Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ФАКТОРА'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ФАКТОРА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ю.Д. Думанский, Н.Г. Никитина, Д.С. Иванов, С.В. Биткин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ФАКТОРА»

Средний уровень СОНЬ у животных, перенесших затравку 1-мн смесями, составлял 48,7±1,6%, 2-ми — 32,3±1,1 % и 3-ми — 19,2±1,1 %.

Выше отмечалось, что смеси, полученные при аэрации зоны горения со скоростью 0,5 и 1 л/мин, существенно различались только по содержанию в их составе СО и НСМ. Поэтому можно полагать, что обнаруженные различия в суммарном биологическом эффекте названных смесей обусловлены в основном абсолютным содержанием СО и НСМ и их соотношением в составе смесей, а также особенности комбинированного действия этих ядов с другими продуктами горения стеклотекстолита. Действительно, 1-е смеси, обладавшие более выраженной, чем 2-е смеси, токсичностью, содержали в своем составе большие по абсолютной величине концентрации СО и НСЫ при относительно большем преобладании количества последнего над средним количеством СО (НСЫ/СО для 1-й смеси составляло 2,2, для 2-й — 1,7). Сказанное позволяет заключить, что в данном случае HCN усиливал токсическое действие СО. Это заключение подтверждается также тем, что 50 % гибель белых мышей, перенесших затравку 1-й смесью, наступала при сравнительно невысоком содержанки в крови СОНЬ (48,7±1,6%), тогда как, по данным Л. А. Тиунова и В. В. Кустова, изолированное 5-минутное воздействие СО в концентрации, несколько большей (~3,4—3,5 мг/л), чем в 1-й смеси, не вызывало гибели мышей при содержании в их крови 58—60 % СОНЬ.

Следует, однако, подчеркнуть, что НСЫ не всегда усиливает токсический эффект СО при их совместном присутствии в продуктах горения азотсодержащих полимеров. По данным настоящего исследования этот эффект сохраняется только тогда, когда соотношение концентраций СО и НСЫ в смесях оказывается > 2.

Выводы. 1. При уменьшении скорости поступления воздуха в зону горения стеклотекстолита на полиамидной

основе с 0,5 до 2 л/мин содержание HCN и СО в составе продуктов его горения увеличивается.

2. Наибольшей токсичностью обладают смеси, образующиеся при сжигании стеклотекстолита при поступлении воздуха в зону его горения со скоростью 0,5 л/мин.

3. HCN усиливает токсическое действие СО в составе продуктов горения стеклотекстолита, когда его концентрация превышает содержание СО в 2 раза и более.

Литература. Басаргин H. Н„ Чернова Е. Л, —Ж- ана-

лит. химии, 1968, т. 23, № 1, с. 102—108. Булыгин В. Ai., Булыгина В. А., Карнишин А. А. — Пластмассы, 1973, № 8, с. 49—52. Быховская М. С., Гинзбург С. Л.. Хализова О. Д. Методы определения вредных веществ в воздухе. М., 1966. Гладчикова Ю. М., Ш у марина Н. И. — Гнг. и сан., 1958,

№ 4, с. 83—84. Гладышевская Т. П.. Доценко И. П.. Тиунов Л. А. и др. —

Лаб. дело, 1978, № 8, с. 495—498. Иофинова-Гольдфсйн Е. М., Гурвиц С. С. — Ж. общ. химии, 1935, т. 5, № 1, с. 34—38. Кустов В. В.. Обухова М. Ф„ Остапенко О. Ф. Токсикология синтетических смазочных материалов. М., 1977. Тиунов Л. А., Кустов В. В. Токсикология окиси углерода.

2-е изд. М„ 1980. Эйтингон А. И., Поддубная Л. Т. — В кн.: Авиакосмическая медицина. Москва — Калуга, 1975, т. 1, с. 49— 52.

Эрян М. А., Поддубная Л. Т. — Гиг. и сан., 1982, № 5,

с 55_5g

Яблочкин В. Д. — Там же, 1966, № 1, с. 59—62. Lieu Р. ].. Magill J. H.. Alarie V. С. — J. Combust Toxicol., 1980, v. 7, p. 143—156. Morikawa T. — Ibid., 1978, v. 5, p. 315—330.

Потупила 23.12.83

УДК «13.167-07 + 612.0И.424

Ю. Д. Думанский, Н. Г. Никитина, Д. С. Иванов, С. В. Биткин

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ФАКТОРА

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

В настоящем сообщении будет рассмотрена среальная нагрузка», обусловленная электромагнитными полями различной частоты и разной длительности воздействия.

В гигиене при оценке электромагнитного поля показателем служит величина электрической и магнитной составляющей поля или плотность потока энергии, измеряемые в единицах Международной системы единиц (СИ). Критерием служит предельно допустимый уровень (ПДУ), так как именно по этой величине устанавливается, удовлетворяет или нет требованиям гигиены электромагнитная обстановка.

В связи с этим, выбирая показатели реальной нагрузки, необходимо удовлетворить определенным требованиям, к которым, прежде всего, относятся: ясность и однозначность физического смысла; чувствительность по отношению к параметрам и характеристикам, которые он связывает; представительность, т. е. они должны отвечать требованиям задачи; простота при определении или расчете.

Казалось бы, реальная нагрузка должна измеряться энергией поля, воздействующего на человека. Например, человек в условиях населенных мест облучается электромагнитной энергией, излучаемой обзорным радиолокатором гражданской авиации, работающим в диапазоне 10 см волн, и радиолокатором метеорологической службы, работающим в диапазоне 3 см волн, которые соответственно создают в данном месте уровень 12 и 40 мкВт/см1. Обзорный радиолокатор работает круглосуточно, а метеорологический — 12 ч в сутки. Тогда энергия облучения соответственно будет равна 12 мкВт/см*-24 ч .= 288

мкВт/смг и 40 мкВт/см5-12 ч = 480 мкВт/см», или в сумме 768 мкВт/см2. Известно, что ПДУ для этих условий при Х= 10 см составляет П{,° = 15 мкВт/см', а при X = 3 см — Пд3> = 60 мкВт/см'. С учетом времени облучения в сумме получим 15 мкВт/смг-24 ч + + 60 мкВт/см* 12 ч = 1080 мкВт/смг. Суммарное значение энергии облучения, рассчитанное исходя из ПДУ, превосходит соответствующую величину, полученную по реальным замерам. Однако вывод о допустимом уровне поля в данной точке делать рано. В самом деле, найдем сумму отношений:

П«1") ПС) 12 40 _

П{,,0> + П<3» = 15 60 - М6>1-

Отсюда видно, что если исходить из аддитивного действия этих излучений, электромагнитная обстановка в данном месте неблагополучна. Следовательно, сравнение измеренных значений энергии правильной оценки электромагнитной обстановки не дает. Последнее обусловлено тем, что ПДУ является функцией частоты электромагнитного поля и длительности облучения. Это требует оценку реальной нагрузки проводить на каждой частоте и для каждой длительности облучения, в итоге дифференцированного по частоте и времени нормирования. Для учета отмеченных особенностей составим отношение н назовем его

коэффициентом реальной нагрузки: п</>./(/>

К р. н =

100 =

п<»

п<0'> (i(f> = const) /<" п<0» (/<'> = const)

Х100 [%),

где n'J*— уровень электромагнитного поля в принятых единицах измерения на частоте /; /(/> —длительность облучения; П (t(f> = const) — ПДУ поля на частоте / в тех же единицах измерения, определенный для фиксированного времени облучения.

В tow случае, когда уровень электромагнитного поля равен предельно допустимому, реальная нагрузка будет равна 100 %.

В условиях приведенного выше примера коэффициенты

реальной нагрузки будут равны:

12

при X = 10 см К р. в =

15

мкВт

•100 =

40

см* мкВт

при Х = Зсм Кр. Н =-¡¡¡HÍT •100 = 66 •6

60 -s-

см*

В сумме будем иметь

П0+3» (10) (3)

Kp.hS = К*.- + Кр.. =80% +66,6% = 146,6%. Найдем разность ДКР.В = 146,6 % — 100 % = 46,6 %.

Таким образом, в рассматриваемом примере реальная нагрузка превышает предельно допустимую на 46,6

В ряде случаев возникает необходимость выразить количественно степень улучшения электромагнитной обстановки в результате проведенных защитных мероприятий. Для этого составим следующее выражение.

^"» = (/сР.?/ + 1 -»)•"» 1*1.

назвав его коэффициентом улучшения электромагнитной обстановки. Здесь Кр.щ/ — коэффициент реальной нагрузки. определенный до проведения защитных мероприятий, а Кр.и/+1 —соответственно после них.

Все приведенные выше рассуждения строго справедливы для случая аддитивного действия полей и продолжительности облучения. В случае отличного от аддитивного действия должны использоваться дифференцированные по частоте и времени ПДУ. Иначе говоря, при определении реальной нагрузки следует соблюдать правило, заключающееся в том, что условия проявления фактора среды, длительность его воздействия и диапазон частот как для измеряемых или рассчитываемых уровней, так и для нормативов должны быть одинаковыми.

Приведенные выше примеры показывают, что выбранные в качестве показателей реальной нагрузки коэффициенты отвечают предъявленным к ним требованиям. Поэтому, подводя итог, можно отметить, что предложенные коэффициенты можно использовать в качестве показателей реальной нагрузки при изолированном, комбинированном, комплексном, сочетанном и других действиях факторов внешней среды на человека, а также при гигиенической оценке степени изменения электромагнитной обстановки на территории населенных мест.

Поступила 20.12.82

УДК 371.7:378.37

И. Г. Сивков

О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СТУДЕНТАМ-ЗАОЧНИКАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Пермский педагогический институт

В педагогических вузах учебным планом предусмотрена весьма обстоятельная подготовка будущих педагогов по программе гигиены детей и подростков.

В Пермском педагогическом институте в межсессионный период используются разные методы и формы изучения программного материала. Основным элементом является работа с учебником. В межсессионный период выполняются также контрольные работы и специальные задания в соответствии с учебным планом и программами. В помощь студентам-заочникам в межсессионный период преподаватели готовят учебные и методические пособия, методические разработки, проводят устные и письменные консультации. Кроме перечисленных используются и многие другие формы обучения, например составление рефератов по отдельным, наиболее значительным разделам программы, вовлечение студентов-заочников в научно-исследовательскую работу, проведение учебно-научных студенческих семинаров на учебно-консультационных пунктах (УКП), выполнение отдельных лабораторных и практических работ по месту работы студента-заочника и т. д.

На всех факультетах, кроме биологического, имеются широкие возможности использования перечисленных форм и методов изучения школьной гигиены. Межсессионный период по этому предмету на всех факультетах длится один семестр (от установочной до зимней сессии) на 7 курсе. Поэтому преподаватели гигиены планируют выезды на УКП в первом семестре. Во время выездов они проводят семинары и консультации, принимают зачеты по возрастной физиологии и школьной гигиене.

Следует отметить, что для студентов-заочников типографским способом печатаются специальные методические

указания в расчете на то, чтобы выдавать каждому студенту. В них приведена обязательная и дополнительная литература (учебники и учебные пособия), содержатся рекомендации по отработке практикума, приводится список вопросов по возрастной физиологии и школьной гигиене (для самопроверки). Как правило, эти вопросы задаются студентам и во время зачета.

В помощь студентам-заочникам преподаватели используют областную газету <3везда», в которой публикуются статьи по некоторым разделам учебной программы в популярном жанре. Например, в областной газете нами была опубликована статья, содержащая стандарты физического развития учащихся, т. е. возрастные нормы роста, окружности груди и др.

Хотелось бы остановиться еще на одной форме обучения студентов в межсессионный период. Преподаватель школьной гигиены составляет план их самостоятельной работы (в основном по практикуму для первокурсников). В плане учитываются возможности студента, предусматривается проведение определенных мероприятий в школе и в другом детском учреждении по месту работы студента-заочника. Для тех, кто работает не в школе, составлялись индивидуальные планы для самостоятельного изучения материала. В последнее время эти планы у студентов получили название заданий. Надо отметить, что такие планы-задания выполняются студентами с большим прилежанием и. разумеется, с пользой для дела. Отчеты об их выполнении студен+ы присылают по почте или привозят с собой на зачет, что позволяет преподавателю оценить приобретенные студентом навыки и глубину проработки изученного материала. Такие планы-задания и графики работы, называе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.