Иностранные языки в медицинских специальностях
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЯЗЫКЕ-ПОСРЕДНИКЕ
Е.С. Баева, канд. биол. наук, доцент О.И. Тюнина, канд. биол. наук, доцент А.П. Астащенко, канд. биол. наук, доцент
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Воронеж)
DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1023
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования информационных технологий в дистанционном обучении иностранных англоговорящих студентов на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Приводится пример преподавания дисциплин «Normal physiology» и «Physics. Mathematics» в системе дистанционного обучения, а также дается краткий обзор проведения дистанционного занятия в электронной образовательной среде MOODLE.
Ключевые слова: иностранные студенты, информационные технологии, электронная образовательная среда, MOODLE, язык-посредник, нормальная физиология, физика.
Информационные технологии с каждым днем все активнее внедряются и используются в работе преподавателей вузов, становясь неотъемлемой частью дистанционного образования. К ним относится результат коллективного творчества, который может быть активным и пассивным. К активным ресурсам можно отнести модели, программы, базы знаний и т.д., к пассивным - книги, терминологические словари, энциклопедии [1].
К настоящему времени кафедрой нормальной физиологии ВГМУ им. Бурденко Н.Н. накоплен обширный опыт преподавания дисциплин «Normal physiology», «Physiological basis of actual medical problems» и «Physics. Mathematics» на языке-посреднике (английский). Это способствует эффективной реализации образовательного процесса со студентами из стран, в которых данный язык имеет статус государственного (Индия). Целью работы явилось рассмотрение дистанционных образовательных возможностей кафедры нормальной физиологии в преподавании дисциплины «Normal physiology» и «Physics. Mathematics» на языке-посреднике (английский) для студентов 1 и 2 курса лечебного факультета медицинского ВУЗа.
На сегодняшний день учебно-вспомогательный комплекс по вышеуказанным дисциплинам представлен следующими дидактическими материалами на английском языке: учебник «Normal physiology» [2]; рабочие тетради «General Physiology», «Blood and cardiovascular system» [3], «Respiration. Digestion. Excretion», «Integrative physiology», а также «Physics. Mathematics» [4], «Laboratory practicum in Physics. Mathematics» [5]; комплекс компьютерных программ «Interactive physiology», виртуальный лабораторный практикум «Normal physiology»; электронный образовательный комплекс (расположенный в MOODLE); комплекс педагогических контролирующих материалов.
Одним из важных аспектов преподавания дисциплин кафедры остается вопрос мотивации. В тоже время студентов мотивирует перспектива компьютерных технологий в образовательном процессе. Интернет наполнен большим количеством сервисов, которые удобно сочетать в учебном процессе - форумы, чаты, блоки, электронная почта. Все это можно использовать как дополнение к традиционным формам обучения, эффективно увеличивая общение преподавателя со студентами [6].
Этими сервисами обладает система дистанционного очного обучения Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), которая позволяет создать единое информационное пространство для студентов и преподавателей, сочетая в себе традиционные ценности очного обучения с информационно-коммуникативными технологиями [6].
В связи с тем, что в ФГОС ВО третьего поколения самостоятельная работа составляет значительную часть от общего количества часов, отводимых на изучение курса, серьезное внимание уделяется самостоятельной работе студентов в удобном месте и темпе. В связи с вышесказанным на кафедре создан дополнительный дистанционный курс для самостоятельной работы студентов «Age physiology», в котором рассматриваются процессы изменения физиологических функций по мере старения организма человека. Курс содержит материалы для самостоятельной подготовки по профильному теоретическому материалу лечебного факультета, элементы УМК, а также контрольно-измерительные материалы для оценки успеваемости обучающихся.
Все электронные курсы кафедры, расположенные на сайте http://moodle.vrngmu.ru/course/index.php?ca tegoryid=46, составлены в строгом соответствии рабочим программам преподаваемых дисциплин. Согласно положению университета об электронном УМК, курсы включают методические, учебные и контрольные разделы. Для удобства образовательного процесса каждый изучаемый тематический блок содержит не только теоретический материал занятия, дополнительные обучающие элементы (видеоматериалы, презентации, рисунки, схемы, ссылки на дополнительные информационные ресурсы), но и контрольно-измерительный (тесты текущего и остаточного уровня знаний), а также форум для обучающихся для обратной связи с преподавателями (коммуникационный раздел).
Дистанционное занятие по дисциплине на кафедре нормальной физиологии состоит из двух частей, включающих: он-
лайн занятие в системе Webinar, и работу в электронной образовательной среде Moodle. Структура занятия в Webinar включает в себя проверку исходного уровня знаний студента, устно-речевой опрос с подробным разбором теоретического материала, выполнение практической работы, фиксирование результатов опыта в рабочей тетради и разбор ситуационных задач-кейсов. Работа студентов в ЭОС Moodle (самостоятельная работа) включает в себя выполнение теста текущего уровня по разделам дисциплины «Normal physiology», включая дополнительный раздел «Age physiology».
Список разделов, изучаемых по дисциплине «Physics. Mathematics» включает следующие блоки: Mathematics; Acoustics; Hemodynamics; Optics; Thermal radiation; Electrodynamics with bases of medical electronics; Radioactivity; Physical processes in the biological membranes. Дистанционное занятие включает прохождение тестирования текущего уровня, решение задач в рабочей тетради. Лабораторные работы выполняются с использованием видео лабораторных работ, снятых специально для проведения работы студентами вне аудитории. В видео предложен четкий алгоритм лабораторного занятия с последующим проведения математических расчетов. В последующем студенты присылают отчет по выполненной работе на почтовый адрес преподавателя.
Таким образом, внедрение дистанционной формы обучения в учебный процесс на кафедре нормальной физиологии ВГМУ с использованием языка-посредника позволяет проводить дистанционные занятия для студентов, в том числе находящихся за пределами РФ. Однако стоит отметить, что онлайн-обучение не может заменить опыта обучения за рубежом, знакомства со страной, городом, университетом; нет возможности делать групповые проекты, какие-то форматы (например, работа в лабораториях) вообще непереносимы в интернет. Представляется необходимым осуществление поиска путей решения указанных проблем, к примеру, разработка гибридных форм обучения, которые будут сочетать элементы очного и
онлайн-обучения. Живое общение сту- посреднике для иностранных студентов, дента и преподавателя превзойти тяжело, а на наш взгляд, может быть полезным создание дополнительных разделов дис- средством дополнительного образования в танционного образования на языке- рамках их самостоятельной работы.
Библиографический список
1. Шаповалова Т.Р. Использование лингвистических информационных ресурсов в учебных целях / Ученые записки Сахалинского государственного университета. - 2012. -Т. 9. № 1. - С. 121-126.
2. Shukurov F.A. Normal physiology. Short course for English-speaking students / F.A. Shukurov, E.V. Dorokhov, V.N. Yakovlev, Ya.V. Bulgakova, A.V. Karpova, V.A. Semiletova - Dushanbe, 2015. - 283 p.
3. Blood and cardiovascular system / E.V. Dorokhov, Y.V. Bulgakova, A.V. Karpova, V.A. Semiletova, A.P. Astashchenko, O.I. Tyunina, I.I. Torubarova. - Voronezh, 2016. - 99 p.
4. Physics. Mathematics: workbook for independent work of students / Dorokhov E.V., Dmitriev E.V., Belczynski V.V. [et al.] // Voronezh: XXI vek., 2020. - 174 p.
5. Laboratory practicum in Physics. Mathematics: self-study students guide / Dorokhov E.V., Belczynski V.V., Pletnev A.V. [et al.] // Voronezh: XXI vek., 2019. - 75 p.
6. Кравченко Г.В. Работа в системе Moodle: руководство пользователя: учебное пособие / Г.В. Кравченко, Н.В. Волженина // Изд-во Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2012. - 116 с.
INFORMATION TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING IN ENGLISH AS
MEDIUM OF INSTRUCTION
Ye.S. Bayeva, Candidate of Sciences in Biology, Associate Professor O.I. Tyunina, Candidate of Sciences in Biology, Associate Professor A.P. Astashchenko, Candidate of Sciences in Biology, Associate Professor Voronezh N.N. Burdenko State Medical University (Russia, Voronezh)
Abstract. The article discusses the possibilities of using information technologies for the distant learning of English-speaking students at the Department of Normal physiology of the Burdenko state medical University. The example of teaching disciplines - "Normal physiology", "Physics. Mathematics" in the distant learning system, as well as a brief overview of a distant class, in the electronic educational environment MOODLE are under consideration.
Keywords: foreign students, information technology, e-learning environment, MOODLE, e-learning course, intermediary language, normal physiology, physics.