Научная статья на тему 'О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПТУ'

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON HYGIENIC STANDARDS RELATING TO THE COMBINED APPLICATION OF TECHNICAL MEANS OF INSTRUCTION IN SECONDARY VOCATIONAL TRAINING SCHOOLS

The time courses of the working capacity and functional state of students attending these schools were studied and given an integrated assessment in relation to the learning process with systematic use of technical means of instructions in varius combinations. Technical means of instructions were found to alter the working capacity by bringing it to a higher level and making it more stable over a day, a week, and a year. There also occurred functional improvements and adaptation to these means in the students.

Текст научной работы на тему «О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПТУ»

ДА студентов

Уровень двигательной активности Суточные локомоций, тыс. шагов Динамический компонент в режиме Дня, % Объем организованной активности, ч

пределы среднее за неделю среднее в день

пределы среднее

Низкий Умеренный Высокий (норма) Максимальный До 10 11—20 21-30 31 и более 15 25 Более 30 До 14 15-20 21-25 25 и более 2-3 4—7 8—12 13—25 5 10 15 До 0,5 » 1 » 1.5 | 2,5 и более

нинград, Новосибирск, Свердловск, Тюмень и др.), показали различия ДА студентов I—V курсов на протяжении учебного года. Это позволило классифицировать ДА студентов (см. таблицу). В основу классификации положена схема А. Г. Сухарева, разработанная им применительно к школьникам. Согласно полученным данным, гигиенической нормой следует считать высокий уровень ДА, т. е. практически здоровый студент за сутки должен делать 21—30 тыс. шагов (локомоций), занимаясь ФК в среднем от 1 до I1/г ч в день.

Выводы

1. Существующая в вузах система физического воспитания имеет определенные недостатки, что не способствует физическому совершенствованию студентов и повышению их умственной работоспособности.

2. Соблюдение гигиенических рекомендаций по рационализации режима организованных и самостоятельных занятий ФК в зависимости от длительности, плотности, объема и степени тяжести, видов физической нагрузки и физической тренированности студентов обусловливает благоприятное развитие адаптационных процессов ЦНС в динамике дня, недели, семестра, года и всех курсов обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Пономаренко И. И. — Гиг. и сан., 1978, № 9, с. 36—40. Розенблат В. В. — В кн.: Функции организма в процессе

труда. М., 1975, вып. 1, с. 8—30. Сухарев А. Г. — В кн.: Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллин, 1975, с. 160-164.

Силла Р. В., Теосте М. Э. — Там же, с. 152—157.

Поступила 2/11 1979 г. >

MOTOR ACTIVITY AND MENTAL EFFICIENCY

STUDENTS

I.I. Ponomarenko

OF UNDERGRADUATE

Describes ¡shortcomings of the physical education system existing in higher educational establishments. The present system contributes only little to the physical development and mental efficiency of undergraduates. Gives recommendations on how to rationalize the regimen of organized . and independent physical culture and leisure activi-

ties of studsnts taking]into account the duration, intensity, amount, and kind of physical exercise and physical fitness of the students. Implementation of these recommendations should promote the {development of adaptation processes in the central nervous Jsystem |over a day, week, semester, year, and, indeed, throughout the period of study.

УДК 371.711658.386

Проф. И. А. Опарин, A. M. Олещенко

о гигиеническом нормировании комплексного применения технических средств обучения в средних пту

Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического ивстн-

тута

Комплексное применение технических средств обучения (ТСО) в средних ПТУ, направленное на повышение эффективности учебного процесса, связано со значительной интенсификацией умственной деятельности учащихся и нуждается в рациональном гигиеническом нормировании. В связи с этим возникает ряд серьезных проблем, требую-

щих научного и практического решения с позиции охраны здоровья и сохранения оптимального уровня работоспособности и функционального состоя-г ния организма учащихся на протяжении всего" процесса обучения. Несмотря на важность данной проблемы, в литературе представлено ограниченное количество исследований, посвященных глав-

ным образом учащимся среднеобразовательных школ (Е. К. Глушкова; Л. В. Веремкович и Н. Г. Самотолкина, и др.).

Задача настоящего исследования заключалась в выявлении динамики работоспособности и функционального состояния организма учащихся средних ПТУ под воздействием учебных занятий с систематическим использованием ряда сочетаний ^ТСО. Для решения поставленной задачи исследование осуществляли на базе среднего ПТУ Ленинграда металлообрабатывающего профиля. Данное ПТУ имеет опытный, квалифицированный педагогический коллектив, широко использующий в своей работе ТСО. Под систематическим применением ТСО мы понимаем комплексное их использование (в соответствии с учебной программой) в процессе обучения 3—4 раза в течение дня, учебной недели до 10—12 раз, что составляет 25—30 % от общего бюджета учебного времени (экспериментальный режим). Применяли аудиовизуальные средства (учебные кинофильмы, телевизионные программы, диапозитивы, грамзаписи, магнитные записи и т. п.) в различных сочетаниях, а также в сочетании с программированным опросом на уроках химии, физики, спецтехнологии, литературы, истории, обществоведения и ряде других в зависимости от педагогических целей преподавателей. Средства программированного обучения и опроса на основе простейших систем линейного программирования применяли на уроках математики и иностранного g языка.

Под наблюдением находилось 743 учащихся первого, второго и третьего года обучения по специальности токари, фрезеровщики, монтажники радиоаппаратуры. Исследование проводили по двухнедельным сериям для каждой учебной группы в сравнительном аспекте: при экспериментальном режиме и традиционном режиме применения ТСО. Учитывали не только кратковременное влияние учебной работы на учащихся в течение урока в зависимости от его содержания, применения комплекса ТСО, места в расписании, но и длительное воздействие — на протяжении учебного дня, учебной недели, года и даже нескольких лет на работоспособность и состояние здоровья учащихся.

Под работоспособностью мы понимали такую совокупность характеристик физиологических функций и психофизиологических качеств, которая обеспечивает эффективность выполнения учащимися учебной деятельности. Представление о функциональном состоянии не могло быть составлено на основании изучения одного или нескольких показателей и требовало интегральной оценки функций. Интегральная характеристика работоспособности учащихся проводилась по методике, разработанной Е. А. Деревянко на основании методов непараметрической статистики. Для каждой применяемой методики определяли величину сдвига функционального состояния человека (Коб), выражаемого в сопоставимых относительных единицах. Интегральный показатель работоспособности

(Кинт) представлял собой частное от деления суммы Коб на количество применяемых методик. В качестве основных, имеющих наибольший сдвиг по среднему значению К0б от начала занятий (исходный фон) к 5—6-му уроку (конец занятий) были приняты следующие методики: критическая частота световых мельканий (КЧСМ), рефлексометрия (время простой реакции), критическая частота слияния звука (КЧСЗ), кистевая динамография. Чувствительность указанных методик колебалась в пределах от —0,57 при КЧСМ до —0,20 при КЧСЗ. Дополнительными методиками являлись корректурная проба (таблицы Анфимова) в модификации Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, тремография (Ков от —0,07 до +0,05). Таким образом, изучали работоспособность учащихся по четырем показателям К0б основных методик. Все исследования проводили на фоне хронометражных наблюдений за поведением учащихся во время занятий и с учетом их успеваемости. Условия внешней среды (микроклимат, освещенность, мебель) соответствовали гигиеническим требованиям.

Комплексное применение ТСО в учебном процессе изменяет характер работоспособности учащихся. Сравнение Киит учащихся различных специальностей на обычных занятиях и на занятиях с комплексным применением ТСО показало преимущество последних как в течение учебного дня, так и на протяжении учебной недели. При обучении с систематическим применением различных сочетаний ТСО этот показатель был достоверно выше (/><0,01) на 1, 3, 4 и 5-м уроках по сравнению с таковым на традиционных занятиях в течение всех лет обучения. Положительная направленность Кпнт от начала занятий (исходный фон) в сторону улучшения функционального состояния центральной нервной системы при экспериментальном режиме наблюдается с 1-го по 5-й урок, имея наибольшее значение на 2, 3 и 4-м уроках на I курсе и на 2-м и 3-м уроках на II и III курсах. Сдвиг показателей ниже исходного уровня на всех курсах в сторону утомления происходил с 6-го урока. На обычных занятиях динамика работоспособности носит менее благоприятный характер, держится на максимальном уровне до 3-го урока и имеет отрицательное значение с 5-го урока, причем тенденция к ухудшению функционального состояния резко выражена. По-видимому, комплексное применение ТСО позволяет равномерно распределить подачу учебной информации на зрительный и слуховой анализаторы, усиливает возбудимость корковой их части. ТСО также оказывают эмоциональное воздействие, в результате которого работоспособность поддерживаете я на высоком уровне до конца учебных занятий. Аналогичные закономерности изменения динамики работоспособности выявлены у школьников в течение дня при применении ТСО на учебных занятиях (Е. К. Глушкова и Л. В. Веремкович).

В недельной динамике работоспособности учащихся при комплексном применении ТСО улучшение показателей функционального состояния от начала занятий к концу дня (5—б-й урок) на I курсе наблюдалось во вторник, среду и четверг. В понедельник, пятницу и субботу Кипт имел отрицательное значение. На II и III курсах положительные сдвиги Кинт отмечались также в пятницу. При традиционном режиме обучения Кият улучшался во вторник и среду. В пятницу и субботу имелись выраженные признаки утомления к концу учебного дня. Работоспособность во все дни учебной недели в первом случае была достоверно выше (Ж0.001). Следовательно, в динамике учебной недели применение комплекса технических средств 10—12 раз на теоретических занятиях улучшает работоспособность учащихся. Чередование теоретических занятий с производственным обучением в течение недели осуществлялось согласно рекомендациям Всесоюзного научно-исследовательского института профтехобразования (1977): производственное обучение во вторник и четверг или среду и пятницу. В данном случае учебная и производственные нагрузки распределялись равномерно.

В течение учебного года, начиная с декабря в первом полугодии и с апреля во втором полугодии, по сравнению с началом учебного года (конец сентября — октябрь) во все дни учебной недели, Кинт к концу учебной смены был отрицательным от —0,7 до —0,9, что свидетельствует об утомлении учащихся. Применение ТСО в конце первого и второго полугодия снижало тенденцию к ухудшению КШ1Х в 2—3 раза. Функциональные возможности учащихся улучшались и работоспособность была достоверно выше (Р<0,001) относительно традиционного обучения в декабре и апреле.

Имеется определенная зависимость работоспособности учащихся от длительности применения, вида сочетаний ТСО, а также их места в расписании. Положительные значения Кинт наблюдались при применении аудиовизуальных средств обучения продолжительностью не более 20—25 мин в сочетании с программированным опросом в течение не более 10 мин и традиционными методами обучения на уроках физики, химии, спецтехнологии, поставленных на 2, 3 и 4-е учебные часы в течение дня и во вторник, среду, четверг в течение учебной недели. На уроках литературы, истории, обществоведения положительный Кинт при применении аудиовизуальных средств в течение 15— 35 мин отмечался также на 1-м и 5-м уроках во все дни учебной недели. На уроках химии, физики и спецтехнологии самый высокий показатель Кинт приходился на 2—3-й урок. Урок химии, поставленный в учебном расписании на первый час, вызывает снижение работоспособности независимо от

ЛИТ]

Веремкович J1. В., Самотолкина Н. Г. — В кн.: Гигиенические проблемы применения технических средств обучения в современной школе. M., 1977, с. 62—78.

применения ТСО. Достоверного повышения работоспособности (Я>0,05) при применении ТСО на уроках физики и спецтехнологии, проводимых в первый учебный час, не отмечалось.

При применении ТСО на основе простейших систем линейного программирования в течение 20—25 мин на уроках математики и иностранного языка не отмечалось существенных изменений в работоспособности по Кинт в сравнении с обычными методами обучения (А>0,05). На уроках математики в конце первого учебного часа имеется отрицательный сдвиг функционального состояния учащихся I и II курсов. Работоспособность улучшалась на 2—3-м уроке у учащихся I и 11 курсов и с 1-го по 4-й урок на III курсе, но в последующем наблюдалось отрицательное значение Кпнт. Аналогичные закономерности динамики работоспособности выявлены на уроках иностранного языка, за исключением учащихся II курса, где положительное значение К„нт отмечалось на 4-м уроке. Ко II—III курсу наблюдалась тенденция к улучшению функционального состояния по сравнению с таковым на I курсе, что свидетельствует об адаптации учащихся к программированному обучению.

Таким образом, применяемая нами методика интегральной оценки работоспособности по 4 основным показателям позволила в целом охарактеризовать изменения функционального состояния центральной нервной системы учащихся под воздействием учебного процесса и составляющих его элементов, в частности комплекса ТСО в условиях естественного эксперимента. На основе полученных закономерностей динамики работоспособности учащихся в экспериментальном режиме даны практические рекомендации к рациональному применению комплекса ТСО.

Выводы

1. Комплексное применение технических средств, составляющих 25—30 % от общего бюджета учебного времени теоретических занятий, изменяет характер работоспособности учащихся, повышает ее уровень и устойчивость в течение дня, недели, года по сравнению с традиционными занятиями.

2. На протяжении 3 лет обучения происходит адаптация учащихся к аудиовизуальным средствам и средствам программированного обучения и контроля. Под их воздействием происходит функциональное совершенствование организма.

3. При гигиеническом нормировании комплексного применения ТСО необходимо учитывать возрастные особенности работоспособности и функционального состояния организма учащихся средних ПТУ.

РАТУРА

Глушкова Е. К. — Там же, с. 5—62, 78—123. Глушкова Е. К., Веремкович J1. В. — Гиг. и сан., 1978,

№ 4, с. 49—52.

Деревянно Е. А. — В кн.: Интегральная оценка работо- рекомендации), М., 1976, с. 1—40. способности при умственном и физическом труде (Метод Поступила 19/И 1979 г.

ON HYGIENIC STANDARDS RELATING TO THE COMBINED APPLICATION OF TECHNICAL MEANS OF INSTRUCTION IN SECONDARY VOCATIONAL

TRAINING SCHOOLS

I.A. Oparin and A.M. Oleshchenko

^ The time courses of the working capacity and functional «ate of students attending these schools were studied and given an integrated assessment in relation to the learning process with systematic use of technical means of instructions in varius combinations. Technical means of instructions

were found to alter the working capacity by bringing it to a higher level and making it more stable over a day, a week, and a year. There also occurred functional improvements and adaptation to these means in the students.

УДК 613.6:613.99-053.61-07:612.131:681.4

Проф. М. П. Воронцов, В. В. Михеев

функциональное состояние сердечно-сосудистой системы девушек-подростков обучающихся в техническом училище

Харьковский медицинский институт

Целью настоящего исследования являлась фи-зиолого-гигиеническая оценка комплексного влияния факторов производственной среды оптико-ме-ханического производства на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы девушек-подростков, осваивающих профессию оптика на базе технического училища.

а Исследования проводили в условиях естественного эксперимента в одном из профессионально-технических училищ (ПТУ) Харькова, а также в оптико-механическом цехе машиностроительного завода как базового предприятия. Под наблюдением находились 22 девушки-подростка в возрасте 17—18 лет. Все они были практически здоровы и признаны медицинской комиссией годными для обучения указанной профессии.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяли по методике, предложенной в качестве «обязательной» при исследовании функционального состояния и работоспособности учащихся ПТУ Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. Показателями служили: 1) частота сердечных сокращений (ЧСС); 2) систолическое артериальное давление (АДшах); 3) диастолическое артериальное давление (АДт1п); 4) пульсовое артериальное давление (ПД); 5) среднее динамическое давление (СДД); 6) коэффициент эффективности кровообращения (КЭК), вычисленный по формуле:

КЭК =

ЧССхПД 100

8) по результатам функциональной пробы сердечнососудистой системы (20 приседаний за 30 с) дополнительно рассчитывали: а) показатель качества реакции (ПКР) по формуле Кушелевского и Зисли-на:

ПКР>

пд, - пд, ЧСС, —ЧСС! »

где ЧСС — частота сердечных сокращений; ПД — пульсовое давление; 7) систолический (СО) и минутный (МО) объем по формуле Лилиенштранда и Цандера:

СО = ; МО = СОхЧСС;

где ПД2 и ЧСС2 — величины пульсового давления и частоты сердечных сокращений после стандартной нагрузки, а ПДг и ЧСС! — до нагрузки; б) время восстановления (Т) показателей ЧСС, АДшаХ и АДоцц.

Исследования проводили в начале учебного года (октябрь), в начале сплошной производственной практики (апрель) и перед ее окончанием (июль). Каждое исследование продолжалось полную рабочую неделю; наблюдения проводились ежедневно перед началом и после окончания рабочего (учебного) дня. Средние величины изученных показателей сравнивали для установления статистической достоверности различий с помощью критерия * Стьюдента.

В результате анализа средних величин гемоди-намических показателей установлено, что в процессе обучения профессии оптика у девушек-подростков происходят изменения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Выявлено также некоторое снижение гемодинамических показателей у учащихся к началу сплошной производственной практики по сравнению с таковыми в начале учебного года. За этот период у подростков снижается АДшах (на 16,20±2,16 мм рт. ст.) и АДпцп (на 8,42±1,02 мм рт. ст.) давление, а также ЧСС (на 7,10±1,26 ударов в минуту), что свидетельствует о снижении периферического сопротивления току крови, по-видимому, из-за некоторого уменьшения тонуса сосудов в связи с преоблада-

2 Гнгнева и санитария M 2

— 33 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.