Научная статья на тему 'Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов'

Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2251
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Земский врач
Область наук
Ключевые слова
заболеваемость / образ жизни / здоровый образ жизни

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожевникова Н. Г.

Проведено изучение компонентов образа жизни и заболеваемости студентов медицинского вуза. Выявлены компоненты «нездорового» образа жизни: снижение двигательной активности, неправильное питание, нарушение суточного режима, употребление алкоголя, курение. В структуре заболеваемости преобладали болезни органов дыхания, пищеварения, нервной системы. Для сохранения здоровья студентов предложены меры по оптимизации двигательной активности, питания, режима дня, искоренению вредных привычек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кожевникова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов»

—------ —

Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов

Н.Г. Кожевникова

Кафедра общей гигиены МГМСУ 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1

Проведено изучение компонентов образа жизни и заболеваемости студентов медицинского вуза. Выявлены компоненты «нездорового» образа жизни: снижение двигательной активности, неправильное питание, нарушение суточного режима, употребление алкоголя, курение. В структуре заболеваемости преобладали болезни органов дыхания, пищеварения, нервной системы. Для сохранения здоровья студентов предложены меры по оптимизации двигательной активности, питания, режима дня, искоренению вредных привычек.

Ключевые слова: заболеваемость, образ жизни, здоровый образ жизни

Ухудшение здоровья детско-подростковой популяции в последние десятилетия способствовало формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодёжи, определяющей интеллектуальный потенциал и будущее развитие России, в обеспечении которого значительную роль играют специалисты с высшим образованием. По мнению ведущих учёных, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья современных студентов, так и факторы, формирующие его на этапе профессиональной подготовки [1, 2, 3, 5].

В вузы поступает молодежь, состояние здоровья которой оставляет желать лучшего: среди абитуриентов, поступающих на первый курс, до 90 % имеют отклонения в состоянии здоровья, до 50 % - сформированные хронические заболевания. Установлено также, что свыше 60 % выпускников школ имеют различные нарушения психического здоровья и до 80 % их ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья [1, 4].

Современный процесс обучения в высшей школе характеризуется динамичностью, высокой интенсивностью труда, разнообразием форм и методов обучения, возрастанием объёма информации, внедрением новых технических средств и учебных технологий, что может провоцировать возникновение и развитие психосоматической патологии у молодых людей.

Экономическая обстановка в нашей стране расширяет круг факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье студентов, делая эту категорию населения еще более уязвимой в социальном и медицинском планах.

Выделение приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья студентов в период обучения в системе высшего профессионального об-

разования должно рассматриваться как государственная задача [1, 3,].

Для её решения необходимы новые подходы, направленные на выявление рисков здоровью, связанных с комплексом факторов, характеризующих условия жизнедеятельности студентов. Студенческая молодежь подвержена воздействию многочисленных факторов риска, из которых наиболее значимы факторы риска образа жизни.

Целью исследования явилось изучение основных факторов образа жизни студентов медицинского вуза и заболеваемости студентов.

Материалы и методы

Исследование образа жизни проводилось методом анкетного опроса с помощью специально разработанной нами анкеты. Материалы анкеты позволили получить информацию о степени двигательной активности (ДА), режиме учёбы и отдыха, характере питания, распространённости вредных привычек. Было опрошено 1425 студентов 1-5 курсов лечебного и стоматологического факультетов Московского государственного медико-стоматологического университета. Материалы подвергались статистической обработке, при этом учитывались пол и возраст анкетируемых.

С целью уточнения данных опроса в отношении ДА использовался также метод шагометрии и таб-лично-хронометражный метод.

Для углублённого изучения питания студентов рассчитывались индивидуальные суточные энерготраты таблично-хронометражным методом, производилось определение калорийности и качественного состава пищевого рациона расчетным методом по меню-раскладкам, используя «Таблицы химического состава пищевых продуктов» (2007). У всех об-

—------- —

журнал «Земский Врач» № 6(10)-2011 13

журнал «Земский Врач» № 6(10)-2011

Таблица 1. Двигательная активность студентов в динамике учебной недели (тысяч шагов) по данным шагометрии

Дни недели Юноши Девушки

Понедельник 15291±407 15005±358

Вторник 13987±388 13300±290

Среда 14255±326 12921±234

Четверг 15100±411 13348±315

Пятница 14546±433 13990±235

Суббота 13804 ± 299 12600±286

Воскресенье 11205±209 11902±221

Средние данные 14169±198 13295±174

Средние данные по А.Г. Сухареву, 1991 26-30 тыс. 19-23 тыс.

следованных студентов (512 человек) были определены масса тела, индекс массы тела (ИМТ).

Анализ заболеваемости студентов МГМСУ за период с 2005 по 2009 гг. проводился по данным отчетных документов студенческой поликлиники.

Результаты и обсуждение

Результаты шагометрии выявили значительное снижение уровня ДА студентов относительно рекомендуемых норм, особенно у девушек-студенток (табл. 1).

Пик ДА наблюдался в понедельник, в выходные дни отмечалось выраженное снижение шагов (разница составила по сравнению с учебными днями у студентов 2599 ± 386 шагов, а у студенток - 1019 ± 228 шагов, р < 0,05).

ДА студентов убывала от 1-го к 5-му курсу, как в результате перехода на факультатив по физкультуре, так и в результате ограничения переездов. Но даже занятия физкультурой на 1-3 курсах не давали рекомендуемого уровня ДА. Установлено, что ДА студентов снижалась и за счет увеличения числа занимающихся в специальной медицинской группе и случаев освобождений от занятий ФК по медицинским показаниям. Уточнение полученных закономерностей было проведено методом таблично-хронометражного эксперимента.

Установлено, что на физические упражнения (Фу) у юношей приходилось в среднем 27 ± 9 мин в день, у девушек - 19 ± 6 мин, на активный отдых 43 ± 9 и 22 ± 7 соответственно (р < 0,05).

Обращал на себя внимание показатель общей загруженности студентов умственной учебной работой, который суммарно составлял у юношей 440 ± 21 мин, у девушек - 486 ± 18 мин (р < 0,05). Если эти цифры перевести в часы, то получится соответственно 7,33 и 8,1 часа.

Анкетирование в отношении ДА показало: только 11,2 % девушек и 28,2 % юношей имели в режиме дня самостоятельные ФУ, всего 8 % студентов использовали закаливающие процедуры и релаксационные упражнения; занимались физкультурой и спортом во внеучебное время 22,5 % студентов первого курса, тогда как на четвёртом - только 10,8 %, причём преимущественно юноши.

Повысить ДА хотели 72 % опрошенных студентов, мотивируя это желанием улучшить телосложение (35,8 %), развить физические качества (32,6 %), повысить уровень здоровья (14,1 %), уметь постоять за себя (12,2 %), общаться, иметь друзей (5,3 %). Выявлено, что для 92 % респондентов платные спортивные объекты не доступны по стоимости.

Питание является основным фактором, обеспечивающий оптимальный рост и развитие организма, его работоспособность и адаптацию к воздействию различных факторов внешней среды. Фактическое питание студентов и его организация отличались следующим:

• энергетическая ценность среднесуточных рационов питания ниже физиологических норм потребности в пищевой энергии;

• содержание белка рационов питания юношей варьировало от 70,0 ± 4,7 г/сутки до 121 ±3,11 г/сутки, рационы с недостатком белка определялись у студентов 1-3 курсов. Обеспеченность девушек белковым компонентом на всех курсах ниже физиологической потребности (р < 0,05). Поступление жиров у студентов в целом соответствовало рекомендуемой норме потребления, однако у юношей старших курсов обучения установлено повышенное их потребление (124 ± 8,5 г/сутки, р < 0,05). 32 % студентов с избыточным содержанием в рационе животных жиров имели превышение массы тела выше средних значений (ИМТ > 25);

• поступление углеводов с пищей ниже потребности в них у студентов всех курсов обучения, уровень потребления углеводов девушками-студентками значительно ниже, чем юношами. В рационах преобладали продукты, содержащие рафинированные углеводы и было мало продуктов, содержащих полисахариды и клетчатку;

• рационы студентов характеризовались дефицитом кальция: только 11 % рационов девушек и 28 % рационов юношей соответствовали суточной физиологической норме по содержанию кальция; содержали мало продуктов- источников витаминов А, В1 и С;

• характерно однообразие меню, повторяемость потребления одних и тех же продуктов в течение дня. Часто отсутствовал полноценный горячий обед, в рационах было мало яиц, молока, кисломолочных продуктов, рыбы, мяса, натуральных соков, свежих овощей и фруктов независимо от времени года, часто из рационов исключался хлеб;

• установлены нарушения режима питания: кратность приемов пищи 3-4 раза в сутки соблюдали только 72 % обследованных, нарушалось распределение энергетической ценности рациона по приёмам пищи: в 72,2 % случаев наибольшая нагрузка приходилась на ужин (от 52 % до 78 % калорийности суточного рациона), в 3,1 % случаев исключался завтрак;

• студенты питались дома, в студенческих буфетах, принимали пищу в учебных аудиториях во время перерывов. Доля питания в студенческих буфетах составила в среднем 4-5 %, причём рацион в этих случаях отличался несбалансированностью, существенной нехваткой белков, а также дефицитом продуктов, богатых витаминами и минеральными веществами;

• в режиме работы столовых и буфетов недостаточно учитывались расписание занятий, продолжительность пребывания обучающихся в вузе, бюджетные возможности студентов. Ассортимент буфетной продукции включал продукты малой биологической ценности.

Нормальную массу тела имели только 46 % обследованных, сниженную массу тела - 36,2 %, повышенную (ИМТ > 25) - 17,8 % (16,4 % девушек и 23,3 % юношей). Снижение массы тела относительно рекомендуемых величин отмечалось чаще у юношей-сту-дентов первых двух лет обучения, превышение - у юношей старших курсов.

Студенты нарушали режим учёбы и отдыха (92 %), 65 % из них спали менее 7 часов в сутки, каждый четвёртый юноша и каждая третья девушка разговаривали (суммарно) по мобильному телефону более двух часов в день, имея от 5 до 12 разговоров. Работе за компьютером не только для обучения, но и как форме досуга опрошенные студенты уделяли от 1 до 7 ч в день.

Анализ вида и распространённости вредных привычек среди студентов-медиков показал: курила из них половина опрошенных (52 %), причём с возрастом курящих становилось больше; уже на первом году обучения курили 32 % девушек и 61 % юношей, регулярно употребляли алкогольные напитки 22 % девушек и 54 % юношей; систематичность употребления спиртных напитков увеличивалась с возрастом. Среди студентов, употребляющих алкоголь, отмечался большой процент курящих (47,5 %); регулярное употребление алкогольных напитков чаще отмечалось у юношей-студентов 1-го курса и проживающих в общежитии, а курение - у юношей третьекурсников; пробовали наркотики 2,6 %. Приобщение к курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ происходило в довузовском периоде жизни студентов, в возрасте 14-15 лет (72,6 %).

Основными источниками формирования денежного бюджета студентов являлись: помощь родителей и родственников - 83,8 %, стипендия - 24 %, работа во внеучебное время - 13,5 %. Денежная сумма, которой располагали студенты ежемесячно у большинства (57,2 % опрошенных) была ниже прожиточного минимума.

Студентов отличала низкая медицинская активность: только 24 % обращались за медицинской помощью в случае заболевания, более половины - толь-

ко в случае тяжёлых заболеваний. 78,2 % респондентов обращались в студенческую поликлинику только при необходимости справок, 64,1 % не понимали обязательности диспансерного наблюдения.

Оценка организации учебного процесса студентов свидетельствовала о наличии факторов, способных оказывать неблагоприятное влияние на процессы адаптации к обучению в вузе: удалённость учебных баз в условиях мегаполиса, недостаточное количество площадей на клинических кафедрах. Аудиторная нагрузка составляла от 24 до 38 часов в неделю. Объём суммарной нагрузки (аудиторной и внеаудиторной) составлял 58 часов (при норме 54 часа) за счёт внеаудиторной подготовки. Продолжительность перерывов между занятиями составляла в среднем 1,6 часа из-за необходимости переезда в другие корпуса и клинические базы, что приводило к увеличению продолжительности учебного дня до 9 часов. В расписании отведён реферативный день только на некоторых кафедрах, облегчённый день в расписании не предусмотрен.

Выявлено, что показатели реактивной и личностной тревожности ухудшались по средним данным от начала к концу недели и от начала к концу цикла. Число случаев повышенной реактивной тревожности составляло 2,4 % в начале цикла и возрастало до 18,7 % в конце цикла (р < 0,05). Число случаев повышенной личностной тревожности увеличивалось с 11,4 % до 28,8 %. К концу учебного дня однонаправлено ухудшались все показатели теста САН - самочувствие, активность, настроение. Расхождение между средними величинами самочувствия и активности составляло 0,78 балла, что указывало на развитие процесса утомления.

Заболеваемость характеризует степень резистентности организма студентов, их способность сопротивляться воздействию неблагоприятных факторов среды. Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВуТ) показал, что в её структуре первое ранговое место (88,5 %) занимали болезни органов дыхания на протяжении всего периода наблюдений (2005-2009 гг.), они же находились на первом месте по продолжительности заболеваний. Второе место занимали заболевания органов пищеварения, третье - травмы и другие воздействия внешних причин (сотрясения головного мозга, ушибы, переломы костей).

В 2008-2009 гг. отмечено достоверное увеличение в структуре ЗВуТ болезней мочеполовой системы (острые циститы, пиелонефриты, гломерулонефри-ты), которые вышли на третье место по частоте заболеваний.

Чаще болели студенты, проживающие в общежитии, в том числе все студенты, заболевшие гриппом А^Н в 2009 году (36 случаев).

Студенты, перенёсшие серьёзные заболевания с длительной потерей трудоспособности и не выпол-

—------- —

журнал «Земский Врач» № 6(10)-2011 15

журнал ««Земский Врач» № 6(10)-2011

Таблица 2. Динамика оформления академических отпусков

студентами МГМСУ

Год 2005 2006 2007 2008 2009

Абс. число 35 49 36 50 19

На 100 студентов 0,76 1,01 0,83 1,05 0,38

нившие программу обучения, имеют право оформить академический отпуск для долечивания и восстановления трудоспособности с последующим возобновлением учебы в вузе. Поэтому частота оформления академических отпусков, динамика их количества за год, структура заболеваний, по поводу которых они оформлены, тоже характеризуют временную нетрудоспособность студентов и тяжесть патологии у них. Наибольшее число академических отпусков по заболеванию отмечалось у студентов 1-111 курсов.

Снижение в 2,6 раза числа академических отпусков в МГМСУ удалось добиться врачам-терапевтам благодаря своевременному взятию на диспансерный учет студентов с хронической патологией, проведению с данной группой больных лечебно-оздоровительных мероприятий, контролю за первичной выдачей документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность студентов.

Заболевания, по поводу которых студенты оформляли академические отпуска, были однотипны во все годы: самой частой причиной были заболевания органов дыхания, второе место занимали психические расстройства и расстройства поведения, на третьем месте находились болезни органов пищеварения. Среди прочих в 2005 г. преобладали хирургические и гинекологические заболевания; в 2006-2007 гг. - хирургическая и терапевтическая патология; в 2008 г. - хирургические и инфекционные заболевания, в 2009 г. -терапевтическая патология и ЛОР-заболевания.

В структуре хронических болезней в течение периода наблюдений первое место занимали заболевания органов пищеварения, второе - хронические болезни органов дыхания, а затем заболевания нервной системы и различные эндокринно-обменные нарушения. Частота хронических заболеваний колебалась в очень широких пределах. Так, за пять лет обучения (2005-2009 гг.) количество обращений на 100 студентов по поводу язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки увеличилось на 53 %, а по поводу гастрита и дуоденита - на 63 %. Абсолютное число заболеваний хроническим гастритом увеличилось за тот же период - в 7,2 раза, заболеваний нервной системы в 2,4 раза. Самыми распространенными функциональными отклонениями среди студентов оказались нарушения осанки и различные виды плоскостопия; на втором месте - нарушения органа зрения и на третьем - функциональные отклонения со стороны органов кровообращения.

Заболеваемость студентов имела выраженные сезонные изменения. Выделены два пика заболеваемости: декабрь-январь, обусловленный увеличением

числа простудных заболеваний, нервно-эмоциональными перегрузками, связанными с зимней зачетноэкзаменационной сессией; и март-апрель, который обусловлен, по-видимому, снижением реактивности организма и накоплением утомления к концу учебного года.

Заключение

Таким образом, стиль жизни студентов-медиков характеризовался выраженным снижением ДА, несоблюдением режима дня, нерациональным питанием, курением, употреблением спиртных напитков, низкой медицинской активностью, что способствовало росту заболеваемости с преобладанием в её структуре болезней органов пищеварения, дыхания, нервной системы. Важно отметить, что в 85 % случаев имели место те или иные сочетания факторов риска: курение, низкая ДА, избыточная масса тела, употребление алкоголя и др. Среди студентов сформирована тенденция нарушения гигиенических требований здорового образа жизни (ЗОЖ). Изучение основ физиологических механизмов элементов ЗОЖ студентами-медиками не гарантирует обязательности его выполнения. Все это заставляет не просто внедрять принципы ЗОЖ среди студентов, а считать это приоритетным направлением.

Рекомендации по организации рациональной ДА и психогенной тренировки:

• ввести учебные занятия по физическому воспитанию на всех курсах обучения (за исключением последнего семестра) в объёме 4 ч в неделю;

• профилировать занятия по физическому воспитанию с учётом применения комплекса специальных профессионально-прикладных упражнений, направленных на совершенствование двигательного аппарата;

• бесплатно предоставлять студентам спортивные сооружения вуза для самостоятельных занятий в удобное для них время (по согласованию);

• организовывать занятия в спортивных и оздоровительных секциях по популярным видам спорта и системам физических упражнений;

• проводить ежегодно в масштабах вуза спартакиады по популярным видам спорта, Дни здоровья и другие физкультурно-рекреационные мероприятия;

• ввести в программу учебной дисциплины «Психология» обучение таким специальным приемам и методам регуляции психических состояний, как релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, успокаивающее дыхание;

• создать в вузе (в общежитии) комнаты психологической разгрузки.

По рационализации питания должна быть предусмотрена организация:

• доступного по ценам горячего полноценного пи-

тания в студенческих столовых в учебных корпусах и буфетов в общежитиях и учебных базах;

• контроля качества питания в студенческих столовых и буфетах (ассортимент продуктов, их разнообразие в течение недели, питательная полноценность, доброкачественность и безопасность пищи);

• формирования рационов питания с использованием продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью (продуктов, обогащенных витаминами, минеральными веществами, кальцием, железом, йодом, цинком, полиненасыщенными жирными кислотами, пищевыми волокнами и т. д.);

• диетического питания, создания диетических залов в студенческих столовых;

• текущего санитарного контроля санитарного состояния пищевых объектов;

• новых, более совершенных, форм обслуживания студентов;

• цикла лекций, бесед, консультаций по основам рационального питания.

Соблюдение режима питания при современном режиме обучения возможно только при индустриализации питания студентов, использовании новых форм обслуживания в студенческих столовых.

По оптимизации суточного режима необходимо:

1. Составлять рациональное учебное расписание, предусматривающее:

• минимально возможное число переездов с одной учебной базой на другие;

• достаточное время для приема пищи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• равномерное распределение учебной нагрузки в течение учебного года с учетом степени трудности изучаемых предметов;

• обеспечение возможности самостоятельной работы в студенческом читальном зале и библиотеке.

2. Обеспечивать каждого студента достаточным количеством необходимых учебных пособий по каждому предмету.

3. Предоставлять нуждающимся студентам места в студенческих общежитиях.

По искоренению вредных привычек необходимо:

• ввести запрет на курение и употребление спиртных напитков на территории вуза и строго его соблюдать;

• морально и материально поощрять студентов за отказ от вредных привычек путем награждения грамотами, поощрительными баллами по физическому воспитанию, путевками в спортивно-оздоровительный лагерь и др.

По пропаганде ЗОЖ среди студентов необходимо:

• организовать широкую пропаганду ЗОЖ на лекциях через предмет, во время медицинских осмотров, в многотиражной газете, на сайте вуза, на факультетских стендах, в учебных пособиях;

• ввести в курс физического воспитания раздел «Здоровый образ жизни» практику разработки каждым студентом индивидуального проекта ЗОЖ, контролировать его исполнение и выдавать выпускникам «Паспорт здоровья», в котором должны быть отражены использованные компоненты ЗОЖ.

Привлечение большинства студентов к соблюдению ЗОЖ будет способствовать снижению распространенности вредных привычек, заболеваемости и пропусков занятий по болезни, повышению работоспособности, а значит и успеваемости, укреплению здоровья студентов и улучшению качества их жизни.

Литература

1. Баранов А.А., Кучма В.Р и др. Стратегия «Здоровье и развитие подрост-

ков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков), М., 2010.

2. Зараковский ГМ. Формирование здорового образа жизни молодежи - усло-

вие повышения качества жизни населения России /Качество жизни и здоровье нации: труды ВНИИ технической эстетики.- М., 2003. Вып. 3. С. 39-51.

3. Ляхович А.В. Система гигиенического обучения и формирования здоро-

вья студентов /Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2000. №1. С. 30-34.

4. Максимова ТМ. Здоровье населения и социально-экономические проб-

лемы общества / ТМ. Максимова, О.Н. Ганенко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. № 1. С. 3-7.

5. В.П. Медведев, А.М. Куликов. Проблемы здоровья подростков. Новые

Санкт-Петербургские врачебные ведомости, 2001, № 1.С. 8-14.

The role of risk factors in the formation of lifestyle incidence of students

N.G. Kozhevnikova

Moscow State University of Medicine and Dentistry

DeLegatskaya st. 2, Moscow, 127473

nataLipLus0812@maiL.ru

The study of the components of Life and incidence of medical students of the university. Identified components of the «unheaLthy» Lifestyles: reducing physical activity, unheaLthy diet, the daiLy regime of disturbance, aLcohoL, smoking. In the structure of disease predominated diseases of the respiratory, digestive and nervous systems. To preserve the heaLth of students suggested steps for optimizing physicaL activity, diet, daiLy regimen, the eradication of bad habits.

Keywords: morbidity, LifestyLe, heaLthy LifestyLe

журнал «Земский Врач» № 6(10)-2011 \J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.