Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COVID-1 9 ПАНДЕМИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быхтина Наталья Владимировна, Кравчук Людмила Станиславовна

В статье рассматривается проблема развития электронного обучения в образовательной практике. Авторы обосновывают актуальность перехода образовательной организации на дистанционный формат обучения из-за пандемии в начале ее вспышки. Раскрываются достоинства и недостатки электронного обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык». Авторами подтверждается необходимость применения облачных технологий в образовательном процессе на примере практического опыта преподавания иностранного языка в условиях вспышки COVID-1 9 пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быхтина Наталья Владимировна, Кравчук Людмила Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF E-LEARNING IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES DURING THE PANDEMIC

The article deals with the problem of the development of e-learning in educational practice. The authors substantiate the relevance of the transition of an educational organization to a distance learning due to the pandemic at the beginning of its outbreak. The advantages and disadvantages of e-learning in the academic discipline «Foreign language» are revealed. The necessity of using cloud technologies in the educational process is confirmed by the example of practical experience of teaching a foreign language in the context of the COVID-19 pandemic outbreak.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -2-97-101

© Быхтина Н.В., Кравчук Л.С. 2021

DEVELOPMENT OF E-LEARNING IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES DURING THE PANDEMIC

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Natalia V. Bakhtina,

Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 71 Gorkogo str., Belgorod, 308024 E-mail: [email protected]

Наталья Владимировна Быхтина,

доцент кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России

имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук, доцент 308024 г. Белгород, ул. Горького, 71 E-mail: [email protected]

Lyudmila S. Kravchuk,

Head of the Department of Foreign Languages of the Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin, Associate Professor 71 Gorkogo str., Belgorod, 308024 E-mail: [email protected]

Людмила Станиславовна Кравчук,

заведующая кафедрой иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, доцент 308024 г. Белгород, ул. Горького, 71 E-mail: [email protected]

Для цитирования: Быхтина Н.В., Кравчук Л.С. Развитие электронного обучения в процессе обучения иностранным языкам в период пандемии. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 97-101. Научная специальность: 13.00.01- Общая педагогика, история педагогики и образования.

Abstract. The article deals with the problem of the development of e-learning in educational practice. The authors substantiate the relevance of the transition of an educational organization to a distance learning due to the pandemic at the beginning of its outbreak. The advantages and disadvantages of e-learning in the academic discipline «Foreign language» are revealed. The necessity of using cloud technologies in the educational process is confirmed by the example of practical experience of teaching a foreign language in the context of the COVID-19 pandemic outbreak.

Keywords: e-learning, foreign language, cloud technologies, COVID-19 pandemic, distance learning, educational organization, student.

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития электронного обучения в образовательной практике. Авторы обосновывают актуальность перехода образовательной организации на дистанционный формат обучения из-за пандемии в начале ее вспышки. Раскрываются достоинства и недостатки электронного обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык». Авторами подтверждается необходимость применения облачных технологий в образовательном процессе на примере практического опыта преподавания иностранного языка в условиях вспышки СОУГО-19 пандемии.

Ключевые слова: электронное обучение, иностранный язык, облачные технологии, СОУГО-19 пандемия, дистанционный формат обучения, образовательная организация, обучающийся.

Как известно, 2020 г. стал временем переосмысления наших привычных представлений и подходов в системе образования. Основным драйвером данного процесса стала разразившаяся пандемия, определившая целый ряд новых требований к жизни и работе образовательных организаций. Кризис изменил наш традиционный уклад жизни, в том числе повлиял на особенности организации системы образования. Необходимость

социального дистанцирования и сокращение контактов до минимума в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции изменили способы коммуникации между профессорско-преподавательским составом и обучающимися.

Частью новой образовательной реальности, в которую обучающиеся и преподаватели невольно погрузились сразу же после официального признания Всемирной организацией здравоохранения

вспышки COVID-19 пандемией и введения карантина стала система высшего образования, включающая онлайн-форматы, дистанционные технологии, прокторинг, цифровые образовательные среды. В условиях недопущения распространения пандемии коронавируса (COVID-19) образовательные организации перешли на дистанционный формат обучения. Профессорско-преподавательский состав оказался на «первой линии фронта» весной 2020 года.

Организация учебного процесса профессорско-преподавательским составом осуществлялась посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде.

Электронное обучение также предполагает использование разнообразных средств и методик, их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения ее реализующего, целевой группы обучающихся [2, С. 29].

Переход на «дистанционный формат обучения» стал экстренной мерой в тот период. Хотелось бы отметить, что профессорско-преподавательский состав кафедры и обучающиеся были не в полной мере готовы к этой кардинальной перестройке учебного процесса исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и их готовности к использованию цифровых платформ и сервисов в учебном процессе.

В этой связи переход образовательной организации на дистанционный формат обучения из-за пандемии в начале ее вспышки проиллюстрировал отсутствие полной готовности инфраструктуры образовательных организаций к условиям высокой нагрузки, ввиду того, что объемы образовательного онлайн-контента увеличались в разы. В решении проблем хранения и масштабирования помогли облачные сервисы, благодаря которым с 13 апреля начала функционировать образовательная программа с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Как известно, электронное обучение, отражающее интеграцию дистанционного и традиционного формата организации образовательной деятельности с применением облачных технологий появилось в России сравнительно недавно, тем не менее онлайн платформы в образовании применяются успешно. Электронное обучение ста-

ло активно внедряться в традиционное обучение в самых различных организационных формах: как поддержка традиционного очного и заочного обучения или как новый уровень развития дистанционного обучения по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации преподавателей вузов, довузовской подготовки, первого и второго высшего образования, магистратуры ЭО заняло собственную нишу в учебной сфере [4] и в период пандемии.

Внедрение моделей цифрового университета, геймификация и новых digital-продуктов, подчеркнули глубину трансформационных процессов, происходящих в системе образовании. Облачные технологии облегчают создание, расчет и распространение данных, необходимых для управления образованием [5].

Рассматривая организацию перехода образовательной организации на дистанционный формат обучения, применение онлайн-платформ в обучении, важно остановиться на некоторых плюсах и минусах электронного обучения с применением облачных технологий в процессе изучения иностранных языков в условиях пандемии:

В данный период стало очевидным, что реальность российского сегмента образования не совсем соотносится с декларируемыми стратегиями развития. Образовательные организации высшего образования столкнулись сразу с несколькими технологическими вызовами с переходом на дистанционный формат обучения: пиковые нагрузки на информационные системы, хранение и доступность образовательного контента, техническая и, что не менее важно, методическая поддержка преподавателей, поиск инструментов контроля (прокторинг) для проведения зачетов и экзаменов. Образовательные организации оказались в поиске принципиально нового подхода к ИТ-индустрии, которая позволит увеличить скорость реакции на окружающие изменения.

Как показал опыт работы, не все преподаватели имели достаточный уровень владения дистанционными технологиям ввиду того, что ранее не часто использовали удаленную видеосвязь в своей профессиональной деятельности, а лишь, в основном, для участия в вебинарах и видеоконференциях или проведения аналогичных мероприятий.

Отмечая организацию деятельности отделения информационно-технического обеспечения образовательного процесса института, которое оказывало техническую поддержку профессорско-преподавательскому составу кафедры в этот непростой период времени, число сотрудников оказалось недостаточным, а, следовательно, их по-

мощь была, в основном, направлена на разработку стандартных решений и сопровождение небольшого количества преподавателей.

Рассматривая переход на удаленный формат обучения, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, следует остановиться на следующих положительных результатах электронного обучения, которые можно охарактеризовать:

- Мобильностью (возможностью организации обучения в любом месте, при наличии доступа к Интернету).

- Выбором удобного для обучения Интернет-ресурса.

- Доступом к различным информационным ресурсам.

- 24/7 доступом к организационным и методическим материалам для обеспечения учебного процесса.

- Доступом и возможностью использования различных демонстрационных материалов, видео-и аудиоконтента, других современных технологий.

- Актуальностью и вариативностью содержания ЭИ.

- Доступностью и наглядностью предоставляемого материала.

- Развитием навыков самообразовательной деятельности.

- Открытой, прозрачной и объективной система оценивания.

- Автоматическим оцениванием.

- 24/7 форматом взаимодействия в режиме текстового, файлового, аудио и видео обмена (педа-гог-обучающийся, обучающийся - обучающийся).

- Реализацией индивидуальных траекторий обучения.

В создавшейся ситуации альтернатив переходу на дистанционный формат обучения не было, поэтому профессорско-преподавательскому составу кафедры пришлось искать способы преодоления трудностей. Но новый опыт работы позволил нам выявить существенные проблемы:

1. Увеличение временной нагрузки на подготовку к занятиям преподавателей и обучающихся.

2. Отсутствие достаточно функциональной техники (не все преподаватели и обучающиеся имеют компьютер или ноутбук; имеющиеся гад-жеты не соответствуют необходимым функциональным требованиям).

1. Несовершенство российских цифровых платформ и сервисов организации удаленной образовательной деятельности. Все приложения облачных вычислений страдают от внутренней задержки, которые присущи их подключению к глобальной сети [3, С. 56].

3. Сложности с вовлечением всех обучающихся в обсуждение (в дискуссии, в среднем, могли принять участие лишь 30 % присутствующих).

4. Отсутствие у профессорско-педагогическо-го состава устойчивых навыков построения он-лайн-обучения (большие затраты времени на техническую организацию занятия, в связи с чем обучающиеся получают меньший объем учебного материала).

Одновременно в условиях пандемии профессорско-преподавательский состав образовательной организации столкнуться в процессе онлайн обучения с отдельными методическими и техническими проблемами, препятствующими эффективности процесса обучения иностранному языку.

Приступая к выполнению распоряжения руководства института о проведении занятий с использованием облачных технологий - видеокон-ференцсвязи «True Conf» и облачной системы ЭИОС преподаватели столкнулись с некоторыми техническими трудностями организации процесса обучения иностранному языку, проявила себя область проблем, связанная с техническими сбоями, обусловленными отсутствием или частичным доступом к необходимым технологиям и Интернету, а именно:

- рекомендуемые с началом дистанционного обучения (ДО) облачная система просто «висела», «электронный журнал часто не загружался», техническая грамотность для использования облачных технологий оставляло желать лучшего.

Временами сервир не выдерживал нагрузки, поэтому, преподавателями кафедры был найден альтернативный источник связи - онлайн обучение с помощью мессенджеров. Учебным взводам было предложено использование в образовательных целях мессенджеров Viber или What'sApp.

Другой альтернативой в противовес техническим сложностям стала ежедневное выставление плана-проспекта занятий в электронной информационной образовательной среде института, а также размещение планов и всей необходимой информации в чатах созданных групп, в виде еженедельного модуля. В течение понедельника-среды, обучающиеся самостоятельно изучали указанную в модуле новую тему учебника, прослушивали аудиозаписи и интерактивные учебные материалы. Домашние задания выполнялись в рабочих тетрадях, с указанием даты, чтобы легко можно было проверить последовательность самоподготовки во время индивидуальных консультаций.

В чатах учебных «выставлялись» объявления и инструкции по выполнению заданий, в том чис-

ле, и в аудио и видео записях, определялось время индивидуальных консультаций с преподавателем. В ЭИОС были размещены тренировочные и проверочные тесты. Чаты взводов регулярно обновлялись дополнительными тестовыми заданиями по каждой теме.

Все технические и методические вопросы, связанные с организацией дистанционной обучения по учебным дисциплинам кафедры решались заблаговременно, до начала практической реализации нашей совместной работы в онлайн режиме.

В этой связи, применение облачных сервиров и платформ для организации проведения практических занятий по учебным дисциплинам кафедры в онлайн формате стало важным решением данной проблемы.

Проведение занятий комбинированным способом - в режиме реального времени (онлайн занятия c использованием ОС - видеоконференцсвязи True Conf) и через интерактивные учебные материалы, содержащие учебный контент (аудио/видео информация, тексты, таблицы, проверочные тесты и т.д.) способствовало обеспечению непрерывности процесса обучения.

В определённое, для практических занятий со взводами, время, проводился групповой звонок, и участники группы выходили на связь. Это было необычно, интересно и увлекательно, т.к. ранее такой практики не было.

Учебный процесс, в ходе дистанционного обучения, включал самые разнообразные формы организации обучения, гибко сочетал самостоятельную познавательную деятельность обучающихся и получение информации из различных источников. Онлайн-консультации обучающихся с преподавателем всегда приветствовались, и проводились в любых условиях, независимо от ситуации.

На онлайн занятиях, обучающиеся показали заинтересованность в ходе детального изучения представленных в еженедельных модулях тем занятий, осуществляли поиск необходимого программного материала, стремились к получению высокого балла за свою работу. Обучающиеся работали активно, учитывали частое ограничение времени, фактически отведенного на онлайн занятие.

Проверка усвоения, самостоятельно изученного обучающимися учебного материала, проводилась также, в диалоговой форме (предлагалось пройти проверочные тесты в ЭИОС, а также выполнить дополнительные тестовые задания в течение часа, непосредственно после практического занятия, размещенные в групповой чат взвода (личный чат преподавателя) или на электронную почту. Применяемый системно-деятельностный

подход, не вызывал непонимания среди обучающихся. Индивидуальная связь с преподавателем, по любому мессенджеру в аудио или видео режиме, без проблем разрешала все вопросы. Проверка усвоения учебной темы занятия проходила практически без особых проблем.

В конце каждого учебного дня нами подводились итоги, и выставлялись оценки в электронном журнале.

Обучающиеся старались, как истинные партнёры реального общения, эффективно использовать средства коммуникативного общения в работе и в получении обратной связи с профессорско-преподавательским составом кафедры.

Система электронного обучения с применением облачной системы позволила обучающимся проявить активность во время занятий, повысить эффективность их работы и оценить ответ каждого в ходе онлайн диалога. Действовала открытая, прозрачная и объективная система оценивания труда каждого в онлайн формате.

Электронное обучение помогло всем участникам образовательного процесса изучить возможности облачных технологий, получить практический опыт их применения. Профессорско-преподавательский состав кафедры, обучающиеся, все мы получили опыт и смогли получить специфические умения и навыки: использования облачной системы ЭИОС, облачной платформой True Conf, мессенджеров Viber или What'sApp; системной работы по еженедельному модулю; обработки новой информации и работы с дополнительными ресурсами Интернета (как получать, находить, использовать, передавать информацию и т.д.). Каждый обучающийся смог выбрать оптимальную индивидуальную траекторию изучения учебного материала, удобный темп познавательной деятельности. Активные обучающиеся обращались к тестирующим программам для оценивания усвоения ими программного материала по учебным дисциплинам кафедры, а также для совершенствования всех видов речевой коммуникации.

Существенное значение для профессорско-преподавательского состава имело умение правильного распределения учебного времени, которое проявилось в грамотном отборе содержания учебных тем и «сжатии» учебного материала.

Практический опыт работы с облачными системами в период пандемии, которая стала неприятным сюрпризом для системы образования, показал, универсальность электронного обучения, которая заключается в использовании его возможностей для решения задач обучения в любых условиях.

Например, «на аудиторном занятии компьютер может использоваться для выполнения поставленных программой целей обучения; во внеаудиторное время (самостоятельная работа, консультации) - с целью ликвидации недостатков в практическом владении речевыми навыками и умениями, а также получения углубленных знаний иностранного языка».

1. Облачные технологии помогают сделать процесс обучения более эффективным и удобным для обучающихся и преподавателей. Онлайн-фор-мат в обучении иностранным языкам позволяет обучающимся стать полноценными участниками образовательного процесса, преподавателю обеспечить реализацию индивидуальной траектории обучения и осуществлять проверку заданий в режиме реального времени; проводить анализ каждого занятия, организовать учебный процесс, меняя траекторию обучения, в зависимости от результатов.

2. Применение облачные технологии в образовательной практике позволяет:

- создать положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

- построить работу с обучающимися по индивидуальным образовательным траекториям;

- создать оптимальные организационно-педагогические условия для формирования толерантности;

- организовать контроль и самоконтроль сфор-мированности компетенций обучающихся;

- сэкономить времени;

- оптимизировать процесс обучения.

Таким образом, перечисленные выше плюсы электронного обучения во время пандемии могут обеспечить непрерывность образовательного процесса даже в чрезвычайных условиях, одновременно указанные минусы подчеркивают невозможность полной замены традиционного обучения онлайн-форматом (ввиду того, что последний формат далек от совершенства и требует разработки и предварительной апробации новых постоянных систем с учетом удовлетворения потребностей, столь ярко проявившихся в этом кризисе.

Создание культуры непрерывного обучения и развития может быть достигнуто путем предоставления обучающимся своевременного доступного электронного обучения [1, С. 4].

При общем конструктивном настрое и фактической возможности мобилизации и внедрения облачных технологий в образовательный процесс у большей части преподавателей будет сохраняться оптимистический настрой. А также будет заметна готовность к интеграции онлайн-инстру-

ментов и технологий в образовательные программы в долгосрочной перспективе.

Библиографический список

1. Абдулхалилова, С.Н. Мировые тенденции в области электронного обучения / С.Н. Абдулхалилова // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом». Екатеринбург : Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2020. С. 4-6.

2. Андрюшкова, О.В. Комплексный подход к модернизации образовательного процесса при комбинированной форме обучения / О.В. Ан-дрюшкова, А.В. Козлова // Электронное обучение в традиционном университете : сборник статей. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. С. 25-36.

3. Курбанов, З.М. Облачные технологии: обзор и применение / З.М. Курбанов // Вестник науки и образования. 2019. № 4(58). Ч. 1. С. 55-60.

4. Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития / Г.В. Мо-жаева // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 126-138.

5. Williamson, B. Digital education governance: data visualization, predictive analytics, and 'realtime'policy instruments / B. Williamson // Journal of Education Policy. 2016. Vol. 31. № 2. P. 123-141.

Bibliographic list

1. Abdulkhalilova, S. N. World trends in the field of e-learning / S. N. Abdulkhalilova : Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference "Trends in the development of e-education in Russia and abroad". Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State University of Economics, 2020. pp. 4-6.

2. Andryushkova, O. V. An integrated approach to the modernization of the educational process in the combined form of education / O. V. Andryushkova, A.V. Kozlova // E-learning in a traditional university: a collection of articles. Novosibirsk: NSTU Publishing House, 2010. pp. 25-36.

3. Kurbanov, Z. M. Cloud technologies: review and application / Z. M. Kurbanov // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019. No. 4 (58). Ch. 1. p. 55-60.

4. Mozhaeva G. V. E-learning in higher education: modern trends of development / G. V. Mozhaeva / / Humanitarian Informatics. 2013. Issue 7. pp. 126-138.

5. Williamson, B. Digital education management: data visualization, predictive analytics and Real-time policy tools / B. Williamson / / Journal of Educational Policy. 2016. Volume 31. No. 2. pp. 123-141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.