Дистанционные образовательные технологии: проблемы и поиск путей их решения
ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА ЛЕОНОВА,
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел (Уральский юридический институт МВД России) E-mail: [email protected]
Remote education technologies: challenges and solutions
TATYANA ALEKSEEVNA LEONOVA,
Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Bodies (Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)
E-mail: [email protected]
УДК 378.1
Аннотация. Пандемия новой коронавирусной инфекции поставила образовательные организации всех уровней перед необходимостью экстренного и массового внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс, невзирая на наличие объективных трудностей и не предоставляя времени на их устранение и выработку единого для всех образовательных организаций подхода к организации образовательного процесса в этих условиях. В работе рассматриваются актуальные проблемы в области образования, связанные с использованием дистанционных образовательных технологий, как общие для всех образовательных организаций, так и специфичные, характерные для вузов системы МВД России, а также предлагаются некоторые пути их решения.
Ключевые слова и словосочетания: обучающийся; дистанционные образовательные технологии; образовательный процесс; образовательная организация; пандемия.
Annotation. The pandemic of the new coronavirus infection has put educational organizations at all levels in front of the need for an urgent and massive introduction of distance learning technologies in the educational process, despite the presence of objective difficulties and not giving time to eliminate them and develop a common approach for all educational organizations to the organization of the educational process in these conditions. The work examines topical problems in the field of education using distance learning technologies, both common for all educational organizations and specific, characteristic of universities, systems of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and also suggests some ways to solve them.
Keywords and phrases: student; distance learning technologies; educational process; educational organization; pandemic.
Пандемия новой коронавирусной инфекции, охватившая весь мир, внесла существенные коррективы в работу образовательных организаций, в том числе и системы МВД России . В условиях борьбы с распространением заболевания образовательные организации всех уровней были вынуждены экстренно переходить на дистанцион-
ный формат осуществления образовательного процесса, сталкиваясь с ранее неизвестными проблемами и оказываясь в ситуации, когда эти проблемы необходимо оперативно решать без ущерба качеству оказания образовательных услуг . Пандемия не дала времени для того, чтобы решить возникающие проблемы и выработать единый, общий для всех подход
к организации образовательного процесса в новых условиях .
За год пандемии те или иные проблемы, с которыми приходилось сталкиваться образовательным организациям при осуществлении образовательного процесса с использованием дистанионных технологий, не раз становились объектом анализа ученых, от начинающих до корифеев науки . В общем виде их рассматривали, например, Н . Ю . Терентьева [12], Н . С . Карпова и А. В . Ткаченко [4], П . С . Рогачёва и С . В . Се-мергей [9], И . А. Светлова [10], А. Ф . Казаков [3] и другие авторы Вопросы, связанные с психологическими проблемами дистанционного образования в условиях пандемии, изучали Г . В . Новикова [6], Ж . К . Леонова и Е . Н . Белоус [2], О . С . Цыганенко и А. Г . Смирнов [11] . Много внимания авторы уделили специфическим проблемам, с которыми приходится сталкиваться студентам и профессорско-преподавательсткому составу специализированных вузов — медицинских [1; 8; 14], строительных [13], спортивных [7], педагогических [5] и т . д . Несмотря на большое количество публикаций, посвященных проблемным моментам дистанционного образования в условиях пандемии, их анализ приводит к выводу, что в большинстве случаев авторы либо сосредотачивают свое внимание на какой-либо одной проблеме, наиболее актуальной и важной с их точки зрения, либо ограничиваются констатацией факта существования тех или иных проблем без какого-либо размышления над поиском путей их устранения . К сожалению, не все проблемы (во многом, вероятно, и по указанным причинам) удалось решить даже за год пандемии .
В рамках настоящей статьи мы ставим своей целью рассмотрение наиболее важных и сложно разрешаемых проблем, с которыми пришлось столкнуться образовательным организациям, а также предложить некоторые пути их решения .
Обозначим эти проблемы .
Самая очевидная и сложно разрешимая проблема заключается в том, что далеко не все учебные дисциплины, преподаваемые в образовательных организациях высшего образования системы МВД России, могут быть переведены на дистанционный формат обучения Речь идет в первую очередь о специальных дисциплинах, в рамках которых обучающиеся (курсанты, слушатели) получают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Безусловно, организация дистанционного ознакомления обучающихся с секретными и совершенно секретными сведениями и осуществление передачи такого рода информации по техническим каналам связи возможны и являются одним из путей решения указанной проблемы, одна-
ко они требуют проведения комплекса специальных организационных и технических мероприятий по защите информации и аттестации объекта информатизации, который будет использоваться в образовательном процессе, приобретения дорогостоящего оборудования как компьютерного и периферийного, так и спе -циального, обеспечивающего постановку помех в различных средах передачи данных с целью противодействия утечкам информации по техническим каналам связи, технических и (или) программных средств шифрования и защиты информации и еще множества мероприятий, очевидно невыполнимых в условиях пандемии и столь же очевидно излишних для образовательного процесса, осуществляемого в обычных условиях
К числу подобных учебных дисциплин, преподавание которых невозможно (или существенно затруднено) в дистанционном формате, относятся также учебные дисциплины, связанные с физической, огневой и тактико-специальной подготовкой обучающихся . Истории еще не известно ни одного случая, когда кто-либо стал мастером спорта по рукопашному бою путем чтения самоучителей или просмотра боевиков и даже учебных фильмов по боевым искусствам . Невозможно отработать приемы обезоруживания, задержания или досмотра преступника, тренируясь исключительно перед зеркалом Невозможно стать бегуном, не бегая на стадионе или беговой дорожке Да и хороший стрелок из обучающегося, тренирующегося без оружия и не принимающего участия в проведении реальных учебных стрельб, никогда не получится
Таким образом, напрашивается очевидный вывод, что в настоящее время дистанционные образовательные технологии даже с учетом требований по эпидемиологической безопасности обучающихся и профессорско-преподавательского состава вузов системы МВД России не применимы или применимы с рядом существенных ограничений, оказывающих негативное влияние на качество образовательного процесса, к целому ряду специальных дисциплин, преподавание которых осуществляется в ведомственных вузах К сожалению, эта проблема до сих пор не имеет приемлемого комплексного решения в рамках образовательных организаций системы МВД России .
Вторая, но не менее важная проблема, с которой так или иначе пришлось столкнуться всем без исключения образовательным организациям, вынужденным перейти на дистанционный формат образования, — проблема технического обеспечения образовательного процесса Речь идет о том, что дистанционные образовательные
технологии требуют высокоскоростного подключения к глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет для того, чтобы бесперебойно обеспечивать трансляцию учебного занятия от преподавателя к обучающимся Причем такое высокоскоростное соединение должно быть обеспечено для каждого участника дистанционного занятия . В противном случае либо преподаватель не сможет качественно провести учебное занятие по причине разрывов соединения или низкой пропускной способности канала связи, либо обучающиеся не смогут получить необходимые знания по этим же причинам . Сложно представить, каким образом осуществлялся бы образовательный процесс в дистанционном формате, еще в 2010 г . Безусловно, самостоятельную работу обучающихся никто не отменял, и знания, которые в силу объективных причин не получены от преподавателя, могут быть получены в ходе самоподготовки и самообразования (самостоятельной работы) . Однако если обучающиеся вынуждены самостоятельно получать знания в полном объеме, встает вопрос о роли преподавателя в образовательном процессе и в его принципиальной необходимости в нем
Третья проблема, напрямую связанная со второй, заключается в программном обеспечении дистанционного образовательного процесса Не является секретом тот факт, что подавляющее большинство программных продуктов, предназначенных для организации видеоконференцсвя-зи, являются платными или условно-бесплатными. Условно-бесплатной программой можно пользоваться бесплатно, однако функциональные возможности программы, а также количество одновременно подключаемых пользователей или время конференции будут существенно ограничены, что автоматически делает такие программы непригодными для осуществления образовательного процесса с большим количеством пользователей и полуторачасовыми занятиями Что же касается платных программ, то те времена, когда, единожды заплатив за лицензию на право использования программы, получали возможность ее бессрочного использования, прошли Производители программного обеспечения предпочитают получать постоянный доход от продажи лицензий на определенный срок — от одного дня до года. Это гораздо выгоднее и надежно привязывает пользователя программного продукта к его производителю . Если бессрочные лицензии и предлагаются, то их цена в зависимости от ряда условий (тип лицензии, количество пользователей, одновременно работающих в системе, наличие и условия технической поддержки и т д ) стремительно растет Отметим также, что участ-
ник образовательного процесса, будь то преподаватель или обучающийся, не должен нести дополнительные расходы на осуществление образовательной деятельности, связанные с приобретением технических или программных средств для этих целей, если это прямо не прописано в служебных контрактах или в договорах об оказании образовательных услуг
Очевидно, что единственным приемлемым решением второй и третьей обозначенных проблем может быть только унифицированное обеспечение всех сторон образовательного процесса как профессорско-преподавательского состава, так и обучающихся техническими и программными средствами доступа к дистанционным образовательным технологиям, а также гарантированным высокоскоростным доступом в сеть Интернет . Причем обеспечить все это обязана образовательная организация Однако на практике реализовать эту обязанность практически не представляется возможным в силу того, что у образовательной организации не заложены в бюджет расходы на указанные нужды К сожалению, данная проблема вплоть до настоящего времени остается актуальной
Еще одна проблема, непосредственно связанная с дистанционным форматом обучения, которую нельзя не затронуть, — это проблема отсутствия прямого контакта между обучающим и обучаемым Не подлежит сомнению, что никакие дистанционные технологии, какими бы совершенными и продвинутыми они не были, не смогут заменить живого общения между педагогом и обучаемым . Лекция, прочитанная дстанционно, — это совершенно не та лекция, которая читается в аудитории или лекционном зале . Та связь между преподавателем и обучающимся, которая возникает в ходе живого общения, никогда не возникнет при взгляде в монитор, как бы ни был в этом заинтересован преподаватель Также эта лекция воспринимается и обучающимися Крайне негативно на образовательный процесс и его результаты влияет и невозможность для преподавателя контролировать то, чем занят обучающийся во время лекции: слушает ли он преподавателя, конспектирует ли материал лекции
Казалось бы, очевидное решение этой проблемы в части контроля обучающихся, заключающееся в обязательной трансляции видеоизображения самого обучающегося в программу видеоконференцсвязи, на самом деле решением не является Достаточно часто приходится слышать от обучающегося, что у него неполадки с оборудованием, не работает микрофон, нет стабильного канала связи и он вынужден выключать камеру Использование чатов для во-
просов и ответов тоже не может считаться хорошим выходом, т к , во-первых, такое общение занимает много времени и, во-вторых, позволяет обучающемуся подготовить ответ, используя любые доступные ему источники, а значит преподаватель не может оценить полученные знания Во многих случаях реальные проблемы у обучающихся отсутствуют, и налицо очевидное злоупотребление с их стороны невозможностью для преподавателя проверить достоверность слов обучающегося .
Не меньшая проблема возникает при проведении семинарских занятий, связанных с выполнением обучающимися тех или иных практических заданий, при проведении рубежного контроля, промежуточной и итоговой аттестации Во всех указанных случаях встает проблема невозможности для преподавателя контролировать обучающегося и его действия Преподаватель не может быть уверен, что практическое задание выполнено именно обучающимся, а не кем-то одним из учебной группы . Подготовка же индивидуального, не пересекающегося с другими задания для каждого обучающегося на каждое занятие, очевидно, приведет к экспоненциальному росту нагрузки на преподавателя Также он не может быть уверен, что обучающийся сам отвечает на вопросы экзаменационного билета, а не читает ответ с экрана монитора или не пользуется другими техническими способами помощи в ответе на вопросы (например, микронаушниками, программами-телесуфлерами и т д ), применение которых невозможно или легко выявляется и пресекается в ходе обычного образовательного процесса .
По нашему мнению, единственным адекватным решением подобной проблемы может быть только намеренная постановка обучающегося в такие условия, когда он заведомо будет не в состоянии использовать для ответа на вопросы что-либо кроме собственных знаний . При-
мером может служить организация итогового тестирования обучающегося при ограничении времени, выделяемого на прохождение теста, обеспечение технической невозможности копирования текста вопроса для пресечения попыток нахождения правильного ответа в сети Интернет Мы согласны с тем, что этот вариант решения обозначенной проблемы при проведении промежуточных и итоговых испытаний также является полумерой, поскольку, во-первых, потребует от преподавателя подготовки банка вопросов, в несколько раз превышающего объем теста, для того, чтобы обеспечить вариативность вопросов и сделать бессмысленной передачу результатов тестирования от одного обучающегося другому или между разными учебными группами, во-вторых, этот вариант вряд ли позволит провести глубокий анализ знаний, полученных в ходе изучения дисциплины . Однако, по нашему убеждению, даже такие полумеры значительно лучше ситуаций, когда преподаватель точно знает (или обоснованно предполагает), что обучающийся при подготовке ответа и при самом ответе активно использует различные источники или программные и технические средства, и не в состоянии на это повлиять .
Подводя итог, стоит отметить, что массовые дистанционные технологии в образовательный процесс рано или поздно пришли бы и без пандемии . Технический прогресс движется неумолимо, и то, что вчера казалось нам фантастикой, сегодня никого не удивляющая обыденность Другое дело, что в ходе обычного течения повседневной реальности мы могли бы перейти к дистанционным технологиям в образовательном процессе постепенно, не допуская возникновения обозначенных проблем . Однако пандемия не оставила нам выбора и дистанционные технологии пришли в образовательный процесс несколько раньше, чем процесс оказался к этому готов в полной мере
Список литературы:
1 . Дистанционное образование в медицинском вузе в условиях пандемии СОУТО-19: возможности, преимущества, проблемы и пути их решения / С . А. Ульяновкая, Ю . С . Апенченко, Г . В . Вакулин, А. Н . Сергеев // Проблемы и перспективы использования дистанционных образовательных технологий в медицинском вузе: материалы межрегиональной научно-методической конференции (Тверь, 28 октября 2020 г ) Тверь, 2021 .
2 Дистанционное обучение в вузе в условиях пандемии СОУТО-19: организационные и психологические проблемы / Ж К Леонова, Е . Н . Белоус, А. С . Ляпин, С . С . Савельева // Психолого-педагогический поиск 2020 . № 4 (56) .
3 . Казаков А. Ф . Проблемы дистанцион-
ного образования в условиях пандемии СОУТО-19 // Методика и практические инструменты дистанционного обучения: коллективная монография Казань, 2020
4 . Карпова Н . С. Проблемы современной си-
стемы образования в связи с пандемией и переходом на дистанционное обучение // Актуальные проблемы социологии и маркетинга: сборник работ преподавателей, аспирантов и студентов Москва, 2020
5 . Лыкова Е. С . Проблемы художественно-пе-
дагогического образования в условиях дистанционного обучения // Современные наукоемкие технологии . 2020 . № 12-2 .
6 . Новикова Г. В . Психологические проблемы
субъектов дистанционного образования в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Актуальные проблемы практической психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Тверь, 18 декабря 2020 г . ) . Тверь, 2020 .
7 . Проблемные аспекты дистанционного пре-
подавания специальных спортивных дисциплин в вузе в условиях ограничения жизнедеятельности / А. В . Родин, Д . В . Губа, В . П . Губа, Л . В . Булыкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 2020 № 6
8 . Проблемы и перспективы дистанционно-
го обучения в сфере медицинского образования в ГОО ВПО «ДонНМУ им . М . Горького» в реалиях пандемии / И . Е . Седаков, С . Э . Золотухин, А. Н . Заика и др . // Новообразование . 2020 . Т . 12 . № 3 (30) .
9 . Рогачёва П. С. Проблемы дистанционного
образования в период пандемии // Вестник Майкопского государственного технологического университета 2020 Т 12 № 4
10 . Светлова И . А. Цифровые технологии в
образовании: некоторые аспекты дистанционного образования в условиях пандемии // Научные исследования в социально-экономическом развитии общества: материалы Национальной научно-практической конференции (Саранск, 17 ноября 2020 г ) Саранск, 2020
11 Социально-психологические проблемы преподавателей при социальной изоляции / О . С . Цыганенко, А . Г . Смирнов, В . И . Буренина, В . И . Стымковский // Живая психология 2020 Т 7 № 4
12 . Терентьева Н . Ю . Дистанционное образова-
ние в условиях пандемии: проблемы и особенности их решения в рамках вуза // Тенденции развития науки и образования 2020 № 65-3.
13 . Тимошенко Т. А. Актуальные проблемы дис-
танционного образования студентов строительного направления в период пандемии и самоизоляции // Университетская наука. 2020 . № 2 (10) .
14 . Шевченко С. С. Опыт дистанционного обу-
чения на кафедре инфекционных болезней у детей / С . С . Шевченко, А. И . Грекова // Смоленский медицинский альманах . 2020 . № 4 .