Научная статья на тему 'Поиск критериев эффективного управления blended learning'

Поиск критериев эффективного управления blended learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
Поделиться
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ И КОМБИНИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ / ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюшкова Ольга Владимировна, Григорьев Сергей Георгиевич

В статье рассматриваются вопросы поиска путей эффективного применения элементов электронного обучения при сохранении лучших наработок традиционного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла. Предложен рад критериев, иллюстрирующих комплексную оценку информационно-коммуникационной подготовленности подразделения университета к использованию комбинированного обучения для выбранного профиля.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюшкова Ольга Владимировна, Григорьев Сергей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Поиск критериев эффективного управления blended learning»

УДК 378.14+372.854

Андрюшкова О.В.1, Григорьев С.Г.2

1 Московскии государственныи университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия 2 Московскии городскои педагогическии университет, г. Москва, Россия

ПОИСК КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ BLENDED LEARNING АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы поиска путей эффективного применения элементов электронного обучения при сохранении лучших наработок традиционного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла. Предложен рад критериев, иллюстрирующих комплексную оценку информационно-коммуникационной подготовленности подразделения университета к использованию комбинированного обучения для выбранного профиля.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Электронное и комбинированное обучение, электронные образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные среды, индикаторы достижения компетенций.

Andryushkova O.V.1, Grigoriev S.G.2

1 Lomonosov Moscow State University, Faculty of Chemistry, Moscow, Russia 2 Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia

SEARCHING CRITERIA FOR EFFECTIVE MANAGEMENT OF BLENDED LEARNING

ABSTRACT

The article describes effective applications of informational and communicational technologies for teaching in natural sciences in classical and technical universities. Basic criteria for a comprehensive assessment of the university subdivision's informational and communicational readiness to utilize elements of e-learning are proposed, taking into consideration the course or a training profile selected.

KEYWORDS

Distance and e-learning, blended learning, ICT in higher education, e-learning resources, e-learning environment, organizational learning model.

На современном рынке образовательных услуг электронное обучение (ЭО) является самым динамично развивающимся направлением, что стало возможным благодаря информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), являющимися связующим звеном между всеми участниками учебного процесса и способными дать шанс учиться практически каждому за счет устранения территориальных, временных, возрастных и прочих ограничении.

В сообществе, занимающемся вопросами организации и управления обучением с использованием ЭО появились и используются такие понятия как «электронная педагогика» и «педагогическая логистика», последнюю, например, предлагается определить как науку управления многопотоковои системои развития образования, т.к. педагогическая логистика позволяет синхронизировать педагогическую систему, управляя потоками информации и ресурсов. Эти потоки образуют логистические цепи, в процессе управления которыми, возможна их оптимизация и представление в «нужныи момент в нужном месте» [1-2]. Логистическии подход в образовании позволяет, с учетом подробно прописанных в нормативных документах индикаторов достижения компетенции, в процессе проектирования учебного процесса сосредоточиться на определении комплекса организационных, технологических и методических ресурсов необходимых для эффективного управления учебнои деятельностью обучающихся.

Использование blended learning, получившеи в России распространение как комбинированная форма обучения (КФО), позволяет объединить лучшии опыт традиционного учебного процесса с использованием всех преимуществ контактнои работы профессорско-

преподавательского состава со студентами в аудитории и лаборатории с возможностями ИКТ. Использование КФО также создает базис для формирования единой информационно-образовательной среды университета, так как может служить интегрирующим звеном благодаря использованию электроннои среды обучения (ЭСО) за счет функционирующих на ее основе разнообразных коммуникационных сервисов (форумов, семинаров, вебинаров, диалогов, обменов сообщениями и пр.) применяемых при проведении учебного процесса.

В качестве инструментальных средств для создания электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) для курсов по химическим дисциплинам были использованы две системы управления курсами - программные платформы Moodle и DiSpace [3], последняя размещена по адресу: http://dispace.edu.nstu.ru/. Общими функциями этих систем, предназначенных для проведения учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологии (ДОТ), являются разработка и доставка электронных курсов, создание тестов, проведение тестирования, анализ результатов тестирования, поддержка коммуникации между участниками учебного процесса: отправка задании, консультации, семинары, обмен личными сообщениями и пр. Однако, DiSpace позволяет также обеспечивать поддержку обучения на уровне планирования и организации учебного процесса для всего университета на базе учебных планов и академических групп с использованием также электронного журнала по контролирующим мероприятиям в традиционнои и 100-бальнои реитинговои системе. К особенностям программнои системы DiSpace следует также отнести объединение функциональных модулеи в единую систему с общим модулем авторизации и гибкая настроика на целевые группы, обеспечиваемая за счет использования архитектуры рабочих пространств. На рис. 1 приведена страница с рабочим пространством преподавателя.

Курсы » Учебный процесс 420 т Сообщения * (2) Преподаватель Геофак МГУ Андрюшкова "" Э

слэра^е— ^лемриииие ииучег Курсы -те Учебный процесс Сообщения Справка

Электронные учебные пособия Действия, связанные с обучением Обмен сообщениями внутри системы Дополнительные сведения о системе или учебном процессе

О, Поиск курса |Э Мои курсы Дисциплины Тестирование Мои группы 0 Расписание Д Моя личная страница Диалоги Написать сообщение Помощь Поддержка +1 ИДО ВКонтакте 0 Статистика курсов

□¡Брасе © Лаборатория мультимедийных и 1 корпус НГТУ, 427 сетевых средств обучения

Версия 2.30.016.00616 Институт дистанционного обучения

Свидетельство о госрегистрации программы для ЭВМ № 2013613909 от 18,04.2013 г. Выдано Федеральной службой по интеллектуальной собственности Новосибирский государственный технический университет

1994 — 2016 сообщить об ошибке

Рис.1. Главная страница пользователя в системе DiSpace

Как показывает многолетнии мировои и отечественныи опыт внедрение элементов ЭО в традиционныи учебныи процесс, как правило, требуется кардинальныи пересмотр форм организации учебного процесса и внедрение новых модернизированных форм, ориентированных на разнообразные технологические возможности ИКТ и их перспективное развитие. В результате традиционные формы учебного процесса можно представить в виде модифицированных форм, наиболее адаптированных к ЭО (рис.2.)

Проектирование сценария учебного процесса по КФО, которое рассматривалось нами как процесс управления целевои программои по формированию обозначенного набора компетенции у обучающихся, в результате которого, был разработан сценарии учебного процесса, выбраны контролируемые показатели, определены основные темы курса и распределены по типам учебных ресурсов, выбрано оптимальное соотношение между очным и электронным способами реализации обучения.

С другои стороны, были определены базовые категории, оказывающие решающее значение на уровень сформированных знании обучающихся, в нашем случае, по естественнонаучным дисциплинам, предполагающим обязательное использование лабораторных работ в учебном процессе, для этои цели была построена диаграмма Исикавы (рис. 3), с помощью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которой графически были показаны взаимосвязи между поставленной целью обучения и базовыми факторами, влияющими на ее достижение.

Промежуточный * тестирование с использованием банка задач с открытыми,

и итоговый контроль

вычисляемым и пр. ответами опрос по режиме вебинара или видеоконференцсвязи

Самостоятельная работа

работа с тренажёрами, симуляторами, обучающими модулями тестовыми системами в режиме самопроверки

Консультации чаты, форумы, обмен сообщениями is режиме off-line

Рис.2. Примеры соответствия традиционных и модифицированных форм обучения при использовании ЭО

Рис.3. Диаграмма Исикавы, иллюстрирующая влияние корневых категорий на уровень знаний студентов

При построении диаграммы были выделены шесть корневых категории, влияющих на степень обученности, например, по дисциплинам химического профиля. В качестве базовых категории нами были выделены следующие: студент (обучающиися), преподаватель, уровень обеспеченности учебными материалами, экспериментальная база кафедры для проведения лабораторных работ, организационно-методическая поддержка курса, техническая и

технологическая базы для поддержки учебного процесса. Как следует из схемы, на процесс обучения оказывает влияние широкии спектр различных параметров технологического плана, а также «человеческии» фактор. Причем, среди базовых ключевых категории заметно выделяется такая, как личность преподавателя, часто выступающего в трех ролях - непосредственно преподавателя, разработчика и создателя ЭУМК, а также администратора на своем курсе, таким образом, уровень его компетенции в организации учебного процесса неизбежно отражается в усилении второстепенных факторов во всех корневых категориях.

Было показано [4], что практическая реализация КФО накладывает ряд дополнительных требовании к организаторам обучения, разработчикам методики обучения и, что наиболее важно, к преподавателям, участвующим в учебном процессе. Причем, если основные задачи преподавателя остаются неизменными, то виды его деятельности при использовании элементов ЭО претерпевают существенные изменения и их можно разделить на пять основных видов:

1. Проектирование сценария учебного процесса с учетом гармоничного сочетания очнои и электроннои стадии обучения.

2. Разработка электронного учебно-методического комплекта (ЭУМК), с тематическим или календарным структурированием в соответствии с профилем.

3. Администрирование электронного курса в соответствии с целевои группои и сценарием учебного процесса.

4. Текущая работа в электроннои среде обучения по сопровождению учебного процесса (проверка работ, консультации, семинары, вебинары и пр.).

5. Проведение очных занятии с обучающимися в соответствии с календарным планом (лекции, семинары, лабораторные и контрольные работы, коллоквиумы, консультации).

Таким образом, что для качественного обучения необходима высокая мотивация обучающихся и профессорско-преподавательского состава к работе в ЭСО, поэтому опытными преподавателями предлагаются различные способы повышения заинтересованности обучающихся к работе с курсами поддержки обучения, обучающие консультации по работе в ЭОС, стимулирования самостоятельнои работы студентов с курсом, поэтому, необходимым условием, по нашему мнению, является использование бально-реитинговои системы оценки знании [5]. Многолетнии опыт работы показал, что уже не имеет решающего значения, какая именно программная платформа обучения - DiSpace, Moodle, свободнораспространяемая, коммерческая или собственная разработка университета будет задеиствована в учебном процессе; основополагающим является наличие функциональных возможностеи используемои ЭСО и ее востребованность со стороны всех участников учебного процесса.

Так за 10 лет работы по КФО в Новосибирском государственном техническом университете число ЭУМК возросло практически в 10 раз (рис.4), что соответствует в среднем трем курсам, приходящимся на каждого преподавателя университета.

август

Рис.4. Количество ЭУМК в ЭСО НГТУ

Значительньш и устоичивьш прирост числа ЭУМК в системе DiSpace НГТУ можно объяснить деиствием целого набора факторов, причем среди, оказавших наиболее значительное влияние, надо выделить следующие:

• разработка нормативно-методическои документации (Положения, учебные пособия, рекомендации, шаблоны и пр.);

• организация и проведение курсов повышения квалификации в области ЭО;

• каталогизация ЭУМК в Электроннои библиотечнои системе университета;

• организация и проведение экспертизы качества ЭУМК;

• регистрация в ИНФОРМРЕГИСТРе или в Объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образование" (ОФЭРНиО);

• присвоение статуса «Официальное электронное издание университета»;

• начисление баллов за ЭУМК в реитинге кафедры, факультета, преподавателя;

• участие в НИРах и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При переходе к массовому использованию учебных материалов в электронном виде, например, при расширении спектра специальностеи или увеличении набора, становится необходимым введение стандартов на различные составляющие технологии электронного обучения (ЭУМК, модули электроннои системы обучения и т.д.). Как видно из рисунка 5 на первом шаге ЭУМК подвергается содержательнои экспертизе, что позволяет определить, соответствует ли материал целям, задачам учебнои дисциплины и учебному плану специальности. На этом этапе у авторов есть возможность доработать ЭУМК, включив в него рабочую программу курса, методическое руководство по курсу, теоретические материалы, методические рекомендации по выполнению самостоятельнои работы, библиографическии список, контролирующие материалы. Дальнеишие виды экспертиз позволяют оценить качество каждого элемента комплекса по критериям эргономики, психологии, дизаина и техническои составляющеи. Для исключения возможных орфографических и стилистических ошибок предусмотрена редакционно-издательская обработка ЭУМК.

На первыи взгляд процесс экспертизы ЭУМК не производит впечатления чисто формального и быстрого, однако он преследует сразу несколько целеи. Во-первых, это обеспечение качества ЭУМК, используемых в учебном процессе, во-вторых, уменьшение сроков подготовки ЭУМК к получению грифа официального электронного издания университета, в третьих, что очень важно, способствует защите авторских прав преподавателей-разработчиков электронных курсов.

Содержательная и техническая экспертиза

Методическая и дизайн-эргономическая экспертиза

Редакционно-издательская обработка

Электронная научная библиотека

I

университета

та

Рис.5. Схема проведения комплексной экспертизы ЭУМК

Как показал опыт использования КФО в техническом и классическом университетах, администраторы, ответственные за исполнение образовательных программ в своеи работе с профессорско-преподавательским составом должны учитывать такие факторы как: соответствие разработанных преподавателем ЭОР целям, задачам курса и нормативно-методическим требованиям образовательнои организации; а также уровень инфо-коммуникационных компетенции преподавателеи для «комфортнои» работы в эксплуатируемои электроннои среде обучения. Так наличие уверенных практических навыков у преподавателеи по использованию ПК,

веб-камеры, дигитайзера, интерактивной доски и других гаджетов, используемых в учебном процессе; степень его «коммуникативности» (скорость отклика и доброжелательность в общении со студентами) являются основои для успеха процесса обучения в целом.

Анализируя результаты проведения учебного процесса со студентами различных форм образования, но с обязательным применением элементов ЭО, надо отметить, что, поиск баланса в соотношении между традиционным и электронным обучением должен опираться, по-видимому, на сравнительныи анализ соответствующих ФГОСов или СУОСов, а также на базовые категории, определяющие уровень обученности студента (рис.3). Последующая подробная детализация последних, дает возможность получить десять критериев, приведенных на диаграмме (рис.6), которые впоследствии могут быть учтены при составлении учебного плана по направлению/специальности/профилю.

Число з.е.

Уровень Ю

компетенций ППС в А» я ^Рорма обучения

предметной облас;

Уровень компетенций ППС ИКТ

-130302

Электроэнергетика и электротехника

ЭОР кафедры

-050301 Геология

Уровень технической и технологической поддержки

Интерактивны тренажеры

•Модельная ситуация

Виртуальная лаборатория

Рис.6. Критерии, определяющие готовность подразделения к внедрению технологий ЭО

Предложенные десять критериев, отражающие, с одной стороны, уровень требовании в федеральных и локальных нормативных документах (компетенции, индикаторы достижения компетенции и зачетные единицы), а, с другои стороны, эти критерии отражают комплексную оценку информационно-коммуникационнои оснащенности и готовности

университета/факультета/кафедры к использованию элементов электронного обучения.

При рассмотрении, в качестве иллюстрации подхода с использованием предложенных выше критериев, двух направлении бакалавриата, по которым проходит, соответственно, в МГУ им. М.В. Ломоносова и Новосибирском государственном техническом университете, результаты представлены на рисунке 6, где также приведена модельная ситуация, которую можно рассматривать как наиболее благоприятную для применения ДОТ в процессе обучения. Если для всех параметров принять диапазон изменения от 0 до 10, то наиболее подходящеи для перевода в комбинированныи режим обучения, по-видимому, является ситуация с небольшим числом кредитов, отведенных на дисциплину (< 5) и в то же время с максимальными баллами по уровню обеспечения электронным контентом для поддержки обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение надо отметить, что при использовании КФО в учебном процессе параллельно идет работа в нескольких направлениях: во-первых, с учетом обозначенного набора компетенции, формулируются индикаторы достижения этих компетенции в терминах деиствия, определяются дисциплины учебного плана и выделяемые на них объемы зачетных единиц. С другои стороны, выбирается электронная среда обучения, разрабатываются и принимаются внутриуниверситетские нормативно-регламентирующие документы по проектированию и реализации технологии ЭО. На сегодняшнии день использование ЭО в образовательных программах университетов практически стало повсеместным и регламентируется 16 статьеи ФЗ «Об образовании в РФ», однако, до тех пор, пока на этот инструмент будут смотреть как на вспомогательныи, используемыи только по инициативе преподавателя-энтузиаста, говорить об улучшении качества обучения за счет применения ИКТ безосновательно.

Литература

1. Лившиц В. М. Психологизированная педагогическая логистика. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-602.html.

2. Власова В.К. Специфика проектирования современнои информационнои образовательнои среды. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i2/html/5.htm.

3. Свидетельство о государственной регистрации системы дистанционного обучения DiSpace. Авторы: Юн С.Г., Ильин М.Э., Горбунов М.А. №2013613909, от 18 апреля 2013 г.

4. Паршукова Г., Андрюшкова О., Ильи М. Электронное обучение в университете: основные ресурсы. Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2013. - 136 с. URL: http://www.logobook.ru/prod_show.php?object_uid=12552939. (дата обращения: 17.05.2016 г.).

5. Андрюшкова О.В., Буданова А.А., Жмурко Г.П., Кабанова Е.Г. Комбинированное обучение и систематическая работа студентов //Открытое образование. 2015. № 5. С. 34-40.

References

1. Livshits V. M. Psikhologizirovannaya pedagogical logistics. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-602.html

2. Vlasova V. K. Specifics of design of the modern information educational environment. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i2/html/5.htm.

3. Certificate on the state registration of system of distance training of DiSpace. Authors: Jun S. G., Ilyin M. E., Gorbunov M. A and. ets. №2013613909, 10.04.2013.

4. Parshukov G., Andryushkov O., Ilya M. Electronic training at university: main resources. -: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 136 s. URL: http://www.logobook.ru/prod_show.php?object_uid=12552939.

5. Andryushkova O. V., Budanova A. A., Zhmurko G. P., Kabanova E.G. Blended learning and systematic work of students//Open education. 2015. №. 5. S. 34-40.

Поступила 13.10.2016

Об авторах:

Андрюшкова Ольга Владимировна, доцент, зав. лабораториеи методики преподавания химии кафедры общеи химии химического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; кандидат химических наук, o.andryushkova@gmail.com;

Григорьев Сергей Георгиевич, директор Института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета; доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАО, grigorsg@mgpu.ru.