https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-67-72 УДК 378:004
ПоддубнаяТ.Н.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Поддубная Татьяна Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма
ФГБОУВО «Кубанский государственныйуннвврситет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия, e-mail: tpodd(a),mail. ru, тел.: +7 (928) 468 43 58
Аннотация
Проблема разработки эффективных образовательных технологий в формате дистанционного обучения остается одной из самых актуальных для мировой системы образования. Главнейшим инициатором актуализации обучающих онлайн-платформ явилась пандемия COVID-19, которая выявила проблемы перехода всех учебных заведений в режим онлайн. Проблема исследования заключается в необходимости разработки эффективной педагогической технологии дистанционного обучения как фактора повышения эффективности образовательного процесса.
Цель исследования: представить опыт дистанционного обучения как фактор повышения эффективности образовательного процесса. Задачи исследования: уточнить понятие «дистанционное обучение»; раскрыть концепцию дистанционного обучения; описать опыт применения обучающих онлайн-платформ Moodle и Microsoft Teams; выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения в современной образовательной практике.
Методология и методы исследования. Источниками информации послужили научные статьи по теме исследования, сведения с официальных сайтов. Применялись методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Результаты исследования: обоснованы предпосылки популяризации дистанционного обучения в современной практике учебных заведений; описан опыт дистанционного обучения на примере апробации онлайн-платформ Moodle и Microsoft Teams; определены преимущества и недостатки дистанционного обучения в современной образовательной практике.
Ключевые выводы: дистанционное обучение основано на использовании цифровой образовательной среды (информационно-коммуникативных ресурсов); концепция дистанционного обучения предусматривает три разновидности дистанционного обучения: синхронное, асинхронное и смешанное; онлайн-платформы Moodle и Microsoft Teams являются оптимальными для организации удаленного обучения.
Ключевые слова: пандемия, образовательный процесс, дистанционное обучение, эффективность образовательного процесса, цифровая образовательная среда, информационно-коммуникативные ресурсы, онлайн-платформы, Moodle, Microsoft Teams.
Для цитирования: Поддубная Т.Н. Дистанционное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 1. С. 67-72. /Ш/)\: сЫ. ог^Ю. 47370'2078-1024-2021-13-1-67-72.
PoddubnayaT.N. DISTANCE LEARNING
ASA FACTOR OF INCREASINGTHE EFFICIENCY OFTHE EDUCATIONAL PROCESS
Poddubnaya Tatiana Nikolaevna,
Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism
FSEEI HE «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar, Russia, e-mail: tpodd(a),mail. ru, tel.: + 7 (928) 468 43 58
Annotation
The problem of developing effective educational technologies in the format of distance learning remains one of the most uigent for the world education system. The main initiator of the updating of online educational platforms was the COVID-19 pandemic, which revealed the problems of the transition of all educational institutions to the online mode. The research problem lies in the need to develop an effective pedagogical technology of distance learning as a factor in increasing the efficiency of the educational process.
The purpose of the research is to present the experience of distance learning as a factor in increasing the efficiency of the educational process. The research objectives are to clarify the concept of «distance learning»; to reveal the concept of distance learning; describe the experience of using Moodle and Microsoft Teams online learning platforms; to identify the advantages and disadvantages of distance learning in modern educational practice.
The research methodology and methods. The sources of information are scientific articles on the research topic, information from official sites. Methods used are analysis, synthesis, comparison, generalization.
The research results. The prerequisites for the popularization of distance learning in the modern practice of educational institutions have been substantiated; the experience of distance learning using the example of testing Moodle and Microsoft Teams online platforms has been described; the advantages and disadvantages of distance learning in modern educational practice have been identified.
Key findings: distance learning is based on the use of a digital educational environment (information and communication resources); the concept of distance learning provides for three types of distance learning: synchronous, asynchronous and blended; Moodle and Microsoft Teams online platforms are optimal for distance learning.
Keywords: pandemic, educational process, distance learning, educational process efficiency, digital educational environment, information and communication resources, online platforms, Moodle, Microsoft Teams.
For citation: Poddubnaya T.Ni Distance learning as a factor in increasing the efficiency of the educationalprocess VestnikMajkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Univer-siteta. 2021. Volume 13, No. 1. P. 67-72. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-67-72.
Введение
Актуальность. Доминирующей особенностью развития системы образования развитых стран является стремительное развитие дистанционного обучения. Это во многом обусловлено заинтересованностью современного человека в повышении собственного интеллектуального потенциала, а также в желании получить дополнительное образование с целью возможности адаптации своей профессиональной деятельности в условиях динамично меняющегося рынка. Американский оратор и бизнес-тренер Джим Рон так высказался о современном образовании: «Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху» [1]. Диджитал-ин-струменты в последнее десятилетие давно применяются во многих образовательных направлениях не только применительно к учебным заведениям - собственные он-лайн-курсы открывают фитнес-трене-ры, психологи, преподаватели языков и другие специалисты. Дистанционное обучение сегодня рассматривается не только как ресурс расширения собственных профессиональных компетенций, но и как ответ, экстренное реагирование образовательных учреждений на пандемию и требования самоизоляции, с которыми вынужденно столкнулось человечество в 2020 году [2]. Глобальное распространение в мировых масштабах коронави-русной инфекции потребовало принятия срочных мер со стороны всех общественных институтов и перехода образовательного процесса в режим онлайн. Это актуализировало проблему дистанционного обучения на всех уровнях образования, дав своеобразный толчок формированию новой парадигмы образования.
Теоретическая значимость работы основывается на обобщении теоретических сведений и анализе имеющегося опыта организации дистанционного обучения, что в целом расширяет теорию педагогики.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения сведений, содержащихся в статье, в учебном процессе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Основная часть
Концепция дистанционного формата обучения рассматривает такую форму образования, как пространство самоактуализации человека, которая существенно отличается от традиционной системы обучения. Доминирующей квинтэссенцией такого формата обучения является применение современных информационно-коммуникативных технологий (онлайн-платформ, облачных сервисов, компьютерных технологий) и трансформация стандартных ролей преподавателя и обучающегося, позиционируя обучающегося как «координатора знаний», тогда как преподаватель выступает в роли «интерпретатора знаний». В Статье 16 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3]. Иначе говоря, в рамках дистанционного обучения осуществляется взаимодействие педагогических работников и обучающихся между собой на расстоянии благодаря использованию современных информационно-коммуникативных технологий. Современные образовательные ресурсы позволяют определить три разновидности дистанционного обучения.
1. Синхронное обучение, то есть обучение в режиме реального времени. Предполагает совместное взаимодействие педагога с обучающимися в процессе изучения нового материала. К этому формату относят онлайн-лекции, вебинары, онлайн-конференции.
2. Асинхронное обучение, предполагающее использование заранее подготовленной программы, материалов, доступ к которым предоставляет преподаватель (например, отправляет ссылку, добавляет в группу слушателей). Вся информация по курсу (презентации лекций, видеолекции, задания для контроля знаний обучающихся) выкладывается на определенном ресурсе, тем самым обеспечивая возможность его изучения на основе собственного, выбранного каждым обучающимся темпа. При этом предусмотрено автоматизированное асинхронное обучение (предполагает тестирование обучающихся и выставление итоговой оценки или выдачу сертификата/диплома) и сопровождающее асинхронное обучение (проверка педагогом в установленные даты выполненных обучающимися заданий, участие педагога в обсуждении ответов).
3. Смешанное обучение (blended learning), объединяющее оба вида.
Интерес представляют сведения компании «Атоп», согласно которым еще в 2018 году общий объем рынка дистанционного образования в России составил 21 млрд руб. При этом самыми востребованными образовательными направлениями были два сегмента: профессиональные бизнес-курсы и обучающие направления, не связанные с повышением квалификации. По уровню популярности среди граждан России доминировали обучающие курсы по программированию (14%), онлайн-уроки по изучению школьной программы (9%) [1]. По оценкам экспертов, отечественный рынок онлайн-об-разования должен вырасти к 2021 году до 53,3 млрд руб. [1].
Форс-мажорные обстоятельства 2020 года выступили мощным катализатором перевода всех форм обучения в дистанционный формат, что было вынужденной мерой. Это поставило перед педагогами важнейшую задачу трансформации учебных курсов в
дистанционный режим. Учебным заведениям предоставлено право выбора обучающих онлайн-платформ (обучающих сред), которые могут отвечать специфике вуза и профилей подготовки. Собственный педагогический опыт позволил проанализировать функциональные возможности двух онлайн-платформ: Moodle и Microsoft Teams.
Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда «Moodle» считается сегодня одним из оптимально адаптированных электронных информационно-коммуникативных ресурсов к учебно-воспитательному процессу вуза. Благодаря ресурсу педагог может организовать обучение асинхронно, позволяя обучающимся познакомиться с учебными материалами в выбранное ими время (обучающиеся имеют возможность осваивать материал в собственном темпе из любой части земного шара, имея доступ к сети Интернет), и в режиме онлайн, посещая дистанционно лекционные и практические занятия (семинары). В ресурсе возможен обмен файлами любых форматов как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися [4]. Ресурс позволяет создавать, хранить обучающие материалы в электронной версии, задавая последовательность их изучения. Процесс организации изучения материалов по курсу можно осуществлять с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок, а также ряда совместных инструментов: виков, глоссария, блогов, форумов, практикумов. Онлайн-платформа представляет также дополнительные коммуникативные возможности: проведение обсуждения проблем/вопросов в группах, оценку сообщения, прикрепления к ним файлов любых форматов. Имеется возможность обсуждения вопроса в личных сообщениях/комментариях с педагогом в режиме реального времени.
Функция рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса о предстоящих или текущих событиях в автоматическом режиме. Ресурс позволяет в любое время посмотреть выполненные задания каждого обучающегося, их оценки, комментарии, а также контролировать посещаемость обучающихся в сети.
Ресурс Microsoft Teams зарекомендовал себя как корпоративная платформа, предоставляющая большой контент вариаций применения. Основной функционал Microsoft Teams позволяет получить доступ к любому контенту команды/группы/класса: информационным файлам по учебному курсу библиотеке, сведениям, сообщениям. Предоставляет возможность звонка участнику курса, отправки письма, сообщения, создания преподавателем видеоконференции, просмотра в любое время контента и истории в чате, публикации в беседах электронных сообщений с важной для всех участников информации. Позволяет использовать любые мобильные устройства в качестве полноценного рабочего места, предоставляя возможность демонстрации экрана мобильного устройства, стационарного компьютера. Онлайн-платфор-ма Microsoft Teams зарекомендовала в качестве эффективного ресурса себя для проведения онлайн-занятий (лекций, семинаров, конференций и пр.), совещаний педагогов, обсуждении совместных задач при работе над проектами, проведении консультаций с преподавателем [5; 6].
Собственный опыт преподавания в дистанционном формате позволил определить преимущества и недостатки удаленного контента обучения. К числу преимуществ дистанционного обучения отнесем:
1) возможность получить образование вне зависимости от геолокации;
2) охват узкой предметной области;
3) возможность организации дискуссий, групповых работ, совместных проектов;
4) возможность совмещения обучения с основной деятельностью;
5) предоставление широкого спектра учебных материалов;
6) использование новейших компьютерных технологий, что оказывает положительное влияние на степень восприятия информации человеком и развитие его когнитивных функций;
7) постоянное повышение интеллектуального и творческого потенциала всех субъектов учебной деятельности: стимулирование работы преподавателя (для максимальной координации учебного процесса преподаватель должен соответствовать нововведениям, заинтересован в постоянном совершенствовании своих курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации, проявлении творческой активности) и процесса обучения студента (обучающийся имеет возможность более эффективно использовать время на обучение в любое время, в любом месте, в удобном темпе);
8) высокая скорость обучения;
9) развитие самоорганизации и самостоятельности;
10) массовость, то есть возможность одновременного охвата многочисленных аудиторий на разной территории.
Недостатки дистанционного образования:
1) отсутствие «живого» контакта субъектов образовательного процесса;
2) понижение степени понимания обучающимися материала;
3) более сложный для педагога формат работы;
4) невозможность идентификации обучающегося в процессе контроля знаний (система технически не может провести проверку личности обучающегося во время тестирования или выполнения другого задания);
5) возникающие технические трудности (низкое качество интернет-соединения, перебои с работой сети Интернет, возможное отключение света и пр.) [7].
Заключение. Дистанционное обучение представляет собой взаимодействие преподавателя и обучающихся на расстоянии, путем использования современных электронных образовательных ресурсов. К дистанционному обучению относят онлайн-курсы, онлайн-школы, видеокурсы, электронное обучение, blended learning и другие формы его организации,
связанные с получением образования в режиме удаленного доступа при помощи интернет-технологий. Следовательно, дистанционное обучение выступает потенциальным ресурсом, предоставляющим человеку неограниченные возможности для самообразования и развития новых компетенций, наиболее востребованных текущей экономической средой.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дистанционное образование: плюсы и минусы: [Электронный ресурс]. URL: https://zen. yandex.ru/media/adept/distancionnoe-obrazovanie-pliusy-i-minusy-5c9ddd0983af5c00b343444d (дата обращения 09.12.2020).
2. Remote education development trends during pandemic in Russia / Kabanova E.E. [et al.] // Revista de la Universidad del Zulia. 2020. Vol. 11, No. 31. P. 536-549.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3: ред. от 31.07.2020 г. // Гарант. М., 2020.
4. Система дистанционного обучения Moodle, что это такое и как ею пользоваться [Электронный ресурс]. URL: https://ecvdo.ru/states/sistema-distancionnogo-obucheniya-moodle-chto-eto-takoe-i-kak-eyu-polzovatsya (дата обращения 09.12.2020).
5. Teams - эффективный сервис для командной работы [Электронный ресурс]. URL: https://www.activecloud.by/news/novosti-kompanii/2020/teams-eifektivnyy-servis/ (дата обращения 10.12.2020).
6. Панина Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 3. С. 60-67.
7. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 466-469.
REFERENCES:
1. Distance education: pros and cons: [Electronic resource]. URL: https://zen.yandex.ru/media/ adept/distancionnoe-obrazovanie-pliusy-i-minusy-5c9ddd0983af5c00b343444d (date of access 09.12.2020).
2. Remote education development trends during the pandemic in Russia / Kabanova E.E. [et al.] // Revista de la Universidad del Zulia. 2020. Vol. 11, No. 31. P. 536-549.
3. On the education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL: ed. from 31.07.2020 // Garant. M., 2020.
4. Moodle distance learning system, what is it and how to use it [Electronic resource]. URL: https://ecvdo.ru/states/sistema-distancionnogo-obucheniya-moodle-chto-eto-takoe-i-kak-eyu-polzovatsya (date of access 09.12.2020).
5. Teams - an effective service for teamwork [Electronic resource]. URL: https://www.activecloud. by/news/novosti-kompanii/2020/teams-eífektivnyy-servis/ (date of access 10.12. 2020).
6. Panina E.A. Topical issues of digitalization of education in modern conditions // Bulletin of the Maykop State Technological University. 2020. Issue. 3. P. 60-67.
7. Kuznyak N.B., Gagen E.Yu. Modern distance learning. Advantages and disadvantages // A Young scientist. 2017. No. 11 (145). P. 466-469.