мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране. Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя. Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом [3].
Использование социальных сетей и информационных технологий позволяет предоставить возможность получать образование даже в тех случаях, когда у человека есть какие-либо проблемы с обучаемостью, например, со здоровьем или посещаемостью занятий. В данном случае можно получать информацию в любом месте в любой момент времени благодаря электронным устройствам, подключенным к сети Интернет. Это предоставляет новые возможности как для учебных заведений, так и для тех, кто обладает знаниями и хочет ими поделиться [4].
На Психолого-педагогическом факультете Горно-Алтайского Государственного университета активно используются социальная сеть «ВКонтакте» как платформа обучения магистров
Библиографический список
44.03.01 Педагогическое образование профиль «Менеджмент в образовании» в рамках ряда дисциплин. На основе сервиса «сообщество» организована группа, соответствующая данному профилю. Для каждого предмета созданы свои темы для обсуждения, в которых сами участники могут размещать прикрепленными файлами свои материалы, а также имеют возможность комментировать, задавать вопросы преподавателю. Преподаватели выкладывают материалы для обсуждения на семинарских занятиях, ссылки для самостоятельной работы магистров, согласно учебного плана. Социальные сети в первую очередь используются преподавателями дисциплин, в которых предусмотрены: Рефераты; Семинары; Лабораторные работы; Курсовые работы; Выпускная работа.
С помощью социальных сетей преподаватели упрощают следующие процедуры: Информирование студентов; Предоставление методических пособий; Доведение до сведения дополнительных инструкций; Прием работ в электронном виде для проверки; Простейший способ резервного копирования.
В тоже время, для удобства организации производственной практики на историко-филологическом факультете была создана открытая группа «ИФФ практика», в которой зарегистрировались все студенты данного факультета. Методисты данной практики имеют возможность выкладывать методические материалы и оказывать практическую помощь в максимально короткий срок.
Ценность использования социальных сетей не достаточно оценена на сегодняшний день. Многие скептически воспринимают возможность использования данного способа в качестве средства обучения, так как традиционно социальные сети воспринимаются как среда развлечения и проведения свободного времени [5]. Однако нельзя отрицать, что использование социального пространства может благотворно организовать коллективную работу, проектную деятельность, самообразование обучаемых.
1. Домарева Е.В., Димова К.Б., Зозулина Ю.Е. Социальные сети как средство модернизации образовательного процесса. Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей XXVIII международной студенческой научно-практической конференции. № 1(28). Available at: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf
2. Трайнев И.В. Управление развитием информационных педагогических проектов в обществе. Available at: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=230054
3. Клименко О.А Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Реноме; 2012: 405 - 407.
4. Бедретдинова И.А., Ахмедова А.Т. Интеграция социальных сетей в процессе обучения. Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: сборник ст. по материалам Vl студ. международной заочной научно-практической конференции. Москва: МЦНО, 2013; 6 (6).
5. Фещенко А.В. Организация совместной учебной деятельности учащихся с помощью социальной сети «В контакте». Национальный исследовательский Томский государственный университет. Available at: Томск. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2012/Feschenko_ Seminar_Razvitie%20odarennosti.pdf
6. Об использовании социальных сетей в образовании. Available at: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2968-2012-05-30-11-08-49
References
1. Domareva E.V., Dimova K.B., Zozulina Yu.E. Social'nye seti kak sredstvo modernizacii obrazovatel'nogo processa. Nauchnoe soobschestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki: sbornik statej XXVIII mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. № 1(28). Available at: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf
2. Trajnev I.V. Upravlenie razvitiem informacionnyh pedagogicheskih proektov v obschestve. Available at: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=230054
3. Klimenko O.A. Social'nye seti kak sredstvo obucheniya i vzaimodejstviya uchastnikov obrazovatel'nogo processa. Teoriya i praktika obrazovaniya vsovremennom mire: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Renome; 2012: 405 - 407.
4. Bedretdinova I.A., Ahmedova A.T. Integraciya social'nyh setej v processe obucheniya. Molodezhnyj nauchnyj forum: Gumanitarnye nauki: sbornik st. po materialam VI stud. mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MCNO, 2013; 6 (6).
5. Feschenko A.V. Organizaciya sovmestnoj uchebnoj deyatel'nosti uchaschihsya s pomosch'yu social'noj seti «V kontakte». Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet. Available at: Tomsk. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2012/Feschenko_Seminar_ Razvitie%20odarennosti.pdf
6. Ob ispol'zovanii social'nyh setej v obrazovanii. Available at: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2968-2012-05-30-11-08-49
Статья поступила в редакцию 14.02.17
УДК 378
Soloviova I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Нead of Department of Technology, Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Panchuk T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING OF BACHELOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION MAJORING IN "TECHNOLOGY" TO CREATE CONDITIONS FOR GRAPHIC TRAINING AND TECHNICAL CREATIVITY OF PUPILS. The article discusses bachelors' pedagogical education in professional work of a Technology teacher in new conditions of professional standards and teachers' requirements for
the educational standard in general school education. The article reveals the main contents of the program on "Technology", defines tasks of teaching high school graduates for the development of engineering sciences through the development of drawing and technical creativity, not only in the subject courses, but also at elective courses, as well as in various forms and directions of extracurricular activities of students. As the research task the, authors try to evaluate the pedagogical conditions of formation of special competence of future teachers of Technology for the implementation of professional activity. Considerable attention is paid to teaching graphics to students, forming readiness for management of design activity by schoolchildren.
Key words: training of Technology teachers, learning to do graphics, design and research activities, technical creativity.
И.Б. Соловьева, канд. пед. наук, зав. каф. технологии Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
Т.А. Панчук, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЯ «ТЕХНОЛОГИЯ» К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ
Статья посвящена проблеме подготовки бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология» в новых условиях реализации требований профессионального стандарта педагога и образовательного стандарта основного общего образования. В статье раскрывается основное содержание программы предметной области «Технология», определена задача подготовки выпускников школ к освоению технических наук через освоение черчения и технического творчества не только в рамках предмета, но и на элективных курсах, а также в различных формах и направлениях внеурочной деятельности школьников. В качестве исследовательской задачи авторы стремятся оценить педагогические условия формирования специальных компетенций будущего учителя технологии к осуществлению профессиональной деятельности. Значительное внимание уделяется графической подготовке студентов, формированию готовности к руководству проектной деятельностью школьников.
Ключевые слова: подготовка учителя технологии, графическая подготовка, проектная и исследовательская деятельность, техническое творчество.
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования учебный предмет «Технология» реализуется с 5 по 8 классы. Стандарт также определяет результаты освоения предметной области: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение средствами и формами графического отображения объектов и процессов; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных задач; развитие умений применения средств ИКТ в современном производстве и сфере обслуживания; формирование представлений о мире профессий [1, с. 20 - 21].
В соответствии с рекомендациями ФГОС основного общего образования авторским коллективом (А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) определено содержание и разработана программа учебного предмета «Технология», которая изложена в рамках двух направлений: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома». Примерный тематический план программы содержит темы разделов, их основное содержание, а также характеристики основных видов деятельности учащихся. Для направления «Индустриальные технологии» запланировано освоение учащимися таких тем как: «Технологии ручной и машинной обработки древесины, металлов и искусственных материалов», «Технологии художественно-прикладной обработки материалов», «Технологии домашнего хозяйства», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное самоопределение». Для направления «Технологии ведения дома» предусмотрено освоение следующих тем: «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Технологии творческой и опытнической деятельности», «Семейная экономика», «Современное производство и профессиональное самоопределение» [2].
В последние годы в печати появилось много высказываний о том, что состояние инженерного дела в России находится в критическом и глубоком системном кризисе. Одно из мнений по этому поводу в своем интервью высказал доктор технических наук С.И. Герасимов: «Страна не готова к технологическим прорывам - их просто некому осуществлять. Россию уже давно не рассматривают как страну, способную на технологические прорывы. Теперь обо всех достижениях инженерной и конструкторской мысли приходится только вспоминать. Цепная реакция, последовавшая за развалом промышленности и науки, привела к развалу в стране и инженерного образования. А это, без всякого
преувеличения, является уже угрозой национальной безопасности. Без современных технологий, разработанных в национальных инженерных центрах, страна обречена на разруху» [3].
Уже несколько лет на многих научных и предпринимательских форумах обсуждается проблема подготовки квалифицированных инженеров, а также о создании условий для закладывания технических знаний ещё в школьный период. Общеизвестно такое изречение как «Черчение - язык техники». Знание этого «языка» важно для освоения учащимися техники и технологий, но, к сожалению, сегодня идет сокращение в учебных планах учреждений основного общего образования часов по черчению. Поэтому, перед современной школой, а особенно перед учителями предмета «Технология» стоит задача подготовки выпускников к освоению технических наук, обучая черчению не только в рамках предмета, но и на элективных курсах, а также в предметных кружках.
Овладение школьниками средствами и формами графического отображения объектов и процессов не выделено в программе предмета «Технология» в отдельный раздел или тему, а запланировано в процессе изучения некоторых тем и в проектной деятельности обучающихся.
Наименования разделов программы предметной области «Технология» демонстрируют большое поле деятельности учителя технологии, знание и владение многими видами деятельности, технологиями обработки различных материалов, а также художественными ремеслами. Задача вуза - подготовить квалифицированного учителя, способного выполнить не только общепедагогические трудовые функции обучения, развития и воспитания учащихся, но и владеющего специальными компетенциями учителя предмета «Технология».
Одним из основополагающих компонентов в преобразующей деятельности будущего учителя технологии является его подготовка к руководству проектной деятельностью школьников, которая обеспечивается, прежде всего, усвоением специальных знаний и собственным опытом проектирования изделий различного назначения [4].
Целесообразным решением проблемы подготовки выпускников школ к освоению технических наук может стать дополнительное образование учащихся в кружках технического творчества. Для успешной работы в этом направлении необходим, прежде всего, компетентный учитель, владеющий графической грамотностью, а также грамотно разработанная рабочая программа, дидактические средства обучения и создана материальная база образовательной организации.
В профессиональном стандарте педагога определены требования к трудовым умениям педагога в области информаци-
онно-коммуникационных технологий, среди которых - владение предметно-педагогической ИКТ-компетентностью, отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности [5, с.5]. Поэтому, в графическую подготовку студентов - будущих учителей технологии включены не только темы по освоению основ начертательной геометрии, инженерной графики и строительному черчению, но и методики обучения черчению учащихся школ. Кроме того, в соответствии с требованиями стандарта, осуществляется подготовка студентов к разработке конструкторской документации с использованием компьютерной графики в системе К0МПАС-3D.
Осуществление проектирования предусмотрено учебным планом при выполнении курсовых и дипломных работ. Одна из курсовых работ выполняется будущими учителями технологии на 4 курсе по итогам изучения творческо-конструкторских дисциплин и направлена на разработку средств обучения для предметной области «Технология», а также для организации внеклассной деятельности школьников. Студенты проектируют учебное оборудование (станки, приспособления, инструменты, учебная мебель и т.п.), учебно-наглядные пособия (модели, образцы работ, стенды, макеты, плакаты, видеофильмы, компьютерные программы и т.п.), организационно-дидактические средства (учебные пособия, методические рекомендации, электронные учебники и т.п.), дизайн-проекты учебных помещений и т.д.
Формирование творчески развитой личности студента зависит от того, как строится образовательный процесс в вузе, каковы его содержательная, процессуальная и мотивационная стороны. Единство этих компонентов предполагает активную
Библиографический список
деятельность обучаемого, которая направлена на самостоятельный поиск знаний, способов их приобретения и на развитие творчества. В этом плане творческо-конструкторская и проектно-тех-нологическая подготовка будущего учителя технологии является одним из важных факторов реализации дидактических целей на занятиях и в процессе внеаудиторной деятельности студентов. Успешность проектной деятельности студентов - основа их творчески активного самочувствия, формирования у них способов самостоятельного решения профессиональных задач. Сфор-мированность готовности к проектной деятельности бакалавров профиля «Технология» обеспечит успех будущей совместной деятельности учителя и учеников.
Итак, подготовка бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» в аГгПУ им. В.М. Шукшина к реализации ФГОС основного общего образования строится на принципах системно-деятельностного подхода с использованием современных педагогических технологий, активных и интерактивных форм обучения, погружением студентов в проектную и исследовательскую деятельность. При разработке учебного плана и рабочих программ дисциплин учтены не только требования профессионального стандарта педагога, но также и нормативные документы основного общего образования.
Студенты, получая собственный опыт исследовательской и проектной деятельности, готовятся к созданию определенных педагогических условий не только для освоения учащимися индустриальных технологий и технологий ведения дома, но также черчения и технического творчества в единстве базового и дополнительного образования.
1. ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.). Сайт Министерства образования и науки РФ. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
2. Тищенко А.Т., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология: программа: 5 - 8 классы. Москва: Вентана-Граф, 2014.
3. Ситников А. Инженеры без образования. Сайт Свободная пресса. Available at: http://svpressa.ru/society/article/46718
4. Панчук Т.А., Соловьева И.Б. Формирование готовности будущего учителя технологии к проектной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 108 - 110.
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Сайт Министерства труда и социального развития. Available at: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/
References
1. FGOS osnovnogo obschego obrazovaniya (5 - 9 kl.). Sajt Ministerstva obrazovaniya inaukiRF. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
2. Tischenko A.T., Sinica N.V., Simonenko V.D. Tehnologiya: programma: 5 - 8 klassy. Moskva: Ventana-Graf, 2014.
3. Sitnikov A. Inzhenery bez obrazovaniya. Sajt Svobodnaya pressa. Available at: http://svpressa.ru/society/article/46718
4. Panchuk T.A., Solov'eva I.B. Formirovanie gotovnosti buduschego uchitelya tehnologii k proektnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 108 - 110.
5. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». Sajt Ministerstva truda i social'nogo razvitiya. Available at: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129/
Статья поступила в редакцию 05.03.17
УДК 37.014.3
Suslov D.V., Cand. of Sciences (Military), Head of Department of Tactics, Novosibirsk Higher Military Command School
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
PHILOSOPHY OF DEVELOPMENT OF MILITARY EDUCATION. The research paper analyzes some problems of modern military education in Russia, such as the necessity to form philosophy in military education as an ideological and value basis for its development. The work describes the A. Serdyukov's "Prussian" military education paradigm, formed in 90s, characterized by "push" style of management and "coaching" as the main method of training, which has to be replaced. Its place could be taken by the "Suvo-rov" paradigm, developed under conditions of capitalism, M. Dragomirov, the meaning of which is to build the priority of education on training, respect for an individual, relying on quality of national and military traditions. In the modern conditions professional education of cadets at the national idea raises feelings of patriotism, traditions and values - of the Russian officers. The overall orientation of military education should be determined by the ideas of Russian philosophy cosmism, catholicity, the integrity of the spirit that determines the integrity of life, national identity, mystical relationship to the state, unity and integrity of knowledge.
Key words: philosophy of military education, professional education of future officers and its values.
Д.В. Суслов, канд. воен. наук, нач. каф. тактики Новосибирского высшего военного командного училища,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье анализируются проблемы современного военного образования России. Обосновывается необходимость формирования философии военного образования как идейно-ценностной основы его развития. Сформировавшаяся в 90-е годы и период развития Вооруженных сил России под руководством А. Сердюкова «прусская» парадигма военного образова-