Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

лом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, и хронометражные карты, разработанные НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР; предусматривать после 4 ч аудиторных занятий перерыв длительностью 40 мин для приема пищи;

на период сессии рекомендовать дневной сон в течение 1 ч после занятии в институте; для профилактики утомления проводить во время занятий физкультпаузы.

Поступила 22.02.83

УДК 613.95:814.253

И. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, Ю. А. Литвинова

ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Киевский медицинский институт

Содержание и характер работы врача по гигиене детей и подростков отличаются от таковых не только у врачей лечебного профиля, но у и санитарных врачей других специальностей. Эти отличия заключаются прежде всего в том, что врач по гигиене детей и подростков контролирует работу детских учебно-воспитательных учреждений, которыми руководят и в которых трудятся высококвалифицированные специалисты — врачи, педагоги.

В своей деятельности врач по гигиене детей и подростков тесно связан с различными административно-хозяйственными и общественными организациями, со специалистами других профилей — архитекторами, инженерами и т. д. Это обусловлено тем, что гигиена детей и подростков — комплексная дисциплина, требующая знания не только многих вопросов гигиенических, но и смежных дисциплин.

Современный врач по гигиене детей и подростков должен обладать определенным объемом знаний из области физиологии, биохимии, педиатрии, психологии и педагогики, строительства и архитектуры. Без этих знаний сегодня (в будущем — еще в большей степени) невозможно квалифицированно решать вопросы предупредительного и текущего санитарного надзора за различными типами детских учебно-вооспитательных учреждений. А это и составляет основное содержание работы данного специалиста.

Должность врача по гигиене детей и подростков предполагает постоянное общение с людьми, поэтому к профессиональной нравственности специалиста этого профиля должны предъявляться особые требования. Специфика этих требований обусловлена еще и тем, что врач по гигиене детей и подростков участвует в укреплении здоровья подрастающего поколения.

Основными качествами личности врача по гигиене детей и подростков должны быть простота, сердечность, скромность, аккуратность, выдержанность, наблюдательность. Недопустимы грубость, развязность, равнодушие, самоуверенность, безапелляционность в суждениях, отсутствие сомнений в правильности своих поступков, нежелание признавать и изучать свои ошибки.

Формирование личности врача по гигиене детей и подростков, его морально-этического мировоззрения должно начинаться в вузе. При проведении специализации, узкой профнлнзации санитарного врача необходимо усиление мотивации выбора той или иной профессии; решающим моментом должно стать осознание смысла своего труда, своих общественных задач.

Общественный смысл своей профессии врач по гигиене детей н подростков должен видеть в охране здоровья детей и подростков — будущего нашей Родины. От того.

каким будет здоровье сегодняшних детей и подростков, зависит уровень образованности и работоспособности членов коммунистического общества, уровень развития производительных сил и могущество страны в целом.

Трудно переоценить значение работы врача по гигиене детей и подростков в деле создания оптимальных условий для полноценного, гармоничного развития духовных и физических способностей детей. Тщательный контроль за условиями воспитания и обучения подрастающего поколения в детских учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях, за факторами внешней среды, которые могут оказать неблагоприятное влияние на юный организм, и их гигиеническое нормирование, изучение динамики физического развития и состояния здоровья детей и подростков, разработка на основании гигиенических исследований научно обоснованных рекомендаций по улучшению условий их воспитания и обучения, внедрение этих рекомендаций в практическую деятельность здравоохранения — задачи государственной важности.

Для успешной реализации деонтологических принципов в работе врача по гигиене детей и подростков необходимо добиваться осознания всеми причастными к этой работе людьми — руководителями хозяйственных органов, медицинским и педагогическим персоналом детских учебно-вос-питательных учреждений — социальных задач гигиены детей и подростков. Необходимы правильные взаимоотношения между этими лицами, с одной стороны, и врачом по гигиене детей и подростков — с другой. Из таких взаимоотношений, строящихся на основе взаимопонимания, логически вытекает правильная оценка тактики лечебно-про-филактической работы врача и, следовательно, всесторонняя помощь ему. Доверие к врачу по гигиене детей и подростков возникает в том случае, если ответственные работники учреждений (педагоги, врачи-педиатры), чью деятельность он должен контролировать, чувствуют, что данный специалист имеет желание, способности и средства для оптимального решения возникающих задач.

В действиях санитарного врача по гигиене детей и подростков должно быть ярко выражено стремление во чтобы то ни стало выполнить свой профессиональный долг, свои зачастую обоюдонепрнятные обязанности (фиксация крупных недочетов в эксплуатации и строительстве объектов надзора, составление протоколов о санитарном нарушении, привлечение к административной ответственности, наложение взысканий и т. д.), причем за всем этим должна просматриваться целесообразность действий, их обусловленность одной из важнейших государственных задач — воспитанием здорового, гармонически развитого молодого поколения.

Поступила 22.02.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.