ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.014 УДК 378
Грязное Сергей Александрович
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета внебюджетной подготовки, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: sagryaznov®)yandex.ru
Sergey A. Gryaznov
Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Dean of the faculty of extra-budgetary training,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,
e-mail: sagryaznov(S)yandex.ru
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Технологии меняют образ жизни и деятельность человека. Глобальная сеть Интернет облегчает быстрый доступ к полезной информации. Социальная, культурная и образовательная конкурентоспособность находятся под влиянием образовательных технологий, которые положительно влияют на стиль, продолжительность и метод обучения в высших учебных заведениях. Дистанционное образование возможно применять и как полноценную самодостаточную форму, и как дополнение к классическому обучению в аудиториях.
Автор рассматривает в статье дистанционную форму обучения как альтернативу традиционной форме преподавания в вузах на время периодов самоизоляции (пандемии, сезонные карантины), а также как дополнение к традиционным формам обучения. Анализируются проблемные и положительные аспекты применения данной формы. Указаны возможные форматы обучения в условиях дистанционного образования. Выделены сильные и слабые стороны использования некоторых технологий.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, цифровая образовательная среда, высшее учебное заведение, онлайн-обучение, самоизоляция, вебинар.
DISTANCE LEARNING AS AN ALTERNATIVE FORM OF CONTINUING EDUCATION: PROBLEMS AND TERMS OF REALISATION
Summary. Technologies alter the м>ау of living and work of a person. The Internet world network makes it easier to quickly access useful information. Social, cultural and educational competitiveness are influenced by educational technologies that positively influence the style, duration and method of education in higher education institutions. Distance education can be used as a full-fledged self-sufficient form, or as a Supplement to classical training in classrooms.
The author considers distance learning as an alternative to the traditional farm of teaching in higher education institutions during periods of self-isolation (pandemics, seasonal quarantines), as well as as an addition to traditional farms of education. The problem and positive aspects of using this form are analyzed. Possible farmats of training in the conditions of distance education are specified. The strengths and weaknesses of the use of certain technologies are highlighted.
Keywords: education, distance learning, digital educational environment, higher education institution, online learning, self-isolation, webinar.
Сфера образования всегда находилась в центре споров и обсуждений на различных уровнях. В дискуссиях разного рода обсуждают результативность тех или иных подходов в подаче учебного материала, использования форм, предусматривающих непрерывность обучения в условиях каких-либо непредвиденных ситуаций.
Актуальными остаются вопросы подготовки высококлассных педагогических кадров, готовых адаптироваться к постоянно изменяющимся жизненным условиям. Вынужденная самоизоляция
О 2020 Грязнов С. А.
в острый период пандемии и необходимость в связи с этим использования дистанционных форм в образовании показали готовность системы образования к новым условиям в не самом выгодном ракурсе.
Национальный проект «Образование» ориентирован на личность, свободно и комфортно себя ощущающую в обширном потоке информации, личность, стремящуюся к самообразованию, к непрерывному обучению через новейшие технологии, в том числе посредством дистанционного обучения [1]. Действительно, динамичный прогресс в развитии информационных технологий, увеличение информационных потоков требуют внедрения в образовательный процесс наиболее эффективных подходов на всех уровнях обучения.
Еще недавно вышеперечисленные требования носили характер желаемого качества итога образования. В свете событий последних месяцев, связанных с пандемией, данный аспект стал необходимым и обязательным условием реализации образовательной деятельности.
Правительство Российской Федерации в 2016 г. определило образовательный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» одним из важнейших в государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» [2]. Цель проекта звучит так: «Создать к 2018 г. условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 г.» [3].
Первоначально процесс внедрения в образование цифровых образовательных технологий трактовался как довольно трудоемкий, связанный с включением в обучение информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, электронной продукции, новейших информационно-коммуникативных педагогических технологий.
Но не стоит забывать о непрерывности развития, изменения современного мира. В образовательной среде со временем также появляются более действенные инструменты, заменяя или совершенствуя и дополняя собой устаревшие. В современный образовательный процесс информационные технологии вписываются естественно и органично.
Сравнение данных службы государственной статистики РФ о количестве студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2018 и 2019 гг., указывает на рост числа студентов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий: в 2018 г. - 11,3 %, в 2019 г. - 13,1 % [4].
Высшие учебные заведения России эффективно обмениваются друг с другом технологиями цифрового и традиционного обучения. Особенно успешно этот процесс организован в условиях заочной формы обучения. Есть отдельные образовательные учреждения, осуществляющие обучение преимущественно в дистанционной форме.
Российский рынок дистанционного обучения исследовала компания №оАпа1уйсз. Исследованием, которое называлось «Российский рынок дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г.», было определено активное развитие рынка дистанционного образования. Уже в 2018 г. объем российского рынка составлял около 28,9 млрд рублей. Была установлена положительная динамика развития рынка, опережающая темп роста мирового рынка. По результатам исследования №оАпа1уйсз составило прогноз, в соответствии с которым к 2021 г. объем рынка ожидается на уровне 53,5 млрд р. Доля онлайн-образования в структуре образования в том же году составит около 2,6 % [5].
Приведенная статистика говорит об усилении значения онлайн-образования, об альтернативах и перспективах развития процесса онлайн-обучения и активного включения самих участников (студента и преподавателя) в цифровую образовательную среду.
Вузы страны уже несколько лет эффективно внедряют в учебный процесс технологии электронного обучения, успешно сочетая их с традиционной формой. В частности, успешно применяется процесс электронного и дистанционного обучения в рамках заочной формы. Наиболее распространенными методами онлайн-обучения в вузах являются видеолекции и видеоконференции, электронные пособия, учебники, онлайн-курсы, общение через чаты.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В разгар пандемии, когда Министерство науки и высшего образования рекомендовало с 16 марта 2020 г. организовать обучение студентов в режиме самоизоляции, стало понятно, что единственной возможной формой организации учебного процесса в данных условиях для студентов и преподавателей, станет дистанционное обучение. Форма, как упоминалось выше, не новая, применявшаяся и ранее, но пандемия полностью вынесла процесс обучения из аудиторий в виртуальную среду.
Эта ситуация заставила педагогов взглянуть под другим углом на реализацию процесса обучения и арсенал имеющихся методик и техник, внедрение которых в обучение возможно и необходимо в рамках дистанционного формата. Независимо от формы уровень результатов образовательного процесса снижаться не должен, а это требует ответственного, внимательного, вдумчивого отношения к выбору технологий для проведения занятий.
Ситуация с коронавирусом (СОУГО 19) при своем негативном воздействии на здоровье и различные социальные стороны жизни общества дала стимул для полноценного внедрения дистанционных технологий в образование, их совершенствования и развития. Масштаб внедрения дистанционного формата образования, действительно, огромен, поскольку данную форму обучения пришлось применить не только в вузах, но и в школах, в учреждениях дополнительного образования и прочих учебных заведениях. Результаты такого стрессового внедрения общество сможет объективно оценить только по истечении некоторого времени [6].
Сегодня в средствах массовой информации достаточно статьей и сообщений о провале дистанционного обучения, недоработках и проблемах его внедрения, неготовности педагогов и других участников образовательного процесса к данной форме. К чему система образования оказалась не готова на самом деле?
К примеру, доктор технических наук заведующий одной из научно-исследовательских лабораторий Новосибирского государственного технического университета Иван Батаев считает, что основная проблема дистанционного обучения не техническая, а этическая. С этим трудно не согласиться - к сожалению, российские студенты не умеют работать самостоятельно, без привычного контроля со стороны преподавателя. Дистанционно преподавателю невозможно установить самостоятельность выполнения задания студентом, что с большой долей вероятности может привести к необъективным оценочным результатам, к обману со стороны студента. Но тут действует правило «не пойман - не вор».
Кстати, в западных вузах существуют комиссии по этике, которые рассматривают такие вопросы. Причем они работают не только со студентами, но и с выпускниками, периодически проверяя старые работы уже выпустившихся студентов, и, если находят совпадения, то выпускника могут даже лишить диплома. Что касается итоговых экзаменов, то это должен быть видеоэкзамен, считает профессор, когда студенту задаются вопросы в режиме онлайн, на которые он должен тут же ответить - без дополнительной подготовки. Тогда у него не будет возможности найти ответ в Интернете или получить помощь от кого-то. Конечно, даже при таких условиях будет много тех, кто сможет обмануть систему, но по крайней мере это поможет дисциплинировать большинство [7].
Недостаточно сформированные навыки работ на компьютере, использования электронных ресурсов у преподавателей и студентов - вторая причина, по которой массовый переход на дистанционный формат даже части обучения - пока невозможен. Следующая проблема - это неготовность технического характера, включающая как отсутствие необходимых для реализации дистанционного обучения оборудования и техники, так и невозможность корректной работы некоторых сервисов в условиях неожиданной масштабной потребности в передаче данных. Среди отрицательных моментов преподаватели также отмечают большие объемы работ, присылаемых студентами, которые требуют проверки и оценки. Время, потраченное на это, не учитывается и не оплачивается. Альтернатива письменным работам - онлайн-тесты с автоматической проверкой -не всегда результативна и объективна, поэтому применять ее глобально нерационально. Дистанционный формат тяжело внедряется в преподавание дисциплин, предполагающих преобладание устных методов обучения. Для таких дисциплин данная форма на длительный период времени не подходит.
Отмечая отрицательные стороны обучения дистанционного формата, сопутствующие проблемы, не стоит забывать и о плюсах возможности организации непрерывного образования в условиях самоизоляции и других жизненных ситуациях, предполагающих онлайн-обучение. Когда в условиях самоизоляции дистанционный формат заменил участникам образовательного процесса все другие формы обучения, стало очевидно, что к новым условиям нужно адаптироваться, он-лайн-обучение нужно совершенствовать, сопутствующие проблемы необходимо решать.
Работа со студентами в дистанционных условиях должна содержать те же этапы, что и при занятиях в аудитории:
1) изучение учебного материала по дисциплине;
2) отработка теоретических знаний при выполнении практических заданий;
3) самостоятельная работа обучающегося;
4) контроль и оценка обучающегося.
Выбор современных технических средств и инструментов для реализации образовательного процесса должен осуществляться в соответствии с типом занятия и быть ориентирован на средства, имеющиеся в распоряжении у обучающихся. Использование каждой информационной технологии имеет свои особенности, учитывать которые необходимо при стремлении преподавателя к повышению эффективности образовательного процесса в данной форме.
Самый часто используемый метод для передачи информации в образовательном процессе вузов - лекция. Лекцию в классической форме можно прочитать, используя специально созданные для организации онлайн-конференций и вебинаров с большим количеством слушателей площадки. Эта форма эффективна при довольно большом объеме материала, требующего педагогических разъяснений и уточнений. Удобно использование чата при организации вебинаров: студенты могут задать вопрос по теме лекции, педагог своевременно на вопрос среагировать. У данной технологии есть недостаток - ограничение у большинства доступных площадок числа слушателей, которые могут подключиться к онлайн-занятию. Так как у большинства высших учебных заведений лекции при традиционной форме обучения ведутся для нескольких групп одного потока одновременно - это довольно существенный недостаток.
Наиболее адаптированы к подключению большого количества слушателей оказались социальные сети и мессенджеры. Тем не менее техническое несовершенство и скорость передачи информации сети Интернет, имеющейся в распоряжении студентов, обязывает преподавателя к дублированию лекции в разных формах: запись видео, текстовый формат.
Выбор формы для контроля знаний приобретает особую актуальность в новых условиях. При очном формате занятий преподаватель может оценить обучающегося на следующих за лекциями практических занятиях, на них же обучающийся через общение может восполнить пробелы в понимании и усвоении материала. В рассматриваемых условиях увеличивается риск дублирования между обучающимися заданных письменных работ, поэтому для проверки и контроля необходимо выделять время отдельно.
Достаточно эффективно по итогам лекции можно использовать онлайн-тест. В некоторых системах (например, Моос11е) есть возможность не только автоматической проверки результатов теста, но и его анализа с целью выявления вопросов, вызвавших наибольшее затруднение у обучающегося.
Сложности могут возникнуть при организации занятий практической направленности по дисциплинам, предполагающим демонстрацию решения преподавателем заданий определенного типа перед самостоятельной работой учащихся. Решение проблемы возможно через визуализацию материала, содержащего демонстрацию выполнения задания.
При дистанционном формате обучения для предоставления обучающимся презентационного материала существуют онлайн-сервисы, позволяющие структурировать подаваемый материал, делать его более наглядным. Для обязательной обратной связи можно использовать чаты и форумы, облачные технологии или специальный сайт, содержащий материал для реализации всех этапов работы и встроенные мессе нджеры.
Организация итогового контроля в рамках реализации дистанционной формы обучения требует пристального внимания, поскольку реализовать объективный контроль в такой ситуации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
довольно трудно. Современный подход в организации общения педагога и обучающегося позволяет в процессе изучения дисциплины набирать бонусы, которые будут учтены при выставлении итоговой оценки. Этого вполне достаточно для дисциплин, оцениваемых системой зачетов. Для других дисциплин предусмотрен экзамен. Здесь преподаватель может сформировать индивидуальные задания для обучающихся, по итогам проверки данных работ поставить оценку. Можно использовать видеоконференцию для прямой беседы с экзаменуемым [8].
Стоит уточнить, что использование дистанционной формы не предполагает полного сокращения традиционной формы обучения: посредством такой системы невозможно создать условия социализации, адаптации молодых людей к серьезной взрослой жизни, подготовки их к жизнедеятельности в обществе. Новая форма, скорее, дополняет, преобразует и поднимает на новый уровень процесс образования, чем конкурирует с ней.
Потенциал использования дистанционного обучения пока не оценен в полной мере. Стоит напомнить, что ежегодно в России различные образовательные заведения закрываются на карантин из-за высокой заболеваемости сезонным гриппом. Стоит ли позволять останавливаться на это время образовательным процессам? Реализация дистанционного формата обучения в любых учреждениях может стать отличной альтернативой традиционным аудиторным видам занятий в подобных ситуациях.
Библиографический список
1. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (датаобращения: 05.09.2020).
2. Современная цифровая образовательная среда [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru (дата обращения: 08.06.2020).
3. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ 8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF51ZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 12.04.2020).
4. Образование [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/13398 (дата обращения: 11.04.2020).
5. Информатизация образования - это... Технологии информатизации образования [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/256501/informatizatsiya-obrazovaniya-eto-tehnologiiinformatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 11.04.2020).
6. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А. В. Клягин [и др.]. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт образования, 2020. 112 с.
7. Об этическом аспекте дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://4s-info.ru/2020/07/07/ob-eticheskom-aspekte-distantsionnogo-obucheniya-intervyu-s-prepodavatelem-ngtu-bataevym/ (дата обращения:05.09.2020).
8. Дистанционное обучение: реалии и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2019. 119 с.
References
1. Natsional'nyi proekt «Obrazovanie» [The national project «Education»] URL:https://edu.gov.ru/national-project/ (Accessed: 05.09.2020) [in Russian],
2. Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda [Modern digital educational environment] URL: http://neorusedu.ru (Accessed: 08.06.2020) [in Russian],
3. Pasport prioritetnogo proekta «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda Rossiiskoi Federatsii» [Passport of the priority project «Modern digital educational environment of the Russian Federation»] [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ 8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF51ZYfTvOAG.pdf (Accessed: 12.04.2020) [in Russian],
4. Obrazovanie [Education], URL: https://www.gks.ru/folder/13398 (Accessed: 11.04.2020) [in Russian].
5. Informatizatsiya obrazovaniya - eto... Tekhnologii informatizatsii obrazovaniya [Informatization of education is... Technologies of Informatization of education], URL: https://fb.ru/article/256501/informatizatsiya-obrazovaniya-eto-tehnologiiinformatizatsii-obrazovaniya(Accessed: 11.04.2020) [in Russian],
6. Shtormpervykhnedel': как vysshee obrazovanie shagnulo v real'nost' pandemii [The storm first weeks: how higher education has stepped into the reality of the pandemic], Moscow, 2020, 112 p. [in Russian].
7. Ob eticheskom aspekte distantsionnogo obucheniya [On the ethical aspect of distance learning], URL: ht^s://4s-info.ru/2020/07/07/ob-eticheskom-aspekte
ngtu-bataevym/ (Accessed: 05.09.2020) [in Russian],
8. Distantsionnoe obuchenie: realii i perspektivy: Materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Distance learning: realities and prospects]. Saint-Petersburg, 2019, 119 p. [in Russian].