Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт педагога'

Профессиональный стандарт педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1239
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PERSONAL GROWTH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / OUTLOOK / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SCHOOL TRAINING / СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ / MODERN TEACHER / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНОЯЗЫЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / FOREIGN SOURCES OF INFORMATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / EDUCATIONAL RESULT / КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ / COMMUNICATIVE ABILITY / ЛИНГВИСТИКА / LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балюра М.Ю.

Статья посвящена одной из важных проблем образования профессиональному стандарту педагога. Сегодня главной задачей современной школы является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Автор статьи размышляет над вопросом: Какими компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы справиться со сложнейшими задачами, стоящими перед российской школой? Рассуждая о профессиональном стандарте педагога, автор особое внимание уделяет предметной и метапредметной компетентности учителя русского языка и литературы. Главным образовательным результатом освоения русского языка обучающимися является развитие коммуникативной способности. Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике. Особое внимание в статье уделено необходимости организовывать целенаправленную работу по обучению педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балюра М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER

The paper studies one of the most important problems of teachers' education the professional standard. Today the main task of the modern school is a “disclosure abilities of each student, education of the individual, ready to live in the competitive world of hightechnology”. The author reflects on the question: What competencies should have a teacher to understand the challenges facing the Russian school? Talking about the professional standard of teachers, the researcher pays special attention to substantive and meta-subject competence of the teachers of Russian language and literature. The main educational result of the development of the Russian language students is the development of a communicative ability. Another educational result is expertise in Linguistics. Particular attention is paid to the need to organize a targeted job of educating teachers.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт педагога»

ную функции. Необходимость организации общения студентов и преподавателей в сети интернет, в социальных сетях и по электронной почте, отмечалась одним из авторов ещё несколько лет назад [5].

Несомненно, высокая эффективность обратной связи при дистанционном образовании может быть достигнута, но для этого необходимо, в частности, сделать обязательным участие студентов в чатах, форумах и вебинарах. Сейчас это носит лишь рекомендательный характер, что позволяет многим студентам игнорировать такие виды занятий.

Мотивация при очной форме организации обучения, на взгляд авторов, также выше, чем при дистанционной форме, поскольку в противном случае, студенты, обучающиеся дистанционно, в обязательном порядке работали бы в учебных заведениях, ведь у большинства из них есть среднее профессиональное

Библиографический список

педагогическое образование, но этого, к сожалению, не происходит.

В этой связи можно отметить наиболее адекватный подход к использованию информационных технологий, который применяется в Московском педагогическом государственном университете. При проведении курсов и модулей преподаватели совмещают традиционные формы обучения (лекции, практические занятия и т. п.) с элементами дистанционного образования. Данный подход позволяет минимизировать те недостатки, о которых говорилось выше.

Таким образом, при организации дистанционного образования в педагогическом вузе необходимо учитывать психологические и педагогические аспекты, которые способствуют достижению эффективности и результативности профессионального обучения.

1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Available at:http://edu.znate.ru/docs/3851/ index-6296.html

2. Володина С.А. Дистанционное образование как средство повышения результативности и эффективности обучения в школе. Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): в 4 ч. Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). Белово: Беловский полиграфист, 2006; Ч. 2: 122 - 125.

3. Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательно среде подготовки специалиста в университете. Электротехнические системы и комплексы. 2015; 1 (26). Available at:http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-traditsionnoy-i-distantsionnoy-tehnologiy-obucheniya-v-obrazovatelnoy-srede-podgotovki-spetsialista-v-universitete

4. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. 2-е изд., испр. Москва: Дрофа, 2006.

5. Антонова H.H. Некоторые актуальные аспекты самообразования педагога высшей школы. Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2012; 5: 291 - 293.

References

1. Koncepciya sozdaniya i razvitiya edinoj sistemy distancionnogo obrazovaniya v Rossii. Available at:http://edu.znate.ru/docs/3851/index-6296.html

2. Volodina S.A. Distancionnoe obrazovanie kak sredstvo povysheniya rezul'tativnosti i 'effektivnosti obucheniya v shkole. Nauka iobrazovanie: Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (2-3 marta 2006 g.): v 4 ch. Kemerovskij gosudarstvennyj universitet. Belovskij institut (filial). Belovo: Belovskij poligrafist, 2006; Ch. 2: 122 - 125.

3. Mahmutova M.V. Integraciya tradicionnoj i distancionnoj tehnologij obucheniya v obrazovatel'no srede podgotovki specialista v universitete. 'Elektrotehnicheskie sistemy i kompleksy. 2015; 1 (26). Available at:http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-traditsionnoy-i-distantsionnoy-tehnologiy-obucheniya-v-obrazovatelnoy-srede-podgotovki-spetsialista-v-universitete

4. Osnovy deyatel'nosti t'yutora v sisteme distancionnogo obrazovaniya: specializirovannyj uchebnyj kurs. S.A. Schennikov, A.G. Teslinov, A.G. Chernyavskaya i dr. 2-e izd., ispr. Moskva: Drofa, 2006.

5. Antonova N.N. Nekotorye aktual'nye aspekty samoobrazovaniya pedagoga vysshej shkoly. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i social'nye nauki. 2012; 5: 291 - 293.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 378

Balyura M.Yu., postgraduate, Moscow State Pedagogical University, school teacher (Ufa, Russia), E-mail: roxiufa@mail.ru

PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER. The paper studies one of the most important problems of teachers' education - the professional standard. Today the main task of the modern school is a "disclosure abilities of each student, education of the individual, ready to live in the competitive world of high- technology". The author reflects on the question: What competencies should have a teacher to understand the challenges facing the Russian school? Talking about the professional standard of teachers, the researcher pays special attention to substantive and meta-subject competence of the teachers of Russian language and literature. The main educational result of the development of the Russian language students is the development of a communicative ability. Another educational result is expertise in Linguistics. Particular attention is paid to the need to organize a targeted job of educating teachers.

Key words: professional standard of a teacher, competence, personal growth, professional quality, human factor, outlook, school training, modern teacher, inclusive education, foreign sources of information, educational result, communicative ability, competence, linguistics.

М.Ю. Балюра, аспирант, Московский государственный педагогический университет, г. Уфа, E-mail: roxiufa@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Статья посвящена одной из важных проблем образования - профессиональному стандарту педагога. Сегодня главной задачей современной школы является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Автор статьи размышляет над вопросом: Какими компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы справиться со сложнейшими задачами, стоящими перед российской школой? Рассуждая о профессиональном стандарте педагога, автор особое внимание уделяет предметной и метапредметной компетентности учителя русского языка и литературы. Главным образовательным результатом освоения русского языка обучающимися является развитие коммуникативной способности. Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике. Особое внимание в статье уделено необходимости организовывать целенаправленную работу по обучению педагогов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, компетенции, личностный рост, профессиональные качества, человеческий фактор, мировоззрение, школьное обучение, современный учитель, инклюзивное образование, иноязычные источники информации, образовательный результат, коммуникативная способность, компетентность, лингвистика.

В высказываниях древнекитайского философа Конфуция можно прочитать удивительно современные мысли: «Найди себе любимое занятие, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни» [1].

Я могу назвать себя счастливым человеком, потому что, выбрав однажды тернистый путь педагога, с уверенностью могу сказать, что я не работаю учителем, а занимаюсь любимым делом. Мой педагогический опыт позволяет мне сделать некоторые выводы. Убеждена, что профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. Это единственная в мире профессия, которую не минует ни космонавт, ни рабочий, ни даже президент. Все мы когда-нибудь проходили через руки учителей. Учителя наши были разными: добродушными и строгими, требовательными и всё понимающими. Наша жизнь по большому счёту сложилась благодаря им - нашим учителям.

Я принадлежу к поколению, которое училось по традиционной системе. Мы, дети 70-ых годов прошлого столетия, обладаем прочными знаниями, многое умеем, состоялись профессионально. Надо отдать должное блестяще продуманной системе образования, чётко выполнившей социальный заказ государства и общества: «сформировать строителя коммунизма». Тогда обществу нужны были хорошо обученные специалисты в различных областях. Но изменилась государственная система, многое из того, что вчера давало ощутимые результаты в образовании, сегодня не срабатывает или работает недостаточно эффективно. В третьем тысячелетии качество специалистов определяется не только тем, что они (специалисты) могут делать сегодня, но в большей мере тем, как быстро они могут научиться делать то, что нужно будет обществу завтра.

В современном обществе особое значение приобрела способность всех членов общества учиться на протяжении всей своей жизни, овладевая, зачастую, абсолютно новыми знаниями и умениями в самые кратчайшие сроки [2].

Общество изменилось до неузнаваемости, а вместе с ним измелились и мы, и наши дети. Ребёнок третьего тысячелетия -это уже не то Дитя, о котором писали великие педагоги прошлого. Он не стал не хуже и не лучше своего сверстника столетней или тридцатилетней давности. Он просто стал другим. У современного ребёнка изменилась система интересов, ценностей, личностных ориентаций, сфера отношений и структура умственной деятельности. Это связано с тем, что, если ещё 10 лет назад ребёнок получал дозированный школой, учителем объём знаний, то сегодня все эти знания перекрываются огромным потоком свободной информации, поступающей к нему с экранов телевизора, компьютера, из Интернета, средств массовой информации - информации неуправляемой, хаотичной, что меняет не только систему полученных знаний, но и структуру мышления.

Сегодня многие вопросы, связанные с воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения, требуют нового осмысления, потому что социальные преобразования, происходящие в обществе, не только изменили взгляд на человека, на Детство, но и послужили основой для изменения мировоззрения родителей, педагогов и школьников.

Как учить? Чему учить? Кто будет учить? - вопросы далеко не праздные. Очевидно одно: оставаться на прежних позициях нельзя, нужно искать новые пути в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача -создать условия для «раскрытия способностей каждого ученика, воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации» [3]. На это и направлены новые стандарты, ведь будущее нашего общества зависит от сидящих сегодня за школьной партой ребят.

Какой учитель нужен обществу сегодня? Какими компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы справиться со сложнейшими задачами, стоящими перед российской школой?

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н утвержден Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования [4].

Стремительное развитие технологий, нарастание различного рода угроз и вызовов, необходимость постоянно решать нестандартные задачи - всё это вместе взятое выдвигает новые

требования к профессиональному стандарту. Сегодня любого работодателя помимо квалификации интересуют такие качества работника, как мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, умение работать в команде. Сегодня открытость сложному противоречивому миру, постоянная готовность к изменениям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - неотъемлемые профессиональные качества успешного работника в любой сфере деятельности, включая педагогическую.

Каким должен быть учитель сегодня? Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя ...

В прессе и на телевидении пишут и говорят о профессиональном стандарте [5], включающем в себя прежде всего:

• позитивное отношение к профессии;

• умение обеспечить успех в учебной деятельности для всех ребят, а не только для тех, кто хорошо учится;

• умение делать учебную задачу личностной, т. е. научить решать учебную задачу не потому, что её надо решить, а потому, что это пригодится в жизни;

• умение принимать решение в различных педагогических ситуациях.

Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребёнок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» [6]. Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

Современный учитель должен учиться у своих учеников, ведь он профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец.

Учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью.

По словам экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям стандарта. Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь «вместе с учениками использовать иноязычные источники информации».

Кроме того, все педагоги должны уметь работать с разными категориями учеников - с одарёнными, с детьми, которые занимаются по программам инклюзии, с учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально запущенными детьми. Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести уроки по скайпу.

Сказанного достаточно, чтобы понять: ни одна из вышеперечисленных проблем не является надуманной. Их неотвратимо ставит перед школой сама жизнь. Отсюда вытекает необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями, которые включают в себя:

- работу с одарёнными учащимися;

- работу в условиях реализации школой программ инклюзивного образования;

- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

- работу с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

- работу с социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Особо хочется сказать о профессиональном стандарте учителя русского языка. Русский язык в большей степени, чем другие школьные предметы, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Русский язык формирует мышление и речь учащихся. Поэтому главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие коммуникативной способности, установки на использование этой способности.

Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике, в частности умение применять лингвистические знания.

Важным в деятельности учителя русского языка является предметная компетентность, которая предполагает следующие задачи:

1. Соблюдать языковые нормы. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.

2. Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.

3. Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному.

4. Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

5. Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).

Каждый учитель в своей деятельности должен стремиться повысить мотивацию к обучению, а учитель русского языка имеет возможность сделать это, формируя лингвистическую культуру учащихся.

В связи с этим назовём ещё несколько компетенций учителя русского языка:

1. Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.

2. Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам.

3. Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач.

4. Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).

Библиографический список

5. Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений

Однако хочется отметить, что предъявлять новый профессиональный стандарт учителя в качестве нормативного требования к деятельности педагога следует с осторожностью, ведь людей нужно сначала обучить. В стране растёт количество детей с проблемами в развитии, что, в свою очередь, требует преподавания основ коррекционной педагогики учителям любой специальности.

Несомненно, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные развивающие методики, должен в совершенстве владеть материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ. А ЧЕЛОВЕКОМ можно быть при одном условии: уметь видеть ЧЕЛОВЕКА в других.

Кроме всего прочего, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они чувствуют, что их любят и желают им добра.

Быть современным учителем трудно - но возможно. Современный учитель - это не профессия, это образ жизни.

Учитель - профессия творческая, не совместимая с жесткими ограничениями и шаблонами. Педагог является ключевой фигурой в реформировании образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - писал в своих трудах русский педагог, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - эти характеристики деятельности успешного профессионала относятся и к педагогу. Многие опытные учителя убеждены, что труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями и дополнительными обязанностями, которые отвлекают от непосредственной работы с детьми.

Думается, что профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

И в заключение позволю себе поделиться личными наблюдениями. Приходилось ли вам видеть когда-нибудь начало гонки бобслеистов? Четыре атлета, толкая боб - огромные тяжёлые сани - вниз по ледяному желобу, поочередно впрыгивают в них. Самым последним в летящий снаряд заскакивает разгоняющий. Его работа уже закончена, хотя впереди еще тысячи метров трассы. Но во многом от того, как он разогнал боб, зависит результат всего экипажа. Работа учителя во многом напоминает роль этого самого разгоняющего. Мы нужны лишь на первых двух десятках «метров» жизни наших подопечных, но от того, как мы сработаем, часто зависит, с каким успехом они войдут в крутые виражи самостоятельной, взрослой жизни.

1. Конфуций. Изречения. Москва: «БуКос», 2006.

2. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла: сборник материалов PDF. Москва: «Баласс», Издательский дом РАО, 2003.

3. Послание президента государственному собранию 12.12.2013 г.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва.

5. Бунеев Р.Н. Образовательная система нового поколения. Теоретический аспект: монография. Москва: Баласс, 2008.

References

1. Konfucij. Izrecheniya. Moskva: «BuKos», 2006.

2. Leont'ev A.A. Pedagogika zdravogo smysla: sbornik materialov PDF. Moskva: «Balass», Izdatel'skij dom RAO, 2003.

3. Poslanie prezidenta gosudarstvennomu sobraniyu 12.12.2013 g.

4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n g. Moskva.

5. Buneev R.N. Obrazovatel'naya sistema novogo pokoleniya. Teoreticheskij aspekt: monografiya. Moskva: Balass, 2008.

Статья поступила в редакцию 28.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.