Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR ACTIVITY AND MENTAL EFFICIENCY OF UNDERGRADUATE STUDENTS

Describes shortcomings of the physical education system existing in higher educational establishments. The present system contributes only little to the physical development and mental efficiency of undergraduates. Gives recommendations on how to rationalize the regimen of organized and independent physical culture and leisure activities of students taking into account the duration, intensity, amount, and kind of physical exercise and physical fitness of the students. Implementation of these recommendations should promote the development of adaptation processes in the central nervous’system over a day, week, semester, year and indeed, throughout the period of study.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

EARLY DETECTION OF LIVER FUNCTION IMPAIRMENT WORKERS EXPOSED TO PESTICIDES

G. P. Zolotnikova

IN HOTHOUSE

Studies were carried out to identify the most sensitive biochemical tests to assess liver function in female workers of hothouses who are occupationallyjexposed to pesticides. Under field conditions, some sanitary and hygienic indices (microclimate, pesticide levels) of the hothouse environment were studied (and groups of workers employed in ho-Mthouses for various periods were examined. Some of the

workers had liver function abnormalities of varying degrees depending on the duration of occupational contact with pesticides. It is recommended that the activity of his-tidase in blood serum be determined as a test for an early recongnition of hepatopathies in persons exposed to pesticides in hothouses.

УДК 61 2.745:.6 + 612.825.81-057.875

Канд. мед. наук И. И. Пономаренко

двигательная активность и умственная работоспособность студентов вузов

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Труд студентов характеризуется ростом умственных и эмоциональных нагрузок, снижением затрат физических сил, дефицитом свободного времени, гипокинезией и др. В условиях увеличения объема информации и требований к уровню образования недостаточное мышечное напряжение можно корригировать с помощью комплекса гигиенических мероприятий. Одно из основных средств такого воздействия — гигиеническая регламентация двигательной активности (ДА) с учетом умст-. венной нагрузки студентов.

* Задачей данной работы являлось изучение влияния ДА на умственную работоспособность учащихся вузов. Для этой цели следовало изучить и регламентировать объем ДА студентов при существующих режимах учебных занятий и общей физической подготовки, оценить их влияние на функциональное состояние организма студентов; разработать и научно обосновать рациональный режим организованных и самостоятельных занятий физической культурой (ФК) в зависимости от длительности, плотности, степени тяжести и видов физической нагрузки, а также от физической тренированности студентов; выяснить корригирующее действие разработанного комплекса устранения дефицита мышечного напряжения студентов на их умственную работоспособность в динамике дня, недели, семестра, года, всех курсов обучения.

Исследования проводили со студентами механи-ко-математических факультетов московского и новосибирского университетов (соответственно МГУ и НГУ) на протяжении учебных занятий и дня в целом (до 22—23 ч), а также в динамике недели, семестра, года, всех курсов обучения. Гигиеническое обследование включало анализ расписания занятий, изучение условий, режима обучения и ^отдыха студентов с определением суточного и недельного бюджета времени, ДА, организованных и самостоятельных форм ФК, хронометраж и др. Анкетным опросом было охвачено более 2000 студентов. Физиологические исследования преду-

сматривали определение скрытого времени услов-норефлекторной двигательной реакции на световые раздражители различной силы, характер взаимодействия процессов возбуждения и торможения, умственной работоспособности, устойчивости и переключения внимания, состояния краткосрочной памяти. Под наблюдением находились 106 студентов.

Для выявления роли ФК в профилактике умственного утомления проводили физиолого-гигие-ническую оценку существующих форм обучения и физического воспитания в МГУ и НГУ. При этом установлено наличие выраженного утомления студентов всех курсов во время учебных занятий. О степени утомления свидетельствовало отсутствие восстановления изучаемых функций даже через 7 ч, т. е. в период вечернего отдыха (до 23 ч). Организация физического воспитания в обоих вузах независимо от длительности уроков ФК (2 или 4 ч в неделю) и их места в режиме дня и недели при среднем объеме ДА студентов 11,5 тыс. шагов в день не способствовала активизации функций организма (И. И. Пономаренко, 1978).

Формы и средства ДА студентов оценивали на фоне оптимальной организации учебных занятий, отдыха, питания и др., что было осуществлено в МГУ в результате реализации представленных нами гигиенических рекомендаций, оказавшихся высокоэффективными в плане повышения умственной работоспособности (И. И. Пономаренко, 1979).

На этом фоне все обследованные студенты I курса совершали по утрам гигиеническую зарядку, а некоторые (до 40%) регулярно занимались спортом 1—3 ч в день, помимо учебной программы. Общая длительность организованной и неорганизованной ДА была равна 5—9 ч в неделю (в среднем 7 ч) и 11—28 тыс. шагов в день (в среднем 18 тыс.).

Физиологические исследования студентов I курса в начале учебного года не дали возможности

выявить значимое воздействие ФК на индивидуальные и средние показатели состояния центральной нервной системы (ЦНС). Так, время реакции достоверно сокращалось на 10% после ФК во вторник п недостоверно повышалось на 2% в пятницу; активность взаимодействия возбуждения и торможения проявляла тенденцию к уменьшению на 3% в динамике изучаемых дней недели; умственная работоспособность, устойчивость и переключение внимания (тест К. К. Платонова) практически не изменялся; эффективность краткосрочной памяти имела склонность к снижению на 3,6% во вторник и достоверно возрастала на 10% в пятницу.

Очевидно, столь разнонаправленные и преимущественно несущественные сдвиги функций обусловлены малым объемом физической нагрузки во время занятий, так как в этот период (начало учебного года) студенты сдавали нормы Г'ГО. Общее время занятия сокращалось в 2 раза (по нормам 90 мин), двигательная плотность урока для каждого студента не превышала 20%. Для иллюстрации приведем хронометражную карту занятия, на котором сдавались нормы ГТО по метанию гранаты: общее построение студентов 1 мин, разминка 5 мин, инструктаж 2 мин, метание гранаты 1 мин на 1 студента (остальные сидят), общая длительность занятия 45 мин. Аналогично строились занятия при сдаче других норм ГТО.

В конце учебного года двигательная плотность на занятиях общей физической подготовкой достигала 50—60%. Средняя пульсовая стоимость урока достигала 140 ударов в минуту (максимально 168 ударов), что соответствовало легкой степени тяжести (по Р. В. Снлла). Такие нагрузки в начале недели (вторник) по-прежнему не отражались на средних показателях изучаемых функций ЦНС студентов, а в конце недели (пятница)сразу после ФК отмечено достоверное ухудшение количественных и качественных показателей реакций студентов. Последнее мы склонны расценивать как адаптационную реакцию малотренированных студентов I курса на физическую нагрузку, так как на следующий день утром (до занятий) установлено улучшение функционального состояния ЦНС: возрастание активности взаимодействия возбуждения и торможения на 19%, повышение скорости реакции на 16 мс и коэффициента информативности памяти на 13%. Тем не менее роль ФК в профилактике утомления неясна. Очевидно, 2 занятий в неделю, т. е. 4 ч, недостаточно. Определенную роль, помимо суммарной продолжительности ФК в течение недели, вероятно, играли и другие факторы.

С целью выяснения значения длительности, плотности занятия и величины физической нагрузки изучена динамика физиологических показателей у студентов в ответ на спортивную тренировку в секции тяжелой атлетики (штанга) после учебных занятий, а также в период сдачи зачетов и экзаменов. Тренировки продолжительностью до 3 ч в день проходили 3 раза в неделю. Под наблю-

дением находились 2 группы по 11 студентов в возрасте 18—19 лет, имеющих сопоставимые спортивные показатели (без разрядов или младшие спортивные разряды). Сравнивали влияние двух методик: по первой индивидуальная величина физической нагрузки дозировалась в 60—70% максимальных возможностей каждого наблюдаемого, по второй — в 75—85%; двигательная плотность составляла 70—75% от общего времени каждого^ занятия. Детальный анализ полученных данных" представлен нами ранее (И. И. Пономаренко, 1978). Следует только подчеркнуть, что при положительном эффекте обеих методик тренировка студентов 1-й группы оказалась более физиологичной по всем функциональным, морфологическим и спортивным показателям, которые оценивал заслуженный тренер РСФСР Р. А. Роман, проводивший эти занятия. Например, у лиц 1-й группы достоверно выше были результаты в сумме классического двоеборья (соответственно на 19,8 и 12,5 кг), больше прибавка в массе тела преимущественно за счет возрастания мышечной массы (1,85 и 1,01 кг), значительнее увеличение массо-ростового индекса (11,1 и 6 г/см).

Для уточнения роли тренированности сопоставили изученные показатели у студентов одного возраста и факультета, посещающих секцию тяжелой атлетики, но не имеющих спортивных разрядов, и у занимающихся в группах общей физической подготовки. У тренированных учащихся достоверно выше оказались функциональная активность нервной системы (на 12%), скорость двигательной Л реакции (на 12,5%), эффективность памяти (в 2 раза).

На основании полученных данных оптимальная двигательная плотность занятия ФК составляла 65—75% от его общей продолжительности. Дозирование тяжести нагрузки должно учитывать индивидуальные возможности организма, определяемы по физической работоспособности. Из большого числа тестов наиболее доступным и надежным критерием физической работоспособности является средняя частота пульса за занятие (Р. В. Силла и М. Э. Теосте; В. В. Розенблат, и др.), устанавливаемая по данным измерения через каждые 5—10 мин. В соответствии с этим для дозирования нагрузок предложена следующая схема: малая степень физической работоспособности, дозируемая в объеме до 60% от максимальных индивидуальных возможностей студента, соответствует средней частоте пульса за занятие до 140 в минуту, средняя — 70—80% от максимальных индивидуальных возможностей при средней частоте пульса 141—160 в минуту, высокая — 81—90% от максимальных индивидуальных возможностей при средней частоте пульса за занятие 161 и более в минуту. Уровень физической работоспособности ^ в пределах 65—80% от максимальных индивидуальных возможностей наиболее способствует улучшению функциональных, морфологических и спортивных показателей студентов.

Представляют интерес результаты апробации рекомендуемой плотности и величины физической нагрузки не только в спортивной секции, но и на уроках общей физической подготовки. Последнее было внедрено кафедрой ФК и спорта МГУ. Эффективность этих мер мы оценивали у студентов II—IV курса. Объем ДА у них составлял 8—14 ч в неделю (в среднем 10 ч) и 21—38 тыс. шагов в -день (в среднем до 25 тыс.).

* Физиологические исследования показали, если у студентов I курса (занимавшихся при низкой двигательной плотности и малом объеме физической нагрузки) после ФК, как правило, появлялась тенденция, а в конце года достоверное снижение скорости реакции и качественного показателя взаимодействия возбуждения и торможения, то увеличение объема физической нагрузки начиная со II курса (в пределах средней степени физической работоспособности) способствовало обратной направленности физиологических сдвигов, т. е. их улучшению. Особенно наглядно это иллюстрировала динамика функциональной активности ЦНС: на I курсе нормальный характер силовых отношений возбуждения и торможения в течение года снижался с 63 до 51% (Р<0,05), а на II— IV курсе он повышался и стабильно сохранялся в пределах 65—76% (норма 70—75%) в динамике всех лет обучения. Следовательно, увеличение плотности и объема физических занятий на уроках ФК способствует благоприятному развитию адаптационных процессов ЦНС и повышает физиче-

^скую тренированность студентов.

Особенно следует подчеркнуть значение еще одного экспериментального варианта данной работы, который состоял во введении дополнительного урока ФК на III курсе. Программой расписаний на старших курсах (начиная с III) ФК предусмотрена 1 раз (2 ч) в неделю. По нашему предложению, со 2-го семестра на этом курсе все находившиеся под нашим наблюдением студенты посещали еще одно дополнительное (факультативное) занятие. Как показали результаты обследования, это способствовало поддержанию на протяжении всего семестра высокой функциональной активности основных нервных процессов — 68— 73% нормальных реакций, а также повышению скорости реакции студентов после ФК на 11—14%, после учебных занятий — на 20—24% по сравнению с периодом, когда занятия проводились 1 раз.

Следовательно, увеличение продолжительности занятий ФК и спортом до 8—12 ч в неделю при рекомендованной организации занятий оказывает положительное влияние на организм студентов всех курсов. Отсюда становится очевидным, что в целях расширения и развития резервных возможностей организма, помимо правильного дози-

4, рования тренировочной нагрузки по объему и интенсивности, целесообразно более широкое внедрение в вузах организационных мер использования ФК и спорта, в частности занятий в секциях, факультатива, а также самостоятельных форм

спортивного и физического совершенствования. Объем организованных занятий для студентов всех курсов в группах общей физической подготовки должен быть не менее 4 ч в неделю, в секциях — не менее 6—9 ч. Для гармоничного развития студентов и повышения их работоспособности, как показали исследования в секции, большое значение имеет постоянство занятий ФК. Целесообразно планировать и проводить их по расписанию систематически, т. е. и в периоды зачетных и экзаменационных сессий.

Большой теоретический и практический интерес представляет вопрос, в какое время дня и в какие дни недели целесообразно проводить занятия ФК. Организация их в МГУ для различных курсов в неодинаковое время дня и разные дни недели позволила сравнить полученные результаты физиологических исследований и в этом плане. Четкой зависимости функционального состояния ЦНС студентов от этих факторов не выявлено. По полученным нами данным, занятия ФК можно проводить в любые дни недели при условии равномерного распределения на протяжении недели. В течение дня ФК можно заниматься в начале, середине и конце учебных занятий. Лучшим вариантом является организация ФК в конце учебного дня. Это обусловлено тем, что наиболее эффективная физическая нагрузка средней тяжести требует достаточного периода восстановления физиологических функций у малотренированных лиц. При отсутствии возможности организовать ФК для всех курсов в конце учебного дня оптимальный вариант должен быть предоставлен студентам младших курсов. Использование же нагрузок малой интенсивности малоэффективно, так как не оказывает должного оздоровительного действия.

Другим разделом работы являлось сравнительное изучение влияния различных форм занятий ФК и упражнений. Средние данные, а также индивидуальный анализ состояния ЦНС студентов показали, что игровые виды спорта (волейбол и др.) и скоростно-снловые (гимнастика, прыжки, спринтерский бег и др.), как правило, способствуют улучшению функций малотренированных студентов: возрастает эффективность памяти, сокращается время реакции, повышается баланс взаимодействия нервных процессов до 90 %. Занятия на выносливость (бег на длинные дистанции, спортивное плавание и др.) вызывают отрицательные сдвиги в силу индивидуальных особенностей малотренированных студентов. Значит, для занятий ФК на младших курсах целесообразно выбирать игровые виды спорта и некоторые скоростно-силовые как оказывающие наиболее активное тренирующее действие на новичков. По мере тренированности студентов можно переходить к видам спорта на выносливость.

Материалы данного, а также ранее проведенного определения недельного бюджета времени студентов вузов (более 5000 человек), находившихся в различных климатических районах (Москва, Ле-

ДА студентов

Уровень двигательной активности Суточные локомоций, тыс. шагов Динамический компонент в режиме Дня, % Объем организованной активности, ч

пределы среднее за неделю среднее в день

пределы среднее

Низкий Умеренный Высокий (норма) Максимальный До 10 11—20 21-30 31 и более 15 25 Более 30 До 14 15-20 21-25 25 и более 2-3 4—7 8—12 13—25 5 10 15 До 0,5 » 1 » 1.5 | 2,5 и более

нинград, Новосибирск, Свердловск, Тюмень и др.), показали различия ДА студентов I—V курсов на протяжении учебного года. Это позволило классифицировать ДА студентов (см. таблицу). В основу классификации положена схема А. Г. Сухарева, разработанная им применительно к школьникам. Согласно полученным данным, гигиенической нормой следует считать высокий уровень ДА, т. е. практически здоровый студент за сутки должен делать 21—30 тыс. шагов (локомоций), занимаясь ФК в среднем от 1 до I1/г ч в день.

Выводы

1. Существующая в вузах система физического воспитания имеет определенные недостатки, что не способствует физическому совершенствованию студентов и повышению их умственной работоспособности.

2. Соблюдение гигиенических рекомендаций по рационализации режима организованных и самостоятельных занятий ФК в зависимости от длительности, плотности, объема и степени тяжести, видов физической нагрузки и физической тренированности студентов обусловливает благоприятное развитие адаптационных процессов ЦНС в динамике дня, недели, семестра, года и всех курсов обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Пономаренко И. И. — Гиг. и сан., 1978, № 9, с. 36—40. Розенблат В. В. — В кн.: Функции организма в процессе

труда. М., 1975, вып. 1, с. 8—30. Сухарев А. Г. — В кн.: Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллин, 1975, с. 160-164.

Силла Р. В., Теосте М. Э. — Там же, с. 152—157.

Поступила 2/11 1979 г. >

MOTOR ACTIVITY AND MENTAL EFFICIENCY

STUDENTS

I.I. Ponomarenko

OF UNDERGRADUATE

Describes ¡shortcomings of the physical education system existing in higher educational establishments. The present system contributes only little to the physical development and mental efficiency of undergraduates. Gives recommendations on how to rationalize the regimen of organized . and independent physical culture and leisure activi-

ties of studsnts taking]into account the duration, intensity, amount, and kind of physical exercise and physical fitness of the students. Implementation of these recommendations should promote the {development of adaptation processes in the central nervous Jsystem |over a day, week, semester, year, and, indeed, throughout the period of study.

УДК 371.711658.386

Проф. И. А. Опарин, A. M. Олещенко

о гигиеническом нормировании комплексного применения технических средств обучения в средних пту

Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического ивстн-

тута

Комплексное применение технических средств обучения (ТСО) в средних ПТУ, направленное на повышение эффективности учебного процесса, связано со значительной интенсификацией умственной деятельности учащихся и нуждается в рациональном гигиеническом нормировании. В связи с этим возникает ряд серьезных проблем, требую-

щих научного и практического решения с позиции охраны здоровья и сохранения оптимального уровня работоспособности и функционального состоя-г ния организма учащихся на протяжении всего" процесса обучения. Несмотря на важность данной проблемы, в литературе представлено ограниченное количество исследований, посвященных глав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.