ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Занина Ирина Александровна
канд. фармацевтических наук, доцент кафедры организации фармацевтического дела, клинической фармации и фармакогнозии ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, РФ, г. Воронеж
E-mail: irin-zanina @yandex.ru Шведов Григорий Иванович канд. мед. наук, декан фармацевтического факультета ГБОУ ВПО ВГМА им.
Н.Н. Бурденко Минздрава России, РФ, г. Воронеж E-mail: [email protected] Михайлова Елена Владимировна канд. биол. наук, ассистент кафедры организации фармацевтического дела, клинической фармации и фармакогнозии ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко
Минздрава России, РФ, г. Воронеж E-mail: [email protected]
DISTANCE LEARNING STUDENTS AT THE PHARMACEUTICAL
FACULTY
Irina Zanina
candidate of pharmaceutical Sciences, associate Professor of the Department of organization of pharmacy, clinical pharmacy and pharmacognosy Voronezh State medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia Voronezh
Grigoriy Shvedov
candidate of medical Sciences, the Dean of the pharmaceutical faculty of Voronezh State medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia Voronezh
Elena Mikhailova
candidate of biological Sciences, assistant Professor of the Department of organization of pharmacy clinical pharmacy and pharmacognosy Voronezh State medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia Voronezh
АННОТАЦИЯ
Одним из перспективных направлений развития современного процесса обучения является использование электронных образовательных систем. Создание и внедрение таких методов обучения значительно повышает эффективность образовательной деятельности, позволяет по-новому оценивать учебные достижения обучающихся. В настоящей работе подводятся общие итоги имеющегося опыта использования дистанционных форм обучения в образовательном процессе фармацевтического факультета. Отмечено, что
система электронного обучения, формируемая на платформе Moodle, требует разработки электронного учебно-методического комплекса.
ABSTRACT
One of the perspective directions of development of modern learning process is the use of e-learning systems. Creation and implementation of such methods of education significantly improves the efficiency of educational activity that allows you to re-evaluate the educational achievements of students. In this article summarizes the overall results of the available experience in the use of distance learning in educational process of the pharmaceutical faculty. Noted that the e-learning system, formed on the Moodle platform, requires the development of electronic educational-methodical complex.
Ключевые слова: дистанционное обучение; электронная образовательная система; фармацевтический факультет
Keywords: distance learning; e-learning system; pharmaceutical faculty
В настоящее время дистанционные формы обучения рассматриваются как своеобразный драйвер инновационной научно-образовательной деятельности в Высшей школе. Одним из направлений этого процесса является перспективное развитие интерактивной системы электронной образовательной среды, а именно, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ) [4, с. 52]. При этом в качестве основы единого информационно-образовательного пространства выступает интеграция информации на традиционных и электронных носителях с помощью компьютерно-телекоммуникационных технологий, взаимодействующих между собой и включающих в себя виртуальные библиотеки, электронные базы данных, формирующиеся при разработке электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) [1, с. 64]. Внедрение в образовательный процесс ЭО и ДОТ расширит аппарат дидактики и позволит реализовать новые инновационные формы обучения, например, интерактивное обучение — диалоговое обучение, в
ходе которого в лучшем виде может быть осуществлено взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими студентами. Это специальная форма организации познавательной деятельности, которая создает комфортные условия обучения, при этом студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дает знания и навыки, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение в ВУЗе закончится.
Создание и внедрение электронных образовательных систем (ЭОС) значительно повышает, эффективность образовательной деятельности по образовательной программе высшего образования (ОПВО), что делает весь процесс инновационным, позволяет по-новому оценить некоторые, казалось бы, устоявшиеся, педагогические критерии. ЭОС создаёт для обучающихся лучшие условия приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности (ЗУН и ОД), необходимых для осуществления деятельности профессионального уровня. В целом, ЭО и ДОТ используются в рамках образовательного процесса, реализуемого по очной и заочной формам обучения [3, с. 124].
В целях настоящей работы определены задачи и перспективы внедрения ЭО и ДОТ в образовательный процесс, организованный на фармацевтическом факультете Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко.
Основными задачами применения ЭО и ДОТ являются повышение качества освоения образовательной программы (компетенций) и достижение планируемых результатов обучения (ЗУН и ОД) до уровня, соответствующего стратегической карте целей Академии, что в перспективе обеспечит высокий уровень профессиональных компетенций, востребованность специалистов на рынке труда и профессиональную мобильность.
Однако использование ЭО и ДОТ потребовало создания определенных условий, позволяющих факультету предоставить студентам возможность
освоения профессиональной основной образовательной программы (ПООП) в полном объёме независимо от места нахождения, проживания с использованием контактных и бесконтактных образовательных технологий. Отметим, что аудиторная или внеаудиторная контактная работа обучающихся с использованием ЭО и ДОТ включает в себя: занятия лекционного типа; занятия семинарского типа; групповые консультации; индивидуальную работу обучающихся с преподавателем. Сюда же входят промежуточные аттестационные испытания, государственная итоговая аттестация обучающихся. Используются и такие виды контактной работы, как групповые или индивидуальные занятия студентов с преподавателем по тематике, вызывающей дополнительные вопросы.
Таким образом, использование ЭО и ДОТ в образовательном процессе на фармацевтическом факультете позволит приобрести опыт, создать накопительный электронный образовательный ресурс, который может быть реализован в дальнейшем с большим масштабом с применением следующих инновационных технологических приемов, технологий:
• кейс-технология;
• Интернет-технология (сетевая, ЖЕВ-технология);
• телекоммуникационная и смешанная (комбинированная) технологии, основанные на использовании телекоммуникации для двух-, трехстороннего взаимодействия «преподаватель-студент», «преподаватель-первый студент-второй студент»;
• аудио-конференции (вербальное общение группы студентов, находящихся в разных местах между собой и имеющих возможность получать дополнительные информационные ресурсы);
• аудиовидеоконференции (телефармнаставничество, телефарммониторинг, телефармлекция-обзор, телефармлекция-симпозиум/тренинг).
В то же время, работа в режиме ЭО и ДОТ предусматривает использование традиционных педагогических технологий, особенно на этапе контроля за
рядом приобретаемых компетенций. В ходе некоторых занятий используются оба подхода, так как применение ЭО и ДОТ позволяет повысить наглядность преподавания, оптимизировать объёмы и формы иллюстративного материала, существенно экономит учебное время на его преподнесение (анимации, таблично-справочный материал, ^шк! -приемы и т. д.), улучшает процессы восприятия и усвоения [2, с. 75].
Система ЭО и ДОТ реализуется через подготовку ЭУМК, соответствующих требованиям образовательных стандартов, которые постоянно совершенствуются.
Фармацевтический факультет академии нацелен на использование ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования и при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля знаний. Соотношение объема проводимых учебных лекций, лабораторных, практических занятий с использованием ЭО и ДОТ определяется академией. В качестве платформы для реализации ЭО и ДОТ начато использование системы дистанционного обучения МооШе.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что внедренные в учебный процесс образовательные технологии с применением ЭО и ДОТ, при наличии на факультете определенной материально-технической базы, обеспечивают более доступное, эффективное, качественное формирование и закрепление компетенций у обучающихся.
Список литературы:
1. Жигалов Е.В. Архитектура МООБЬБ // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2012. — № 11. — С. 62—69.
2. Комова С.Ю., цветикова Л.Н. Реализация педагогических технологий как способ повышения мотивации в обучении взрослых // Инновации в науке. — 2013. — № 26. — С. 73—77.
3. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. — 400 с.
4. Сорокина Н.Д. Внедрение дистанционного образования в Высшей школе // Социология образования. — 2009. — № 5. — С. 51—60.