Марус Ю. В. Методические условия эффективности дистанционного обучения в вузе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 4 (23) октябрь- декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/4/00896.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147.31
Марус Юлия Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск [email protected]
Методические условия эффективности дистанционного обучения в вузе
Аннотация. В статье анализируются причины необходимости применения дистанционного обучения в современных условиях и методические условия, необходимые для его эффективности. Обозначаются и обосновываются направления методической поддержки профессорско-преподавательского состава вуза при применении дистанционного формата обучения. Показаны возможности применения электронной информационно-образовательной среды в реализации дистанционного обучения на примере Омского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: дистанционное обучение, компетенции, электронная информационно-образовательная среда, методическое сопровождение.
Внедрение и поддержка дистанционного образования и дистанционных образовательных технологий закреплена в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Более того, в субъектах Российской Федерации создаются региональные центры дистанционного обучения, сопровождающиеся условиями для доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и компьютерными оборудованиями.
Дистанционное обучение в настоящий момент играет все большую роль. Дистанционный формат обучения значительно расширяет возможности для получения образования любого уровня, так как повышает уровень доступности образовательной среды, как с точки зрения территориальной удаленности обучающегося от образовательного учреждения, в котором есть желание учиться, так и с точки зрения людей с ограниченными возможностями здоровья, для которых возможность обучаться дистанционно особенно важна. При этом применение дистанционного обучения становится возможным при внедрении в деятельность образовательной организации электронной информационно-образовательной среды. При этом каждый обучающийся, в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к ЭИОС образовательной организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее. [1, С. 93]
С внедрением дистанционных технологий в преподавании появляются и новшества в методических условиях, необходимых педагогам. Особенную актуальность приобретают направления методической работы, связанные с использованием различных образовательных ресурсов, позволяющих наиболее эффективно организовать образовательный процесс в условиях вынужденного или запланированного дистанционного обучения. Среди таких образовательных ресурсов: образовательные сайты, электронная информационно-образовательная среда организаций, форумы, образовательный контент, электронные учебно-методические комплексы.
Наиболее готовыми к реализации дистанционного обучения в настоящий момент являются вузы. Если взять как пример электронную информационно-образовательную среду Омского государственного педагогического университета, то элементы сформированной электронной информационно-образовательной среды, будут представлять собой сеть ресурсов, позволяющих обучающимся иметь полный доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, а также создавать свой электронный портфолио, где сохраняются выполненные работы, отзывы на них и оценки. (рис.) [1, С. 93]
Официальный сайт ОмГПУ и сайчы факультетов отпури. ги, Гепшиитщри.ги. ре455,гу, ¡зЩ^.оШёрили
Электронный портфели о ропГо! ¡охипури ш
Образовательный портал cdu.omgpu.iii
Образовательный портал «IИ колаясИооГот.црнлч!
Электронные библиотечные системы и бучы
Электроняэя библиотека Ом Г ПУ Электоовиая библиотечная система 1 Р1Шоок5
Базы данных
Научные журналы и полнотекстовых багах данных
Электронная почта для сотрудников и обучающихся ЮШ1 .от^ри.ги. таЙ ииии^ри ,ш
Система тестирования 1еа.ошЁри,й1
Другие эШлеиты ЭИОС
Электронная информационно
образовательная ере;и1 ОмГПУ
Рисунок. Электронная информационно-образовательная среда ОмГПУ
Кроме этого, эффективная электронная информационно-образовательная среда, примером которой может служить портал ОмГПУ, обеспечивает возможность проведения занятий в дистанционном режиме с помощью видеоконференций, которые максимально приближают условия дистанционного обучения к аудиторным, позволяют наладить полноценный контакт преподавателя с обучающимися, который обеспечивает переход на дистанционную форму обучения без потери качества образовательного результата. Также и проверка достигнутого результата может осуществляться в различных формах - как в тестовой, так и в форме устного экзамена или зачета. Немаловажна возможность применения
балльно-рейтинговой формы оценивания достигнутых результатов, так как она наиболее адекватно отражает достигнутый уровень освоения обучающимся компетенций, формирование которых предполагается рабочей программой той или иной дисциплины.
В этой связи, методическая деятельность профессорско-преподавательского состава вуза должна быть направлена, прежде всего, на формирование навыков эффективного использования электронной информационно-образовательной среды.
Эти навыки должны включать в себя:
1) Умение грамотно оформлять курс, с указанием названия дисциплины, направления и профиля обучения группы, данных ведущего преподавателя, сроков и продолжительности курса, формы отчетности
2) Умение разместить учебно-методические материалы, включая тексты лекционного материала, задания на семинарские занятия, обозначение возможностей получения премиальных баллов
3) Умение применять различные элементы Портала для предоставления заданий и оценивания результатов. Такие элементы как, интерактивная лекция, файл, страница, глоссарий, книга, Книга ЭБС, база данных, гиперссылка - дают возможность разместить учебные материалы для изучения обучающимися. Элементы рабочая тетрадь, задание, семинар, тест, игровые элементы, такие как кроссворд или виселица - позволяют оценить достигнутые результаты обучения. А элементы «Опрос», «Форум», «Чат» - дают возможность получить быструю обратную связь с обучающимися
4) Умение использовать в работе сайты для создания ментальных карт (таких как MindMeister или Popplet), для создания временных лент (например, Timetoast), для создания он-лайн досок (можно использовать Linoit), для создания интерактивных заданий (очень эффективен сайт Learningapps), для интерактивных плакатов (Thinglink) позволит разнообразить формы работы с обучающимися [2, С. 28]
5) Наиболее важным и востребованным является умение создавать и проводить видеоконференции, так как этот элемент создает возможность живого общения преподавателя и обучающихся, что имеет большое значение для осуществления коммуникации в форме сотрудничества, однонаправленной деятельности преподавателя и обучающегося, цель которой - сформировать компетенции, для дальнейшей профессиональной деятельности. Система BigBlueButton, используемая Образовательным порталом ОмГПУ, позволяет наладить аудио- и видеосвязь преподавателя и обучающихся, загружать презентации и вести диалог в чате, делить обучающихся на группы, создавая отдельные «комнаты» для групповой работы. Систему BigBlueButton можно использовать как для проведения лекций, так и для устных ответов и обсуждения семинарских тем с обучающимися. В отсутствии возможности доступа к данной системе допустимо использование видео-возможностей соцсетей, таких, как Google Meet, Instagram, Вконтакте.
Сформированность этих навыков у профессорско-преподавательского состава вуза, будет детерминантом эффективности работы в дистанционном формате обучения, позволит добиться достижения у обучающихся того же уровня освоения компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, который ожидается от очного формата, а также существенно дополнить и разнообразить образовательный процесс, если в обучении использовать все возможности, предоставляемые электронной информационно-образовательной средой.
Ссылки на источники:
1. Марус Ю.В., Коваленко Е.В., Геращенко И.П. Применение активных форм в электронной информационно-образовательной среде как средство повышения результативности обучения студентов направления подготовки "Туризм" //
Современные проблемы науки и образования, 2019. - №3. - С. 93. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=28950
2. Марус Ю.В. Изменение роли преподавателя вуза в современных условиях // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ, 2017. - № 2 (9). - С. 28. URL: http://ejournal.omgau.rU/images/issues/2017/2/00348.pdf. - ISSN 2413-4066
Yulia Marus
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk State Pedagogical University, Omsk
Methodological Conditions for Efficiency of Distance Learning in a Higher Education
Institution
Abstract. The article analyzes the reasons for the need of using distance learning under present-day conditions and the methodological conditions necessary for its effectiveness. The directions of methodological support of the teaching staff of the university in the application of distance learning are identified and justified. The possibilities of using electronic information and educational environment in the implementation of distance learning on the example of Omsk State Pedagogical University are also shown.
Keywords: distance learning, competencies, electronic information and educational environment, methodological support.