Научная статья на тему 'Современные подходы к организации оптимального питания учащейся молодежи'

Современные подходы к организации оптимального питания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
303
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / WORKING CAPACITY / ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ / FUNCTIONAL PRODUCTS / ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ / FOOD SUBSTANCES / CATERING SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакуменко О.Е., Доронин А.Ф.

В статье определены факторы, способствующие повышению дефицита пищевых веществ, приводящие к ухудшению здоровья современных студентов. На основе исследований установлена прямая взаимосвязь между образом жизни, фактическим питанием и уровнем заболеваемости студентов. Показаны этапы работы по улучшению системы студенческого питания в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern method of approach of the organization optimal nutrition of students

In the article definition of the factors to be promoting increase deficit of the food substances bringing to change for the worse health of modern student. On the basic of the researches establishment straight correlation between lifestyle, actual nutrition and level diseases student. Demonstration of the stages work on the improvement system student nutrition in the institutes.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации оптимального питания учащейся молодежи»

УДК 642.5:658:37 (045)

Современные подходы

к организации оптимального питания учащейся молодежи

О.Е. Бакуменко, канд. техн. наук, доцент, А.Ф. Доронин, канд. техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств

Как известно, учащаяся молодежь (студенты) - это специфическая категория населения, составляющая практически четверть населения России и 30 % всего населения в мире, охватывающая возраст от 18-28 лет.

Данные свидетельствуют, что в последние годы состояние здоровья студенческой молодежи значительно ухудшилось. Это связано с факторами, которые условно можно разделить на две группы - образ жизни и питание [1] (рис. 1).

Поступив в вуз, студенты оказываются в новых социальных и психофизиологических условиях, а часто и в другой климатической среде. При этом большое значение имеет адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы. Это сложный многоуровневый процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма, постоянным умственным напряжением, а также частыми нарушениями режима труда, отдыха и питания.

Рост заболеваемости студентов происходит также на фоне заметного снижения общего уровня их физического развития. Так, например, недостаточная двигательная активность (гиподинамия), сочетающаяся с эмоциональной и информационной перегрузкой, является основным фактором в распространении сердечно-сосудистых заболеваний у студентов.

При обучении в вузе огромное влияние на студентов оказывает экзаменационный стресс. Особенно остро эта проблема стоит перед студентами 1 и 2-го курсов, которые сталкиваются с проблемами адаптации.

Укрепление здоровья студентов требует расширения пропаганды здорового образа жизни и усиления борьбы с вредными привычками -курением и алкоголем, которые способствуют развитию целого ряда заболеваний.

Студенческая молодежь - основной кадровый резерв российского общества, и главная задача государства и высших учебных заведений -подготовка не только высококвалифицированных, но и физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и творческую активность.

В этой связи, на кафедре «Технология продуктов функционального и специализированного назначения и длительного хранения (ТПФСНДХ)» Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) в рамках инициативной тематики проводятся прикладные научные исследования, цель которых -мониторинг состояния здоровья и пищевого статуса студентов МГУПП.

С 2002 г. по настоящее время обследовано 500 студентов (328 девушек и 172 юноши) в возрасте 20-25 лет, учащиеся 4 - 6-го курсов дневного и вечернего отделения. Иссле-

Рис. 1. Факторы, влияющие на состояние здоровья современных студентов 36 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 7/2010

Ключевые слова: здоровье; студенты; работоспособность; пищевые вещества; функциональные продукты; организация питания.

Key words: health; students; working capacity; food substances; functional products; catering services.

дования проводили в рамках практических занятий, УИРС, НИРС. Студентов выбирали методом случайного отбора.

Для объективной оценки истинного состояния здоровья студенты заполняли анкету, позволяющую собрать максимально полную информацию о каждом испытуемом (пол, возраст, масса тела, рост, конституционные параметры, состояние здоровья, физическая, интеллектуальная, психологическая, экологическая нагрузка, наличие вредных привычек, употребление лекарств и биологически активных добавок, система питания, вкусовые предпочтения и т. д.).

Для оценки уровня памяти, внимания и мышления студентам предлагался тест, включающий следующие вопросы: возникают ли трудности при запоминании номеров телефонов, названий и т. д.; забываются ли повседневные дела; есть ли необходимость записывать что-либо, чтобы не забыть; есть ли трудности с запоминанием нового материала и т. п.

Для оценки уровня физической активности студентам предлагали опросник, содержащий следующие вопросы: сколько времени в день Вы ходите пешком, как часто занимаетесь физкультурой и т. д.

На момент опроса все студенты в большинстве были относительно здоровы. По данным анкет, 14 % девушек и 10 % юношей принимали витаминно-минеральные добавки. Экологическая нагрузка в основном умеренная (79,7 %) - большинство обследованных студентов проживало в больших городах, крупных промышленных центрах с достаточно высокой культурой производства, система питания - обычная.

Наряду с заполнением анкет и тестов студенты вели дневник питания на протяжении 7 дней, куда заносили состав, количество и время приема потребляемой пищи. Данные пищевых дневников позволили нам

сделать выводы о среднесуточном наборе основных групп продуктов, потребляемых студентами, а также о режиме питания [2].

Для объективной оценки пищевого статуса данные анкет и дневников питания студентов заносили в компьютерную программу «Питание и здоровье», которая позволила установить те пищевые вещества, которые находятся у студентов в дефиците или избытке [3].

На завершающем этапе рассчитывали суточные энерготраты организма, устанавливали баланс между поступающей с пищей энергией и расходуемой на различные виды деятельности, а также рассчитывали индекс массы тела каждого обследуемого студента [2].

Уровень умственной и психической работоспособности студентов оценивали с помощью компьютерной программы «Оценка умственной и психической работоспособности». Исследования проводили в начале, середине и в конце семестра [4].

Программа СОПР содержит набор тестовых методик, предназначенных для исследования динамического глазомера, скорости и точности реагирования; позволяет оценивать основные компоненты умственной работоспособности: восприятие, оперативную память, устойчивость мышления, переключение и распределение внимания, оперативное мышление, способность к логическому анализу понятий, числовой информации и способность к анализу изображений.

Результаты эксперимента позволили сделать вывод, что 19 % девушек и 30 % юношей испытывали высокие интеллектуальные нагрузки, а 81 % девушек и 100 % юношей - умеренные психологические нагрузки.

В ходе обследования выявлено наличие вредных привычек у студентов, которые способствуют риску возникновения различных заболеваний, а также снижают работоспособность и повышают потребность организма в витаминах. Так, 10 % девушек и 10 % юношей курят регулярно, 19 и 20 % - периодически соответственно, 15 % девушек и 70 % юношей регулярно употребляют пиво, а 44 % девушек и 10 % юношей регулярно употребляют алкогольные напитки крепостью до 15 об. %.

По результатам теста на физическую активность сделан вывод, что большинство студентов испытывали легкую (26 % девушек и 50 % юношей) и очень легкую (39 % девушек

NUTRITION AND HEALTH

и 30 % юношей) физическую нагрузку, что приводит к риску возникновения гиподинамии.

При изучении уровня внимания, памяти и мышления установлено, что у 71 % студентов эти показатели снижены.

В ходе обследования выявлены отклонения от нормальных значений массы тела. Так, у большей части студентов наблюдался дефицит массы тела, что свидетельствует о недостаточном поступлении основных пищевых веществ и энергии в организм.

На основании полученных результатов можно с уверенностью сказать, что образ жизни студентов, в том числе учебный процесс, достаточно насыщенный, напряженный, требует больших затрат энергии и умственного труда. Следовательно, питание студентов должно соответствовать их образу жизни и восполнять уровень нутриентов, израсходованных в результате физических и умственных нагрузок.

За период 2006-2008 гг. выросло число девушек, имеющих те или иные заболевания, а число юношей с заболеваниями уменьшилось, что, возможно, является следствием их неосведомленности о своем здоровье.

Наиболее часто у студентов отмечаются проблемы со зрением (41,6 %), с желудочно-кишечным трактом (40,6%), опорно-двигательным аппаратом (20,3 %). За последние годы возросла частота заболеваемости простудными инфекциями - ОРВИ (рис. 2).

Полученные данные подтверждают критическую ситуацию, сложившуюся в результате образа жизни студентов.

Результаты тестирования на компьютерной программе СОПР свидетельствуют, что к концу семестра у студентов снижалась интеллектуальная и психическая работоспособность, что, несомненно, является следствием напряженности учебного процесса и восприятия ими большого потока информации в процессе обучения. Также отмечено повышение уровня логического мышления и невербального интеллекта, что может быть связано с получением определенных навыков в методической работе. На работоспособность также большое влияние оказывает сбалансированность рациона. Бесспорным остается то, что при недостаточном поступлении витаминов, питательных и минеральных ве-

Опорно-двигательный аппарат Заболевания ЖКТ Офтальмология ОРВИ

Рис. 2. Патологические состояния, выявленные у студентов МГУПП в 2006-2008 гг.

ществ процессы в организме замедляются и нарушаются, тормозя общую работоспособность.

В результате изучения фактического питания студентов установлено снижение калорийности рационов, выявлен дисбаланс в потреблении основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов). Большинство обследованных студентов (73 %) имеют глубокий дефицит витаминов А, В12, В6, D, Е, а также железа, йода, кальция, пантотеновой кислоты, хо-лина и цинка. Динамика студентов, имеющих дефицит нутриентов, растет из года в год. Избыток перечисленных нутриентов имеет 21 % студентов и динамика их уменьшается.

Анализ пищевых дневников позволил выявить, что студенты испытывают глубокий дефицит в потреблении зерновых продуктов (85 %), молока и молочных продуктов (83 %), рыбы и рыбопродуктов (74 %), животных и растительных жиров (69 %). Умеренный дефицит наблюдался в потреблении картофеля (42%), мяса и мясопродуктов (45 %), овощей и бахчевых (до 50 %). Важная особенность питания студентов - недостаточное употребление продуктов, содержащих мо-лочно-кислые микроорганизмы.

Проведенные исследования показали, что у большей части учащихся нарушен режим питания (кратность приемов пищи, перерывы между едой и калорийность приемов пищи).

Один из важнейших путей снижения заболеваемости - создание системы здорового питания, а также разнообразие ассортимента пищевых продуктов, предлагаемых в образовательных учреждениях. Приня-

тая в РФ государственная концепция [5] рассматривает развитие производства обогащенных микронутри-ентами пищевых продуктов в качестве важнейшей и первоочередной меры, от которой решающим образом зависит улучшение питания и, соответственно, здоровье населения России.

Параллельно с проведением мониторинга пищевого статуса студентов в течение ряда лет в МГУПП ведутся научные исследования и осуществляются прикладные разработки, связанные с созданием новой категории продуктов питания - функциональных пищевых продуктов, предназначенных для ежедневного употребления, в частности студентами с целью сохранения и укрепления здоровья. Законодательная база для этих исследований сегодня - Национальный стандарт ГОСТ Р 523492005 [6].

Многие разработки защищены патентами РФ и награждены медалями и дипломами международных выставок «За лучшее качество продукции». Практическая реализация разработок в этом направлении связана с подготовкой рекомендаций по формированию рационов и поддержания правильного режима питания.

По тематике укрепления здоровья в МГУПП в течение семи лет проводится Международная научно-практическая конференция-выставка «Технологии и продукты здорового питания. Функциональные пищевые продукты». На этом мероприятии обсуждаются вопросы и пути их решения взаимосвязи питания и здоровья различных категорий населения, в том числе студентов.

Приведенные данные на примере только одного московского вуза диктуют необходимость глубокого изучения фактического питания студентов, обучающихся в различных регионах РФ, обобщения этих данных и разработки методических рекомендаций, нацеленных на коррекцию рационов, привития студентам навыков здорового образа жизни и здорового питания.

В последнее время государство стало уделять внимание вопросам питания студентов. Свидетельством тому стало прошедшее в Государственной Думе 24 июня 2009 г. заседание круглого стола «Организация питания студентов в условиях реализации антикризисной программы Правительства РФ» и последовавшее за ним Распоряжение Прави-

тельства Москвы от 4 сентября 2009 г. № 2324-РП «Об организации здорового питания студентов».

Исходя из проведенных исследований, в МГУПП разработаны меры по улучшению структуры питания студентов: разработка единой методологии оценки состояния здоровья и системы питания студентов, обучающихся в различных регионах; проведение ежегодной диспансеризации с целью выявления студентов, нуждающихся в диетическом питании; проведение исследований по оценке пищевого статуса и структуры питания студентов (в разные периоды учебной работы, времена года и т. д.); приведение материально-технической базы пищеблоков при вузах в соответствие с санитарными нормами и требованиями, обеспечение наличия современного технологического оборудования для приготовления блюд; повышение квалификации персонала комбинатов питания в вузах; организация на базе действующих предприятий питания при вузах и студенческих общежитиях диетического питания студентов, которым оно показано по результатам диспансеризации; введение в вузах дополнительного перерыва для приема пищи в связи с удаленностью вуза от места жительства обучающихся; увеличение числа посадочных мест в студенческих столовых и буфетах; ежегодное проведение конференции по оптимальному питанию с целью привития студентам навыков здорового образа жизни и здорового питания; разработка широкого ассортимента специализированных продуктов для студентов (с высокими потребительскими качествами, функциональными свойствами, без использования ГМО, доступных по цене, позитивно влияющих на состояние здоровья), в том числе диетических и лечебно-профилактических; проведение оценки качества и эффективности специализированных продуктов для студентов и внедрение их в систему питания; развитие информационных технологий и совершенствование автоматизированных средств управления и контроля за качеством и безопасностью питания студентов (нарушение принципов составления меню и режима питания, неудовлетворительный ассортимент продуктов функционального питания в буфетах и столовых, невысокие потребительские качества блюд, недостаточное использование в питании продуктов, содержащих про- и пребиотики, поли-

ненасыщенные жирные кислоты, пищевые волокна, витамины и минеральные вещества; разработка и утверждение законодательных документов и СанПиН по нормам питания для студентов; разработка рекомендаций по формированию рационов студентов и внедрение их в столовые, буфеты и пищеблоки вузов; разработка информационных материалов (памятки, рекламные материалы, образовательные программы) по взаимосвязи питания и здоровья; включение в учебный процесс лекционного курса по здоровому питанию.

Учитывая факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студенческой молодежи, а также выявленные нарушения в пищевом статусе и системе питания, отсутствие у большинства студентов знаний о структуре питания, дефицит в рационах продуктов специализированного назначения, отсутствие документов, определяющих нормы питания студентов в вузах, данная проблема крайне актуальна и должна приобрести социальное значение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакуменко, О.Е. Разработка технологии продуктов функционального питания на зерновой основе для учащейся молодежи: дисс. ... канд. техн. наук/О.Е. Бакуменко. - М.: МГУПП, - 2004. - 160 с.

2. Шендеров, Б.А. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Функциональные ингредиенты в питании»/Б.А. Шендеров, О.Е. Бакуменко. - М.: ИК МГУПП, 2008. - 40 с.

3. Большаков, А.М. Система поддержки принятия решений «Питание для здоровья и долголетия». Руководство пользователя/А.М. Большаков, А.Ю. Жигарев, В.Н. Крутько, Н.С. Потемкина. - М.: НЦГ, 2001. -10 с.

4. Большаков, А.М. Оценка психической работоспособности с помощью компьютерной системы «СОПР»: метод. рекомендации для врачей/А.М. Большаков [и др.]. -М.: НГЦ, 2002. - 24 с.

5. Концепция государственной политики в области здорового питания населения России на период до 2005 г.//Пищевая промышленность. - 1998. - № 3.

6. ГОСТ Р 52349-2005 «Продукты пищевые функциональные. Термины и определения». - М.: Стандартин-форм, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.