ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИИ - 2016 - Т. 23, № 4 - С. 155-160 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 155-160
УДК: 378:612.17 DOI: 10.12737/23865
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И КАРДИОРИТМА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.А. СЕМИЛЕТОВА*, Е.В.ДОРОХОВ*, Н.Ш.АБДУРАХМОНОВ**
*Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко, Студенческая ул., 10, Воронеж, 394036, Россия **Таджикский национальный университет, M41 17, Душанбе 734025, Таджикистан
Аннотация. В настоящей работе мы изучали влияние умеренного стресса (итоговый коллоквиум) на функциональное состояние и кардиоритм отечественных и иностранных студентов, поскольку вопрос адаптации человека к информационным нагрузкам, развития психофизиологических изменений в организме человека в ответ на информационные перегрузки, весьма актуален; мы наблюдаем развитие стрессорных реакций у студентов даже на умеренные учебные нагрузки, что получило свое название - «учебный стресс». В исследовании принимали участие 37 студентов второго курса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Измерение и анализ вариабельности сердечного ритма, изучение состояния двигательной (моторной) активности, измерение состояния артериального давления проведено в спокойном (практическое занятие) и умеренном стрессовом (коллоквиум) состоянии. Выявлено, что работоспособность отечественных студентов во время умеренного стресса увеличивается в большей степени за счет концентрации внимания, а работоспособность иностранных студентов - за счет быстроты реагирования. Полученные нами результаты изменения работоспособности и вариационной пульсо-метрии позволили нам утверждать, что умеренный информационный стресс обладает повреждающим действием на организм человека в период активации регуляторных систем организма, связанной с адаптационным процессом к обучению в ВУЗе.
Ключевые слова: умеренный стресс, студент, психические функции человека, вариационная пульсометрия.
FUNCTIONAL STATUS AND HEART RATE FEATURES IN RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS IN
DIFFERENT PERIODS OF TRAINING ACTIVITY
V.A. SEMILETOVA*, E.V. DOROKHOV*, N.S. ABDURAHMONOV**
"N.N. Burdenko Voronezh State Medical University, Student st., 10, Voronezh, 394036, Russia ""Tajik National University, M41 17, 734025 Dushanbe, Tajikistan
Abstract. In this paper, the authors studied the effects of moderate stress (final colloquium) on the functional state of the heart rate in Russian and foreign students. The question of human adaptation to the information loads, the development of psycho-physiological changes in the human body in response to an information overload is highly relevant. The authors are witnessing the development of stress reactions in student even moderate training load, which got its name - "Training Stress". The study involved 37 second-year students of VSMU named by N.N. Burdenko. Measurement and analysis of heart rate variability, as well as the study of the state of the motor activity, blood pressure measurements were carried out in the state of calm (practical training) and moderate stress (colloquium) state. It was revealed that the performance in Russian students during mild stress increases to a greater extent due to the concentration and performance of foreign students - at the expense of responsiveness. This results change the performance and variation pulsometry allowed the authors to assert that the information moderate stress has a damaging effect on the human body during the period of activation of the regulatory systems of the body related to the adaptation process of learning in higher education.
Key words: moderate stress, student, human mental functions, variation pulsometry.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 155-160
В настоящее время остро стоит вопрос адаптации человека к информационным нагрузкам, развития психофизиологических изменений в организме человека в ответ на информационные перегрузки, особенно в среде старших школьников и студентов. Информационное поле сколь велико, столь и привлекательно для молодого, стремящегося к знаниям субъекта. Как результат, мы наблюдаем развитие стрессорных реакций у студентов даже на умеренные учебные нагрузки, что получило свое название - «учебный стресс» [2,6,11-13].
Цель исследования - изучение влияния умеренного стресса (итоговый коллоквиум) на функциональное состояние и кардиоритмоте-чественных и иностранных студентов.
Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие 37 студентов-добровольцев второго курса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (22 иностранных студента и 15 отечественных). Измерение и анализ вариабельности сердечного ритма, изучение состояния двигательной и моторной активности, измерение состояния артериального давления проведено в спокойном (практическое занятие) и умеренном стрессовом (коллоквиум) состоянии. Исследование вариабельности сердечного ритма (кардиоритма) испытуемых проведено с использованием «Психофизиолога УПФТ -1/30», изучение состояния двигательной и моторной активности - с использованием теппинг - теста (по методу Е.П.Ильина) и с использованием программы «Истоки здоровья» (тест «Реагирование») [5,9]. Статистический анализ полученных данных проведен с помощью пакетов программ Excel и IBM.SPSS.Statistics.v20: описательная статистика, сравнение данных методом непараметрической статистики, в работе приведены отличия на принятом уровне значимости р<0.05 (использован критерий Вилкоксона).
Анализ полученных результатов теппинг-теста (по методу Е.П. Ильина) показал, что в стрессовом состоянии увеличилась работоспособность всех обследованных студентов (рис. 1), как для правой, так и для левой руки; однако в большей степени отмечено увеличение работоспособности отечественных студентов по сравнению с иностранными (рис. 2).
Полученные отличия можно объяснить как с точки зрения усиленной стресс-нагрузки на иностранных студентов в условиях итогового
коллоквиума, что связано с острым адаптационным состоянием и несовершенным знанием русского языка, на котором проводится обучение; так и недостаточным усердием иностранных студентов во время выполнения тестирования [3,4].
и-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
123456 789 10 11 12
номер квадрата
—О—спокойное состояние
—■— умеренный стресс
А
100 80 60 40 20 О
Ш Ш Н-В-в-в ш ш
-1-1-1-[—
1-1-1-1-1—
123456789 10 11 12
номер квадрата
—♦—спокойное состояние
—умеренный стресс Б
Рис. 1. Изменение уровня работоспособности обследованных студентов в покое и стрессовом состоянии (1-6 - результаты для правой руки;
7-12 - результаты для левой руки; А - иностранные студенты, Б - отечественные)
В стрессовом состоянии отмечено увеличение артериального давления (АД), как систолического, так и диастолического, у всех студентов. Однако в большей степени увеличение параметров АД наблюдалось у иностранных студентов, что подтверждает наше предположение о большем негативном воздействии стрессора на организм иностранных студентов [7,8,10,14].
10ШМАЬ ОБ ШШ МБЭТСАЬ ТБСНМОШСТББ - 2016 - V. 23, № 4 - Р. 155-160
Рис. 2. Изменение работоспособности отечественных студентов относительно иностранныхв услвиях умеренного стресса (1-6 - результаты для правой руки; 7-12 - результаты для левой руки)
стресс ин.
стресс от.
А
стресс ин.
стресс от.
В
Рис.3. График изменения времени сенсомоторной реакции (А) и количества ошибок (В) у иностранных и отечественных студентов
Тест «Реагирование» представлял собой оценку параметров простой сенсомоторной реакции. Во время итогового занятия у студентов наблюдалось увеличение времени сенсомоторной реакции (с 199.09±1.53 до 204.21±0.355 у иностранных студентов и с 202.02±4.018 до 221.94±2.626 у отечественных) и увеличение количества ошибок (с 1.67±0.113 до 2.86±0.087 у иностранных студентов и с 0.97±0.016 до 1.43±0.088 у отечественных). При этом в боль-
шей степени увеличение времени сенсомотор-ной реакции отмечено у отечественных студентов, а увеличение количества ошибок - у иностранных (рис 3). Можно предположить, что работоспособность отечественных студентов во время умеренного стресса увеличивается в большей степени за счет концентрации внимания, а работоспособность иностранных студентов - за счет быстроты реагирования.
Анализ кардиоритма у студентов выявил снижение вариационного размаха (до 306.0±8.875 у иностранных студентов, 116.08±7.738 у отечественных), индекса активации подкорковых центров (0.91±0.062 у иностранных студентов, 0.695±0.046 у отечественных), среднего квадратического отклонения (СКО) КК-интервалограммы, и увеличение индекса напряженности (ИН) по Баевскому (112.14±9.018 у иностранных и 61.44±4.096 у отечественных студентов) в стрессовом состоянии. В большей степени увеличение данных показателей наблюдалось также у иностранных студентов: индекс напряжения увеличивался на 16,03±8,850814, вариационный размах - на 72,45±7,41809, активация подкорковых центров - на 1,03±0,12814. В соответствии с литературными данными [1], индекс напряжения регуля-торных систем отражает степень централизации управления сердечным ритмом. Чем меньше величина ИН, тем больше активность парасимпатического отдела и автономного контура регуляции сердечной деятельности. Чем больше величина ИН, тем выше активность симпатического отдела и степень централизации управления сердечным ритмом. СКО (среднее квадратичное отклонение), в свою очередь, - наиболее простой показатель активности механизмов регуляции. Однако, рост или уменьшение СКО могут быть связаны как с автономным контуром регуляции, так и с центральным. Как правило, рост СКО указывает на усиление автономной регуляции, в частности, на усиление влияния дыхательного контура по отношению к ритму сердца, что чаще всего наблюдается во сне. Уменьшение СКО обычно связывают с усилением симпатической регуляции, которая подавляет активность автономного контура. Резкое снижение СКО связывают со значительным напряжением регуляторных систем, когда в процесс регуляции включаются высшие уровни управления, и это ведет к почти полному
ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2016 - Т. 23, № 4 - С. 155-160 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 155-160
подавлению активности автономного контура.
В нашем случае улучшение работоспособности по теппинг тесту сочетается с увеличением времени простой сенсомоторной реакции и увеличением числа ошибок, а также с увеличением доли симпатического воздействия на организм человека. Можно предположить, что для формирования полезного результата (положительная оценка на итоговом коллоквиуме) функциональная система обучения включает более выраженное напряжение регуляторных систем организма человека, что, как следствие, приводит к ухудшению его функционального состояния.
MH^tím Hdl 1ЛНЖ1-НИН /
ipiMJKl'L' Шк»ДЧ ГНЧЧ'Л' OHUIOHtHHt
Рис. 4. График изменения средних показателей вариабельности сердечного ритма студентов в состоянии стресса и покоя
Вариационный размах
300 200 100 о
стресс от.
Индекс напряжения по Баевскому
стресс: от.
Рис. 5. Графики изменения показателей вариационного размаха и индекса напряженности по Баевскомуу иностранных (стресс ин.) и отечественных (стресс от.) студентов в состоянии стресса
Отметим, что и отечественные и иностранные студенты проходят период адаптации к обучению в ВУЗе (по литературным данным, период адаптации заканчивается к 3-4 курсу обучения [10,14]), и в этот период, как показали наши исследования, даже умеренный учебный стресс обладает повреждающим воздействием на организм и требует бережного отношения к здоровью студента. Отечественные и иностранные студенты находятся в разных стартовых условиях как в начале периода адаптации к обучению в ВУЗе, так и в период обследования (2-й курс). Отсюда, у иностранных студентов наблюдаются более значительные изменения в двигательной активности и кардиореагирова-нии на умеренную стрессорную нагрузку.
Выводы:
1. В условиях умеренного стресса повышается работоспособность отечественных и иностранных студентов, однако, в большей степени возрастает работоспособность отечественных, что можно объяснить как с точки зрения усиленной стресс-нагрузки на иностранных студентов в условиях итогового коллоквиума, так и недостаточной мотивированностью иностранных студентов во время выполнения тестирования.
2. Работоспособность отечественных студентов во время умеренного стресса увеличивается в большей степени за счет концентрации внимания, а работоспособность иностранных студентов - за счет быстроты реагирования.
3. Снижение вариационного размаха, индекса активации подкорковых центров, среднего квадратического отклонения КК-интервалограммы, и увеличение ИН по Баевскому в условиях умеренного учебного стрессасвязано с усилением симпатического контура регуляции, особенно, у иностранных студентов, что свидетельствует об остром периоде адаптации (фаза тревоги по Г. Селье) у иностранных студентов.
Умеренный информационный стресс обладает повреждающим действием на организм человека в период активации регуляторных систем организма, связанной с адаптационным процессом к обучению в ВУЗе. Следует помнить, что целью обучения является не только формирование профессиональных кадров, но и сохранение здоровья обучающихся. Поэтому профилактическая работа со студентами и мониторинг их здоровья с первого по четвертый
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 155-160
курс является первоочередной задачей органи- зации учебного процесса в медицинском ВУЗе.
Литература
1. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. [и др.] // Вестник аритмологии. 2002. № 24. С. 65.
2. Бехтерева Т.Л., Карташова Н.М., Кидалов В.Н., На-тарова Э.В., Филатова И.В., Фудин Н.А., Хадарцев А.А., Чуб С.Г. Электромиостимуляция и лазерофо-рез биологически активных веществ в восстановительном периоде при психоэмоциональном стрессе после спортивной травмы // Вестник новых медицинских технологий. 2004. № 4. С. 103-105.
3. Булгакова Я.В., Семилетова В.А., Натарова А.А. Мо-тивационные особенности российских и иностранных студентов при адаптации к учебному процессу // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском ВУЗе. 2010. Выпуск II. С. 186-187.
4. Булгакова Я.В., Семилетова В.А., Дорохов Е.В., Буденная И.А., Реутова Л.Ф. Особенности обучения иностранных студентов на языке-посреднике на кафедре нормальной физиологии ВГМА // Прикладные информационные аспекты медицины. 2015. Т. 18, № 1. С. 26-31.
5. Есауленко И.Э., Дорохов Е.В., Горбатенко Н.П., Семилетова В.А., Жоголева О.А. Эффективность спе-леоклиматотерапии у студентов в состоянии хронического стресса // Экология человека. 2015. № 7. С. 50-57.
6. Купеев В.Г., Хадарцев А.А. Неврогенный стресс в патогенезе доброкачественных гормонозависимых образований и их диагностика и лечение методом фитолазерофореза // Таврический журнал психиатрии. 2002. Т. 6, № 2. С. 42-44.
7. Натарова А.А., Шепелева Я.В., Семилетова В.А. Изучение особенностей мотивации российских и иностранных студентов 1 и 2 курса в процессе обучения в вузе // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9, № 1. С. 34.
8. Преображенская Н.С., Зыкова Н.Ю., Левченко Ю.А.
159
References
Baevskiy RM, Ivanov GG, Chireykin LV, et al. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma pri ispol'zovanii raz-lichnykh elektrokardiograficheskikh sistem [The analysis of heart rate variability using different electrocardi-ographic systems]. Vestnik aritmologii. 2002;24:65. Russian.
Bekhtereva TL, Kartashova NM, Kidalov VN, Natarova EV, Filatova IV, Fudin NA, Khadartsev AA, Chub SG. Elektromiostimulyatsiya i lazeroforez biolo-gicheski aktivnykh veshchestv v vosstanovitel'nom periode pri psikhoemotsional'nom stresse posle spor-tivnoy travmy [Electromyostimulation and laser phore-sis biologically active substances in the recovery period at psycho-emotional stress after a sports injury]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2004;4:103-5. Russian.
Bulgakova YaV, Semiletova VA, Natarova AA. Moti-vatsionnye osobennosti rossiyskikh i inostrannykh stu-dentov pri adaptatsii k uchebnomu protsessu [Motivational special features of Russian and foreign students during the adaptation to the training process]. Organi-zatsionnye i metodicheskie osnovy uchebno-vospitatel'noy raboty v meditsinskom VUZe. 2010;II:186-7. Russian.
Bulgakova YaV, Semiletova VA, Dorokhov EV, Budennaya IA, Reutova LF. Osobennosti obucheniya inos-trannykh studentov na yazyke-posrednike na kafedre normal'noy fiziologii VGMA [Special features of the instruction of foreign students on the mediator language in the department of normal physiology VGMA]. Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny. 2015;18(1):26-31. Russian.
Esaulenko IE, Dorokhov EV, Gorbatenko NP, Semileto-va VA, Zhogoleva OA. Effektivnost' speleoklimatotera-pii u studentov v sostoyanii khronicheskogo stressa [Effectiveness of speleoklimatoterapii in students in the state of the chronic stress]. Ekologiya cheloveka. 2015;7:50-7. Russian.
Kupeev VG, Khadartsev AA. Nevrogennyy stress v patogeneze dobrokachestvennykh gormonozavisimykh obrazovaniy i ikh diagnostika i lechenie metodom fito-lazeroforeza [Neurogenic stress in the pathogenesis of the high-quality gormonozavisimykh formations and their diagnostics and treatment by the method of fitola-zeroforeza]. Tavricheskiy zhurnal psikhiatrii. 2002;6(2):42-4. Russian.
Natarova AA, Shepeleva YaV, Semiletova VA. Izuche-nie osobennostey motivatsii rossiyskikh i inostrannykh studentov 1 i 2 kursa v protsesse obucheniya v vuze [Study of the special features of the motivation of Russian and foreign students 1 and 2 course in the process of instruction in VUZ (Institute of Higher Education)]. Zhurnal nauchnykh statey «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». 2007;9(1):34. Russian.
Preobrazhenskaya NS, Zykova NYu, Levchenko YuA.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2016 - V. 23, № 4 - P. 155-160
Групповая сплоченность иностранных студентов медицинского вуза // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 4-3. С. 182-186.
9. Использование современных аппаратно-программных комплексов для изучения особенностей адаптации организма к физическим нагрузкам / Руненко С.Д., Ачкасов Е.Е., Самамикоджеди Н. [и др.] // Биомедицина. 2011. № 2. С. 65-72.
10. Семилетова В.А. К вопросу об особенностях обучения иностранных студентов в российском высшем учебном заведении // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 38. С. 77-81.
11. Хадарцев А.А., Купеев В.Г., Купеева Е.В. Невроген-ный стресс в патогенезе доброкачественных гормо-нозависимых образований и их диагностика и лечение методом фитолазерофореза // В сб. материалов I межд. симпозиума «Стресс и экстремальные состояния» (Украина, Кара-Даг, Феодосия, 5-14 июня 2002). Кара-Даг, Феодосия, 2002. С. 53-54.
12. Хадарцев А.А., Морозов В.Н., Карасева Ю.В., Хадар-цева К. А., Фудин Н.А. Патофизиология стресса, как баланс стрессогенных и антистрессовых механизмов // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2012. № 7. С. 16-21.
13. Хадарцев А.А., Морозов В.Н., Хрупачев А.Г., Карасева Ю.В., Морозова В.И. Депрессия антистрессовых механизмов как основа развития патологического процесса // Фундаментальные исследования. 2012. № 4 (часть 2). С. 371-375.
14. Япрынцева О.А., Дорохов Е.В., Горбатенко Н.П. Анализ психоэмоционального состояния и вегетативной регуляции девушек в зависимости от их физиологического состояния // Прикладные информационные аспекты медицины. 2015. Т. 18, № 1. С. 221227.
Gruppovaya splochennost' inostrannykh studentov meditsinskogo vuza [Group solidarity of the foreign students of medical VUZ (Institute of Higher Education)]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremen-noy nauki. 2014;4-3:182-6. Russian. Runenko SD, Achkasov EE, Samamikodzhedi N. et al. Ispol'zovanie sovremennykh apparatno-
programmnykh kompleksov dlya izucheniya osoben-nostey adaptatsii organizma k fizicheskim nagruzkam [Use of contemporary firmware complexes for studying the special features of the adaptation of organism to the physical loads]. Biomeditsina. 2011;2:65-72. Russian. Semiletova VA. K voprosu ob osobennostyakh obuche-niya inostrannykh studentov v rossiyskom vysshem uchebnom zavedenii [To a question about the special features of the instruction of foreign students in the Russian higher educational institution]. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. 2014;38:77-81. Russian.
Khadartsev AA, Kupeev VG, Kupeeva EV. Nevrogen-nyy stress v patogeneze dobrokachestvennykh gormo-nozavisimykh obrazovaniy i ikh diagnostika i lechenie metodom fitolazeroforeza. V sb. materialov I mezhd. simpoziuma «Stress i ekstremal'nye sostoyaniya» (Ukraina, Kara-Dag, Feodosiya, 5-14 iyunya 2002). Kara-Dag, Feodosiya; 2002. Russian. Khadartsev AA, Morozov VN, Karaseva YuV, Khadart-seva KA, Fudin NA. Patofiziologiya stressa, kak balans stressogennykh i antistressovykh mekhanizmov [Pa-thophysiology of stress as the balance of the stressogen-ic and anti-stress mechanisms]. Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neyrokhirurgii. 2012;7:16-21. Russian. Khadartsev AA, Morozov VN, Khrupachev AG, Karase-va YuV, Morozova VI. Depressiya antistressovykh mek-hanizmov kak osnova razvitiya patologicheskogo prot-sessa [Depression of anti-stress mechanisms as the basis of the development of the pathologic process]. Funda-mental'nye issledovaniya. 2012;4(2):371-5. Russian. Yapryntseva OA, Dorokhov EV, Gorbatenko NP. Ana-liz psikhoemotsional'nogo sostoyaniya i vegetativnoy regulyatsii devushek v zavisimosti ot ikh fiziologi-cheskogo sostoyaniya [Analysis of psychoemotional state and vegetative regulation of girls depending on their physiological state]. Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny. 2015;18(1):221-7. Russian.