судистой системы (Е. К. Глушкова; Ю. Г. Солонин).
Необходимо отметить, что на II курсе в первом и^ втором полугодиях после производственного обучения значительно увеличивалась частота пульса. Так, во вторник в первом полугодии она возрастала с 85,92±2,34 до 96,42±2,12 в минуту, в пятницу — с 80,12±2,32 до 88,74±2,04 в ми-м нуту (Р < 0,01).
т У учащихся III курса частота пульса после занятий имела тенденцию к увеличению в среду и пятницу (дни производственного обучения), во вторник и субботу она была значительно выше до занятий. Такую динамику можно объяснить недостаточной активностью процессов восстановления сердечно-сосудистой системы после предшествующей нагрузки в дни производственного обучения.
Выводы
1. Гемодинамические показатели у учащихся на протяжении обучения неодинаковы: от I к III курсу увеличивается систолическое давление,
повышается пульсовое давление, снижается частота пульса.
2. В первом полугодии к концу всех дней недели наблюдается умеренное повышение диастоли-ческого давления. Во втором полугодии I и II курсов и к концу занятий (в большинстве случаев) снижается и пульсовое давление. В дни производственного обучения оно ниже, чем в дни теоретических занятий.
3. Наибольшая частота пульса отмечена в первом полугодии I курса.
4. После дней производственного обучения (особенно на III курсе) происходят неблагоприятные изменения функционального состояния сердечнососудистой системы, что можно объяснить нарушением баланса корковых процессов, вызванных утомлением.
5. Исследования показали, что учебная нагрузка, составлявшая 39 ч и более в неделю, является значительной и может вызывать неблагоприятные у подростков изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
ЛИТЕРАТУРА
Варварина Г. Н. — Гиг. и сан., 1973, № 6, с. 39—42. Георгиев К., Балевски П. — Там же, 1962, № 2, с. 37— 42.
Глушкова Е. К. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1965, вып. 1, с. 95.
Сайдашева И. #. Динамика функционального состояния организма подростка при различных видах трудовой деятельности. Автореф. дис. канд. Ташкент, 1966. Солонин Ю. Г. — Гиг. труда, 1969, № 9, с. 23.
Поступила II,'V 1979 г.
SOME INDICES OF CARDIOVASCULAR FUNCTION IN STUDENTS OF VOCATIONAL TECHNICAL SCHOOLS
A.D. Khramtsova
Hemodynamic indices were found to vary during the period of study. From the first to the third year of study, systolic pressure tended to rise, as did pulse pressure, while pulse rate was decreasing. During the first half-year of study diastolic pressure showed moderate increases toward the end of all days of a week. Pulse pressure was decreasing during the second half of the first and second years of study and,
in most cases, also toward the end of classes. During days of practical (production) training it was lower than during those of theoretical training. In the third year, there were noted unfavorable alterations in cardiovascular function attributable of an upsed balance of cortical processes caused by fatigue.
УДК 612-053.6-06:[658.386.1:683.3 —
Л. В. Вирпша
ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ^В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Уфимский научно-исследовательский институт гигиены и профзаболеваний
Изучали динамику физиологических сдвигов у подростков, обучающихся в среднем профэссио-нально-техническом училищ? (ПТУ) профессии слесаря по монтажу и ремонту оборудования нефтеперерабатывающих заводов в период производственной практики. Проведено 5 серий физиологических исследований у 2 групп юмошей (32 человека), обучающихся данной профессии по разным вариантам сочетания общеобразовательного н производственного циклов.
Подростки 1-й (основной) группы занимались по существующему режиму, при котором на первом году обучения производственная практика организовывалась в мастерских училища (по понедельникам и субботам), где санитарно-гигиенические услозия благоприятны. В остальные 4 дня проводились учебные занятия по 7—8 уроков в день. С конца I курса и в последующие два производственное обучение учащихся этой группы проходило на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе
(НПЗ) им. XXII съезда КПСС (в виде сплошных практик) в течение 3 нед на I курсе и 1—1%— 211<г. мес в начале и в конце II и III курсов. В зимний период учащиеся занимались только теорией. На рабочих местах подростков на НПЗ воздух постоянно (в 69—84% отобранных проб) загрязнен комплексом токсических веществ — углеводородами, сероводородом, угарным газом, сернистым ангидридом и парами жирных кислот; в 17% отобранных проб содержание вредных веществ было выше ПДК в 1*/2—3 раза, максимально в 4 раза. Уровень производственного шума превышал допустимые гигиенические нормы для подростков (ПС-65) до 16 дБ в широком диапазоне частот (от 125 до 8000 Гц). Метеорологические условия определялись временем года (практику проходили в октябре — ноябре, мае — июле). Хрономет-ражные исследования показали, что весь рабочий день (6 ч) учащиеся находились в зоне воздействия вредных веществ и производственного шума.
Учащиеся другой группы занимались по экспериментальному режиму, при котором теоретические занятия (6—7 уроков в день) чередовались с производственными (по вторникам и пятницам) в мастерских училища на I курсе и на заводе на II курсе. На этом же заводе была организована летняя практика в конце первого года обучения. В цехах завода воздух загрязнен сварочным аэрозолем, окислами марганца и азота, окисью углерода, концентрации их ниже ПДК, только содержание марганца и сварочного аэрозоля иногда превышало ПДК в 2— 4 раза. Уровень производственного шума также превышал допустимый. Значительную часть времени (40—60%) учащиеся выполняли монтажные работы на открытой площадке завода, где интенсивность воздействия на них неблагоприятных факторов значительно меньше, чем в цехе. В отличие от основной группы учащиеся экспериментальной группы только в конце второго (4 нед) и на протяжении третьего года (3 дня в неделю), а также штатную практику проходили на территории Ново-Уфимского НПЗ, причем в отличие от НПЗ им. XXII съезда КПСС уровень химических веществ на этом заводе был ниже предельно допустимого.
Независимо от места прохождения практики учащиеся обеих групп выполняли работу по заготовке и сборке металлоконструкций, монтажу и ремонту оборудования (насосы, теплообменники и др.). Некоторые монтажные операции на НПЗ производили на высоте 2—5 м от земли. У учащихся обеих групп во все периоды практик определялась различная плотность рабочего дня: 56,5% дней оказались загруженными, т. е. в эти дни учащиеся 31—50% и более времени были заняты интенсивной физической работой, остальные 43,5% дней — умеренно и мало загружены; время физической работы в эти дни составляло 20—30%. Учащимся 2-й (экспериментальной) группы устраивались регламентированные (10—15 мин) переры-
вы через каждые 50 мин — I1/» ч работы; у подростков 1-й (основной) группы имели место самопроизвольные перерывы.
При исследовании функционального состояния организма подростков была выявлена различная направленность и выраженность сдвигов в зависимости от плотности рабочего дня, условий, режима труда и отдыха. Особенно отчетливо видна зависимость от этих факторов сдвигов сердечно-сосуди-стой системы. Так, при малой загруженности рабо- ^ чего дня подростков 2-й группы, проходивших практику на заводе, артериальное давление в течение дня сохранялось на уровне исходного или наблюдалась тенденция к понижению. При такой же плотности рабочего дня у юношей 1-й группы, проходивших практику на НПЗ, в 34,3% случаев (за все практики) отмечалось снижение систолического давления в среднем на 3,7—5,1 мм рт. ст., более выраженное на первом и втором году обучения (Р=0,02). Частота сердечных сокращений в конце рабочего дня оставалась на уровне исходной или незначительно уменьшалась. Очевидно, в этом случае имело место гипотензивное действие углеводородов нефти, что отмечали у молодых рабочих (3. Ш. Загидуллин) и у учащихся ПТУ (В. И. Ильина, и др.). У учащихся основной группы в условиях НПЗ наблюдалась также тенденция к снижению артериального давления от первого (105,8/67,0 мм рт. ст.) ко второму (101,2/59,5 мм рт. ст.) и третьему (103,3/60,1 мм рт. ст.) году обучения. У учащихся экспериментальной группы наблюдалось характер-ное для подросткового организма повышение систолического давления со 104,7± 1,4 мм рт. ст. в начале первого года обучения до 108,3± ±1,6 мм рт. ст. в конце третьего года.
В дни с большой плотностью рабочего дня у обследуемых подростков регистрировались два варианта реакции сердечно-сосудистой системы: один вариант — учащение пульса, повышение систолического и снижение или повышение диасто-лического давления (адекватная реакция) и другой — учащение пульса и снижение систолического и диастолического давления (неблагоприятная реакция). Адекватная реакция наблюдалась у 45,4% подростков 1-й группы и у 64,7% учащихся 2-й группы. В середине и в конце рабочего дня у учащихся 1-й группы систолическое давление повышалось на 3,4—5,9 мм рт. ст., у испытуемых 2-й группы — на 4,7—8,6 мм рт. ст. При этом диа-столическое давление у первых проявляло тенденцию к повышению, а у вторых — к снижению. Частота сердечных сокращений достоверно увеличивалась в середине и в конце рабочего дня в 1-й группе на 5,8—11,6% от исходной, во 2-й — на 4,5— 8,1%. Следовательно, выполнение одинаковой по характеру и объему работы вызывало у подрост- у ков основной группы более значительное учаще- * ние пульса, чем у юношей экспериментальной группы. Отмечено также, что возвращение пульса к исходному уровню у учащихся 2-й группы на-
оа
ступало на 3—7-й минуте, а у юношей 1-й группы — на 5—12-й минуте, а иногда и через 15—20 мин после окончания работы он не возвращался к исходному уровню.
Второй вариант реакции сердечно-сосудистой системы (неблагоприятная реакция) наблюдался у 20,3% подростков 1-й группы и у 6,1% учащихся 2-й группы. о 1 Таким образом, у подростков основной группы, проходивших производственное обучение в условиях воздействия нефтепродуктов, наряду с более выраженной адекватной реакцией сердечно-сосудистой системы наблюдалась и неблагоприятная реакция на физическую нагрузку, причем более часто, чем у учащихся экспериментальной группы.
При исследовании функционального состояния центральной нервной системы методами рефлек-сометрии и корректурной пробы также были выявлены существенные различия между группами. У юношей экспериментальной группы при равномерном чередовании теоретической и производственной подготовки (сначала в мастерских училища, а затем на заводе) время зрительномото-рной реакции (ЗМР) не изменялось на протяжении рабочего дня. В период летних практик удлинение латентного периода ЗМР происходило в 24,8—42,3% случаев, при этом в среднем увеличение времени реакции составляло 10,3— 12,6 мс. У юношей основной группы удлинение латентного периода отмечалось уже через 3 ч ра-^ боты в период каждой практики на НПЗ. Даль-* нейшее его увеличение к концу рабочего дня по сравнению со значением в начале работы отмечено в 39,3—60,7% случаев, причем более выраженное в конце первого (на 23,6 мс; Р < 0,001), в начале (на 25,4 мс; Р < 0,001) и в конце (на 19,8 мс; Р < 0,01) второго года обучения. Менее значительным увеличение времени реакции к концу рабочего дня было в начале (на 14,1 мс; Р < 0,05) и в конце (на 16,0 мс; Р < 0,02) третьего года обучения.
Время выполнения корректурного задания у юношей экспериментальной группы не изменялось на протяжении рабочего дня ни в одну из практик. Количество допущенных ошибок увеличивалось к концу работы (Р^0,05) только во время летних практик на первом и втором году обучения. В остальные периоды производственного обучения наблюдалась лишь тенденция к снижению качественного показателя работоспособности. У юношей основной группы снижение работоспособности отмечалось уже в середине рабочего дня, о чем свидетельствовало достоверное увеличение числа ошибок в период первой и второй практик. К окончанию работы у них одновременно ухудшались оба показателя работоспособности. Среднее время выполнения корректурного теста увелнчива-Г лось на 4,7—5,4 с (Р < 0,02), число ошибок — на 24—55% (Р < 0,001 по сравнению с дорабочим). В остальные практики в середине дня отмечалась тенденция к снижению качественного показателя работоспособности, однако в конце работы число
допущенных ошибок достоверно превышало исходное. Увеличение времени выполнения задания и числа ошибок в конце работы по сравнению с начальным периодом труда говорит о снижении силы и подвижности нервных процессов на протяжении рабочего дня. Следовательно, изменение функционального состояния центральной нервной системы по данным корректурного теста аналогично динамике латентного периода ЗМР и также свидетельствует о нарастании процессов утомления к концу рабочего дня. Явления утомления накапливались не только к концу дня, признаки его сохранялись и до начала следующего дня, особенно в конце недели. У юношей основной группы на протяжении всех практик отчетливо прослеживалось ухудшение исходных показателей работоспособности в динамике недели, у подростков экспериментальной группы они мало отклонялись в конце недели от уровня первого дня. Кроме того, на протяжении 3 лет производственного обучения абсолютные величины латентного периода ЗМР, времени выполнения корректурного теста и числа ошибок в середине и в конце рабочего дня у подростков 1-й группы были достоверно больше, чем у юношей 2-й группы. Это говорит о более низкой возбудимости центральной нервной системы подростков, постоянно работавших на нефтезаводах, что и явилось причиной более выраженного замедления ответных двигательных реакций и снижения работоспособности. Ухудшение функционального состояния центральной нервной системы подростков в процессе труда подтверждают и результаты исследования нервно-мышечного аппарата. Средняя величина максимальной силы в конце рабочего дня у учащихся экспериментальной группы существенно не отличалась от дорабо-чей. Выносливость к статическому усилию в различные периоды практик уменьшалась на 9— 11,5% от исходной (Р < 0,05). В основной группе уменьшение мышечной силы к окончанию работы было отмечено у 38—57,4% учащихся и более значительное (в среднем на 4,9—5,4 кг) в конце первого и в начале второго года обучения. Статическая выносливость в течение рабочего дня снижалась у 50—69,7% испытуемых в среднем на 21,1 — 24,4% от исходной (Р < 0,001), а у отдельных лиц на 28—40,2%. Достоверное снижение ее отмечалось и после 3 ч работы. В последующие практики на протяжении рабочего дня отмечалась тенденция к снижению максимальной силы. Выносливость к статическому усилию достоверно уменьшалась к окончанию работы на 17% (Р < 0,001) в конце второго года и на 14,5% (Р < 0,01) в конце третьего года обучения. Наблюдаемое у подростков 1-й группы одновременное снижение силы и выносливости в процессе работы на НПЗ является одним из неблагоприятных типов изменения мышечной работоспособности и свидетельствует о выраженном утомлении работающих (М. В. Лей-ник, 1957). Значительное снижение статической выносливости у большинства лиц этой группы сви-
детельствует о преобладании внутреннего торможения в сенсомоторной зоне коры головного мозга, также являющегося одним из признаков утомления. Это согласуется с известным представлением о том, что выносливость к статическому усилию отражает функциональное состояние не только периферических отделов двигательного анализатора, но и прежде всего его центрального коркового отдела (В. В. Розенблат).
Таким образом, у подростков, обучающихся по существующему режиму и постоянно проходивших практику на НПЗ, -по всем щределяемым показателям наблюдались значительные сдвиги в динамике рабочего дня и недели, особенно на первом и втором году обучения. В результате исследований установлена связь изменений функционального состояния организма подростков с воздействием факторов производственной среды и главным образом малых концентраций токсических веществ. Их влияние выражается при малой загруженности рабочего дня в гипотензивной реакции сердечнососудистой системы, при большой плотности в более интенсивном учащении пульса и снижении артериального давления, а также в более выражен-
ных сдвигах центральной нервной системы. На основании полученных данных следует признать рациональным второй (экспериментальный) режим обучения, предусматривающий равномерное чередование в течение учебной недели дней теории и практики, отдаление начала контакта подростков с химическими веществами в период производственного обучения. В этом случае не наблюдается таких выраженных изменений в функциональном ф состоянии организма подростков, как у учащихся основной группы.
Для профилактики неблагоприятного воздействия условий труда за период обучения в ПТУ профессии слесаря-монтажника рекомендуем: сократить время производственной практики на территории НПЗ; на первых этапах обучения организовать производственное обучение на объектах, где учащиеся не подвергались бы воздействию химических веществ; осуществлять ступенчатый переход к условиям НПЗ и проводить сплошную производственную практику на НПЗ не более 2 раз за период обучения (в конце второго и третьего года) с обязательным введением регламентированных перерывов во время работы.
ЛИТЕРАТУРА
Загидуллин 3. 111. — В кн.: Научная конф., посвященная вопросам гигиены труда, профпатологии и промышленной токсикологии в нефтяной и нефтехимической промышленности. Уфа, 1961, с. 71—74.
Ильина В. А. Влияние производственных факторов на некоторые показатели состояния здоровья подростков.
обучающихся в профессионально-технических училищах химического профиля. Автореф. дис. канд. М., 1974 Лейник М. В. — В кн.: Вопросы физиологии труда. М.
1957, с. 140-150. Розенблат В. В. Проблема утомления. М., 1975.
I Поступила 14/1V 1979 г.
TIME COURSE OF RHYSIOLOGIC ALTERATIONS DURING_PRODUCTION TRAINING OF ADOLESCENTS
L. V. Virpsha
This study revealed untoward effects of the work envi- receiving their practical training at oil refineries continu-
ronment, mainly of low concentrations of toxic substances, ally from the end of the first year and through the next two
on the functional state of the body in abolescents who were years of study in a secondary vocational technical school.
УДК 616.831-009.12-053.2:37
Канд. мед.- наук 3. Е. Романова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Вопрос о «школьной зрелости», готовности к систематическому обучению детей широко изучается в последние годы, причем не только в зависимости от возраста, но и от состояния здоровья. Однако взаимосвязь показателей «школьной зрелости» и различных отклонений в состоянии здоровья изучена мало. Значительно больше исследовании в этом направлении выполнено на здоровых детях (М. В. Антропова, С. П. Ефимова, О. А. Лосева; В. Н. Кардашенко, Т. Ю. Вишне-
вецкая, и др.). Авторы указывают, что учащиеся общеобразовательных школ в 7 лет по основным показателям психофизиологического развития достигают уровня «школьной зрелости» и готовы к систематическому обучению. М. В. Антропова и М. В. Прохорова не выявили взаимосвязи между «школьной зрелостью» и психоневрологическими отклонениями, между «школьной зрелостью» и хроническими заболеваниями. Эти авторы не отмечают также взаимосвязи между развитием речи и