Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАНДЕМИЯ / DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGY / PANDEMIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдыльманова Р. Х., Омарова Х. С.

Статья посвящена эффективности дистанционного обучения иностранному языку. Большая роль отводится электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям. В статье рассматриваются понятия дистанционного обучения и дифференцированного подхода, а также представлены результаты проведенного анкетирования студентов для изучения эффективности дистанционной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдыльманова Р. Х., Омарова Х. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF DISTANCE EDUCATION OF FOREIGN LANGUAGE DURING PANDEMIC PERIOD

This article is devoted to the efficiency of distance learning of foreign language. Electronic learning and distance educational technologies play an important role. The concepts of distance learning and differentiated approach are considered. Also the results of conducted survey of the students are given for studying the efficiency of distance form of learning.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

щронный яаучно-методичесщй яуркал -efo'

Омского ТЯУИ||

Абдыльманова Р. Х., Омарова Х. С.Эффективность дистанционного обучения иностранному языку в период пандемии// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 3 (22) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2020/3/00860_1.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378, 1:81

Абдыльманова Райхан Хаджимуратовна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ г. Омск; rkh. abdylmanova@omgau. org

Омарова Хадиша Серекпаевна

Институт законодательства и правовой информации, г. Нур - Султан [email protected]

Эффективность дистанционного обучения иностранному языку в период пандемии

Аннотация. Статья посвящена эффективности дистанционного обучения иностранному языку. Большая роль отводится электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям. В статье рассматриваются понятия дистанционного обучения и дифференцированного подхода, а также представлены результаты проведенного анкетирования студентов для изучения эффективности дистанционной формы обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные технологии, информационные технологии, пандемия.

В условиях пандемии коронавируса (COVID-19) системы образования во всем мире стали принимать меры по организации обучения. Система образования, можно сказать, оказалась "на первой линии фронта" с большим количеством людей. Вузы Российской Федерации 15 марта получили подписанный накануне приказ Министерства образования №397, согласно которому необходимо перевести всю работу в аудиториях в «электронно-информационную образовательную среду (ЭИОС)». Под ЭИОС Минобрнауки подразумевало «использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредовано (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [1].

С апреля студенты ОмГАУ перешли на дистанционную форму обучения. Определим понятие «дистанционное обучение». Дистанционное обучение - способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. Определение говорит само за себя - обучение на расстоянии; дистанционное обучение - это прежде всего отсутствие необходимости ходить в какое-либо учебное заведение в строго предписанное расписанием время, выполнять программу курса в установленном порядке. Современные исследователи уделяют вопросу дистанционного обучения немало внимания. Как отмечает Л.Н. Преждо, все большая роль отводится электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям. В связи с этим становятся актуальными выбор, научное

обоснование и успешная практическая реализация технологических платформ электронного обучения, обеспечивающих, с одной стороны, возможность эффективной трансформации традиционных дидактических процедур учебного процесса, с другой - развитие самостоятельно и критически мыслящих, мобильных, творчески активных личностей [3].

Дистанционное обучение - феномен, связанный с современным состоянием информационной технологий. Дистанционное обучение подразумевает физическое разделение преподавателя и студента. Для заполнения этого пространства можно использовать различные современные технологии. Принципы эффективного обучения остаются теми же, что и при обычном изучении предмета: первостепенной задачей является развитие и усовершенствование коммуникационных компетенций.

Дистанционное обучение может быть синхронным, когда коммуникация осуществляется в реальном времени при участии обеих сторон одновременно, или асинхронным, когда коммуникация осуществляется постепенно, одна информация следует за другой, как при пользовании электронной почтой. Сегодня дистанционное обучение -практика, это накопившийся опыт. Оно достигло того уровня развития и использования, когда стало не просто средой обучения, но и весь процесс обучения, который их объединяет.

Дистанционное обучение в современном мире осуществляется с помощью таких технологий, как Интернет в голосовом и текстовом режимах, e-mail, телефонная связь, различные интернет-платформы, видеоконференции и традиционная пересылка учебных материалов обычной почтой (печатных, аудио-, видео- и электронных учебных материалов). Наибольшая эффективность при дистанционном обучении достигается за счет чередования компьютерных технологий. Эти технологии являются связующим звеном между студентом (обучающимся) и образовательным центром, которых могут разделять тысячи километров.

Актуальной проблемой методики преподавания иностранных языков в вузе является обучение студентов иностранному языку с разным уровнем языковой подготовки. Контингент обучающихся в группах неязыковых специальностей неоднороден, с различными умственными способностями и природными данными. Преподаватели вынуждены учитывать недостаточный уровень знаний и умений, с которыми приходят многие выпускники средних школ города и сельских школ в высшее учебное заведение. Способности обучающихся к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык дается легко, а другим - с большим трудом. Одним из способов решения данной проблемы является использование дифференцированного подхода в обучении иностранному языку обучающихся, имеющих разный уровень языковой подготовки. Зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности обучающегося, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях, которые определяются по результатам входного тестирования (Placement Test). Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах [2]. Учитывая данный подход, дистанционное преподавание иностранному языку очень сложно, но несмотря на это, кафедра иностранных языков Ом ГАУ в кратчайшие сроки организовала процесс дистанционного преподавания иностранному языку, используя накопленный материал и современные технологии. По окончании учебного процесса, для изучения эффективности дистанционной формы обучения иностранному языку во время пандемии нами было проведено анкетирование студентов первого курса агротехнологического и экономического факультетов, а также факультета технического сервиса в агропромышленном комплексе.

Студентам была предложена анкета из 14 вопросов. На вопрос какие платформы (сайты) используются для преподавания иностранного языка в дистанционной форме, студенты отметили электронную почту как одну из наиболее используемых (100%), далее идут Google (93%) и WhatsApp (84%). Контакт с преподавателями иностранного языка по видеосвязи (или с помощью мобильной связи в случае, если произошел сбой с Интернетом) необходим большинству студентов (95%); по вопросам проведения консультаций и предпочтительного времени занятий в дистанционном формате все респонденты указали, что

занятия и консультации проводились согласно указанному времени по утвержденному на второй семестр расписанию учебных занятий. 82% студентов благодарны преподавателям иностранного языка за полный и доступный разбор сложных тем и вопросов во время онлайн занятий, а 18% считают, что объяснение проводилось формально и частично; чуть больше половины опрошенных (56%) предпочитают контроль со стороны преподавателя за участием студентов в дистанционных занятиях и за выполнением заданий в дистанционном формате, а 44% обучаемых не нуждаются в контроле. Наиболее распространенной формой индивидуального общения с преподавателем являются: e-mail группы, e-mail преподавателя и чат WhatsApp. Что качается времени, затрачиваемой на учебу, по мнению респондентов, оно значительно увеличилось с переходом на дистанционный формат. На вопрос о выборе между аудиторными занятиями и дистанционным обучением, наши студенты (100%) предпочли аудиторные занятия (традиционная форма занятий более привычна), большинство студентов не полностью удовлетворены качеством организованного процесса дистанционного обучения и считают эффективность дистанционной формы обучения низкой - (37%), средней - (28%) и высокой - (3%). Наиболее частой проблемой, возникавший у студентов при дистанционном обучении иностранному языку является технический аспект -обучающиеся не всегда могут иметь необходимое техническое оборудование: компьютер, сбои в интернете, большой объем домашнего задания и отсутствие живого общения.

К сожалению, тестирование, которое мы провели на первом курсе с целью оценки эффективности дистанционной формы обучения иностранному языку во время пандемии не полностью отражает проблемы, стоящие перед преподавателями, учебно-методическим отделом вуза и ответственными за информационную образовательную среду на факультетах. Отсюда задачи, стоящие перед дистанционным образованием в вузе, чрезвычайно сложны: попытаться сформировать новый тип сознания как студентов, так и преподавателей (эффективное взаимодействие преподавателя и обучающихся, несмотря на расстояние), подготовить ППС к новой, дистанционной подаче занятий, поднять уровень знаний по информационным технологиям, пополнить базу видео-лекций и видео-семинаров, пересмотреть формы контроля и оценивания.

По результатам проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что, несмотря на плюсы дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, которое набирает большую популярность в последнее время, оно никогда не заменит традиционные учебные занятия, в особенности на занятиях иностранного языка, где необходимы живое общение и прямой контакт с преподавателями.

Список источников

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»

2. Полат, Е.С. «Разноуровневое обучение» [Текст] / Е. С. Полат// Иностранные языки в школе. -2001. -№5. - С. 4

3. Преждо, Л.Н. Дистанционные технологии в структуре представления знаний//Новий колепум. - 2002. - №45.- С. 17-18.

Abdylmanova Raykhan

Senior teacher

FSBEIHE Omsky SAUOmsk rkh. ahdylmanovaaomgaii. org

Omarova Khadisha

Institute of Legislation and Legal Information, Nur - Sultan city hadisha68amail.ru

The effectiveness of distance education of foreign language during pandemic period

Annotation. This article is devoted to the efficiency of distance learning of foreign language. Electronic learning and distance educational technologies play an important role. The concepts of distance learning and differentiated approach are considered. Also the results of conducted survey of the students are given for studying the efficiency of distance form of learning. Keyword: distance learning, educational technologies, information technology, pandemic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.