Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ФТИЗИАТРИИ И ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРЕПОДАВАНИЕ ФТИЗИАТРИИ И ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФТИЗИАТРИЯ / ПЕДИАТРИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / КАФЕДРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COVID-19 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PHTHISIOLOGY / PEDIATRICS / TEACHING / DEPARTMENT / PROFESSIONAL COMPETENCIES / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородулина Елена Александровна, Вдоушкина Елизавета Сергеевна, Бородулин Борис Евгеньевич, Калинкин Андрей Викторович, Еременко Екатерина Павловна

Представлен опыт работы кафедры фтизиатрии и пульмонологии по преподаванию фтизиатрии в период пандемии COVID-19. На современном этапе преподавания, в отличие от предшествующих периодов, применение интерактивного обучения с использованием информационно-электронных ресурсов, цифровизации, автоматизированного тестового контроля позволяет организовать дистанционное образование с проведением экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородулина Елена Александровна, Вдоушкина Елизавета Сергеевна, Бородулин Борис Евгеньевич, Калинкин Андрей Викторович, Еременко Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PHTHISIOLOGY AND DISTANCE EXAM DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The experience of the department of phthisiology and pulmonology in teaching phthisiology during the COVID-19 pandemic is presented. At the present stage of teaching, in contrast to previous periods, the use of interactive learning using information and electronic resources, digitalization, automated test control allows to organize distance education with an exam.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ФТИЗИАТРИИ И ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

ПРЕПОДАВАНИЕ ФТИЗИАТРИИ И ДИСТАНЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Бородулина Е.А., Вдоушкина Е.С., Бородулин Б.Е., Калинкин А.В., Еременко Е.П.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. Самара, Российская Федерация

Представлен опыт работы кафедры фтизиатрии и пульмонологии по преподаванию фтизиатрии в период пандемии С0УЮ-19. На современном этапе преподавания, в отличие от предшествующих периодов, применение интерактивного обучения с использованием информационно-электронных ресурсов, цифровизации, автоматизированного тестового контроля позволяет организовать дистанционное образование с проведением экзамена. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Бородулина Е.А., Вдоушкина Е.С., Бородулин Б.Е., Калинкин А.В., Еременко Е.П. Преподавание фтизиатрии и дистанционный экзамен в период пандемии С0УЮ-19 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 117-124. Р01: 10.24411/2220-8453-2020-14009 Статья поступила в редакцию 03.06.2020. Принята в печать 14.12.2020.

Ключевые слова:

фтизиатрия, педиатрия, преподавание, кафедра,

профессиональные

компетенции,

СОУЮ-19,

дистанционное

обучение

TEACHING PHTHISIOLOGY AND DISTANCE EXAM DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Borodulina E.A., Vdoushkina E.S., Borodulin B.E., KaLinkin A.V., Eremenko E.P.

Samara State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 443099, Samara, Russian Federation

The experience of the department of phthisiology and pulmonology in teaching phthisiology during the COVID-19 pandemic is presented. At the present stage of teaching, in contrast to previous periods, the use of interactive learning using information and electronic resources, digitalization, automated test control allows to organize distance education with an exam. Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests. For citation: Borodulina E.A., Vdoushkina E.S., Borodulin B.E., Kalinkin A.V., Eremenko E.P. Teaching phthisiology and distance exam during the COVID-19 pandemic. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (4): 117-24. DOI: 10.24411/2220-84532020-14009 (in Russian)

Received 03.06.2020. Accepted for publication 14.12.2020.

Keywords:

phthisiology, pediatrics, teaching, department, professional competencies, COVID-19, e-learning

Современные темпы развития медицины и практического здравоохранения предъявляют к высшему медицинскому образованию все большие требования. Одним из важных аспектов государственной политики в здравоохранении является повышение качества подготовки медицинских кадров [1, 2]. Эффективность функционирования систем здравоохранения различных стран зависит от результатов деятельности врачей и средних медицинских работников, что, в свою очередь, напрямую связано с уровнем их подготовки, наличием необходимого уровня знаний, навыков, умений и мотиваций.

Система высшего медицинского образования России активно выстраивается уже более 100 лет, унаследовав лучшие международные традиции и подходы, сложившиеся в XIX в., а также приобретения времен СССР. С начала политической и социально-экономической перестройки нашего государства происходили реформы и в высшей медицинской школе [3]. Подписание Болонского соглашения в 2003 г. стало отправной точкой адаптации отечественной медицинской школы к международному образовательному стандарту [4]. Современное образование характеризуется новыми тенденциями. Появилась трехуровневая система в вузах: специалитет, бакалавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, новые форматы образования. Актуализировалась система Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в соответствии с требованиями действующего законодательства и профессиональных стандартов [5, 6].

Модернизация российского образования главной задачей определяет обе-

спечение высокого его качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В этих условиях качество подготовки будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы образовательных организаций высшего образования и заключается в способности образовательных услуг удовлетворить запросы и ожидания потребителей. Задачей профессионального образования является не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники и технологии [7].

Проблема туберкулеза актуальна для нашей страны, и ее решению всегда уделялось большое внимание на государственном уровне, в том числе и при подготовке медицинских кадров. Преподавание дисциплины «фтизиатрия» осуществляют специализированные кафедры во всех медицинских вузах. За всю историю преподавания дисциплины «фтизиатрия» изучаемые вопросы рассматриваются как одни из приоритетных для врача общей практики. Распространение коронави-русной инфекции потребовало новых подходов к преподаванию, оценке знаний и проведению экзамена в дистанционном формате. В период пандемии COVID-19 и перехода студентов на дистанционное образование появилась необходимость в сжатые сроки полностью перейти на работу в электронной информационной образовательной среде (ЭИОС).

Цель - сформировать ЭИОС для проведения занятий и экзамена в дистанционном формате по дисциплине «фтизиатрия» в период пандемии инфекции

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для занятий в дистанционном формате использовалась ЭИОС ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России на платформе системы Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды. Электронная платформа построена таким образом, что преподаватели и студенты имеют персональный доступ как для создания заданий и их последующей оценки (для преподавателя), так и ограниченный для студента. Студент имеет возможность просмотреть курс лекций и выполнить тесты и задачи, назначенные ему в соответствии с расписанием, что приближает дистанционное обучение к реальности. Загрузка системы проводилась в полном соответствии с ФГОС. Видеозаписи лекций, выложенные на https://youtube.com, были доступны для просмотра в виде прямых ссылок в системе ЭИОС.

Для каждого занятия создавали отдельный раздел в системе ЭИОС, содержащий тестовые задания и клинические задачи по теме занятия. Создавали необходимое количество разделов, соответствующих темам занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В 1-й части занятия проводится тестовый контроль (называемый в обычном занятии «входной тестовый контроль»). 20 вопросов позволяли определить уровень теоретической подготовки студента к занятию. В процессе ответов студент имел возможность пользоваться лекцией, учебником и методической литературой. В тестовом вопросе из 4 вариантов ответа выбирается 1. Оценка правильности происходит автоматически, в конце всех

тестовых заданий студент сразу получал количество набранных баллов и соответствующую оценку.

2-я часть занятия посвящена ситуационным клиническим заданиям. Для лучшего усвоения темы вместо ответа в форме эссе нами разработаны алгоритмизированные задачи. Студент решает от 5 до 10 задач. В алгоритме заложены все требуемые диагностические мероприятия, которые при многократном решении позволяют формировать клиническое мышление в соответствии с компетенциями ФГОС. Задание считается выполненным только в случае ответов на все вопросы в задаче. Время для прохождения занятия заложено в соответствии с реальным расписанием. После выполнения всех заданий системой сразу автоматически формируются оценка за задачу и итоговая оценка за занятие (рис. 1).

В конце цикла занятий вместо написания истории болезни студенты пишут реферат по выбранной теме. При проверке оценивается умение работать с дополнительной литературой и систематизировать многочисленные данные; реферат оценивается преподавателями индивидуально, оценка также добавляется в систему ЭИОС. После получения зачета по предмету студент допускается к экзамену.

Основной частью экзамена была приближенная к реальной практике клиническая задача, требующая анализа клинической картины, лабораторных данных и умения оценивать рентгенограммы. В каждой клинической задаче было по 12 вопросов, имеющих различную ценность оценки в баллах, где студентам необходимо выбрать правильный ответ (да/ нет или один вариант из списка) и поставить клинический диагноз. При вы-

01 Семестр, Занятие 03 [=] 01 Семестр, Занятие 04 [=]

ф Й ТЕСТ «Лабораторная ... ф 0 Задачи по... ф X Итого в категории «01... ф / У] ТЕСТ - Первичный период... Ф Задачи. Туберкулез... Ф / X Итого в категории «01 ... Ф /

X к 5 (Отлично) (94 %) а 2 (Неудовлетворительно) (50 %) а 4 (Хорошо) (72%) 5 (Отлично) (100 %) 3 4 (Хорошо) (79 %) а 5 (Отлично) (90 %)

ж Б< 3 (Удовлетворительно) (63 %) а 2 (Неудовлетворительно) (46 %) а 2 (Неудовлетворительно) (54 %) 2 (Неудовлетворительно) (46 %) а 2 (Неудовлетворительно) (54 %) а 2 (Неудовлетворительно) (50 %)

а 5 (Отлично) (88 %) а 3 (Удовлетворительно) (69 %) а 4 (Хорошо) (78%) 5 (Отлично) (92 %) а 3 (Удовлетворительно) (60 %) а 4 (Хорошо) (76 %)

а 5 (Отлично) (88 %) а 3 (Удовлетворительно) (69 %) а 4 (Хорошо) (78%) 5 (Отлично) (100%) а 2 (Неудовлетворительно) (52 %) а 4 (Хорошо) (76 %)

а 5 (Отлично) (81 %) а 2 (Неудовлетворительно) (42 %) а 3 (Удовлетворительно) (61 %) 5 (Отлично) (92 %) С1 2 (Неудовлетворительно) (50 %) а 4 (Хорошо) (71 %)

м в 5 (Отлично) (100 %) д 3 (Удовлетворительно) (67 %) а 5 (Отлично) (84%) 5 (Отлично) (100 %) а 2 (Неудовлетворительно) (56 %) а 4 (Хорошо) (78 %)

п 5 (Отлично) (94 %) а 2 (Неудовлетворительно) (53 %) а 4 (Хорошо) (73%) 5 (Отлично) (100%) а 3 (Удовлетворительно) (65 %) а 5 (Отлично) (82 %)

о А 5 (Отлично) (88 %) Д 2 (Неудовлетворительно) (46 %) а 3 (Удовлетворительно) (67 %) 5 (Отлично) (88 %) с* 2 (Неудовлетворительно) (56 %) а 4 (Хорошо) (72 %)

5 .0 5 (Отлично) (94 %) а 3 (Удовлетворительно) (63 %) а 4 (Хорошо) (78%) 5 (Отлично) (100 %) С1 3 (Удовлетворительно) (65 %) а 5 (Отлично) (82 %)

X! 5 (Отлично) (88 %) а 4 (Хорошо) (73 %) а 5 (Отлично) (80 %) 5 (Отлично) (92 %) а 3 (Удовлетворительно) (67 %) а 4 (Хорошо) (79 %)

Ш О 5 (Отлично) (81 %) а 2 (Неудовлетворительно) (56 %) а 3 (Удовлетворительно) (69 %) 5 (Отлично) (88 %) а 2 (Неудовлетворительно) (58 %) а 4 (Хорошо) (73 %)

Ш 5 (Отлично) (88 %) а 3 (Удовлетворительно) (69 %) а 4 (Хорошо) (78%) 5 (Отлично) (100 %) а 2 (Неудовлетворительно) (58 %) а 4 (Хорошо) (79 %)

5 (Отлично) (87%) 2 (Неудовлетворительно) (58 %) 4 (Хорошо) (73%) 5 (Отлично) (91 %) 3 (Удовлетворительно) (60 %) 4 (Хорошо) (76 %)

■ с| 5 (Отлично) (91 %) 3 (Удовлетворительно) (61 %) 4 (Хорошо) (79 %) 5 (Отлично) (88%) 3 (Удовлетворительно) (65 %) 5 (Отлично) (81 %)

Рис. 1. Результаты тестов и задач с итоговыми оценками занятий

Затраченное Завершено время Оценка/ЮО

В. 1 В. 2 В. 3 В. 4 В. 5 В. I

В. 10 В. 11 В. 12 В. 13 В. 14 В. 15 В. 16 В. 17 В. 18 В. 19 В. 20 В. 21

17.09.2020 10:24 24 мин. 54 91 V 3 V з «/з «/3 V з V з V з V з V 3 V з V з X о V з V з V з V 3 «/з •/ 3 X о V з V 31

17.09.2020 10:32 32 мин. 47 72 V з V 3 X о X о V з ч/ 3 V з V 3 V з V з V 3 V з V з X о X о V з X о V з V 22

17.09.2020 10:26 26 мин. 42 74 V з V з -/з V з X о V з X о X о «/3 V з V з X о V з V з «/3 -/3 «/3 V з V з •/з V 21

17.09.2020 10:27 27 мин. 42 82 X о -/ з V 3 X о V з V з V з X о V з V з X о V з V 3 V з V 3 V з V з V з V з V з V 29

Рис. 2. Результаты экзамена в балльной системе по тестам (В.1-В.20) и задаче (В.21)

полнении задачи демонстрировались базовые знания, умение сформировать алгоритм в соответствии с профессиональными компетенциями и клиническими рекомендациями по специальности. Помимо задачи, экзаменационный билет включал 20 тестовых вопросов. Для формирования случайной выборки были созданы тематические экзаменационные банки тестовых вопросов (250 тестов) и задач (п=35).

В системе был создан тест «ЭКЗАМЕН» [8], в котором система автоматически случайным образом набирала 20 тестовых вопросов и 1 клиническую задачу. Вес/зна-

чимость каждого из вопросов - 1 балл, задачи - 16 баллов. На дистанционный экзамен отводили 40 мин, по завершении участники сразу видели оценку (рис. 2). Система ЭИОС позволила одномоментно принять экзамен у всего факультета, при этом медленной работы и сбоев не отмечено.

Система автоматически выставляла итоговую оценку в зависимости от количества набранных баллов. В тестовом режиме приняли систему оценки на 10 баллов выше обычной: при баллах 80 и выше - «отлично», 70-79 - «хорошо»

Таблица 1. Среднее время, затраченное на онлайн-экзамен, в зависимости от оценки

Оценка Время, min (мин) Время, max (мин) Время, среднее (мин) Количество оценок, абс./%

Отлично 5,15 36,21 26,4±8,8 11/14,1

Хорошо 14,20 39,05 30,1±7,3 19/24,4

Удовлетворительно 16,17 39,02 28,3±7,2 30/38,5

Неудовлетворительно 5,78 40,01 24,2±10,7 18/23,0

и 60-69 - «удовлетворительно», менее 60% - «неудовлетворительно».

Для оценки качества заданий использовались индекс и эффективность дискриминации. Для получения более объективного результата онлайн-экзамена в конце тестирования студентам предлагается видеособеседование по потребности.

Вопросов по формату проведения экзамена у студентов не возникало, так как им заранее были представлены условия через социальные сети.

За указанное время все студенты успели закончить тестирование и решить ситуационную задачу. Анализ затраченного времени на выполнение задания показал, что в среднем было затрачено 27±3,2 мин. При сравнительном анализе достоверной разницы в затраченном времени при разных оценках не получено (р>0,1) (табл. 1).

Количество вопросов с отрицательным индексом дискриминации менее -20% составило 8/143 (5,6%) - это вопросы тестового контроля. Основная часть вопросов -84/143 (58,7%) имела индекс более 70%. В задаче индексов дискриминации не было.

При оценке в системе Moodle по результату теста средняя оценка и медиана составили 67 и 68 баллов соответственно, что подтверждается низким индексом

асимметрии -0,30 и низким показателем оценки распределения эксцесса -0,14. Значение стандартной ошибки в 10% является низким, что подтверждает высокую объективность тестового экзамена (рис. 3, табл. 2).

Таблица 2. Статистический отчет по оценке экзамена системой Moodle

Количество полностью оцененных первых попыток 78

Средняя оценка по всем попыткам 67%

Медиана оценок 68%

Стандартное отклонение 11%

Оценка асимметрии распределения -0,30

Оценка распределения эксцесса -0,14

Коэффициент внутренней согласованности 12%

Соотношение ошибок 94%

Стандартная ошибка 10%

По итогам тестового экзамена отвечающие оценили формат проведения экзамена положительно, отметили удобство подачи материала, корректность вопросов, качество рентгенограмм и томограмм, приложенных к каждой задаче. Многие студенты проходили экзамен с помощью смартфонов, не «привязываясь»

30

m

0 н

1

ф

s

н

о о

с

о

30 25 20 15 10 5 0

11

I

19

Щ 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

|

1

_

30

19

— 11 с

У ^

5?

Л4

&

<f

<f

fS>

г

& -gT

d* о о о

<6° <6* <o& <6° <£> Рис. 3. Распределение ответов по балльной и оценочной системе

к стационарному компьютеру и домашнему рабочему месту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные особенности преподавания с использованием информационно-электронных ресурсов, цифровизации, автоматизированного тестового контроля расширяют возможности активного и интерактивного обучения. Преподавание специальности «фтизиатрия», направленное на реализацию необходимых профессиональных компетенций, возможно в электронной информационной образовательной среде с проведением экзамена в удаленном доступе. Дистанционный формат позволил решить задачу в «виртуальной» среде с проведением экзамена по выпуску врачей в «реальную» практику. Разработанная

программа для проведения экзамена в дистанционном формате решает вопросы открытости, объективности и прозрачности оценочной системы в соответствии с Государственной программой развития образования, оставляя вариант обсуждения в случае появления вопросов у студента для исключения ошибок системы. Насколько эффективна подобная дистанционная работа со студентами при изучении нового материала и как удаленная оценка знаний зарекомендует себя в дальнейшем, еще предстоит изучить в ближайшие 2-3 года. По окончании периода пандемии COVID-19 дистанционный подход может активно дополнять сложившуюся систему классического образования в медицинском вузе при подготовке врачей по специальности «фтизиатрия» на педиатрическом факультете.

6

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара, Российская Федерация, кафедра фтизиатрии и пульмонологии:

Бородулина Елена Александровна (Elena A. Borodulina)* - доктор медицинских наук, профессор

*Автор для корреспонденции.

E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-3063-1538

Вдоушкина Елизавета Сергеевна (Elizaveta S. Vdoushkina) - кандидат медицинских наук, доцент

E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-0039-6829

Бородулин Борис Евгеньевич (Boris E. Borodulin) - доктор медицинских наук, профессор

E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6676-8587

Калинкин Андрей Викторович (Andrey V. Kalinkin) - кандидат медицинских наук, доцент

E-mail: [email protected] https://orcid.org//0000-0001-5909-4070

Еременко Екатерина Павловна (Ekaterina P. Eremenko) - кандидат медицинских наук, доцент

https://orcid.org/0000-0001-5909-4070

ЛИТЕРАТУРА

1. Филинюк О.В., Колоколова О.В., Буйнова Л.Н., Кабанец Н.Н., Янова Г.В., Земляная Н.А. Современные подходы к преподаванию фтизиатрии в условиях внедрения ФГОС ВО // Туберкулез и болезни легких. 2017. Т. 95, № 4 С. 52-57.

2. Мякишева Т.В., Рашкевич Е.Е., Фролова Ю.В., Василевская О.В., Колобанова А.А. Междисциплинарный подход к преподаванию фтизиатрии на лечебном и педиатрическом факультетах // Смоленский медицинский альманах. 2017. № 2 С. 95-99.

3. Дьяченко В.Г, Дьяченко С.В. Стандартизация высшего медицинского образования, производственный контекст // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2017. № 1 (26). С. 2-24.

4. Демцура С.С. Реформа российского образования и судьба высшей школы // Социум и власть. 2017. № 4 (55). С. 43-48.

5. Поддубная Л.В., Зырянова Т.В., Шилова Е.П., Кононенко В.Г. Преподавание фтизиатрии на педиатрическом факультете // Медицина и образование в Сибири. 2015 № 5 С. 12.

6. Лозовская М.Э., Васильева Е.Б., Клочкова Л.В., Яровая Ю.А., Степанов Г.А. Новый вектор в преподавании фтизиатрии студентам-педиатрам // Туберкулез и болезни легких. 2019. Т. 97, № 5. С. 73-74.

7. Павлов В.Н., Цыглин А.А. Модернизация высшего образования посредством внедрения современных инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. Т. 7, № 1. С. 84-86.

8. Бородулина Е.А., Вдоушкина Е.С., Калинкин А.В., Бородулин Б.Е., Еременко Е.П., Ступко М.Г. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020662768 «Программа автоматизированной оценки и контроля знаний студентов по специальности «фтизиатрия». 2020.

REFERENCES

1. Filinyuk O.V., Kolokolova O.V., Buynova L.N., Kabanets N.N., Yanova G.V., Zemlyanaya N.A. Current approaches to teaching tuberculosis control when introducing federal state educational standard of

higher education. Tuberkulez i bolezni legkikh [Tuberculosis and Lung Diseases]. 2017; 95 (4): 52-7. (in Russian)

2. Myakisheva T.V., Rashkevich E.E., Frolova Yu.V., Vasilevskaya O.V., Kolobanova A.A. Interdisciplinary approach to teaching of phthisiology at a higher medical school. Smolenskiy meditsinskiy al'manakh [Smolensk Medical Almanac]. 2017; (2): 95-9. (in Russian)

3. D'yachenko V.G., D'yachenko S.V. Standardization of higher medical education, industrial context. Vestnik obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya Dal'nego Vostoka Rossii [Bulletin of Public Health and Health Care of the Far East of Russia]. 2017; 1 (26): 2-24. (in Russian)

4. Demtsura S.S. Development of Russian education and market of educational service. Sotsium i vlast' [Society and Power]. 2017; 4 (55): 43-8. (in Russian)

5. Poddubnaya L.V., Zyryanova T.V., Shilova E.P., Kononenko V.G. Teaching phthisiology at pediatric faculty.

Meditsina i obrazovanie v Sibiri [Medicine and Education in Siberia]. 2015; (5): 12. (in Russian)

6. Lozovskaya M.Je., Vasil'eva E.B., Klochkova L.V., Yarovaya Yu.A., Stepanov G.A. New vector in teaching

phthisiology to pediatrician students. Tuberkulez i bolezni legkikh [Tuberculosis and Lung Diseases]. 2019; 97 (5): 73-4. (in Russian)

7. Pavlov V.N., Tsyglin A.A. Modernization of higher education through the introduction of modern innovative technologies. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical Education and University Science]. 2015; 1 (7): 84-6. (in Russian)

8. Borodulina E.A., Vdoushkina E.S., Kalinkin A.V., Borodulin B.E., Eremenko E.P., Stupko M.G. Certificate of state registration of the computer program No. 2020662768 «Program for automated assessment and control of students' knowledge in the specialty «Phthisiology»». 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.