Научная статья на тему 'ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
241
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENE OF MENTAL WORK AND PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

The author carried out a dynamic physiologo-hygienic study of the regimen, the studying conditions and the recreation of students of the 1st to 4th year of the mechanico-mathematical faculties at the Moscow and the Novosibirsk universities. Peculiar features of development of the adaptive processes were noted in students in the course of the day, the week, the year, during all the years of study in the university depending on the prevailing conditions, the regimen and the form of organization of mental work and physical culture. Special attention should be paid to the fact of an increase of the mental working capacity of students going in for sport three times a week (6 hr). Investigation results obtained make it possible to give practical recommendations for optimization of conditions, regimen of studies and daily regimen of students.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ»

У лиц 2-й группы к 21-му дню после прививки средний титр агглютининов был равен 1:90 (индекс нарастания 2,8), а к 5-му месяцу он снизился почти в 2 раза и составил 1:54. При сопоставлении этих данных отмечено, что у лиц 2-й группы к 21-му дню после прививки уровень агглютининов (по индексу нарастания) был в 4 раза ниже, чем у ревакцинированных 1-й группы. К 5-му месяцу после прививок снижение уровня агглютининов наблюдалось у ревакцинированных в обеих группах, однако у привитых 2-й группы оно было более выражено.

В результате статистической обработки полученных результатов установлено, что значительное несоответствие уровня поствакцинального иммунитета у привитых контрольной и 2-й групп можно признать возникшим за счет действия побочных факторов. Одними из главных факторов, повлиявших на показатели поствакцинального иммунитета, явились, по-видимому, ядохимикаты, с которыми контактировали лица, входящие во 2-ю группу. Ядохимикаты при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке проникали в организм работающих с ними лиц через дыхательные пути и незащищенные кожные покровы.

Таким образом, наблюдения показали, что у животных, затравленных перед иммунизацией ДДТ, комплементсвязывающие гц)от^1^ю1^бе£кулез-ные антитела появлялись в крови позднее, чем в контролеТи^елившГйо-образный характер. Их высший титр был в 4 раза ниже. Формирование специфического иммунитета у людей, привитых брюшнотифозной вакциной, на фоне воздействия ядохимикатов сопровождается также подавлением уровня его напряженности.

ЛИТЕРАТУРА. Мильман М. Ш., Субханкулова Ф. Б. — Мед. ж. Узбекистана, 1968, № 5, с. 30—33. — Рахманов Т. — Гиг. и сан., 1975, № 8, с. 104—106. —Субханкулова Ф. Б. — Там же, с. 29—30.

Поступила 10/11 1978 г.

EFFECT OF PESTICIDES ON THE BODY IMMUNOLOGIC REACTIVITY OF ANIMALS AND MAN

V. I. Klotz, R. A. Babayants, V. G. Brysin, A. A. Safarova

Under the action of poisonous chemicals the formation of spécifié immunity in persons vaccinated with typhoid vaccine was accompanied by suppression of its intensity level.

УДК ei6.866-f-613.7ll-0S2.e3

Канд. мед. наук И. И. Пономаренко

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Непрерывный процесс совершенствования высшего образования в стране выдвигает перед гигиенической наукой задачи по разработке эффективной организации учебного процесса в вузах. В условиях возрастающих умственных нагрузок сдерживается естественная потребность организма в мышечной деятельности, что приводит к гипокинезии. В связи с этим разработка гигиенически обоснованных режимов и условий обучения студентов с учетом объема двигательной активности приобретает важное профилактическое значение.

Задачей настоящей работы являлось физиолого-гигиеническое изучение влияния умственного труда и физической культуры на состояние центральной нервной системы (ЦНС) студентов механико-математических факультетов Московского и Новосибирского университетов (соответственно

МГУ и НГУ), которое проводили на протяжении учебных занятий и дня в целом, а также в динамике недели, года, всех лет обучения в вузе.

Гигиеническое обследование включало изучение режима, условий обучения и отдыха студентов с определением бюджета времени и объема двигательной активности, физиологические исследования — определение подвижности нервных процессов, умственной работоспособности, устойчивости и переключения внимания, состояния краткосрочной памяти.

Под наблюдением находилось 50 студентов, часть из них прослежена с I по IV курс обучения. Исследования на каждом этапе наблюдений составили 24—36 человеко-дней. Анкетным опросом охвачено около 2000 студентов. Материалы обрабатывали с помощью ЭВМ.

Результаты гигиенического исследования показали, что организация обучения в МГУ характеризуется постоянным временем начала занятий (9 ч), достаточной длительностью перерывов для отдыха во время учебы (20 мин после каждого занятия, продолжающегося 2 академических часа, и 10 мин между парой часов одного занятия), проведением занятий физкультурой на всех курсах (4 ч в неделю на младших курсах и 2 ч на старших). Нарушения заключались главным образом в фактическом увеличении объема изучаемого материала, в результате чего суммарная недельная учебная нагрузка составляла более 70 ч при норме до 60 ч. Отсутствовал регламентированный обеденный перерыв в середине учебных занятий, которые заканчивались чаще около 17 ч. Большая учебная нагрузка вызывала нарушения режима дня студентов: 24 % из них систематически в течение семестра спали меньше нормы, сокращалась продолжительность свободного времени, особенно проводимого на свежем воздухе (половина всех студентов бывали на воздухе менее 1 ч в день), и др.

Недостатки, выявленные в организации учебного процесса в МГУ, почти отсутствовали в НГУ. Здесь не нашла применения широко используемая в вузах, в том числе в МГУ, практика освобождения студентов от учебных занятий в период зачетной сессии. Очевидно, это позволило обеспечить режим учебы в течение семестра без перегрузки и увеличить число занятий физкультурой до 4 ч в неделю на всех курсах обучения, что крайне редко встречается в других вузах. Чаще в институтах организуется 1 занятие физкультурой в неделю (2 ч) для студентов младших курсов; начиная с III курса эти занятия уже не включаются в учебное расписание или проводятся факультативно. Изучение бюджета времени показало следующее. Студенты НГУ располагают свободным временем в динамике недели от 3 до 7 ч ежедневно (в среднем 4 ч), в том числе отдых на свежем воздухе составляет 1—3 ч (в среднем 1х/2 ч); почти все обследованные уделяют спорту ежедневно от 1У2 до 3 ч, помимо физкультуры по программе. Объем двигательной активности студентов составляет в среднем 11 400 шагов в день, возрастая от понедельника (10 500 шагов) к субботе (12 000 шагов) и достигая у отдельных лиц 20 000 шагов; в дни с занятием физкультурой, предусмотренным расписанием, он был в 2 раза выше. Условия,

PS 165-155-MS

у

13S

75

65-

55

45-

35

1_I_I_1_I !_

в II 13 15 22 \ 8 11 13 15 22 в И 13 15 71

Рис. 1-ЦИзменение скрытого времени реакции в динамике учебного дня и недели у студентов II курса НГУ.

По оси абсцисс — время (в ч): по оси ординат: А — время реакции (в мс); Б — нормальный тип реакции (в %). 1 — понедельник с занятиями (теория функций — лекция, математический анализ — лекция, математический анализ — практика); // — среда с занятиями (алгоритмы — лекция, алгоритмы—практика. физкультура); /// — суббота с занятиями (дифференциальные уравнения — лекция, иностранный язык — практика, физкультура). 1 — слабый свет (в мс); 2 — сильный свет (в мс); 3 — нормальный тип реакции (в %).

режим обучения и дня в целом соответствовали гигиеническим требованиям. Основным недостатком для НГУ, свойственным и МГУ, было нерациональное расписание занятий.

Результаты физиологических исследований позволили установить, что функциональное состояние ЦНС студентов в динамике дня изменяется по-разному в зависимости от характера учебных занятий (рис. 1). После лекций по математическим дисциплинам преобладает сдвиг в сторону торможения, усиливающийся прямо пропорционально числу лекций: увеличивается время реакции и снижается функциональная активность нервной системы. Практические занятия по математическим дисциплинам способствуют развитию процессов возбуждения в связи с активным характером учебной работы: снижается время реакции и повышается показатель нормальных силовых взаимоотношений в коре головного мозга. Сочетание практических занятий и лекций по нематематическим дисциплинам оказывает в целом благоприятное влияние на изученные системы. Отсюда очевидна необходимость чередования в течение дня лекционных и практических занятий по математическим предметам с лекциями и занятиями по нематематическим дисциплинам. Недельные динамические наблюдения показывают, что независимо от курса и вуза у студентов во второй половине учебной недели появляются функциональные нарушения, свидетельствующие о развитии тормозных процессов в ЦНС. Они достигают максимума в последний день недели. Например, рассмотрение показателей подвижности нервных процессов (см. рис. 1) подтверждает, что по сравнению с исходными данными (до занятий) от понедельника к субботе происходит достоверное увеличение времени реакции на слабый раздражитель и отмечается тенденция к ее увеличению в отношении сильного раздражителя, что указывает на некоторое снижение подвижности нервных процессов к концу недели. При этом реакции на протяжении недели в «исходном состоянии» (до занятий) по средним (68—74%) и индивидуальным (60—86%) показателям соответствуют физиологической норме (76—75%). Однако в динамике дня в понедельник и среду скорость реакции характеризуется возвращением к концу дня до исходного уровня, а в субботу наблюдается ее ухудшение. Качественные показатели реакций также в понедельник и среду достигают к концу дня исходного уровня, а в субботу снижаются на 20%, причем занятие физкультурой на последнем занятии в субботу не может изменить этой направленности. Поэтому даже через 6—7 ч отдыха после учебы (22—23 ч) изучаемые функции не возвращаются к исходному уровню. Существующая организация занятий по физическому воспитанию не способствует повышению функционального состояния ЦНС студентов, а наоборот, усугубляет неблагоприятную направленность сдвигов.

Аналогичные особенности развития адаптационных процессов у студентов в динамике недели подтверждены и показателями состояния умственной работоспособности и краткосрочной памяти. Число действий при выполнении теста Платонова увеличивается в динамике дня в начале и середине недели, а в конце ее снижается. Число допущенных при этом ошибок уменьшается в динамике дня в понедельник, почти не изменяется в среду, и в I1/ г раза возрастает в субботу преимущественно за счет снижения устойчи-

А Б-130-1 85-,

Ш

IV

по

1ЕО-150-

£0

•з 65

ЯН

45-

Я II /3 15 а 3 И 13 15 а э II Ю 15 а 9 II 13 15 22

Рис. 2. Изменение скрытого времени реакции в динамике дня и лет обучения у студентов МГУ и НГУ.

По оси абсцисс и оси ординат —то же. что на рис. I. /— I курс МГУ; // — II курс МГУ; /// — IV курс МГУ; IV — II курс НГУ; о — через 30 мия отдыха; 1—3 — то же, что на рис. 1.

вости внимания. Краткосрочная память характеризуется относительным постоянством в динамике дня и недели сличительной функции (число запомненных слов из 7 названных колеблется в среднем от 5,6 до 6,25), в то время как замыка-тельная функция (время ответа в секундах) не изменяется в понедельник, несколько улучшается в среду и резко (на 47%) ухудшается в субботу.

Полученные данные свидетельствуют о развитии утомления студентов к концу недели.

В динамике всех лет обучения в вузе наибольшее напряжение функционального состояния ЦНС отмечено у студентов I и IV курсов, что обусловлено особенностями развития адаптивных процессов под влиянием повышенных учебных нагрузок и степени нарушения режима учебы (рис. 2).

Сопоставление реакций у московских и новосибирских студентов показывает, что изменения функционального состояния ЦНС у слушателей II курса МГУ выражены значительнее, чем у студентов НГУ. Очевидно, это объясняется не столько климатогеографическими особенностями размещения вузов, сколько различными условиями и режимом умственного труда студентов.

Считается общепризнанным, что одним из эффективных средств борьбы с умственным утомлением является усиление двигательной активности. Однако нашими исследованиями в МГУ и НГУ установлено, что не во всех случаях физкультура способствует этому. В связи с указанным у студентов I и 11 курсов МГУ была изучена динамика физиологических показателей в ответ на спортивную тренировку в секции тяжелой атлетики после учебных занятий. Тренировки продолжительностью 1V2—3 ч проходили 3 раза в неделю. Под наблюдением находились 2 группы по 11 студентов в возрасте 18—19 лет, имеющие сопоставимые спортивные показатели (без разрядов или младшие спортивные разряды). Сравнивали влияние 2 методик. По первой студенты производили работу в меньшем объеме — 45— 110 движений со штангой, масса которой составляла 75—85% от максимальной массы, принятой для каждого студента. По второй методике выполнялся больший объем работы — 75—180 упражнений при меньшей массе снаряда (60—70% от максимальной). Общая нагрузка по второй методике была больше на 60 %. Во все дни недели плотность выполнения тренировки с высокой степенью тяжести (по В. В. Розенблату) в 1-й группе составляла 60—70%, во 2-й —80%.

Установлено, что исходные данные в 1-й группе отличались стабильностью в течение недели, а во 2-й наблюдалась закономерная недельная периодика — улучшение показателей в середине недели и возвращение к исходному уровню в ее конце (рис. 3). После тренировки у студентов 1-й группы имелась та же картина (относительная стабильность функциональных сдвигов), а у студентов 2-й группы — преобладающее улучшение показателей (повышение подвижности нервных процессов в понедельник у 83% обследованных, в пятницу у 100%). Функцональная активность нервной системы у студентов 2-й группы возрастала в конце тренировки более существенно, достигая в середине недели 80% нормальных силовых отношений в коре головного мозга, в то время как на учебных занятиях она не превыша-

/55 145-135 125

SS-

75-65-5S-

115J 45

Ж

Рис. 3. Изменение показателей состояния ЦНС студентов МГУ пр и занятиях спортом в динамике недели.

По оси абсцисс — дни недели; по оси ординат_ то

же, что на рис. 1. / — 1-я группа; // — 2-я группа / — время реакции на сильный свет до занятий (в мс); 2 — время реакции на сильный свет после занятий (в мс): о—нормальный тнп реакции до занятий (в %); б — нормальный тип реакции после занятий (в %).

ла в среднем 70—75%, а во время обычных занятий физкультурой в среднем снижалась до 40%. Таким образом, правильно организованные занятия в секции тяжелой атлетики после учебного дня оказывали положительное влияние на организм студентов. Методика тренировки 2-й группы является более физиологичной, поскольку при этом обеспечивается большее повышение физической и умственной работоспособности и спортивных результатов.

Выводы

1. Проведенные исследования позволили выявить особенности развития адаптивных процессов у студентов в динамике, дня, недели и года, всех лет обучения в вузе в зависимости от условий, режима и форм организации учебных занятий и физического воспитания. Особого внимания заслуживает повышение умственной работоспособности студентов при занятиях спортом 3 раза в неделю. Очевидно, аналогичный режим сочетания занятий по учебной программе и физкультуре можно рекомендовать для всех студентов, а не только для занимающихся в спортивной секции.

2. Полученные результаты исследований позволяют дать практические рекомендации по оптимизации условий, режима учебных занятий и дня студентов в целом.

ЛИТЕРАТУРА. Розенблат В. В. — В кн.: Функции организма в процессе труда. М„ 1975, с. 8—30.

Поступал* 30/1 1978 г.

HYGIENE OF MENTAL WORK AND PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

I. I. Ponomarenko

The author carried out a dynamic physiologo-hygienic study of the regimen, the studying conditions and the recreaction of students of the 1st to 4th year of the mechanico-mathe-matical faculties at the Moscow and the Novosibirsk universities. Peculiar features of development of the adaptative processes were noted in students in the course of the day, the week, the year, during all the years of study in the university depending on the prevailing conditions, the regimen and the form of organization of mental work and physical culture. Special attention should be paid to the fact of an increase of the mental working capacity of students going in for sport three times a week (6 hr). Investigation results obtained make it possible to give practical recommendations for optimization of conditions, regimen of studies and daily regimen of students.

УДК 616-053.2-036.2(470.321-25)

В. H. Кардашенко, Е. П. Стромская, Л. В. Баль, Е. Л. Богомолова, Л. П. Кондакова-Варламова, Т. Ю. Вишневецкая, А. И. Кузнецова,

М. В. Прохорова

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ г. ОРЛА

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Более 30 лет на кафедре гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова изучается физическое развитие и состояние здоровья детей г. Орла. Имеющиеся материалы позволяют восстановить динамику за предыдущие годы советского периода. Результаты исследования, проведенного в г. Орле в 1925 и 1926 гг. доктором В. Н. Басовым, свидетельствуют о низком уровне физического развития детей, обусловленном трудностями восстановительного периода после гражданской войны. Последующее улучшение физического развития детей подтверждают показатели роста, массы тела и окружности груди 8-летних мальчиков и девочек, обследованных в 1932 г. детской профилактической амбулаторией. В 1943 г. через 1х/г мес после освобождения г. Орла от временной оккупации М. Д. Большаковой были проведены исследования, которыми устновлено резкое снижение абсолютных величин всех параметров физического раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.