Педагогические науки
УДК 37.018.43
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
И.И. Савич
Уральский юридический институт МВД России (Екатеринбург, Россия)
Аннотация. Первые шесть месяцев 2020 года, в памяти всех людей мира, всегда будет ассоциироваться с вирусной пандемией, самоизоляцией граждан. Проблема эта коснулась, конечно же, и образовательной системы России - обучающихся, преподавателей и управленческого состава вузов. Решение было принято на самом высоком государственном уровне и продублировано 14 марта 2020 года в форме Приказа в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». На смену традиционной форме обучения, в условиях самоизоляции, вузы перешли к дистанционному обучению, использованию на базе аппаратных возможностей интернет-платформы, программных и телекоммуникационных технологий.. В Уральском юридическом институте МВД России, в условиях удаленной учебной деятельности прибегли к задействованию «электронной информационной образовательной среды». ЭИОС, являющейся интегрированной многокомпонентной системой, средством, ресурсом и условием, обеспечивающим дифференциацию субъектов образовательного процесса, передачу данных, которая осуществляет их диалектическое взаимодействие, обучение и воспитание.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, электронная информационная образовательная среда, коронавирус COVID-19
UDC 37.018.43
DISTANCE LEARNING IN THE CONDITIONS OF SELF-ISOLATION
I.I. Savich
Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia (Yekaterinburg,
Russia)
Abstract. The first six months of 2020, in the memory of all people in the world, will always be associated with a viral pandemic, the self-isolation of citizens. This problem has also affected the Russian educational system - students, teachers and management staff of higher education institutions. The decision was made at the highest state level and was duplicated on March 14, 2020 in the form of an Order in the Ministry of science and higher education of the Russian Federation No. 397 "on the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and related additional professional programs, in order to prevent the spread of a new coronavirus infection on the territory of the Russian Federation". Instead of the traditional form of education, in conditions of self-isolation, universities have moved to distance learning, using the hardware capabilities of the Internet platform, software and telecommunications technologies. In the Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, in the conditions of remote educational activities, resorted to the use of "electronic information educational environment". EIOS, which is an integrated multicomponent system, means, resource and condition that provides differentiation of subjects of the educational process, data transfer, which carries out their dialectical interaction, training and education.
Keywords: distance learning, education, electronic information educational environment, Coronavirus COVID-19
Современный уровень развития цивилизации и условия жизнедеятельности предъявляют к человечеству свои требования. Последние события, охватившие весь мир и принудившие всех самоизолироваться, коснулись и системы образования.
В марте 2020 года в связи с распространившимся в стране короновирусом, COVID-19, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, издало приказ № 397 (от 14.03.2020) в целях обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников образовательных организаций [5]. Уральскому юридическому институту МВД России было рекомендовано организовать режим полностью сетевого и дистанционного обучения. Институт на приказ вышестоящего органа отреагировал оперативно и незамедлительно перешел на дистанционное обучение за счет заблаговременно созданной и адаптированной в обычных условиях электронной информационной образовательной системы (ЭИОС), предназначенной для таких целей.
Надо сказать, что впервые идея дистанционного обучения, была реализована в период, так называемых девяностых, ведущими вузами США. Заокеанские инициаторы, разумеется, преследовали коммерческую выгоду. Между тем, полученные таким образом дипломы в самих США, считаются недействительными.
Президент Российской Федерации В.В. Путин во время Всероссийского открытого урока, который прошел в День знаний, отметил: «Дистант, никогда не заменит традиционное образование, он может только дополнять традиционные способы получения знаний...». Для обучающихся важно получить умение работы в команде, распределять роли, проживать и переживать общий командный успех. При этом, президент подчеркнул, что качество обучения определяется не только межличностной коммуникацией обучающегося с преподавателем, но и характером его общения с одноклассниками. Глава государства, добавил, что «дистанционное обучение в отдельных случаях продемонстрировало свое преимущество». Полученный в таких
условиях опыт, может быть и полезен в некоторых ситуациях [18].
Дистанционное обучение показало насколько, ЭОИС может быть эффективной в экстремальных условиях учебной деятельности вуза. Хотя, этому вопросу, уже на государственном уровне, уделялось достаточно внимание [3; 4; 8].
Переход юридического института от традиционной формы обучения, к дистанционному, осуществлялся в рамках статьи 16, Федерального закона № 273-Ф3, «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [1].
В таких, непривычных для всех условиях, образовательная деятельность была продолжена, но уже в информационном пространстве сети Интернет, с использованием ЭИОС. От субъектов образовательного взаимодействия, потребовалось, находиться по месту жительства, т.е. быть дома и иметь желание учиться. Обучающимся необходимо было разработать, новую траекторию получения желаемого образования, посредством работы с информационной образовательной средой, в online режиме, дистанционно взаимодействуя с командирами и преподавателем.
В технологическом плане, в Уральском юридическом институте МВД России, дистанционное обучение вобрало в свое содержание, и стало неотъемлемым компонентом от понятия «электронная информационная образовательная среда» (ЭИОС). Последняя «представляет собой системно-организованную совокупность передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей пользователей» [6; 7]. Дистанционное обучение с помощью ЭИОС, предполагает наличие широких возможностей в обеспечении обучающихся знаниями в работе с информационными технологиями и широкого доступа к информации. Это удовлетворяет потребность последних в учении и получении ими «нового знания».
В отличии от традиционной системы обучения, основанной, на передаче знаний, дистанционное обучение характеризуется своей
непрерывностью, повышенными возможностями не только в получении знаний, но и в совершенствовании навыков. Оно: воспитывает понимание; увеличивает доступность к телекоммуникационным средствам и методам; способно адаптировать обучающегося к сложившимся обстоятельствам; позволяет осознать условия, потребовавшие самоизолироваться и перейти на удаленное обучение [2; 5; 16]. Она, является важнейшей из образовательных услуг, предоставляет возможность в непрерывном использовании информационно-образовательной среды интернета, обеспечивает непрерывный рост и развитие его участников.
В.С. Малышев считает что «информационная образовательная среда вуза» это социально и педагогически активное пространство, базирующееся на информационном взаимодействии между преподавателем, средствами информационной телекоммуникации и обучающимся. Является для него ведущим средством образовательной деятельности, характеризующееся широкой доступностью информационно-образовательных ресурсов и индивидуализацией познавательной деятельности, основанной на развитии мотивации к обучению и самостоятельной работе обучающегося» [16, с. 75].
О.А. Ильченко под информационно-образовательной средой понимает системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанного с человеком, как субъектом образовательного процесса [14].
М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.Р. Резник, информационную среду в образовании, рассматривали как «систему средств общения с человеческим знанием, служащим как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для её передачи, переработки и обогащения» [10]. Другие исследователи рассматривают ее как одну из составляющих сторон профессиональной деятельности, которая включает в себя: организационно-методические, технические и программные средства хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающей оперативный доступ к информации и осуществлению образовательных научных коммуникаций.
Из сказанного следует, что дистанционное образование с погружением его участников в online режиме ЭИОС, относится к системе открытого типа, с постоянно взаимодействующими и обменивающимися ресурсами. Открытость их функционирования, актуализирует задачу подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, способных к ответственному выполнению профессиональных обязанностей, направлена не только на решение практических и теоретических задач, но и на развитие опыта их творческой и созидательной, совместной деятельности.
Так в Уральском юридическом институте Министерства внутренних дел России для обеспечения дистанционного обучения, с переводом на удаленный режим работы, были задействованы технологические возможности вуза. Обучающиеся переведены на работу в ЭИОС. В ней интегрированные педагогические технологии, были сформированы в необходимые электронные информационно-образовательные блоки. Система способов их использования и преобразования, осуществляется на основе простого и понятного интерфейса обучающей платформы Moodle в сети Интернет, она позволяет осуществлять обратную связь, посредством обмена учебной информацией между субъектами учебной деятельности (преподавателем и обучающимся).
Цель, использования ЭИОС в организованном, таким образом образовательном процессе вуза, ориентирована, как и в обычных условиях образовательной деятельности, на продолжение вооружения обучающихся системой необходимых им в будущей профессиональной деятельности офицера полиции знаний, навыков и умений. Следовательно, ЭИОС в своем проявлении, ограничена лишь двумя функциями: информационной и образовательной.
Для развертывания и качественного функционирования информационной среды, необходимы следующие ресурсы: материальный, требующий наличия необходимых технических средств с соответствующим программным обеспечением; содержательно-управленческий, связанный с разработкой, управлением и контролем (мониторингом) содержания функционирования образовательного
процесса, его структурирования и использования средств и методов обучения; информационно-коммуникативный, включает в себя возможности информационного поля вуза и сети «интернет», которыми может пользоваться обучающий; организационный, обеспечивающий организацию интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В дистанционном обучении, эффективность функционирования юридического вуза, нацеленного на подготовку высокомотивированного офицера полиции, находится в прямой зависимости от качества совместной деятельности его субъектов. Это позволяет нам выделить в качестве важнейшего, организационный ресурс дистанционного обучения. Он обеспечивает интерактивное взаимодействие обучающихся с преподавателем, средствами - электронной почты, чат, форум и др.
Ресурс интерактивного взаимодействия позволяют преподавателю и обучающимся обмениваться информацией, сотрудничать в разрешении возникающих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в их обсуждении, создавать общие проекты. Обучающиеся в таком взаимодействии являются его полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт преподавателя, который не столько ориентирует в информационном потоке, сколько побуждает к самостоятельному поиску «нового знания».
Задача преподавателя, как одного из основных субъектов обучения в удаленном режиме деятельности и применения ЭИОС, заключается в разработке соответствующего методического обеспечения, организации посещаемости, консультативной поддержки неуверенных в своих силах обучающихся, мотивировании их к активной поисково-познавательной деятельности с рекомендуемыми обучающими системами. Снятие стресса у неуверенных пользователей, вынужденных для получения образования, приобрести необходимое техническое оборудование, изучить компьютерные возможности и реализовать их, посредством получаемых рекомендаций.
После разработки учебных заданий преподаватель доводит их на этапе преддемонстрации через ЭИОС до учебной группы или
отдельного обучающегося. Изучив тематическое задание, теоретический материал, они выполняют их в online-режиме, начиная от вопросов «психологического разогрева», заканчивая практическими упражнениями.
Так для проведения веб-консультаций, конференций, лекционных, занятий семинарского типа (семинарскихи практических занятий), защиты курсовых работ, проведения сессий, защиты выпускных квалификационных работ, преподаватели вуза создали по соответствующим, преподаваемым ими учебным дисциплинам курсы, содержащие следующие элементы: 1) Рабочая программа учебной дисциплины; 2) лекционный материал для повторения пройденного материала; 3) методические указания по выполнению семинарских, практических занятий, курсовых работ, ВКР-ов;4) учебные видеоматериалы; 5) вопросы к зачету; 6) тестовые задания; 7) анкеты; 8) форум.
Во время просмотра, например, учебного видеоматериала, преподаватель выделяет значимые фрагменты, акцентирует внимание учебной группы на отдельных эпизодах (явлениях, феноменах), важных для целостного восприятия содержания и выполнения учебного задания.
Online занятия, в удаленных от обучающегося условиях, способствуют развитию коммуникативных навыков, стимулируют их творческо-познавательную активность. Посредством анализа поступаемых в «личный кабинет» преподавателя отчетов, решаемых заданий, он осуществляет мониторинговую деятельность, осуществляет контроль качества выполняемых заданий и успеваемости в целом. [11; 12].
Удаленные условия, учебной деятельности вуза, характеризуются тем, что ЭИОС - это часть объективной и субъективной реальности информационного (кибер) пространства в котором образовательная организация осуществляет подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Теоретический анализ и анализ практического опыта учебной деятельности в удаленных условиях, позволяет утверждать, что выполняя указания преподавателя, обучающийся, в online режиме, при
методически грамотно организованном взаимодействии, получает помимо знаний: опыт работы с учебниками; электронными словарями и другими обучающими платформами; знакомится с учебной литературой и другим теоретическим материалом; имеет возможность, закрепить полученные знания с помощью, рефлексивной обработки информации, найти ответы в других научно-популярных сайтах; просмотреть учебный видеоматериал; ответить на вопросы преподавателя; решить практические задачи и тесты; получить задание для самостоятельной проработки; способствует автономному продуцированию речевых моделей; преобразованию их в конструктивное, «новое знание». Способствует: удовлетворению образовательных потребностей; развитию профессиональной культуры; повышению мотивационной готовности к освоению профессиональной деятельности; активизации скрытых способностей обучающихся к познавательной деятельности; более рациональному использованию учебного времени.
Позитивные, бесспорные аргументы в пользу обучения в удаленных условиях. Анализ полученной информации, свидетельствует, что интерактивное взаимодействие в ЭИОС открывает широкие перспективы совершенствования процесса формирования необходимого опыта для его реализации в будущей профессиональной деятельности офицера полиции, в частности:
- создание виртуальной, дружественно-творческой атмосферы, ориентированной на достижение высоких результатов в учении;
- презентация обучающимися своих интеллектуальных продуктов в удаленном информационном пространстве среди физических пользователей, находящихся далеко друг от друга;
- проведение групповой рефлексии среди участников дистанционного взаимодействия по осознанию ими своих достижений в создании собственного творческого продукта, выявлению проблем и поиску путей их решения;
- способствует профилактике «утечки мозгов» с России;
- снимает проблему «о недостаточном финансировании науки».
В Уральском юридическом институте Министерства внутренних
дел России Дистанционная образовательная технология ЭИОС и ее
интерактивные возможности в профессионально-ориентированном обучении реализуют:
- доступ к необходимому объему учебной информации;
- образную наглядную форму представления изучаемого
материала;
- поддержку в использовании дистанционных методов обучения;
- возможность вложенного модульного представления
информации.
Использование в учебной деятельности ЭИОС, позволяет в удобное (offline) время, получить ответы на интересующие вопросы, узнать результаты самостоятельно выполненных заданий, проследить за рейтингом своей успеваемости в изучаемой дисциплине, это заслуживает того, чтобы им пользоваться и в дальнейшей образовательной деятельности.
В целом, условия по предотвращению опасности распространения инфекции Covid-19, с использованием дистанционного обучения показали, готовность образовательной организации Министерства внутренних дел России к продолжению своего функционирования по предназначению в условиях самоизоляции и нахождении обучающихся на удалении.
Вместе с тем, у многих граждан, особенно работающих в системе образования, дистанционная форма обучения, получившая в народе название «удаленка», не только оставила негативное впечатление, но позволила выявить «слабые места», к которым можно отнести:
- низкий уровень технического оснащения компьютерными средствами обучающихся, в особенности, проживающих в сельской местности;
- недостаточное развитие информационно-коммуникативной инфроструктуры в отдаленных регионах России;
- в ряде случаев образовательной деятельности, преподаватель вынужден выполнять обязанности тьютера;
- часть преподавателей не может совмещать, во время обсуждаемой проблемы учебного занятия, навыки рисования,
построение чертежей, графиков, таблиц, анимаций видео, звуковых и других медийных возможностей без специальной подготовки;
- отсутствие опыта дистанционного обучения у преподавателей и обучающихся, низкая компьютерная грамотность (требуются знания различных профессий: программиста; дизайнера; видеомонтажера; аниматора и др.);
- дистанционное обучение снижает качество: воспитательной работы, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне; формирования гражданской позиции; привития стремления трудиться на благо Отечества в учебное и внеучебное время;
- обучающийся в ряде случаев ведет себя пассивно по причине того, что учиться он тому, к изучению чего не готов;
- невозможно дистанционно идентифицировать личность обучающегося;
- отсутствие контроля качества самостоятельной работы исключает возможность принуждения к самостоятельному осуществлению поиска «нового знания»;
- снижен эмоциональный уровень творчески обсуждаемых проблем;
- преподаватель должен уметь пользоваться автоматизированными системами тестирования (составлять «работающие» тесты);
- выявляются случаи аутентификации обучающегося при проверке знаний [13, с. 2048-2059].
Л.Ф. Чупров называет дистанционную форму обучения, «псевдообразованием». Благодаря «удаленке», считает он, в обществе произошла подмена понятия «преподавательское искусство», появился новый образ преподавателя-мастера интернет технологий, зарабатывающего дивиденды, за счет удешевления образовательной деятельности [17, с. 116-116].
На основании проведенного анализа, можно заключить, что ЭИОС это интегрированная многокомпонентная система, средство, ресурс и условие, обеспечивающее дифференциацию субъектов образовательного процесса, передачу данных, осуществляет их
диалектическое взаимодействие, обучение и воспитание, благодаря использованию аппаратных, программных и телекоммуникационных возможностей Интернет-сети.
Она обеспечивает доступ к актуальной и своевременной информации, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, может быть использована для проверки успеваемости и качества усвоения учебного материала, стимулирует учебную работу преподавателей и обучающихся, совершенствует методы их деятельности, выступает средством формирования понятийного аппарата и в целом знаний, навыков и умений.
Мы считаем, что дистанционное обучение может быть эффективным с наличием жесткой самодисциплины:
- заранее подготовленной телекоммуникационной и кадровой инфраструктуры вуза;
- своевременно принимаемых управленческих мер, обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности всех субъектов включенных в учебную и управленческую деятельность.
В большинстве случаев, выпускники вузов назначаются на руководящие должности, следовательно, они должны быть способны не только организовывать, но и направлять активность вверенных им коллективов. Без достаточного опыта, современные возможности дистанционного обучения не позволяют в полной мере подготовить специалистов практических областей знания, в особенности технических и технологических направлений.
Литература
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). 29декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы"
3. Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // http://www.e-joe.ru
5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020г. №397 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации". pdf, 36,81 кБ. 14.03.2020 18:42. Дата публикации: 14.03.2020 18:42 Дата последнего изменения: 14.03.2020 18:42.
6. Заседание Совета по развитию информационного общества в России от 08.07.2010. Сайт Президента России // URL: http://news.kremlin.ru
7. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29830
8. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. Дис ... д-ра пед. наук. М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2009. 49 с.
9. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. М.: ИСМО РАО, 2007. Вып. 2. С. 5-14.
10. Башмаков М.В., Поздняков С.Н., Резник Н.Р. Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997. 400 с. URL: http://bookfi/org/book/597607
11. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учеб. Пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2008. 61 с.
12. Голованова Ю.В. Обоснование необходимости разработки новых интерактивных инновационных средств подготовки мобильных специалистов в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. № 6. С. 33-40.
13. Григораш О.В. Дистанционное обучение в системе высшего образования: преимущества, недостатки и перспективы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета КубГАУ Scientific Journal of KubSAU, 2014. №101. С. 2048-2059.
14. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: (на примере подготовки специалистов с высш. образованием): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 22 с.
15. Малышев В.С. Анализ содержания понятия «информационная образовательная среда вуза» // Сибирский педагогический журнал № 1/ 2019. - С. 70-80.
16. Чернышев П.М. Информационные и телекоммуникационные технологии в современном образовании // Марийский юридический вестник. 2017. № 1 (20). С. 14-16.
17. Чупров Л.Ф. Российское дистанционное образование -«философский камень» современности // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 7. С. 116-116. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24091 (дата обращения: 02.09.2020).
18. Интернет-ресурс: URL: https://www.omskinform.ru/news/145442
References
1. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot29.12.2012 N 273-FZ (poslednjaja redakcija). 29 dekabrja 2012 goda № 273-FZ.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maja 2017 g. № 203 "O Strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody"
3. Stat'ja 16 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrja 2012 g. № 273- FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii".
4. Koncepcija sozdanija i razvitija edinoj sistemy distancionnogo obrazovanija v Rossii // URL: http://www.e-joe.ru
5. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 g. № 397 "Ob organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti v organizacijah, realizujushhih obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovanija i sootvetstvujushhie dopolnitel'nye professional'nye programmy, v uslovijah preduprezhdenija rasprostranenija novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii". pdf, 36,81 kB. 14.03.2020 18:42. Data publikacii: 14.03.2020 18:42 Data poslednego izmenenija: 14.03.2020 18:42.
6. Zasedanie Soveta po razvitiju informacionnogo obshhestva v Rossii ot 08.07.2010. Sajt Prezidenta Rossii // URL: http://news.kremlin.ru
7. Abramjan G.V., Katasonova G.R. Osobennosti organizacii distancionnogo obrazovanija v vuzah v uslovijah samoizoljacii grazhdan pri virusnoj pandemii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2020. № 3.URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29830
8. Atanasjan S.L. Formirovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo vuza: avtoref. Dis ... d-ra ped. nauk. M.: Institut soderzhanija i metodov obuchenija RAO, 2009. 49 p.
9. Atanasjan S.L., Grigor'ev S.G., Grinshkun V.V. Teoreticheskie osnovy formirovanija informacionnoj obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo vuza // Informacionnaja obrazovatel'naja sreda. Teorija i praktika. Bjulleten' Centra informatiki i informacionnyh tehnologij v obrazovanii ISMO RAO. M.: ISMO RAO, 2007. Vyp. 2. Pp. 5-14.
10. Bashmakov M.B., Pozdnjakov S.N., Reznik N.R. Informacionnaja sreda obuchenija. SPb.: Svet, 1997. 400 p. URL: http://bookfi/org/book/597607
11. Volzhenina N.V. Organizacija samostojatel'noj raboty stu-dentov v processe distancionnogo obuchenija: ucheb. Posobie. Barnaul: Izd-vo Altajskogo un-ta, 2008. 61 p.
12. Golovanova Ju.V. Obosnovanie neobhodimosti razrabotki novyh interaktivnyh innovacionnyh sredstv podgotovki mobil'nyh specialistov v vuze
// Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2010. № 6. Pp. 33-40.
13. Grigorash O.V. Distancionnoe obuchenie v sisteme vysshego obrazovanija: preimushhestva, nedostatki i perspektivy // Politemati-cheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstven-nogo agrarnogo universiteta KubGAU Scientific Journal of KubSAU, 2014. № 101. Pp. 2048-2059.
14. Il'chenko O.A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija razrabotki i primenenija setevyh kursov v uchebnom processe: (na primere podgotovki specialistov s vyssh. obrazovaniem): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2002. 22 p.
15. Malyshev V.S. Analiz soderzhanija ponjatija «informacion-naja obrazovatel'naja sreda vuza» // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal № 1. 2019. Pp. 70-80.
16. Chernyshev P.M. Informacionnye i telekommunikacionnye tehnologii v sovremennom obrazovanii // Marijskij juridicheskij vestnik. 2017. № 1 (20). Pp. 14-16.
17. Chuprov L.F. Rossijskoe distancionnoe obrazovanie - "fi-losofskij kamen'" sovremennosti ll Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2008. № 7. Pp. 116-116. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24091 (data obrashhenija: 02.09.2020).
18. Internet-resurs: URL: https://www.omskinform.ru/news/145442
Сведения об авторе
Игорь Иванович Савич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии служебной деятельности и педагогики Уральского юридического института МВД России
(Екатеринбург, Россия). E-mail: igor_savich66@mail.ru
— • —