Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ'

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
латинский язык и основы медицинской терминологии / дистанционное обучение / пандемия коронавируса / цифровизация / электронная информационнообразовательная среда / Latin language and foundations of medical terminology / distance learning / coronavirus pandemic / digitalization / electronic information and educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Ефимова

Статья посвящена проблемам организации электронного обучения латинскому языку и медицинской терминологии с использованием дистанционных образовательных технологий на кафедре иностранных языков Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко в условиях пандемии коронавируса. Анализируются достоинства и недостатки дистанционного образования. Акцентируется внимание на интегрированном подходе к организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Ефимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN TEACHING LATIN MEDICAL TERMINOLOGY AT THE UNIVERSITY

The article discusses the problems of e-learning in the Latin language and medical terminology using distance educational technologies at the department of foreign languages of Voronezh N.N. Burdenko State Medical University in the context of the coronavirus pandemic. The advantages and disadvantages of distance education are analyzed. The attention is focused on an integrated approach to the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ»

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ

Т.В. Ефимова, канд. филол. наук, доцент

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Воронеж)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1021

Аннотация. Статья посвящена проблемам организации электронного обучения латинскому языку и медицинской терминологии с использованием дистанционных образовательных технологий на кафедре иностранных языков Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко в условиях пандемии коронавируса. Анализируются достоинства и недостатки дистанционного образования. Акцентируется внимание на интегрированном подходе к организации учебного процесса.

Ключевые слова: латинский язык и основы медицинской терминологии, дистанционное обучение, пандемия коронавируса, цифровизация, электронная информационно-образовательная среда.

Пандемия коронавируса навсегда изменила жизнь современного общества. Тяжелые испытания коснулись всех сфер жизни, не стало исключением и высшее медицинское образование. Однако возникшая эпидемиологическая ситуация, когда возможным стало только дистанционное обучение, ускорила процесс цифровизации образования - внедрение цифровых технологий в его систему. Образовательные учреждения в рекордно короткие сроки должны были полностью трансформировать учебный процесс [1; 2; 3]. В целях безопасности студентов, профессорско-преподавательского состава и всех сотрудников вуза руководством Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко было приняло решение о полном переходе на электронное обучение.

Такой переход на полное дистанционное обучение в кратчайшие сроки стал возможен благодаря наличию Электронной информационно-образовательной среды ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (ЭИОС).

Электронная информационно-

образовательная среда ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (далее ЭИОС) включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы. Это совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологиче-

ских средств, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от своего места нахождения [4].

Благодаря ЭИОС студенты имеют доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), УМК и итоговой аттестации, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах по всем направлениям подготовки, реализуемым в университете.

Кроме этого ВГМУ им. Н.Н. Бурденко обеспечивает проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

ЭО проводится с размещением материалов на сервере виртуальных образовательных сред, принятых в университете -Moodle и Вебинар посредством интернет-трафика и наличия информационно-технических средств (компьютера, планшета, смартфона).

Для обеспечения доступа к информационным ресурсам в университете разрабатываются электронные учебно-методические комплексы дисциплин (ЭУМК) учебной дисциплины (модуля). ЭУМК - это учебно-методический комплекс, разделы которого реализованы в

электронном виде. Реализация составных частей ЭУМК в электронном виде подразумевает использование актуальных цифровых технологий для доставки обучающимся электронных учебно-методических материалов, а также обеспечение коммуникации между преподавателями и обучающимися в сетевой среде.

ЭУМК обеспечивает организацию самостоятельной работы, включая обучение и контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), тренинг путем предоставления обучающимся необходимых учебных материалов, специально разработанных (методически и дидактически проработанных) для реализации ЭО, а также методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку ЭО (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).

ЭУМК дисциплины «Латинский язык» в системе Moodle состоит из 4-х разделов: методического, учебного, контрольного и коммуникационного.

Нормативные документы методического раздела включают ФГОС по определенному направлению подготовки, ссылку на учебный план, рабочую программу дисциплины, контрольные вопросы к экзамену/зачету, а также ссылки на электронные библиотечные системы и электронные образовательные ресурсы: библиотеку ВГМУ, «Консультант студента» (электронную библиотеку медицинского вуза), ЭБС (электронную библиотечную систему) «ВооШр», ЭБС «Лань».

В контент учебного раздела входят темы практических занятий по всем трём модулям дисциплины «Латинский язык» -анатомо-гистологическому, клиническому и фармацевтическому; методические рекомендации преподавателю по теме занятия, методические указания обучающимся с информационным и контролирующим блоками в виде задания.

Контрольный раздел представлен тестами, осуществляющих текущий, рубежный и промежуточный контроль, что позволяет быстро оценить уровень подготовки студентов. Выполнение каждого из

представленных тестов строго регламентировано.

В коммуникационном разделе студенты могут ознакомиться с Порядком проведения консультаций и отработок, записаться на текущую консультацию, а в чате задать вопросы своему преподавателю,.

Если система Moodle предназначена для организации и контроля самостоятельной работы обучающихся, то платформа Webinar (ВЕБИНАР) обеспечивает режим обучения онлайн согласно расписанию занятий. Занятия на этой платформе проходят в традиционной «знаниевой» форме с объяснением и закреплением нового материала.

В конце занятия студенты получают домашнее задание, которое выполняется в ЭИОС Moodle и оценивается преподавателем индивидуально в автоматическом или ручном режиме с письменными замечаниями, пояснениями и комментариями в интерактивном формате. Полученные оценки и данные о присутствии студентов на занятии вносятся в электронный журнал, находящийся в Единой информационной системе управления учебным процессом «ТАНДЕМ. Университет», где администрация университета получает актуальную статистику учебного процесса, отслеживая успеваемость студентов и качество преподавания.

Наш опыт работы позволил выявить как плюсы, так и минусы дистанционного образования.

Плюсы ДО

Для обучающегося оно позволяет:

1. осуществить свободный доступ к контенту ЭИОС в любое время вне зависимости от местонахождения;

2. обучаться в индивидуальном темпе, в случае затруднения возвращаться к изучаемому материалу занятий, эффективно организовать собственную учебную деятельность и иметь возможность грамотной самооценки полученных результатов [5];

3. снизить уровень стресса, возникающего во время аудиторных занятий.

Для преподавателя оно позволяет:

1. обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту;

2. реализовать мониторинг уровня подготовки обучающихся с помощью компьютерного тестового контроля.

Минусы ДО

Для обучающегося:

1. более высокие требования к самодисциплине;

2. снижение уровня социализации - отсутствие возможности формирования умений и навыков работы в коллективе;

3. отсутствие живого общения с сокурсниками и преподавателями.

Для преподавателя:

1. отсутствие живого общения со студентами;

2. проблема аутентификации обучающегося при проверке знаний: сам ли он без посторонней помощи выполнил задание;

3. дополнительная нагрузка из-за непрерывного педагогического сопровождения, направленного на предотвращение трудностей у студентов 1 курса при изучении медицинской терминологии на латинском языке.

Для обучающегося и преподавателя:

1. наличие технических проблем, а именно, «зависание сайта», связанное, главным образом, с резким увеличением числа пользователей, одновременно находящихся на сайте;

2. наличие рисков финансового характера, касающихся дополнительных затрат на скоростной Интернет и электроэнергию;

3. негативное влияние гиподинамии на здоровье из-за длительного пребывания за компьютером.

Выводы. В эпоху цифровизации вузов и в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией обучение с использованием ЭИОС стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Однако полный переход на ДО вследствие угрозы распространения новой коронавирусной инфекции требует детального анализа эффективности обучения студентов медвузов, оценки их удовлетворенности образованием в дистанционном формате и принятия продуманного решения о пропорциональности традиционных и инноваци-

онных образовательных технологий.

Библиографический список

1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронави-русной инфекции на территории Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (Дата обращения: 30.10.2020).

2. ВШЭ (2020) Современная аналитика образования. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ioe.hse.ru/.pdf (Дата обращения: 20.11.2020).

3. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. № 1. - С. 105-115.

4. Положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для проведения учебных занятий и текущего контроля результатов обучения при реализации образовательных программ в ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России № 462 от 25.05.2020.

5. Стеблецова А.О., Ефимова Т.В., Варнавская Е.В. Модернизация форм и методов самостоятельной работы студентов в курсе «латинского языка» // Язык. Образование. Культура (статья в сборнике трудов конференции). - Курск: КГМУ. - 2016. - С. 183-186.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN TEACHING LATIN MEDICAL TERMINOLOGY AT THE UNIVERSITY

T.V. Efimova, Candidate of Sciences in Philology, Associate Professor Voronezh N.N. Burdenko State Medical University (Russia, Voronezh)

Abstract. The article discusses the problems of e-learning in the Latin language and medical terminology using distance educational technologies at the department of foreign languages of Voronezh N.N. Burdenko State Medical University in the context of the coronavirus pandemic. The advantages and disadvantages of distance education are analyzed. The attention is focused on an integrated approach to the organization of the educational process.

Keywords: Latin language and foundations of medical terminology, distance learning, coro-navirus pandemic, digitalization, electronic information and educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.