Научная статья на тему 'РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕССИОННЫЙ ПЕРИОД'

РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕССИОННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕССИОННЫЙ ПЕРИОД»

мые «межсессионными заданиями», составляются для студентов и в некоторых других вузах. Очень, на наш взгляд, удачный вариант межсессионного задания для студентов-заочников практикуется в Кировском педагогическом институте.

Разумеется, преподаватели школьной гигиены других вузов могут значительно дополнить сказанное, и поделятся своим опытом используя другие формы и методы работы.

Что касается студентов-биологов, то еще несколько лет тому назад межсессионный период у них по школьной гигиене длился 2 семестра. В 1979 г. учебным планом за-

<чет со второго семестра перенесли на первый, и межсессионный период сократился. Еще через год зачет по школь-

ной гигиене перенесли на время установочной сессии, которая проводится в первые дни после зачисления абитуриентов в число студентов. В результате зачет по школьной гигиене студенты-биологи сдают сразу же после прослушивания 4 обзорных лекций. Времени для подготовки к зачету не дается, так как установочная сессия очень насыщена н, кроме зачета по гигиене, в тот же день в расписании обычно значатся занятия по другим предметам.

Зачет' по школьной гигиене на всех факультетах педагогических вузов, на отделениях заочного обучения целесообразнее проводить в конце первого, а возможно, и второго семестра.

Поступила 24.02.83

УДК 371.71:37.018.43

С. Н. Мастеров

РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

Кустанайскнй педагогический институт им. 50-летия СССР

В условиях все увеличивающегося объема информации проблема гигиены труда студентов становится все более актуальной. Особый интерес представляет изучение условий труда студентов-заочников, специфика которого создает определенные трудности в процессе обучения. Работ по режиму дня студентов-заочников опубликовано недостаточно. Изучаемый контингент студентов-заочников в межсессионный период затрачивает значительную часть времени, предназначенного для отдыха, на выполнение контрольных и курсовых работ, подготовку к зачетам и экзаменам. Занятость по основному месту работы, бытовые обязанности студентов не позволяют качественно выполнить межсессионные задания, и часть этой работы переносится на период сессии.

Для студентов-заочников Куста на йского педагогического института в течение учебного года проводятся две сессии: зимняя — 10 дней и летняя — 30 дней Наиболее напряженной является летняя, во время которой читаются лекции, проводятся семинарские и практические занятия, зачеты и экзамены.

Резкая смена сформировавшегося в течение 10 мес трудового ритма на более интенсивный в зимнюю и летнюю сессии, необходимость быстрой адаптации к иным по характеру условиям труда оказывают влияние на работоспособность и состояние здоровья, понижая эффективность процесса обучения. Усугубляющим фактором является и резкая смена бытовых (а порой и климатических) условий, что оказывает влияние на состояние здоровья, особенно у лиц старших возрастных групп (30—40 лет).

В связи с этим нами изучался режим дня студентов химико-биологического факультета II и IV курсов в летнюю сессию (середина нюня — ссрсднна июля). Возраст обследованных колебался от 22 до 40 лет, мужчины составляли 14%. Большинство работали в школе (90%), из них по специальности факультета 70%. Большинство были иногородними (80%), в основном из сельской местности. При проведении настоящего исследования применялись карты социально-гигиенического обследования, хронометражные карты, интервью. Проводились антропометрия, спирометрия и динамометрия.

Анализ полученного материала позволил выявить серьезные недостатки в организации труда студентов, причем их выраженность зависела от ряда социально-бытовых признаков. Поэтому для удобства сравнительной характеристики мы разделили исследуемых на 3 группы: 1-я — живущие дома, 2-я — живущие на квартире, 3-я — живущие в общежитии (гостинице).

Продолжительность занятий в институте составила в среднем 8 ч в день, самоподготовка дома и в читальном зале — 4,5—7 ч в обычные дни и 5,8—7,2 ч в воскресенье.

Длительность ночного сна составила 6,2—7,2 ч. На культурный отдых приходилось 0,5—1,5 ч в неделю. Утреннюю гимнастику регулярно делали около 10% студентов. 70% студентов, живущих на квартире и в общежитии, принимали горячую пищу 1 раз в сутки, живущие дома — 2 раза. Перерывы между приемами пищи достигали 10—12 ч. В этих условиях уже со второй недели занятий отмечается понижение работоспособности, появляются признаки утомления (жалобы на усталость, головную боль и недомогание после занятий). Последняя неделя характеризуется наличием признаков хронического умственного переутомления у значительной части студентов (пониженная работоспособность, плохой сон и аппетит). У части студентов, страдающих хроническими заболеваниями (у 19,8—31 %), отмечалось их обострение. Отмечено достоверное понижение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти.

При анализе по социальным признакам выявлено наибольшее число нарушении режима дня и понижение физиологических показателей у иногородних (проживающих в сельской местности) семейных женщин в возрасте старше 28 лет, проживающих на квартире и в общежитии. Сравнительно более благополучный режим дня и менее выраженное ухудшение физиологических показателей отмечены у городских холостых студентов обоего пола в возрасте до 28 лет, живущих дома.

Таким образом, нерациональный режим дня, неправильное распределение учебной нагрузки в течение учебного года, недостатки организации труда и быта во время сессии создают предпосылки для ухудшения показателей здоровья, что сказывается на работоспособности и качестве процесса обучения.

Во время проведения исследования нами давались общие и персональные рекомендации по улучшению режима дня, что в некоторой степени способствовало улучшению работоспособности студентов. По результатам исследования нами предлагается следующее: регулярно, начиная с I курса, проводить со студентами работу по выработке у них навыков и умений самоподготовки, для чего вручать им специально разработанное пособие по НОТ и гигиене умственного труда; поручать чтение курса «Введение в специальность» компетентным преподавателям с обязательных включением раздела «Гигиена и психофизиология умственного труда»; проводить с кураторами семинары по НОТ студента и требовать от них строгого выполнения специального плана работы по разработке индивидуальных режимов дня и обучению навыкам саморегистрации н планирования своего бюджета времени. Для этого рекомендовать использовать разработанные нами карты социально-гигиенического исследования (анкеты), одобренные отде?

лом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, и хронометражные карты, разработанные НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР; предусматривать после 4 ч аудиторных занятий перерыв длительностью 40 мин для приема пищи;

на период сессии рекомендовать дневной сон в течение 1 ч после занятии в институте; для профилактики утомления проводить во время занятий физкультпаузы.

Поступила 22.02.83

УДК 613.95:814.253

И. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, Ю. А. Литвинова

ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Киевский медицинский институт

Содержание и характер работы врача по гигиене детей и подростков отличаются от таковых не только у врачей лечебного профиля, но у и санитарных врачей других специальностей. Эти отличия заключаются прежде всего в том, что врач по гигиене детей и подростков контролирует работу детских учебно-воспитательных учреждений, которыми руководят и в которых трудятся высококвалифицированные специалисты — врачи, педагоги.

В своей деятельности врач по гигиене детей и подростков тесно связан с различными административно-хозяйственными и общественными организациями, со специалистами других профилей — архитекторами, инженерами и т. д. Это обусловлено тем, что гигиена детей и подростков — комплексная дисциплина, требующая знания не только многих вопросов гигиенических, но и смежных дисциплин.

Современный врач по гигиене детей и подростков должен обладать определенным объемом знаний из области физиологии, биохимии, педиатрии, психологии и педагогики, строительства и архитектуры. Без этих знаний сегодня (в будущем — еще в большей степени) невозможно квалифицированно решать вопросы предупредительного и текущего санитарного надзора за различными типами детских учебно-вооспитательных учреждений. А это и составляет основное содержание работы данного специалиста.

Должность врача по гигиене детей и подростков предполагает постоянное общение с людьми, поэтому к профессиональной нравственности специалиста этого профиля должны предъявляться особые требования. Специфика этих требований обусловлена еще и тем, что врач по гигиене детей и подростков участвует в укреплении здоровья подрастающего поколения.

Основными качествами личности врача по гигиене детей и подростков должны быть простота, сердечность, скромность, аккуратность, выдержанность, наблюдательность. Недопустимы грубость, развязность, равнодушие, самоуверенность, безапелляционность в суждениях, отсутствие сомнений в правильности своих поступков, нежелание признавать и изучать свои ошибки.

Формирование личности врача по гигиене детей и подростков, его морально-этического мировоззрения должно начинаться в вузе. При проведении специализации, узкой профнлнзации санитарного врача необходимо усиление мотивации выбора той или иной профессии; решающим моментом должно стать осознание смысла своего труда, своих общественных задач.

Общественный смысл своей профессии врач по гигиене детей н подростков должен видеть в охране здоровья детей и подростков — будущего нашей Родины. От того.

каким будет здоровье сегодняшних детей и подростков, зависит уровень образованности и работоспособности членов коммунистического общества, уровень развития производительных сил и могущество страны в целом.

Трудно переоценить значение работы врача по гигиене детей и подростков в деле создания оптимальных условий для полноценного, гармоничного развития духовных и физических способностей детей. Тщательный контроль за условиями воспитания и обучения подрастающего поколения в детских учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях, за факторами внешней среды, которые могут оказать неблагоприятное влияние на юный организм, и их гигиеническое нормирование, изучение динамики физического развития и состояния здоровья детей и подростков, разработка на основании гигиенических исследований научно обоснованных рекомендаций по улучшению условий их воспитания и обучения, внедрение этих рекомендаций в практическую деятельность здравоохранения — задачи государственной важности.

Для успешной реализации деонтологических принципов в работе врача по гигиене детей и подростков необходимо добиваться осознания всеми причастными к этой работе людьми — руководителями хозяйственных органов, медицинским и педагогическим персоналом детских учебно-вос-питательных учреждений — социальных задач гигиены детей и подростков. Необходимы правильные взаимоотношения между этими лицами, с одной стороны, и врачом по гигиене детей и подростков — с другой. Из таких взаимоотношений, строящихся на основе взаимопонимания, логически вытекает правильная оценка тактики лечебно-про-филактической работы врача и, следовательно, всесторонняя помощь ему. Доверие к врачу по гигиене детей и подростков возникает в том случае, если ответственные работники учреждений (педагоги, врачи-педиатры), чью деятельность он должен контролировать, чувствуют, что данный специалист имеет желание, способности и средства для оптимального решения возникающих задач.

В действиях санитарного врача по гигиене детей и подростков должно быть ярко выражено стремление во чтобы то ни стало выполнить свой профессиональный долг, свои зачастую обоюдонепрнятные обязанности (фиксация крупных недочетов в эксплуатации и строительстве объектов надзора, составление протоколов о санитарном нарушении, привлечение к административной ответственности, наложение взысканий и т. д.), причем за всем этим должна просматриваться целесообразность действий, их обусловленность одной из важнейших государственных задач — воспитанием здорового, гармонически развитого молодого поколения.

Поступила 22.02.83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.