12. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели тренинги сценарии. - Издательство института психотерапии. - М. 2002. - 227 с.
13. Ялтонский В.М., Сирота В.А. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков. Вопросы наркологии. -М., 1996, -№3. -c. 91-97.
14. Brown R.I. F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions // In W.R.Eadingtone & J.A.Cornclius. Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. 1993. P.241- 272.
15. Miller W. Addictive behaviors: Treatment of alcoholism, drug, abuse, smoking and obesity. Oxford etc: Pergamon Press, 1984. - 353 p.
УДК 378
Радостева Анна Геннадьевна Radosteva Anna Gennadevna
Старший преподаватель Lecturer
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Perm State Humanitarian
Pedagogical University"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
THE USE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS FOR CONTROL AT DIFFERENT STAGES OF LEARNING WITH THE HELP OF TESTING DURING THE PANDEMIC PERIOD
Аннотация: В статье описано исследование доступности и эффективности применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе на примере корпоративной платформы MicrosoftTeams и сетевой системы Moodle. Представлен метод тестирования как эффективный и надежный метод диагностики и контроля знаний в процессе обучения. Описан опыт использования в системе Moodle элемента курса «Тест».
Abstract: The article describes a study of the availability and effectiveness of the use of distance learning technologies in the educational process on the example of the Microsoft Teams corporate platform and the Moodle network system. The testing method is presented as an effective and reliable method for diagnosing and controlling knowledge in the learning process. The experience of using the "Test" course element in the Moodle system is described.
Ключевые слова: тест, тестирование, пандемия, дистанционные образовательные технологии, Moodle, MicrosoftTeams.
Keywords: test, testing, pandemic, distance learning technologies, Moodle, Microsoft Teams.
Возникший в Китае коронавирус быстрыми темпами разошелся по всему миру, заставив все страны стремительно принимать меры по борьбе с распространяющейся инфекцией.
Меры, принимаемые по борьбе с пандемией: введение режима самоизоляции, масочного режима с соблюдением социальной дистанции -позволили эффективно бороться с массовым распространением инфекции. Так, например, по некоторым данным, использование средств индивидуальной защиты (масок и перчаток) позволили снизить темп распространения Covid-19 в 4 раза [1], соблюдение социальной дистанции - в 35 раз [2], а введение режима самоизоляции - в 10 раз [2].
Введенный режим самоизоляции потребовал перевода многих ключевых сфер жизни в дистанционный формат. В числе первых, попавших под эту трансформацию, оказались учебные заведения, так как численность обучающихся и персонала не позволяла безопасно для здоровья осуществлять дальнейшее взаимодействие в очном формате. Очевидным выходом в сложившейся ситуации, обеспечивающим непрерывное обучение, стало введение дистанционных образовательных технологий
Актуальность нашему исследованию придаёт сложившаяся ситуация, при которой, навязанный пандемией формат обучения, являющийся новым, непривычным, неапробированным для большинства пользователей, должен был соответствовать ряду требований. А именно, в кратчайшие сроки в доступной и эффективной форме установить взаимодействие обучающихся с преподавателями, при этом быть низкозатратным и доступным в освоении пользователями, имеющими минимальные навыки.
В первую очередь, необходимо пояснить, что дистанционные образовательные технологии не тождественны понятию дистанционной формы обучения. Так, дистанционная форма обучения является одной из форм обучения, наряду с очной, заочной или вечерней. Тогда как применение дистанционных образовательных технологий подразумевает использование дистанционных технологий в любом формате обучения, то есть как при дистанционной форме обучения, так и при очной, контактируя через сетевые сервисы или системы.
В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете, на базе которого проводилось наше исследование, в качестве сетевого ресурса использовались обучающие платформы Microsoft Teams и Moodle.
MicrosoftTeams — корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. MicrosoftTeams является частью пакета Office 365 и распространяется по корпоративной подписке. Кроме Office 365 есть возможность интеграции с приложениями сторонних разработчиков. Явное достоинство Teams заключается в предоставлении ряда функции в существующей подписке на Office 365 без дополнительной оплаты. Для подключения и работы в данной системе предъявляются требования, доступные большинству пользователей: Операционная система - MSWindows 7 и выше, подключение к сети Интернет при минимальная скорость - 10Мб/сек, рекомендуемая скорость - 30Мб/сек, Web-браузер: GoogleChrome, Mozilla
Firefox 6.0.1 и выше; 0pera16.0, YandexBrower. Для просмотра анимации, видео: Flash PlayerActiveX
Moodle - самая популярная система управления обучением (LMS) с открытым кодом в мире и интегрируется с Microsoft Teams. Эта интеграция позволяет преподавателям совместно работать над курсами Moodle, задавать вопросы об оценках и заданиях, а также получать уведомления в приложении Teams.
Ключевым вопросом во взаимодействии с обучающимися стало проведение текущего, промежуточного и итогового контроля знаний.
В странах Запада рейтинг образовательного учреждения напрямую зависит от уровня развития тестового контроля [3]. Из чего следует, что тест является валидным, стандартизированным средством оценивая достижений учащихся [4,
5, 6].
Поэтому, объектом исследования был выбран тест, явившийся способом контроля знаний обучающихся. Предметом - применение дистанционных образовательных технологий (Microsoft Teams и Moodle) в обучении.
В ходе исследования были применены общие методы научного познания, такие как наблюдение, измерение, сравнение, опрос, мысленное моделирование.
Основной задачей стало исследовать и продемонстрировать возможность доступного и эффективного использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, в частности при проведении контроля на разных этапах обучения с помощью тестирования.
Под термином «тест» подразумевается стандартизированная система заданий, предполагающая выбор ответов на поставленные вопросы в равных для всех испытуемых условиях: количество вопросов и отведенное на выполнение время.
Предпочтение тестирования как формы контроля обусловлено рядом преимуществ данной формы над другими. В частности, широким кругом охвата тем и возможностью одновременной диагностики большого числа обучающихся, наличием точной шкалы оценивания, высокой степенью объективности, возможностью быстрой обработки, демонстрации и интерпретации результатов. При автоматизации процессов, тест может быть использован как для контроля знаний обучающихся, так и для их самоконтроля с проработкой ошибочных ответов.
Безусловно, у пользователей тестирования могут возникнуть и опасения применения его как формы контроля при использовании дистанционных технологий, поскольку не лишен тест и недостатков.
В первую очередь, сомнение вызывает способность теста отразить всю полноту знаний обучающегося. Данное опасение свидетельствует о необходимости проверки качества тестовых заданий. В этом случае, прежде всего, стоит говорить о тестологической грамотности разработчика теста. При грамотном подходе, ответственном отношении и соблюдении требований и принципов составления тестовых заданий, качество предъявляемого контрольного материала способно быть на высоком уровне, соответствующему требованиям, предъявляемым к средствам контроля знаний [7, 8].
Кроме этого, под сомнением степень осознанности предоставляемых ответов. В этом смысле можно говорить о высокой вероятности угадывания правильных ответов, что, по своей сути, не является демонстрацией усвоенных знаний [9, 10]. Объективно, такая вероятность существует, но её возможность обусловлена широким использованием тестов с закрытыми заданиями на множественный выбор с одним правильным ответом. Но, при этом, нужно отметить, что количество вариантов ответов значительно понижает шанс выбрать правильный случайным образом, а не руководствуясь знаниями. Так, при двух вариантах ответов, шанс угадать правильный составляет 1 к 2, при пяти - 1 к 5, а при необходимости выбрать два правильных ответа из восьми предложенных вариантов сводит шанс угадать до 1 к 28 [11].
Для того, чтобы повысить эффективность тестирования предпочтение необходимо отдавать полузакрытым и открытым формам теста.
Так, например, полузакрытое тестовое задание на сопоставление пяти пар вариантов значительно повышает охват проверяемого материала, систематизируя знания, при этом представляя задание в достаточно компактной форме и снижая вероятность угадывания до 1 к 120.
Полуоткрытое задание на составление последовательности так же расширяют диапазон проверяемых знаний от владения понятиями до, например, знания истории или закономерностей развития.
В тестовых заданиях, представленных в открытой форме, варианты ответа вовсе не представлены, поэтому вероятность угадывания стремиться к нулю.
Предпочтение массового использования тестовых заданий закрытого типа представляется возможным объяснить отсутствием собственных программных алгоритмов для обработки ответов, данных к полузакрытым или открытым заданиям. Разработка таких алгоритмов достаточно трудоёмка и не посильна рядовому пользователю, что, в свою очередь, подкрепляет убеждение в необходимости использования сторонних ресурсов, таких как Moodle, где подобные алгоритмы введены в систему.
В ходе наблюдения и анонимного опроса так же было выявлено, что однообразно предъявляемые задания повышают утомляемость и снижают концентрацию внимания. Внешним стимулирующим фактором в этом случае становится наличие ограничения времени выполнения тестирования.
В системе Moodle элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: множественный выбор, верно/неверно, на соответствие, короткий ответ, числовой. Можно создать тест с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или случайными вопросами, выбирающимися из банка вопросов. Может быть задано ограничение времени. Каждая попытка оценивается автоматически, за исключением вопросов эссе, и оценка записывается в журнал оценок. Можно выбрать, будут ли подсказки, отзыв и правильные ответы и когда они будут показаны студентам. Тесты могут быть использованы: в экзаменах курса, как мини-тесты для прочитанных заданий или в конце темы, в итоговом экзамене, используя вопросы из промежуточных экзаменов, для обеспечения немедленного отзыва о работе, для самооценки.
С пользовательской точки зрения можно говорить о том, что платформа Moodle имеет простой и интуитивно понятный интерфейс на русском языке (есть возможность выбора языка), позволяющий работать в системе преподавателю и студенту с базовыми навыками. Поддержка разных форм тестовых заданий, возможность фиксировать задания или осуществлять выбор случайным образом из базы тестовых заданий, рандомная подача заданий, экспорт и импорт заданий, возможность получения обратной связи при выполнении задания, настройка автоматического запуска тестирования, при которой не требуется личный контроль экзаменатора, выбор способа вывода заданий на экран, ограниченный или открытый доступ к тесту, вывод результатов тестирования отдельно по каждому участнику по всем заданиям, с указанием верно и неверно выполненных заданий - всё это представляет систему Moodle как универсальную, эффективную и доступную платформу для обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что выбор оптимальной дистанционных образовательных технологий позволяет эффективно использовать тест как универсальный и надежным инструментом для диагностики и фиксации усвоенных знаний студентами. Возможные недостатки теста преодолеваются путем грамотного составления заданий, с использованием разных комбинаций форм.
Практическая апробация
Система Moodle практически апробирована в условиях требований пандемии и переходе на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий в период с марта по июнь 2020 года.
На обучающей платформе Moodle были размещены тестовые задания по дисциплинам «Общая психология», «Возрастная психология» и «Педагогическая психология» для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля.
В тестировании приняли участие 497 студентов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, разных форм обучения (преимущественно дневное, а также заочное и вечернее отделение).
Наблюдение за организацией контроля знаний в допандемический период обучения показало, что в бланковой форме и на внутривузовской платформе АСТ-тест преимущественно используются закрытые тесты с одним правильным вариантом ответа.
Использование Moodle позволило разнообразить базу тестовых заданий и сравнить их эффективность.
По результатам проведенных тестирований представляется возможным сделать следующие выводы:
- использование тестов на базе системы Moodle позволяет сделать процесс диагностики знаний более адаптированным под индивидуальные возможности обучающихся. Выполнить тест можно дистанционного в удобное время из любого местонахождения обладая необходимыми ресурсами, доступному большинству пользователей.
- полученные результаты тестирования фиксируются в системе Moodle с отображением даты, времени выполнения и выбранными вариантами ответов,
что позволяет преподавателю при необходимости просматривать индивидуальное усвоение материала каждым студентом, а также сроки выполнения тестов.
- по результатам текущего контроля преподаватель может составить общую, групповую и индивидуальную картину усвоения материала. При необходимости скорректировать программу изложения курса, сделав дисциплину более гибкой и адаптивной к уровню усвоения материала слушателями.
- на основе результатов текущих и промежуточных тестирований становится возможным повысить эффективность консультаций перед итоговым тестированием, с акцентом на те вопросы, разделы дисциплины, которые вызвали трудности у большинства студентов.
- возможность использования изображений в тестовых заданиях делает их более наглядными и вносит разнообразие.
- автоматическая проверка и интерпретация результатов тестирования высвобождает время преподавателя, повышая образовательную и организационную эффективность.
- проведение тестирования в онлайн формате требует привлечение дополнительных технологий, в частности онлайн прокторинга, позволяющего верифицировать обучающегося и осуществлять контроль за его поведением во время прохождения контрольного испытания. В системе Moodle обучающийся имеет уникальный идентификационный номер и пароль от личной учетной записи. Благодаря этому можно регистрировать время входа, выхода и продолжительность нахождения в системе, начало и окончание выполнения тестирования. Но установление видеоконтакта, просмотр содержимого экрана в данной системе невозможно и должно осуществляться иными средствами (например, MicшsoftTeams).
- стоит признать, что далеко не весь преподавательских состав оказался готов к использованию дистанционных технологий с точки зрения владения компетенциями. Но вынужденная необходимость освоить и внедрить данные технологии в свою практику наглядно повысили уровень профессионализма преподавательского состава.
Пандемия позволила пересмотреть формат очного обучения. После завершения периода самоизоляции и при возвращении к контактной работе стало возможным создать гибридный вариант очного обучения с внедрением элементов дистанционных технологий. Данный ресурс способен органично вписаться в процесс очного обучения, став весомым инструментом в образовательном процессе. В частности, возможность проведения контрольных мероприятий с помощью дистанционных технологий даже при контактной работе, снимая вопрос об онлайн прокторинге, значительно сократит затраты времени на проверку и интерпретацию результатов, чем повысить эффективность работы преподавателя.
Кроме того, стоит отметить, что если до пандемии использование технических и информационных возможностей в образовательном процесс носило рекомендательный характер, то теперь это приобретает черты
неотъемлемой части учебного процесса. На передовую выходят те учебные заведения, которые способны обеспечить дистанционный формат обучения без ущерба качеству образования.
В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университет благодаря освоению и внедрению дистанционных технологий образования не только поддерживается и продолжается непрерывный процесс обучения, но и стало возможным введение ряда элективных курсов, позволяющих принимать участие в дополнительной траектории развития большому количеству студентов, соблюдая все необходимые меры предосторожности, связанные с нестабильной ситуацией. Кроме того, на базе университета создаются онлайн-курсы, позволяющие в полном объеме реализовывать программу обучения, как в очном, заочном, дистанционном, так и в гибридном формате.
Библиографический список:
1. South China Morning Post. Coronavirus: hamster research shows effectiveness of masks 'huge' in Covid-19 battle, Hong Kong scientists say.
2. Strong Social Distancing Measures in the United States Reduced the COVID-19 Growth Rate // Health Affairs 39, No. 7 (2020), 1-8.
3. Балыкина Е.Н. Компьютерное дидактическое тестирование в преподавании исторических дисциплин // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики: науч. тр. по результ. IX конф. Ассоциации «История и компьютер» М: 2005. С. 436-472
4. Аванесов В.С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций). Екатеринбург: ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005. 98 с.4
5. Ефремова Н.Ф. Качество оценивания как гарантия компетентностного обучения студентов // Высшее образование в России. М: 2012. № 11. С. 199-125
6. Малыгин А.А. Современные форматы образовательного тестирования // Точки роста. 2018. С. 15-18.
7. Дегтярева Л.Т., Колова С.М., Ярославова Е.Н. Методические рекомендации для преподавателей по составлению контрольноизмерительных материалов (иностранный язык). Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 44 с
8. Семеновская С.А. Основы тестологии: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование, профиль подготовки - «Филологическое образование». Саратов, 2015. 57 с.
9. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 6
10. Пачурин Г.В., Тюмина Н.С., Шевченко С.М. Анализ тестирования как средства контроля знаний обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2017. №4
11. Technology Advice. Four Advantages of Software as a Service (SaaS).