Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ'

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME INDICES OF CARDIOVASCULAR FUNCTION IN STUDENTS OF VOCATIONAL TECHNICAL SCHOOLS

Hemodynamic indices were found to vary during the period of study. From the first to the third year of study, systolic pressure tended to rise, as did pulse pressure, while pulse rate was decreasing. During the first half-year of study diastolic pressure showed moderate increases toward the end of all days of a week. Pulse pressure was decreasing during the second half of the first and second years of study and, in most cases, also toward the end of classes. During days of practical (production) training it was lower than during those of theoretical training. In the third year, there were noted unfavorable alterations in cardiovascular function attributable of an upsed balance of cortical processes caused by fatigue.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ»

ловии, что их труд полностью исключает возможность соприкосновения с готовой пищей или продуктами питания, не подвергающимися в дальнейшем тщательной термической обработке.

Повсеместное внедрение в практику разработанных нами на основе анализа полученных данных рекомендаций позволит усилить положительное

оздоравливающее воздействие летнего труда на организм школьников и, способствуя повышению производительности^ труда, окажет старшеклассникам помощь в их стремлении самостоятельно и активно участвовать в решении практических задач коммунистического строительства.

ЛИТЕРАТУРА

Клячкин М. С. — В кн.: Вопросы гигиены села. Киев, Сердюковская Г. И., Арнольди И. А. Здоровье подростка. 1962, с. 213—215. М., 1967.

' Поступила 31/VII 1979 г

EFFECT OF ORGANIZED WORK ACTIVITIES DURING SUMMER ON THE HEALTH STATUS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

Yu. A. Avot

Physical examinations and a questionnaire survey were rent regimens of work and rest affect their health. Recom-conducted among members of summer work teams of senior mendations are given aimed at providing optimal conditions schollchildren in the Latvian SSR to find out how the cur- for labor education of schoolchildren.

УДК 616.12-008.1-057.876:621.941

Канд. мед. наук А. Д. Храмцова

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования

Изучение физиолого-гигиенических факторов, определяющих работоспособность учащихся, обучающихся по новым учебным планам и программам для подготовки токарей в опорных средних профессионально-технических училищах (ПТУ), проводилось в 1971/72— 1973/74 учебных годах. Исследования выполняли в условиях естественного эксперимента на базе Ленинградского среднего ПТУ № 43 металлообрабатывающего профиля в группе токарей (25 юношей в возрасте 15—17 лет). Режим учебно-производственной деятельности осуществлялся, согласно экспериментальному плану, с учебной нагрузкой до 39 ч в неделю. Учебное расписание строилось с учетом его оптимизации: рациональное время, отведенное на производственное обучение, для I—II курсов — среда и пятница, вторник и пятница, для III курса — понедельник, среда и пятница; чередование предметов по трудности с учётом динамики работоспособности, отсутствие «нулевых» и сдвоенных уроков, урок физкультуры в середине дня и недели, распределение учебно-недельной нагрузки в соответствии с динамикой работоспособности, наличие обеденного перерыва в середине дня продолжительностью не .менее 45 мин.

Цель исследования — изучение динамики работоспособности учащихся, обучавшихся по новым учебным планам и программам, и определение насколько обучение по новым учебным планам и

программам соответствует возрастным возможностям подростков.

Исследовали функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (артериальное и пульсовое давление, частоту пульса) в процессе учебно-производственной деятельности. Поскольку одной из задач было отображение закономерностей проявления физиологических сдвигов в организме учащихся в процессе их учебно-производственной деятельности, исследование сердечно-сосудистой системы проводили до и после дней теоретического и производственного обучения, после каждого урока или каждого часа работы (не менее 6—8 раз в день) в течение недели, в начале и конце учебного года (сентябрь — октябрь, март — апрель). Это позволило косвенно охарактеризовать стадию врабатывания, высокой работоспособности и| ее снижения в связи с развитием утомления в разные периоды обучения. Изменение показателей физиологических функций сопоставляли с характером осуществляемой в данный момент работы. Исследования проводили в короткие промежутки времени (до 5 мин) с таким расчетом, чтобы это не искажало полученных результатов, не мешало рабочей настройке учащихся и учебно-производственной деятельности.

При анализе показателей артериального давления в динамике недели у учащихся I курса установлена некоторая^ тенденция к повышению его

во втором полугодии. Так, если систолическое давление в первом полугодии составляло от 91,42± ±6,72 до 108,08±3,60 мм рт. ст., то во втором — соответственно от 98,86±2,49 до110,0± ±3,07 мм рт. ст. Диастолическое давление в первом полугодин составляло от 57,50±1,26 до 63,08± ±1,33 мм рт. ст., во втором — соответственно от 61,88±2,95 до 70,70±2,04 мм рт. ст. (Р > 0,05). В первом полугодии к концу всех дней недели наблюдалось умеренное повышение его.

При оценке в динамике недели изменений артериального давления следует отметить, что во втором полугодии в отдельные дни систолическое и диастолическое давление до занятий было выше, чем после них. Такое изменение можно рассматривать как проявление ухудшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, что, по-видимому, связано с недостаточной адаптацией организма подростков к новым условиям обучения, а также значительной учебной нагрузкой (до 39 ч). У учащихся на II курсе в первом и втором полугодиях отмечено увеличение систолического давления по сравнению с учащимися I курса, что можно считать проявлением возрастных изменений сердечнососудистой системы подростков.

В первом полугодии в дни производственного обучения к концу рабочего дня повышалось систолическое давление: во вторник с 96,86±2,04 до 105,28±2,47 мм рт. ст., в пятницу с 99,46±1,98 до 129,82±3,04 мм рт. ст. (Р < 0,01).

Такие сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы являются результатом большого статического компонента в процессе производственной деятельности, вынужденной рабочей позы, приводящей к напряжению мышц нижних конечностей и спины, высокой плотности рабочего дня подростков-токарей, воздействия стабильного производственного шума. Можно предположить, что благодаря рефлекторным реакциям с проприорецеп-торов статически напряженных мышц в коре го-лозного мозга создается ограниченный очаг возбуждения, который вызывает орицательную индукцию не только в коре, но и в подкорковых центрах, оказывая тормозящее влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы (И. Я. Сай-дашева).

Следует отметить, что во втором полугодии систолическое и диастолическое давление в понедельник, среду, четверг и субботу до занятий было выше, чем после занятий. Такая тенденция артериального давления указывает на недостаточную активность процессов восстановления, нарушение механизмов регуляции кровообращения (К. Георгиев и П. Балявски; И. Я. Сайдашева). Аналогичная динамика данного показателя прослеживалась у подростков, занимающихся на III курсе. Систолическое давление в первом полугодии во все дни недели, кроме понедельника, оказалось выше до занятий, особенно во вторник, четверг и субботу. Так, если в понедельник, среду и пятницу до занятий оно равнялось соответственно

107,60±2,33, 107,20±2,72 и 107,0±2,42 мм рт. ст., то во вторник, четверг и субботу — 119,13±2,51, 113,96±2,51 и 117,0б±2,60 мм рт. ст. (Р < 0,01). Такую динамику систолического давления можно объяснить остаточной реакцией на физическую нагрузку, связанную с производственным обучением в понедельник, среду и пятницу, а также повышенной реактивностью и недостаточной тренированностью сердечно-сосудистой системы учащихся . (К. Георгиев и П. Балявски; И. Я. Сайдашева; * Г. Н. Варварина, и др.).

Во втором полугодии III курса показатели систолического давления имели такую же направленность, как и в первом полугодии; к концу занятий наблюдалось умеренное нарастание диасто-лического давления.

Пульсовое давление в динамике обучения было неодинаковым. Абсолютный показатель увеличивался на III курсе, а самый низкий был во втором полугодии I курса (в пределах от 30±1,92 до 40,0± ±1,86 мм рт. ст.). Следует обратить внимание на то, что пульсовое давление в большинстве случаев уменьшалось к концу занятий. Особенно значительное сокращение пульсового давления отмечено во втором полугодии III курса во вторник, четверг и субботу, в дни, следующие после дней производственного обучения. Так, во вторник пульсовое давление падало с 50,91 ±3,22 до 39,09± ±1,32 мм рт. ст. (Р < 0,01), в четверг—с 50,36± ±2,37 до 42,19±2,0Э мм рт. ст. (Р < 0,05), в субботу — с 48,93±2,68 до 45,0±2,36 мм рт. ст. , (Р < 0,05). Такая динамика пульсового давления " свидетельствовала о снижении функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы подростков в процессе учебно-производственной деятельности (Г. Н. Варварина).

При оценке частоты пульса в динамике обучения наибольший показатель зарегистрирован в первом полугодии I курса: до занятий в среднем 93,45± ±2,15 в минуту, после занятий 85,24±2,35 в минуту (Р<0,01). Ко второму полугодию средний показатель по сравнению с первым полугодием снизился, составляя до занятий 80,24±2,69 и 76,24±2,04 в минуту (Р < 0,01). Аналогичная динамика показателей частоты пульса прослеживалась на II и III курсах, что свидетельствовало о наличии положительных физиологических сдвигов в отношении частоты сердечных сокращений в динамике обучения (Ю. Г. Солонин). Обращает на себя внимание то, что средняя частота пульса до занятий на протяжении всего периода обучения и особенно в первом полугодии I курса превышала среднюю частоту пульса, установленную после занятий. По-видимому, обнаруженные изменения частоты пульса свидетельствовали об определенном напряжении функционального состояния an-парата кровообращения до начала занятий как результате повышения реактивности на предшествующую учебно-производственную деятельность и недостаточной тренированности сердечно-со-

судистой системы (Е. К. Глушкова; Ю. Г. Солонин).

Необходимо отметить, что на II курсе в первом и^ втором полугодиях после производственного обучения значительно увеличивалась частота пульса. Так, во вторник в первом полугодии она возрастала с 85,92±2,34 до 96,42±2,12 в минуту, в пятницу — с 80,12±2,32 до 88,74±2,04 в ми-м нуту (Р < 0,01).

т У учащихся III курса частота пульса после занятий имела тенденцию к увеличению в среду и пятницу (дни производственного обучения), во вторник и субботу она была значительно выше до занятий. Такую динамику можно объяснить недостаточной активностью процессов восстановления сердечно-сосудистой системы после предшествующей нагрузки в дни производственного обучения.

Выводы

1. Гемодинамические показатели у учащихся на протяжении обучения неодинаковы: от I к III курсу увеличивается систолическое давление,

повышается пульсовое давление, снижается частота пульса.

2. В первом полугодии к концу всех дней недели наблюдается умеренное повышение диастоли-ческого давления. Во втором полугодии I и II курсов и к концу занятий (в большинстве случаев) снижается и пульсовое давление. В дни производственного обучения оно ниже, чем в дни теоретических занятий.

3. Наибольшая частота пульса отмечена в первом полугодии I курса.

4. После дней производственного обучения (особенно на III курсе) происходят неблагоприятные изменения функционального состояния сердечнососудистой системы, что можно объяснить нарушением баланса корковых процессов, вызванных утомлением.

5. Исследования показали, что учебная нагрузка, составлявшая 39 ч и более в неделю, является значительной и может вызывать неблагоприятные у подростков изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

ЛИТЕРАТУРА

Варварина Г. Н. — Гиг. и сан., 1973, № 6, с. 39—42. Георгиев К., Балевски П. — Там же, 1962, № 2, с. 37— 42.

Глушкова Е. К. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1965, вып. 1, с. 95.

Сайдашева И. #. Динамика функционального состояния организма подростка при различных видах трудовой деятельности. Автореф. дис. канд. Ташкент, 1966. Солонин Ю. Г. — Гиг. труда, 1969, № 9, с. 23.

Поступила II,'V 1979 г.

SOME INDICES OF CARDIOVASCULAR FUNCTION IN STUDENTS OF VOCATIONAL TECHNICAL SCHOOLS

A.D. Khramtsova

Hemodynamic indices were found to vary during the period of study. From the first to the third year of study, systolic pressure tended to rise, as did pulse pressure, while pulse rate was decreasing. During the first half-year of study diastolic pressure showed moderate increases toward the end of all days of a week. Pulse pressure was decreasing during the second half of the first and second years of study and,

in most cases, also toward the end of classes. During days of practical (production) training it was lower than during those of theoretical training. In the third year, there were noted unfavorable alterations in cardiovascular function attributable of an upsed balance of cortical processes caused by fatigue.

УДК 612-053.6-06:[658.386.1:683.3 —

Л. В. Вирпша

ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ^В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Уфимский научно-исследовательский институт гигиены и профзаболеваний

Изучали динамику физиологических сдвигов у подростков, обучающихся в сргднем профэссио-нально-техническом училищ? (ПТУ) профгссии слесаря по монтажу и ремонту оборудования нефтеперерабатывающих заводов в период производственной практики. Проведено 5 серий физиологических исследований у 2 групп юмошей (32 человека), обучающихся данной профессии по разным вариантам сочетания общеобразовательного и производственного циклов.

Подростки 1-й (основной) группы занимались по существующему режиму, при котором на первом году обучения производственная практика организовывалась в мастерских училища (по понедельникам и субботам), где санитарно-гигиенические услозия благоприятны. В остальные 4 дня проводились учебные занятия по 7—8 уроков в день. С конца I курса и в последующие два производственное обучение учащихся этой группы проходило на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.