Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА'

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF VARIOUS TEACHING REGIMENS ON A FUNCTIONAL STATE OF THE BODY OF UNDERGRADUATES OF PROFESSIONAL-TECHNICAL SCHOOLS

A comparative study of the effect produced by two teaching regimens in a ship repairing type of a professional-technical school on its undergraduates testifies to a more favourable effect of tne second regimen, when theoretical and practical classes alternate evenly with each other in the course of the school week (1st, 2nd, 5,h and 6th day of the week — theory, 3rd and 4th day — practical work), in comparison with the first regimen, when in the first half of the year the practical work was carried out for 2 days at the end of the week, and in the second half of the year it alternated with theoretical classes every other week.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА»

PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC SUBSTANTIATION OF INTRODUCTION OF INTERVALS IN THE WORK UNDER CONDITIONS OF INTENSIVE NOISE

E. P. Orlovskaya, V. V. Lipovoy

In case of a noise at a level of 91 to 93, 100 to 103 dBA and prevalence of working processes, peculiar for knitting and weaving workshops, a deterioration of a state of physiological functions was noted to take place after 3 hr of work and 2 hr after the dinner break. On the basis of industrial and experimental data obtained the authors recommend to introduce a rest interval of 10—15 min. 2 hr after the dinner break in workshops of light industry with noises of 91 to 103 dBA. At the time of the interval the workes should be under acoustically favorable conditions, that may be provided in specially accommodated rest rooms.

УДК 613*648:[629.12:658.3 86*

Проф. О. П. Шепелин, А. Г. Филиппова, Л. Г. Дзизюра

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

Владивостокский медицинский институт

Цель настоящей работы в том, чтобы выявить влияние различных учебно-производственных режимов на функциональное состояние основных физиологических систем организма подростков на первом году обучения, так как требования, предъявляемые к этому периоду, должны быть особенно высоки в связи с перестройкой у учащихся среднего ПТУ «школьного» динамического стереотипа и выработкой нового условнорефлекторного динамического стереотипа (И. А. Арнольди и Л. Г. Груева; С. А. Коси-лов и Л. А. Леонова).

Анализ гигиенических условий обучения показал, что этот процесс осуществлялся в целом при удовлетворительном микроклимате учебно-производственных помещений. Так, температура воздуха за изученный период колебалась от 14 до 22,2°С, относительная влажность воздуха — от 54 до 72%, скорость движения воздуха составляла 0,04—0,12 м/с. Концентрация С02 в учебных комнатах и мастерских находилась в пределах нормы (0,03—0,04%) и за данный период существенно не изменялась. Освещенность на рабочих местах была 120—200 лк, что соответствует гигиеническим требованиям.

Для исследования динамики работоспособности учащихся использовали ряд современных физиологических методик: рефлексометрию, корректурный тест, определение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Кроме того, изучали заболеваемость на основе диагнозов, указанных в справках о временной утрате трудоспособности. Для физиологических исследований было отобрано 85 практически здоровых учащихся— юношей в возрасте 15—16 лет, обучавшихся по двум режимам. При первом режиме (по специальности слесарь-ремонтник) производственное обучение в первом полугодии велось в мастерских училища в конце недели (пятница и суббота); во втором полугодии теоретические и практические занятия чередовались понедельно. При втором режиме (по специальности судокор-пусник-ремонтник) производственные занятия на протяжении 2 полугодий проводились в середине недели (среда и четверг). Таким образом, 1-я группа в течение первого года обучения имела менее оптимальный, на наш взгляд, режим занятий.

При изучении режима учебного процесса выявлено следующее. В целом учебная нагрузка для обеих групп составляла 42 ч в неделю. В первом полугодии занятия начинались в 9 ч утра, фиксированный обеденный перерыв продолжался 50 мин после 4 ч занятий. Во втором полугодии занятия начинались в 8 ч 15 мин, обед предусматривался в конце учебного

2 Гнгяена и санитария № 6

33

Динамика показателей гемодинамики у учащихся в течение учебного года

Начало учебного года Конец учебного года

Показателя до занятий после заня- до занятий после заня-

тий Р тий Р

Частота сердеч-

ных сокращений, уд/мин:

1-я группа 68—0,87 72^0,88 <0,01 72^0,79 84^0,91 <0,01

2-я » 68±0,85 72^ 0,92 <0,01 72^0,88 78— 0,96 <0,01

Систолическое

артериальное

давление, мм

рт. ст.:

1-я группа 113— 1,05 127^1,13 <0,02 114— 1,03 132,6— 1,13 <0,01

2-я » 110,2^0,98 123^ 1,34 <0,02 112,7^1,02 127,2^:1,17 <0,02

Диастолическое

артериальное

давление, мм

рт. ст.:

1-я группа 60—0,76 61,2—0,78 >0,05 62— 0,75 61,7^:0,84 >0,05

2-я » 63,2^0,81 62,7—0,75 >0,05 62,8—0,68 64^0,76 >0,05

дня — в 15 ч. В расписании занятий в 20% случаев были сдвоенные уроки, перерывы составляли в основном 5 и 10 мин.

Исследования проводили в начале, середине и конце учебного года, а также в динамике недели и 3 раза на протяжении учебного дня: до начала занятий, в середине (после 4 ч занятий) и при их окончании. Статистическую обработку материала выполняли в сравнительном аспекте до и после занятий в начале, конце недели и в течение года.

Исследование работоспособности по корректурным таблицам Анфимо-ва показало, что из учащихся 1-й группы в начале учебного года работоспособность увеличивалась к концу занятий у 38,5% и уменьшалась у 61,5%, а в конце года — соответственно у 23,1 и 76,9%. У учащихся 2-й группы число просмотренных знаков оказалось выше во все периоды наблюдений. Работоспособность по этому показателю за заданный отрезок времени в начале учебного года к концу занятий увеличивалась у 50% учащихся 1-й и 2-й групп, в конце года — соответственно у 41,6 и 58,4%. Следует отметить, что во втором полугодии количество перерабатываемой информации несколько возросло по сравнению с началом учебного года. Менее выраженные изменения результатов корректурных проб в динамике дня во втором полугодии у учащихся 2-й группы можно объяснить, по-видимому, адаптацией к учебно-производственному режиму.

Анализ данных, полученных с помощью хронорефлексометрни, показал, что латентный период зрительно-моторной реакции (ЗМР) к концу дня при первом режиме в первом полугодии увеличивался в среднем на 33,9 мс, а во втором изменения его носили менее выраженный характер. В период теоретических занятий показатель ЗМР повышался в среднем на 26,7 мс, во время производственного обучения — на 20,4 мс. Все результаты статистически достоверны (Р<0,01).

Данные хронорефлексометрни, полученные у учащихся 2-й группы, носили иной характер. Скрытый период ЗМР на протяжении учебного дня имел лишь тенденцию к увеличению без статистической достоверности как в первом, так и во втором полугодии, что объясняется, по нашему мнению, более оптимальным режимом обучения. Перемена рода деятельности в середине недели оказывала благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, скрытый период увеличивался при этом в среднем на 7,9 мс (Р>0,05).

Изменение показателей гемодинамики в течение учебного года приведено в таблице. К концу учебного дня частота сердечных сокращений достоверно возрастала у учащихся 1-й группы на 4—6 уд/мин в начале учебного года и на 10—12 уд/мин в конце года, а у учащихся 2-й группы — соответственно на 4—5 и 5—6 уд/мин. Более значительное увеличение частоты сердечных сокращений в конце года у учащихся 1-й группы свидетельствует о развивающемся утомлении, в то же время изменение этого показателя у учащихся 2-й группы в динамике учебного года можно рассматривать как результат тренирующего воздействия учебной нагрузки на организм.

Артериальное систолическое давление достоверно повышалось к концу занятий в начале года как у учащихся 1-й, так и 2-й группы (соответственно на 14,2 и 12,8 мм рт. ст.), а в конце учебного года — на 18,3 и 14,5 мм рт. ст. Диастолическое же давление оставалось без существенных изменений.

Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности показало, что в структуре заболеваемости лиц, осваивающих данные профессии, первое место занимают грипп и катар верхних дыхательных путей, далее следуют травмы и гнойничковые заболевания.

Анализ результатов анкетного опроса учащихся выявил, что учащиеся затрачивают на учебу 8—10 ч в сутки (7—8 ч в училище и 1—2 ч дома). Продолжительность сна у большинства подростков составляла 8—9 ч, условия быта учащихся были удовлетворительными.

Таким образом, физиолого-гигиеническое изучение влияния двух режимов обучения на организм учащихся среднего ПТУ судоремонтного профиля свидетельствует о более благоприятном воздействии второго режима, когда равномерно чередуются дни теоретических и практических занятий в течение учебной недели. Выходом в практику являются разработанные на основании материалов исследования гигиенические рекомендации по оптимизации процесса обучения в средних ПТУ судоремонтного профиля Владивостока.

ЛИТЕРАТУРА. Арнольди И. А., Груева Л. Г. Режим труда и от* дыха работающих подростков. М., 1973. — Косилов С. А., Леонова Л. А. Работоспособность человека и пути ее повышения. М., 1974.

Поступила 11/Х 1976 г.

EFFECT OF VARIOUS TEACHING REGIMENS ON A FUNCTIONAL STATE OF THE BODY OF UNDERGRADUATES OF PROFESSIONAL-TECHNICAL SCHOOLS

0. P. Shepelin, A. G. Filippova, L. G. Dzizyura

A comparative study of the effect produced by two teaching regimens in a ship repairing type of a professional-technical school on its undergraduates testifies to a more favourable effect of the second regimen, when theoretical and practical classes alternate evently with each other in the course of the school week (1st, 2nd, 5th and 6th day of the week — theory, 3rd and 4th day — practical work), in comparison with the first regimen, when in the first half of the year the practical work was carried out for 2 days at the end of the week, and in the second half of the year it alternated with theoretical classes every other week.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.