О. Б. Симатова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой психодиагностики и дисциплин специализации Иркутского государственного педагогического университета. Научный руководитель доктор психологических наук, профессор П. В. Ярославцева
В статье обсуждаются некоторые аспекты проблемы организации первичной психолого-пе-дагогнческой профилактики адднктивного поведения у детей и подростков в условиях учреждений образования: причины трудностей реализации профилактических программ; факторы риска формирования адднктивного поведения, которые несет в себе традиционное образование; основные направления специальной подготовки педагогов к профилактической работе.
The article deals with some aspects of the problem of organizing primary psychological and educational prophylaxis of children's and teenagers' addictive behavior in conditions of educational institutions. Among these aspects are causes of difficulties of prophylactic programs realization, risk factors of addictive behavior formation that traditional education involves, basic tendencies of educators' special training for prophylactic work.
Чего не понимают, тем не владеют.
//. В. 1 ете
Реальная ситуация в отношении адднктивного (зависимого) поведения, сложившаяся сегодня в России, и острая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость обновления и профилактической помощи, где основной упор делается на методологию формирования у подрастающего поколения ценностей
здоровья, потребности в здоровом образе
1
жизни, в личностном развитии .
Одной из базовых теоретических концепций профилактики зависимого поведения является теория продвижения к здоровью. Сегодня подход «моделирования здоровья» выбирается исследователями чаще как более эффективный и перспективный по сравнению с подходом «моделирования болезни», уходящим в прошлое. Модель здоровья основывается на превенции болезней, которая предполагает не только уход от болезни (снижение факторов риска), но и развитие протективных (защитных) факторов, способствующих здоровью.
Исследователи все больше говорят о необходимости организации превентивной работы в образовании, основой которой должна стать превентивная психология развития личности прикладная область психологии, занимающаяся изучением закономерностей и факторов, влияющих на состояние и динамику психологического здоровья личности, с целью создания возможностей своевременного предупреждения неблагоприятных тенденций в ее развитии. Данная цель совпадает с основной целью психопрофилактики как вида деятельности школьного психолога, состоящей в предупреждении возможного неблагополучия в развитии (в том числе и возникновения отклоняющегося поведения).
Все вышесказанное делает очевидным тот факт, что педагог-психолог это в первую очередь специалист по превентивной деятельности, а учреждения образования -
оптимальная среда для развития психоло-
2
гически здоровой личности .
В связи с тем, что большая часть детей посещает учреждения образования и проводит там значительную часть своего вре-
Некоторые аспекты организации профилактики аддиктивногоповедения у детей и подростков.
мсни, у участников образовательного пространства существует реальная возможность (и необходимость!) обеспечения психолого-педагогических условий, отвечающих требованиям безопасности психологического здоровья детей. Именно поэтому психологическая служба образования может и должна рассматриваться в первую очередь как превентивная деятельность.
Анализ литературы в отношении психологической практики в отечественном образовании показывает, что в настоящее время о превентивной работе как реальности можно говорить только в отдельных случаях и с большой долей условности.
Масштабы и скорость распространения различггьгх форм аддиктивного поведения среди детей и подростков приобретают в России угрожающий характер. Такую социально опасную форму зависимости, как злоупотребление веществами, изменяющими психическую деятельность, исследователи уже называют национальной катастрофой. Очевидна необходимость действенных и эффективных профилактических мер в данной сфере.
Учитывая психолого-педагогическую сущность проблемы а; [диктивного поведения у детей и подростков, мы считаем, что приоритет в профилактической работе с ними должен быть отдан первичггой психолого-педагогической профилактике. Под первичггой психолого-педагогической профилактикой аддиктивного поведения мьг понимаем совместную деятельность специалистов образовательных учреждений, направленную на формирование у молодых людей личностных и средовых ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, развитие психологических ггавьгков, необходимых в решении жизненных проблем, а также на снижение факторов риска формирования аддикций. Психолого-педагогический аспект первичной профилактики зависимого поведения у детей и подростков состоит в организации и осуществлении специального обучения и воспитания.
Наиболее удобным местом для первичной психолого-педагогической профилак-
тики зависимого поведения у детей и подростков является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении многих лет. Работа в школе позволяет специально создавать и рсализовывать профилактические программы, включая специальные занятия в общий учебный план.
По мнению большинства исследователей, основная проблема в сфере профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков заключается не столько в недостатке тех или иных программ, сколько
в нехватке специалистов, способных эти
3
программы реализовать .
Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов не позволяет им оказывать результативное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Молодежь оказывается зачастую одинокой и беспомощной, ее связи со старшим поколением 4
утрачены .
Очевидно, что профессионалы, работающие с детьми и подростками должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Очевидно, что научить кого-то можно только тому, что умеешь сам. Поэтому, чтобы обучить молодых людей новьгм формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с детьми и подростками, знать способьг эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения.
Специфика профилактики аддиктивного поведения у подростков такова, что ни один специалист не сможет оказать положительного влияния до тех пор, пока не добьется доверия, признания, уважения со стороны тех, кого он будет пытаться обучать и воспитывать. Программы профилактики должньг соответствовать актуальным
потребностям тех, на кого они рассчитаны. Таким образом, требования к специалисту по профилактической работе в отношении зависимого поведения у детей и подростков чрезвычайно высоки.
Для осуществления профилактической деятельности в отношении зависимого поведения детей и подростков необходима специальная подготовка работников образовательного пространства: они должны хорошо знать и понимать сущностные аспекты проблемы зависимого поведения,его дегерминантные механизмы, факторы риска и протекции и т. д., обучаться определенным методам и приемам взаимодействия с учащимися. В результате организации такой подготовки специалистов существует реальная возможность создания в школе собственной эффективной системы первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков. Это сможет обеспечить в дальнейшем систематичность, регулярность, длительность и высокую эффективность профилактического воздействия, четкую и скоординированную деятельность всех участников превентивной работы.
Одним из основных условий разработки и эффективного внедрения любых психологических программ в образовательную среду является достижение конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. При этом анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики показывает, что на пути к такому взаимодействию еще много препятствий.
Необходимым условием обеспечения работы психологической службы образования является взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы. Эффективная работа возможна только в случаях, когда психолог и педагог становятся единомышленниками, четко различают свои функции и возможности, доверяют друг другу.
Исследователи отмечают, что основная сложность в проблеме разработки и внедре-
ния профилактических программ заключается в том, что психолог сталкивается с недопониманием педагогическим персоналом важности превентивной деятельности. Результатом этого являются затруднения во взаимопонимании и профессиональном взаимодействии. Нередко за переживаниями обоюдной неудовлетворенности отступают перспективы разумно организованно-5
го сотрудничества .
Другой аспект трудностей работы с педагогическим персоналом связан с тем, что до сегодняшнего дня в сознании большинства учителей сохранены старые стереотипы социометрического подхода к ребенку, установки и шаблоны, по которым педагоги многие годы учили, воспитывали и оценивали учащихся. Исследователи указывают на существование противоречия в отечественном образовании между абстрактной осознанностью необходимости гуманизации и реальной готовностью, пониманием и возможностью реализации этой 6
идеи .
Необходимо отметить, что работа с педагогическим персоналом должна быть связана с основным содержанием превентивной деятельности педагога-психолога, которая направлена на детей. В рамках первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения у дет ей и подростков все вышесказанное диктует необходимость работы с педагогическим коллективом, направленной на осознание педагогами всего, что связано с данной проблемой у самих себя.
Школа оказывает огромное влияние на повседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека. На нее возложены важнейшие функции: передача знаний, культурных и нравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения, содействие личностному росту. Но не всегда школа успешно справ.1гяется с выполнением своих функций. Более того, некоторые образовательные системы и подходы могут способствовать формированию и укреплению аддиктивных механизмов и
Некоторые аспекты организации профилактики адднкгнвного поведении у детей и подростков.. ,
этого деструктивного способа взаимодействия с реальностью.
Аддиктивнос поведение представляет собой специфический тип дсвиантного поведения, характеризующийся формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания па определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций".
Если проанализировать сущность традиционного образования, то станет очевидно, что оно само песет' в себе аддиктивнме
черты, направленные на разотождествле-
8
ние с действительностью . Прежде всего это проявляется в подаче учебного материала вне интеграции с реальным миром: детям зачастую не дается объяснение связи транслируемых знаний с действительностью, с их практическим применением. Нередко с первого класса до момента окончания школы школьников нацеливают на всепоглощающий учебный труд, забывая о смене ведущей деятельности в различные возрастные периоды. Этот самозабвенный учебный труд активно подкрепляет ся и поощряется педагогами в школе. При этом не замечаются и игнорируются другие достоинства детей, нивелируется значимость межличностных отношений. Учителя постоянно акцентируют полезность знаний как главного и основного достоинства человека, подчеркивая второстепенную роль и непредсказуемость межличностных отношений.
За1руженность учебной деятельностью, безграничное стремление педагогов и родителей занять детей так, чтобы у них не оставалось времени на «всякие глупости», приводят к тому, что последние не принадлежат самим себе, им некогда играть, общаться со сверстниками. Таким образом, вместо разумного знакомства с реальностью происходит отрыв, уход от нее. Дети оказываются отвлеченными от собственных ощущений, потребностей, от нормального процесса самопознания. Так постепенно формируется неумение жить «здесь и
сейчас». Не приобретя необходимо] о опыта столкновения с реальностью, конструктивной адаптации к ней, при встречах с проблемами действительности ребенок оказывается беспомощным. При этом труд-пост и становятся не ступенями развития, а явлениями, связанными со страхом, неуверенностью, дискомфортом, чего хочется избежать любыми средствами. Состояния фрустрации возникают не только при наличии проблем, но и при необходимости принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность.
Школа не только не препятствует односторонней фиксации на учебной деятельности, но и сама может ее провоцировать и подкреплять как желаемую и одобряемую. Нередки случаи, когда бывшие отличники, одаренные дети, становясь взрослыми, но сохранив привычную стратегию убегания и поиска ярких ощущений, выбирают такие тяжелые формы зависимого поведения,
9
как алкоголизм и наркомания .
Сотрудничество родителей и педагогов в отношении «помощи» одаренным детям часто дорого обходится самим детям. Взрослые игнорируют естественные потребности ребенка, забывая, что для нормального развития ему нужна деятельность во многих направлениях. Итогом этого является отрыв ребенка от общения со сверстниками, груз неудовлетворенных детских потребностей, обеднение жизненного опыта. Такие дети лишены инициативы, за них уже все решено. А когда настанет время проявить самостоятельность в противостоянии жизненным трудностям, тогда возникнут неуверенность, страх, отчаяние. Э. Берн считает, что «родители, считающие, что они сделали все возможное для счастья своих детей, получают наркоманов, преступников и самоубийц. Эти противоречия существуют с самого возникновения челове-10
ческого рода» .
И все же основной причиной, затрудняющей для детей познание реальности, является тот факт, что в образовательных учреждениях не хватает специалистов, способных грамотно, открыто, без иронии,
ханжества и лицемерия передавать детям жизненно важный опыт, в том числе и направленный на предупреждение формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром. Транслируя знания, педагоги транслируют и свои взгляды, убеждения, способы взаимодействия с реальностью, которые нередко представляют собой негибкие, застывшие и несоответствующие сегодняшнему дню паттерны. В этом отношении представляет опасность и авторитет педагога, который способствует тому, что с ним считаются, на него ссылаются, с него берут пример.
Еще в начале прошлого века П. Ф. Кап-терев отметил, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» . Но. к сожалению, профессия педагога может внести свой вклад в деформацию личности. И тогда, транслируя знания, педагог будет ' транслировать и часть своей деформации. Исследователями описаны многочисленные проявления профессиональной деформации педагогов. Некоторые из этих проявлений носят характер факторов риска в отношении зависимого поведения.
И действительно, исследователями отмечено, что работогольная аддикция -достаточно распространенное явление в профессиональной педагогической среде. Работа во многих школах строится сугубо в интересах учреждения. Одобряются и ставятся в пример сотрудники, проводящие на рабочем месте безграничное количество времени, жертвующие собой, детьми, семьей. Педагогический коллектив в таких школах работает на износ, значительные временные затраты отводятся контролю над образовательным процессом и персоналом. Последствия таких приоритетов в работе - неблагоприятный психологический климат, распространенность хронических заболеваний (в том числе и психосоматической этиологии), груз неразрешенных проблем в семье, личной жизни, школе.
Все вышесказанное делает очевидным тот факт, что организация работы по обеспечению психологического здоровья педагогического персонала учреждений образования - необходимая часть превентивной деятельности, направленной на создание условий, безопасных для психического и психологического здоровья развивающейся личности ребенка .
Резюмируя вышесказанное, можно подчеркнуть:
1. Аддиктивнос поведение детей и подростков - чрезвычайно серьезная и трудноразрешимая проблема, решение которой должно осуществляться консолидированными усилиями специалистов различного профиля. Основная задача современной позитивной профилактики зависимости помощь молодежи в освоении, раскрытии ресурсов психики и формирование личности, способной делать здоровый выбор.
2. Учитывая психолого-педагогическую сущность феномена зависимого поведения, образовательные учреждения должны вести активную профилактическую деятельности в отношении аддиктивного поведения детей и подростков.
3. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, педагоги должны сами обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с детьми и подростками.
4. Основная сложность разработки и внедрения превентивных программ в школе заключается в недопонимании педагогическим персоналом важности превентивной деятельности. Кроме того, в сознании большинства учителей сохраняются старые стереотипы, установки и подходы к ребенку.
5. Учреждения образования и те, кто работает с детьми, сами могут нести в себе элементы риска в отношении формирования аддиктивного поведения у детей и подростков.
5
18
6. Специальная подготовка педагогов школы является необходимой частью организации эффективной профилактической деятельности в отношении зависимого поведения учащихся. Она должна быть связана с основным содержанием превентивной работы, направленной на детей и подростков.
7. Такая подготовка должна включать не только усвоение педагогами соответствующих знаний и овладение определенными умениями и навыками; кроме того, она должна быть направленной на обяза-
тельное осознание педагогами всего, что связано с данной проблемой у себя.
8. Действенная и эффективная первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения учащихся в школе это консолидированные, целенаправленные, скоординированные действия всех участников образовательного процесса. Только при таком подходе возможна организация собственной, внутришколь-ной, эффективной системы профилактики зависимости у детей и подростков.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Симатова О. Б. Первичная профилактика злоупотребления психоактттными веществами у подр остков. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. С. 5.
Пахальян Б. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2006. С. 9.
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. С. 131.
4
Сирота Н. А.. Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2003. С. 3.
Шувалов А. В. Проблема развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 67.
Зимняя II. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Логос, 1999. С. 45 47.
7
Короленко Ц. П.,ДонскихТ. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: НГПУ, 1990. 185 с.
4 Леонова Л. Г., Бочкарева Н. И. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учсбно-метод. пособие/ Под ред. Ц. П. Короленко. Новосибирск: НМИ, 1998. С. 20.
' Леонова Л. Г., Бочкарева II. II. Указ. соч. С. 21.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Специальная литер атура,1995.
Зимняя И. А. Указ. соч. С. 137.
Пахалъян В. Э. Указ. соч. С. 156-157.