ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ДЛЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
В.А. Семилетова, канд. биол. наук, доцент
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Воронеж)
DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1026
Аннотация. Рассмотрены особенности преподавания нормальной физиологии в условиях дистанционного образования у студентов - иностранцев, обучающихся на английском языке. Для дистанционного приема экзаменов разработана система дистанционного приема экзаменов с использованием платформы Moodle в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Выявлены проблемы и перспективы работы в дистанционном формате.
Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты-англофоны, английский язык, язык-посредник.
В течение многих лет на кафедре нормальной физиологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко ведутся занятия со студентами-иностранцами на языке-посреднике (английский) [5, 6, 7]. И, несмотря на то, что в настоящее время кафедрами российских вузов накоплен обширный опыт преподавания дисциплин, в том числе студентам-медикам, с использованием языка-посредника (английский, французский), остро стоит вопрос реализации общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в группах, обучающихся студентов-англофонов [8].
Разработанный к настоящему времени на кафедре нормальной физиологии учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся на английском языке, включает учебники по нормальной физиологии [2, 3]; тетради по физиологии [1, 4], отражающие учебно-экспериментальный комплекс дисциплины «нормальная физиология» и соответствующий перечню необходимых к усвоению студентом практических навыков; комплекс педагогических контролирующих материалов: экза-
менационных билетов, заданий по практическим навыкам, ситуационных задач по курсу дисциплины, банк тестовых заданий текущего и остаточного уровня знаний; виртуальный лабораторный практикум на английском языке, включающий в себя 45 тем по 9 разделам дисциплины «нормальная физиология».
2020 год стал поистине испытанием для российского образования. В условиях дистанционного обучения мы разработали ряд курсов для самостоятельной работы студентов в системе дистанционной образовательной среды Мооё1е, в каждый курс мы выложили теоретический материал для подготовки к занятию, тест промежуточного контроля знаний, ряд заданий по навыкам и ситуационные задачи-кейсы (рис. 1).
Лекции были выложены на платформе Мооё1е в виде презентаций с закадровым голосом лектора. Для дистанционного приема экзаменов разработана система дистанционного приема экзаменов с использованием платформы Moodle в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко [9].
ф ЭИОС ВГМУ Русский (ru) -
Regulation of heart activity. Blood circulation in myocardium
The purpose: To know the characteristic of heart activity. Myogenetic mechanisms of self-control. Ertdacardiac peripheric reflexes. Nervous control. Humoral regulation. Myocardium blood supply. To know Influence of sympathetic and parasympathetic system or he;it. To be able to estimate heart contractions rate changes at orthostatic test and test of Shalkov.
Motivation of a theme: To acquaint with the cores of extracardial and Intracardlal mechanisms of regulation of heart. To yield representation about features of regulation of a coronary blood flow.
Pi Regulation of heart activity. Blood circulation In myocardium й 2
Pump function of the heart. Methods of the heart investigation
The purpose: To know structure of a heait cycle, systolic and minute volume of a blood, parentage of cardiac sounds, an ECG genesis Heart cycle. Cardiac performance. Methods of an assessment of forcing function of heart. Cardiac sounds. Research techniques. An ECG. Parentage of components of an ECG. The analysis of an ECG of the healthy person. To be able to spot the heart contractions rate on pulse. To analyze an ECG of the healthy person.
Motivation of a theme: To know about the basic Indexes pump functions of heart and methods of its assessment. Physiological basis of a genesis of an ECG.
P] Pump function of heart. External displays of heart action. Methods of heart investigation 0 Illustrations (/ Testi В ECG
Рис. 1. Пример курса для самостоятельной работы студентов в системе дистанционной
образовательной среды Moodle
Еженедельно занятия по нормальной физиологии проводились дистанционно по видеосвязи в системе Webinar, где мы проводили опрос студентов, демонстрировали им видеоролики с физиологическими опытами, зачитывали мини-лекции и доклады. В соответствии с опытом, полученном при работе с англоязычными студентами, мы старались чередовать письменные задания с устными, с видеороликами и работой с
виртуальным лабораторным практикумом, с докладами и пр.
За время дистанционного обучения сту-денты-англофоны участвовали в заседании научного студенческого кружка (СНК) с устными докладами по общим механизмам адаптации человека и по механизмам адаптации к различным условиям среды, также дистанционно (рис. 2).
Рис. 2. Заседание СНК по нормальной физиологии с участием студентов-англофонов.
Наши усилия по дистанционному обучению студентов нормальной физиологии на языке-посреднике были высоко оценены студентами (рис. 3).
Рис. 3. Оценка вариантов проведения занятий по нормальной физиологии студентами, обучающимися на языке - посреднике (английский)
При этом наиболее высокую оценку получили лекции на платформе Moodle, студенты предложили и мини-лекции преподавателя (которые проводились во время занятия в Webinar) выкладывать в систему Moodle и аудиторные занятия со студентами. Несмотря на более простой формат
дистанционного обучения для студентов-англофонов, они хотят проходить обучение по дисциплине нормальная физиология в аудиториях, поскольку им не хватает практикума.
Обучение на платформе Moodle и Webinar получило более низкую оценку со
стороны студентов-англофонов, что связа- 1. Разработка дистанционных средств
но с недостатком, опять же по признанию обучения в системе Moodle и максималь-студентов, практических работ в процессе ное использование возможностей дистан-изучения дисциплины нормальная физио- ционного образования в системе Webinar. логия, а также недостаточным качеством 2. Повышение квалификации препода-
Internet-связи как в России, так и за рубе- вателей по английскому языку и методике жом (где находились во время обучения преподавания дисциплины на языке-некоторые наши студенты). посреднике (английский), повышение ква-
Таким образом, дистанционное обуче- лификации по межкультурной коммуни-ние по дисциплине нормальная физиоло- кации.
гия не заменяет практикума и личного об- 3. Подготовка видеофрагменков УМК
щения со студентами в процессе выполне- (практических опытов). ния практических работ. «Скажи мне - и я 4. Разработка новых учебно-методичких
забуду, покажи мне - и я запомню, Дай пособий и элементов ФОС для студентов-мне сделать - и я пойму!» (Конфуций) англофонов. Переводы и внедрение в
В процессе дистанционного образова- учебный процесс новых наглядных учеб-ния была выявлена необходимость в сле- ных пособий, элементов лекций и практи-дующей перспективной работе: ческих занятий.
Библиографический список
1. General physiology / Yakovlev V.N., Bulgakova Y.V., Semiletova V.A., Karpova A.V., Dorokhov E.V., Zhogoleva O.A. - Voronezh, 2008.
2. Normal physiology. Short course for english-spearing students // Shukurov F.A., Dorokhov E.V., Yakovlev V.N., Bulgakova Ya.V., Karpova A.V., Semiletova V.A. - Tadjik State Medical University. - Dushanbe, 2015.
3. Normal physiology: textbook for independent students' work / Dorokhov Ye.V., Karpova A.V., Semiletova V.A. [et al.]. - Moscow : GEOTAR-Media, 2021. - 512 p.
4. Private physiology. Functions regulation. Blood. Cardiovascular system / Yakovlev V.N., Bulgakova Y.V., Semiletova V.A., Karpova A.V., Dorokhov E.V., Zhogoleva O.A. - Voronezh, 2010.
5. Булгакова Я.В. Особенности обучения иностранных студентов на языке-посреднике на кафедре нормальной физиологии ВГМА / Булгакова Я.В., Семилетова В.А., Дорохов Е.В., Буденная И.А., Реутова Л.Ф. // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2015. - Т. 18. № 1. - С. 26-31.
6. Булгакова Я.В., Семилетова В.А. Исследование некоторых психофизиологических особенностей российских и иностранных студентов в условиях обучения в ВУЗе // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе. Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Кафедра педагогики и психологии ИПМО; главный редактор И.Э. Есауленко. - Воронеж, 2010. - С. 159-161.
7. Булгакова Я.В., Семилетова В.А., Натарова А.А. Мотивационные особенности российских и иностранных студентов при адаптации к учебному процессу // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе. сборник научных статей. Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Кафедра педагогики и психологии ИПМО; главный редактор И.Э. Есауленко. - Воронеж, 2010. - С. 186187.
8. Семилетова В.А. Особенности обучения иностранных студентов на языке-посреднике на кафедре нормальной физиологии ФГБОУ ВО "ВГМУ" // Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС. Сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Воронежский государственный университет, 2019. - С. 337-341.
9. Семилетова В.А. Система дистанционного приема экзаменов с использованием платформы Moodle в ВГМУ им. Н.Н. БУРДЕНКО / Семилетова В.А., Астащенко А.П., Комиссарова О.В., Дорохов Е.В. - Учебно-методическое пособие. - Воронеж, 2020.
DISTANCE LEARNING IN NORMAL PHYSIOLOGY FOR ENGLISH-SPEAKING STUDENTS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
V.A. Semiletova, Candidate of Sciences in Biology, Associate Professor Voronezh N.N. Burdenko State Medical University (Russia, Voronezh)
Abstract. The features of teaching Normal Physiology in distance mode for international English-speaking students are considered. The author discuses examination procedure in distance mode on the Moodle platform has been introduced in VSMU named after N.N. Burdenko. The problems and perspectives of work in distance mode are identified.
Keywords: distance learning, English-speaking students, English language as medium.