повысить их максимальную устойчивость к нагрузке, применяются особые упражнения для повышения их силы в динамико-статических нагрузках, так как это является основным в тренировочном моменте при занятиях фигурным катанием. Психологическая готовность достигается путём тренировочного процесса в результате подготовки детей, где в свою очередь они приобретают необходимое состояние психики для достижений каких- либо успехов при занятиях фигурным катанием.

К наиболее положительным аспектам при работе с детьми является их мотивация при занятиях фигурным катанием как спорта в целом. В психологии существует четыре основных понятия, мотивации у детей в спорте: взаимосвязь тренер - ученик, само занятие спортом, отношение и общение в коллективе, и так называемая внетренировочная деятельность. Общение и само отношение тренер - ученик играет огромную роль при занятиях любым видом спорта. Возраст при этом не имеет никакого значения, потому что при достижении результатов в спорте, то, что требуется от ребёнка - это доверие к тренеру. Если это условие выполняется, то замотивировать ребёнка очень просто. Нужно понимать, что тренер не должен пренебрегать своим полномочием особенно при работе с детьми, иначе существует риск, что ребёнок потеряет всякий интерес при занятиях фигурным катанием. В работе с детьми тренер выступает в роли родителя, который не давит на психику детей, а, действительно, обучает ребёнка, формирует умения и навыки при занятиях спортом. На тренера также ложится воспитательная функция при работе с

Библиографический список

детьми, где он воспитывает такие личностные качества в ребёнке, как: терпение, воля, преодоления себя и трудностей при занятиях физической нагрузкой, формирование интереса к спорту в целом, и в частности, фигурным катанием.

Нужно отметить при наблюдении групп основным и наиболее значимым является отношение и общение детей в коллективе. Отношение в коллективе является той сферой общения для ребёнка, где он проводит большое количество времени. Для достижения положительной атмосферы в коллективе должна быть дисциплина, что положительно сказывается на ребёнке при выработке таких его личностных качеств, как самостоятельность, умение принимать решение. Дисциплина регулируется тренером в группе, где тренер является авторитетом для всех участников группы.

В исследовании для детей младшего школьного возраста применяется метод визуализации, при помощи которого ребёнок более детально и более наглядно воспринимает информацию, доносимую от тренера. Ведь доступность восприятия очень важна как один из аспектов обучения детей. Спорт фигурное катание является сложно-координационным видом спорта, где такие аспекты, как точность, восприятие нюансов, понятие движений и правильное понимание информации, доносимой тренером, даёт положительный результат при занятиях этим видом спорта.

Наше исследование направлено на продолжительное время и объёмный эксперимент, в результате которого мы ожидаем определённые итоги, что позволит нам в дальнейшем рекомендовать исследования для педагогов, тренеров, родителей и детей.

Программа экспериментального раздела исследования сводится к практико-ориентированной деятельности, а также индивидуальному и дифференцированному подходу к детям младшего школьного возраста.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

2. Мишин Н., Якимчук Ю.В., Гуляев К.З. Отечественная история фигурного катания на коньках. Санкт-Петербург: Олимп, 2006.

3. Пустынникова Л.Н. Коньки в детском саду. Москва, 1979.

4. Огилви Р. Азы фигурного катания. Перевод с английского. Под редакцией В.И. Рыжкина. Москва: Физкультура и спорт, 1974.

5. Фигурное катание на коньках: учебник для институтов физической культуры. Под общей редакцией А.Б. Гандельсмана. Москва: Физкультура и спорт, 1975.

6. Фигурное катание на коньках: учебник для институтов физической культуры. Под общей редакцией А.Н. Мишина. Москва: Физкультура и спорт, 1985.

7. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. Москва, 2010.

8. Психология: учебник для институтов физической культуры. Под редакцией В.М. Мельникова. Москва: Физкультура и спорт 1987. References

1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ.

2. Mishin N., Yakimchuk Yu.V., Gulyaev K.Z. Otechestvennaya istoriya figurnogo kataniya na kon'kah. Sankt-Peterburg: Olimp, 2006.

3. Pustynnikova L.N. Kon'ki v detskom sadu. Moskva, 1979.

4. Ogilvi R. Azy figurnogo kataniya. Perevod s anglijskogo. Pod redakciej V.I. Ryzhkina. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1974.

5. Figurnoe katanie na kon'kah: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Pod obschej redakciej A.B. Gandel'smana. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1975.

6. Figurnoe katanie na kon'kah: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Pod obschej redakciej A.N. Mishina. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1985.

7. Sopov V.F. Teoriya i metodika psihologicheskojpodgotovki vsovremennom sporte. Moskva, 2010.

8. Psihologiya: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Pod redakciej V.M. Mel'nikova. Moskva: Fizkul'tura i sport 1987.

Статья поступила в редакцию 02.08.16

УДК 378.147:54

Grinchenko E.L., senior teacher, Omsk State Medical University (Omsk, Russia), E-mail: jeka_him@mail.ru

SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AS CONDITION OF DEVELOPMENT OF CHEMICAL COMPETENCES. The

article actualizes a problem of formation and development of subject specific competences of students in the process of self-education activity in chemistry at a medical university. The work is based on an analysis of scientific literature, which clarifies concepts of "chemical competencies", "chemical competence of a future doctor", "self-educational activity of students". There is a structure of self-educational activity in chemistry, including interrelated and complementary components: a motive, aim, actions for studying of training materials, independent educational actions, self-control, self-esteem, application of acquired knowledge in practice. The paper presents possible ways of pedagogical management of self-activity in chemistry for the purpose of forming and developing subject competences of students at a medical school.

Key words: chemical competencies, chemical competence of future doctor, self-educational activity of students.

Е.Л. Гринченко, преподаватель, ГБОУ ВПО Омский государственный медицинский университет, г. Омск,

E-mail:jeka_him@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.