Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ'

СИСТЕМА ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

404
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддиктивное поведение / первичная психолого-педагогическая профилактика / позитивная профилактика / направления профилактики / addictive behavior / primary psychological and pedagogical prevention / positive prevention / directions of prevention

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маст Светлана Викторовна

в статье рассмотрены вопросы профилактики аддиктивного поведения. Дан краткий обзор направлений и подходов к организации профилактической деятельности. Показано, что создание системы позитивной профилактики следует считать стратегическим приоритетом первичной психолого-педагогической профилактики, в центре которой находится личность и ее референтная среда, а основная задача состоит в реализации личностных и средовых ресурсов развития. Обозначены профилактические программы, реализованные на базе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE PREVENTION SYSTEM AS A STRATEGIC PRIORITY OF PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION

the article deals with the prevention of addictive behavior. A brief overview of the directions and approaches to the organization of preventive activities is given. It is shown that the creation of a positive prevention system should be considered a strategic priority of primary psychological and pedagogical prevention, which focuses on the individual and his reference environment, and the main task is to implement personal and environmental development resources. Preventive programs implemented on the basis Of the budget institution of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra "center for assistance to children left without parental care, "Aistenok"are indicated.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»

здоровьеформирующей деятельности и мотивационно-ценностного отношения к здоровьеформирующей деятельности.

Библиографический список:

1. Браун, Т.П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой / Браун Т.П. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - № 3. - 2007. - C. 20-26.

2. Капланова, М.Т. Оценка Оценка качества жизни как показатель уровня адаптации студентов I и V курсов медицинского вуза / М.Т. Капланова, М.А. Федин. - Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-8; URL: http://www.eduherald.ru/ru/articleMew?id=17660 (дата обращения: 05.11.2018).

3. Мирская, Н.Б. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата / Н.Б. Мирская, А.Н. Коломенская, А.В. Ляхович. - Вопросы современной педиатрии. -С. 384-385.

4. Соснин, В.П. Особенности состояния здоровья современного студента и способы его коррекции средствами физической культуры / В.П. Соснин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1; URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=18886 (дата обращения: 07.04.2019).

УДК 159.9.07

Маст Светлана Викторовна Mast Svetlana Viktorovna

Аспирант Graduate student

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

State Autonomous educational institution of higher education of the Leningrad region "Leningrad state University named after A. S. Pushkin"

СИСТЕМА ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

POSITIVE PREVENTION SYSTEM AS A STRATEGIC PRIORITY OF PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы профилактики аддиктивного поведения. Дан краткий обзор направлений и подходов к организации профилактической деятельности. Показано, что создание системы позитивной профилактики следует считать стратегическим приоритетом первичной психолого-педагогической профилактики, в центре которой находится личность и ее референтная среда, а основная задача состоит в реализации

личностных и средовых ресурсов развития. Обозначены профилактические программы, реализованные на базе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок».

Abstract: the article deals with the prevention of addictive behavior. A brief overview of the directions and approaches to the organization of preventive activities is given. It is shown that the creation of a positive prevention system should be considered a strategic priority of primary psychological and pedagogical prevention, which focuses on the individual and his reference environment, and the main task is to implement personal and environmental development resources. Preventive programs implemented on the basis Of the budget institution of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra "center for assistance to children left without parental care, "Aistenok"are indicated.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, первичная психолого-педагогическая профилактика, позитивная профилактика, направления профилактики.

Keywords: addictive behavior, primary psychological and pedagogical prevention, positive prevention, directions of prevention.

Проблема профилактики аддиктивного поведения все больше становится предметом научного осмысления в современной отечественной науке, и вступает в качестве научного интереса Змановской Е.В., Ялтонского В.М., Сироты H.A., Симатовой О.Б., Жариковой Т.П., Кочкиной М.В., Музаевой Ю.А. и других исследователей. Как указывает Симатова О.Б. возможности такой профилактики выявлены недостаточно [13].

Актуальность психологической профилактики отмечается с конца 70-х -начале 80-х годов 20 века. Психологическая профилактика - это вид профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий, направленный на развитие, укрепление и сохранение психологического здоровья, на формирование качеств личности, способствующих выбору здорового образа жизни.

Выделяют негативную и позитивную профилактику [1,7]. Негативная профилактика реализуется через механизм, связанный с запугиванием человека. Практический опыт показывает низкую эффективность подобной профилактики, которая в ряде случаев может мотивировать аддикции. Современные исследователи считают, что негативная профилактика малоэффективна. На смену ей должна прийти позитивная профилактика, которая направлена на развитие личностных ресурсов, и формирование референтной среды индивида.

Исследователи выделяют два основных направления первичной профилактики аддиктивного поведения: уменьшение факторов риска и повышение факторов протекции в его отношении.

Большинство исследователей отмечают, что для создания эффективной системы психолого-педагогической профилактики, необходим поиск путей интеграции имеющихся подходов к профилактике с точки зрения концептуальных подходов и организационно- методического обеспечения.

В настоящее время выделяют ряд подходов к профилактике аддиктивного поведения. Информационный подход, предполагающий информирование о негативных последствиях принятия ПАВ; подход, направленный на развитие «эмоционального интеллекта»; поведенческий подход, направленный на формирование жизненных важных навыков, развитие навыков рефлексии и

саморегуляции, умения конструктивно решать жизненные ситуации; подход, направленный на формирование коммуникативных навыков, выстраивание эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями); подход, нацеленный на формирование жизненных ценностей и стиля жизни, не совместимых с принятием ПАВ.

Данные подходы были репрезентированы и интегрированы в систему профилактики аддиктивного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок» (далее БУ ЦПД «Аистенок»). Был сделан акцент на следующих направлениях профилактики:

1. Информационное направление. Данное направление имеет свое целью информирование и просвещение. Реализация данного направления предполагает проведение бесед, лекций, семинаров; распространение памяток, буклетов, иных информационных материалов; организацию и проведение киноклубов, просмотр фильмов, иных видеоматериалов.

2. Пропаганда здорового образа жизни. Цель данного направления-сохранение и укрепление психического и физического здоровья индивида, формирование потребности в выборе «здоровых» жизненных стратегий, формирование позитивной картины мира. В рамках данного направления проводятся акции, выставки, соревнования, эстафеты, дни семейного отдыха и другие мероприятия.

3. Личностно-ориентированное направление профилактики, которое имеет целью развитие потенциальных ресурсов личности, формирование позитивной Я-концепции, формирование поведенческих стратегий, способствующих эффективной коммуникации в социуме, ответственному принятию решений, развитию рефлексивной позиции. Данное направление реализуется посредством индивидуальных и групповых форм работы: тренингов, мозговых штурмов, консультаций, и т.д.

Данные направления послужили основой для следующих программ, реализованных на базе программ БУ ЦПД «Аистенок»:

Программа по профилактике девиантного поведения, преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, социализации и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, оказанию социальной поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений или вступивших в конфликт с законом «Не оступись!».

Программа первичной профилактики аддиктивного поведения подростков, проживающих в замещающих семьях, «Новый путь!».

Программа «Формирование продуктивных копинг-стратегий и протективных копинг-ресурсов подростков, проживающих в замещающих семьях, имеющих склонность к аддиктивному поведению «Выбор»

Программа развития компетенций родителей, принявших на воспитание в семью подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шаг навстречу»

Профилактическая работа носила системный характер и была направлена на развитие личности и раскрытие ее индивидуальности. Программы способствовали выработке навыков эффективного общения, навыков ответственного принятия решений, совладания с кризисными ситуациями, работы с личностными детерминантами аддиктивного поведения; развитие родительских компетенций, которые могли формировать стрессоустойчивую и успешную личность.

Библиографический список:

1. Березин С.В, Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-256 с.

2. Гоголева A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003. - 240 с.

3. Грецов А.Г. Тренинговые технологии первичной профилактики аддиктивного поведения подростков и методика оценки их эффективности / Грецов А.Г. // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2012.

4. Жарикова Т.П. Психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Дис...канд.псих.наук, Самара 2011.-183 с.

5. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. - 288 с.

6. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2006. — 304 с.

7. Кочкина М.В. Психолого-педагогические условия профилактики и предупреждения аддиктивного поведения у подростков: Автореф. дис.канд.психол. наук/Кочкина М.В. Моск. Психолого-социальный ин-т. М., 2007. - 19с.

8. Музаева Ю.А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме: дис.канд. пед. наук / Музаева Ю.А. -Омск, 2007.

9. Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

10. Симатова, О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы : дис.канд. псих. наук / Симатова О.Б. - Иркутск, 2008. - 213 с.

11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др. Концептуальная программа первичной профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи //Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде. Методическое пособие. Госкомитет РФ по молодежной политике М. 2000. - 84 с.

12. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели тренинги сценарии. - Издательство института психотерапии. - М. 2002. - 227 с.

13. Ялтонский В.М., Сирота В.А. Анализ современных подходов к профилактике употребления наркотиков. Вопросы наркологии. -М., 1996, -№3. -c. 91-97.

14. Brown R.I. F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions // In W.R.Eadingtone & J.A.Cornclius. Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. 1993. P.241- 272.

15. Miller W. Addictive behaviors: Treatment of alcoholism, drug, abuse, smoking and obesity. Oxford etc: Pergamon Press, 1984. - 353 p.

УДК 378

Радостева Анна Геннадьевна Radosteva Anna Gennadevna

Старший преподаватель Lecturer

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Perm State Humanitarian

Pedagogical University"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

КОНТРОЛЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

THE USE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS FOR CONTROL AT DIFFERENT STAGES OF LEARNING WITH THE HELP OF TESTING DURING THE PANDEMIC PERIOD

Аннотация: В статье описано исследование доступности и эффективности применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе на примере корпоративной платформы MicrosoftTeams и сетевой системы Moodle. Представлен метод тестирования как эффективный и надежный метод диагностики и контроля знаний в процессе обучения. Описан опыт использования в системе Moodle элемента курса «Тест».

Abstract: The article describes a study of the availability and effectiveness of the use of distance learning technologies in the educational process on the example of the Microsoft Teams corporate platform and the Moodle network system. The testing method is presented as an effective and reliable method for diagnosing and controlling knowledge in the learning process. The experience of using the "Test" course element in the Moodle system is described.

Ключевые слова: тест, тестирование, пандемия, дистанционные образовательные технологии, Moodle, MicrosoftTeams.

Keywords: test, testing, pandemic, distance learning technologies, Moodle, Microsoft Teams.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.