Сколиозы составляют в разных возрастно-половых группах от 4 до 20°/о. Начальные стадии полового развития отмечены v девочек 10 лет (1,5— 2%), у мальчиков 12 лет (1,5—3%). Средний уровень полового развития у большинства девочек определяется в 14 лет, у мальчиков — в 17 лет. Начало менструации у большинства обследованных школьниц отмечается с 14 лет (62%). Отсутствие или более слабое развитие вторичных половых признаков по отдельным возрастным группам у юношей и девушек Кировска наблюдается чаще, чем у школьников Москвы (А. И. Пахомычев, А. В. Ходжаш).
Выводы
1. Показатели физического развития школьников Кировска отражают типичные закономерности повозрастного нарастания всех исследованных признаков.
2. Наибольший годовой прирост обнаруживает полную синхронность по всем показателям у девочек в 12 лет, у мальчиков в 14 лет.
3. Полученные стандарты физического развития и составленные оценочные таблицы с учетом соотношения признаков в их взаимосвязи могут быть использованы в практической деятельности врачей детских учреждений.
Л ИТЕРАТУРА
Л ев и ант С. М. Тезисы докл. научной сессии по вопросам организации детского здравоохранения. М., 1955, стр. 15. — Пахомычев А. И. Методика оценки физического развития подростков. М., 1957. — Туровская Ф. М., Нусбаум Д. Г. Тезисы докл. 4-й научно-практической конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1957, «тр. 21.
Поступила 12/V 1959 г.
PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL CHILDREN IN KIROVSK
(Subarctics)"
A. Ya. Gutkin, G. A. Glauer, A. N. Nikolaev, N. N. Preobrazhenskaya, A. P. Rodina
Interpretation had been made of the materials derived from an examination of 2782 school children in the age-bracket of 8—17 years, enjoying good health and having spent no less than 3 years in the subarctic region. The investigation program included measurements of height, weight, chest circumference at rest, that of head, breadth of shoulders, pelvis and hips, the condition of bone system, nutritional status, muscular and sexual development.
The processing of the entire matrial was done by using variation-statistical method with the analysis of correlation signs and determination of the regression factor. The data thus obtained are being compared with the latest figures covering examination of physical development in school children of Leningrad and Moscow.
•it -fr т£г
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ школьников СТАРШИХ КЛАССОВ
Кандидат медицинских наук Р. Г. Сапожников, кандидат медицинских
наук Н. М. Попова
Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР
Одной из основных задач на данном этапе перестройки школы является гигиеническое обоснование учебной работы и производственного обучения учащихся старших классов школ с 11-летним обучением. За-
дачей нашей работы было дать гигиеническую характеристику режима трудовой деятельности учащихся 10-х классов, работающих, согласно учебным программам, 3 дня на заводе и занимающихся 3 дня в школе. Под наблюдением в 1959 г. находилось 20 учащихся 10-го класса 16—17 лет, работающих на одном из московских машиностроительных заводов. Исследования проводили в весенние и летние месяцы. Все учащиеся, по данным школьного врача, среднего физического развития, практически здоровы.
Учащиеся не были выделены в отдельные группы и работали наряду с рабочими завода, осваивая профессии модельщиков, токарей, слесарей-инструментальщиков, фрезеровщиков и разметчиков. Одни учащиеся работали вручную, другие выполняли основную работу на станках с ручным управлением или на станках-полуавтоматах. Школьники работали по установленному для взрослых рабочих режиму труда, но продолжительность рабочего времени составляла 6 часов — от 8 до 15 часов с часовым обеденным перерывом.
Для гигиенической оценки труда школьников использовали физиолого-гигиениче-ские методики. Определяли мышечную силу и статическую выносливость, характеризующую временем сжатия груши динамометра В. В. Розенблата с силой, равной 7з максимальной силы правой руки. Для оценки состояния центральной нервной системы учитывали скорости рефлекторных реакций. Латентный период зрительно-моторной и слухо-моторной реакции определяли хроноскопом Витте. В ответ на раздражитель (слуховой или зрительный) наблюдаемый должен был быстро снять руку с кнопки прибора, при этом скорость двигательной реакции измеряли с точностью до 0,01 секунды. Проводили индивидуальный хронометраж по методу сплошной записи за работающими школьниками. Учитывали время, затраченное на основную, вспомогательную работу, вынужденные простои, произвольные паузы в работе и т. п., а также производительность труда (количество выработанной продукции за каждые 30 минут работы).
Для характеристики состояния здоровья школьников исследовали сердечно-сосудистую систему, применяя электрокардиографию (прибор ЭКП-4м) и тонометрию на фоне дозированной функциональной нагрузки.
Для гигиенической характеристики внешней среды проводили исследования темпе-ратурно-влажностного режима, уровня шума и освещенности рабочих мест. Температура воздуха в цехах (129 исследований), по средним данным, в период наблюдений была в пределах 20,1—22,9°, повышаясь к концу рабочего дня на 0,8—1,9°; относительная влажность (129 исследований), по средним данным, была в пределах 65—73°/о, давая небольшие колебания в течение рабочего дня. Повышенная относительная влажность и температура воздуха в отдельные дни связаны с особенностями технологического процесса и высокой температурой наружного воздуха. Максимальный уровень шума (30 исследований) у различных рабочих мест колебался от 85 до 100 дб. Освещенность рабочих мест отвечает гигиеническим требованиям. Большинство рабочих мест школьников было обеспечено местным искусственным освещением (светильник сАльфа»), освещенность рабочих мест была в пределах 470—790 лк.
Оценка состояния сердечно-сосудистой системы учащихся проводилась в нерабочие дни, 3—4 раза у каждого школьника за период наблюдения (75 исследований). Непосредственная реакция пульса и кровяного давления на дозированную нагрузку указывает на удовлетворительную функциональную способность сердечно-сосудистой системы подростков.
После выполнения заданной нагрузки у большинства школьников отмечалось умеренное учащение пульса при нормальной реституции его; повышался уровень систолического давления, снижалось диастолическое давление, что указывает на благоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы. Электрокардиографические исследования до и после дозированной функциональной нагрузки (75 исследований) свидетельствуют о физиологических изменениях биоэлектрической активности сердечной мышцы. После дозированной пробы отмечается незначительное смещение электрической оси сердца, предсердно-желудочковая проводимость (Р—()) в 70,8% исследований оставалась без изменений; в 12,6% отмечалось укорочение и в 16,6%— незначительное удлинение ее. Электри-
1 Функциональная проба состояла из 30 глубоких приседаний в течение 30 секунд. Нами намеренно была увеличена нагрузка по сравнению со стандартной, так как для учащихся 16—17 лет 20 приседаний недостаточно.
ческая систола {(З^Т) в 75,1% укорачивалась или оставалась без изменений, что связано со степенью учащения сердечного ритма. Систолический показатель в 58,2% уменьшается или остается без изменений, в 41,8% увеличивается не более чем на 8%. Встречающиеся изменения зубца Т—переход его в отрицательный или изоэлектричный, чаще всего в третьем отведении,— можно объяснить особенностями возраста.
Динамометрия, проводимая троекратно в течение рабочего дня (375 исследований мышечной силы и 375—мышечной выносливости), показала, что мышечная сила в динамике рабочего дня в большинстве случаев возрастает. От начала работы к ее концу число случаев увеличения мышечной силы составляло 63,2%, 18% было без изменений и в 18,8% отмечалось снижение.
Мышечная выносливость в динамике рабочего дня имеет тенденцию к незначительному снижению, в среднем на 4 секунды.. Эти изменения свидетельствуют о естественной физиологической реакции организма на физическую нагрузку. Исследование рефлекторных реакций (слухо- и зрительно-моторной) у учащихся в процессе работы показало, что латентный период этих реакций от начала к концу работы в основном изменялся незначительно, однако наблюдались случаи заметного удлинения латентного периода рефлекторных реакций при утомлении школьников. Мы пытались представить данные физиологических исследований по отдельным профессиональным группам, при этом четкой разницы установить не удалось.
Данные хронометража за 32 рабочих дня (192 часа наблюдений) показали, что трудовой режим, рассчитанный на взрослых рабочих, не отвечает потребностям подросткового возраста. Рабочий день школьников состоял из 4'/г—5 часов непрерывной работы, часового отдыха и 1 — IV» часов работы после перерыва. Нерациональное построение режима рабочего дня школьника приводило к тому, что в большинстве случаев (почти в 70%) уже через 2V»—3 часа работы снижалась производительность труда за счет увеличения самопроизвольных перерывов, при этом учащиеся часто жаловались на усталость. Как известно, по литературным данным и по данным наших ранее проведенных наблюдений, нарастание произвольных пауз в процессе работы указывает на утомление.
К началу регламентированного перерыва отмечается еще большее снижение производительности труда, увеличение длительности самопроизвольных перевывов и частое прекращение работы школьниками ранее установленного перерыва. С этим согласуются данные динамометрии— снижение мышечной выносливости. Для иллюстрации приводятся индивидуальные данные (рис. 1). При этом отмечается увеличение времени рефлекторных реакций к началу перерыва. Существующий часовой перерыв после 44/г—5 часов работы оказывал положительное вли-
уи г V з у * у; ^
Продолжительность работы (В часах)
Рис. 1. Производительность труда, самопроизвольные паузы и мышечная выносливость школьницы П. в обычный рабочий день. ! — основная работа: 2 — отвлечения; 3 — количество выработанных изделий (в штуках).
яние на работоспособность школг.-:;иков, но этот эффект был кратковременным, так как работа продолжалась всего 1—Р/г часа после перерыва.
В отдельные дни школьники работали без перерыва 51/»—6 часов в день (по субботам). В эти дни отмечается снижение производительности труда и увеличение самопроизвольных, перерывов через 2'/а—3 часа работы. При этом обращает на себя внимание увеличение длительности самопроизвольных отдыхов во второй половине рабочего дня и соответственно этому резкое снижение производительности труда (рис. 2),
что выдвигает необходимость обязательной организации перерывов во все дни работы школьников на заводе.
Исследования и на* блюдения проводили при двух вариантах режима работы: при работе школьников на заводе через день (в сочетании с учебными занятиями) и 3 дня подряд. При сопоставлении данных исследования сердечно-сосуди-
„ . „ стой системы по вариан-
Продолжительность работы(6 часах) ?ам режкма следуе£ от.
метить, что частота пуль-Производительность труда и самопроиз- школьников до функ-
перерывы школьницы П. в предпразднич- 1 ш ч1!""
циональнои пробы при
варианте режима
0^5! 1,5 2 V з з¿и б
Рис. 2.
вольные перерывы
ный рабочий день.
/ — основная работа: 2 — отвлечения: 3 — количество ПерВОМ
выработанных изделий (в штуках). рабОТЫ На ЗЗВОДе Через
день была в пределах 66—90 ударов в минуту, систолическое давление—в пределах 105—140 мм диастолическое — 60—75 мм ртутного столба.
При наблюдении за этими же школьниками во время второго варианта режима работы отмечается общая тенденция к снижению частоты сердечных сокращений и систолического давления в покое; частота пульса была в пределах 60—78 ударов в минуту, артериальное давление— в пределах 80—120 мм для систолического давления и 50—70 мм для диастолического. Непосредственная реакция на функциональную пробу при втором варианте режима отличалась большей возбудимостью пульса и несколько замедленным восстановлением его, большой разницы кровяного давления в ответ на дозированную нагрузку отметить не удалось. По данным электрокардиографических исследований, при втором варианте режима работы, как и при первом, неблагоприятных изменений у здоровых школьников не наблюдалось.
Данные динамометрии показали, что мышечная сила и статическая выносливость при первом и при втором вариантах режима изменяются одинаково в течение рабочего дня. Однако обращает внимание несколько сниженный уровень мышечной силы при втором варианте режима работы и более низкие цифры мышечной выносливости по сравнению с первым вариантом режима. Некоторое снижение сердечного ритма, артериального давления и уровня мышечной работоспособности при втором варианте режима работы отчасти можно объяснить нарастанием общего утомления школьников к концу учебного года. Вместе с тем, по-видимому, имеет значение и более правильный режим работы первого варианта (чередование работы и учебных занятий через день). По данным Института физического воспитания и школьной гигиены АПН
РСФСР на основании изучения режима для школьника анкетным ме>-тодом, также указывается на преимущество сочетания учебных занятий; с работой через день.
Пользуясь методом электрокаридографии, мы смогли выявить некоторые отклонения у школьников, которых ранее считали практически здоровыми. Тщательно собранный анамнез у них позволил установить,, что 3 школьников перенесли в прошлом ревматизм и одна школьница — туберкулез.
В отличие от здоровых школьников у учащихся этой группы отмечались неблагоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистой системы в ответ на функциональную пробу не только при втором, но и при первом варианте режима работы. При этом следует указать, что эти неблагоприятные изменения при втором варианте режима были более выражены.
Иллюстрацией могут служить индивидуальные данные школьницы Г., которая в прошлом перенесла ревматизм. В ответ на дозированную нагрузку при одинаковой возбудимости пульса при первом и втором режимах работы (63,7%) восстановление в первом случае наступило на 5-й минуте, а во втором—только на 14-й минуте. Отмечается несколько замедленное восстановление кровяного давления при 'втором варианте режима. По данным электрокардиограммы, при первом варианте режима работы обращает на себя внимание увеличение систолического показателя на 15%, при втором же систолический показатель увеличивается на 21%, удлиняется предсердно-желудочковая проводимость, снижается вольтаж зубцов Р и У?, сглаживается зубец Т. Школьница Н. перенесла двусторонний бронхоаденит, костный туберкулез и до настоящего времени состоит на учете в туберкулезном диспансере. Наблюдения при первом варианте режима работы показали, что на функциональную пробу пульс участился на 60%, восстановление наступило на 6-й минуте, систолическое и диастолическое давление повысилось на 25 мм ртутного столба, восстановилось на 7-й минуте. На электрокардиограмме отмечается снижение интервала 5—Т ниже изолинии. При втором режиме работы также отмечается запоздалое восстановление пульса и кровяного давления. По данным электрокардиограммы, отмечается резкий сдвиг электрической оси сердца вправо на 24° и снижение вольтажа зубцов Р и Замедление предсердно-желудочковой проводимости, удлинение продолжительности систолы, снижение вольтажа зубцов Р и У?, по данным С. П. Летунова, Л. И. Фогельсона, Р. Е. Мотылянской и др., расцениваются как неблагоприятная реакция на нагрузку со стороны миокарда. У школьников этой же группы в исследуемые варианты режима работы (рис. 3) отмечались более низкие показатели мышечной ¿илы и мышечной выносливости по сравнению с остальными школьниками.
До Перед пе- после роботы рерыВом работы
Рис. 3. Динамика мышечной работоспособности учащихся (по средним данным). а — учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья: 1 — мышечная сила. 2—мышечная выносливость: б — практически здоровые: 3 — мышечная сила. 4 — мышечная выносливость.
Наблюдения показали, что при распределении рабочих мест не всегда руководствовались данными состояния здоровья школьников. Нередки случаи, когда учащимся с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья поручали такие работы, которые могли привести к ухуд шению их здоровья. Все это предъявляет врачам, проводящим медицин ские осмотры школьников-подростков, более высокие требования к организации медицинского контроля, обязательной профессиональной -ориентации перед началом работы учащихся на заводе и наблюдения в процессе работы.
Выводы
1. Установленный для взрослых рабочих режим труда — перерыь через 4 часа работы — является неприемлемым для школьников. При •6-часовом рабочем дне школьников данные наших наблюдений подтвердили необходимость организации регламентированного перерыва через -2V2—3 часа работы при сохранении часового обеденного перерыва.
2. Шестичасовой рабочий день без перерыва (что имеет место в предпраздничные дни) неприемлем, так как является большой нагруз кой для школьников и вызывает снижение работоспособности.
3. В связи с тем что в общих цехах создаются трудности организации специального трудового режима для школьников, выдвигается настоятельная необходимость выделения учащихся в отдельные цеха или пролеты. Это наряду с другими положительными моментами создает возможность организации индивидуального режима и подбора рабочего места для школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
4. Наблюдения, проведенные при двух вариантах режима работы (3 дня работы на заводе через день и 3 дня работы подряд), позволяют отметить некоторое преимущество первого варианта режима работы, яри котором через день сочетаются учебные занятия с физическим трудом. Такое переключение видов деятельности является более благо приятным.
5. Необходимо усилить медицинский контроль за состоянием здо ровья школьников, работающих на предприятии, а при направлении их на работу подбирать рабочие места в соответствии с состоянием здоровья и функциональными возможностями.
В методику углубленного медицинского осмотра подростков долж ны быть включены функциональные пробы сердечно-сосудистой систе мы и электрокардиография, особенно для учащихся, имеющих в анам незе хронические заболевания и часто болеющих.
Л ИТЕРАТУРА
Летунов С. П., Мотылянская Р. Е. Врачебный контроль в физическом воспитании. М., 1951. — М и х а й л о в а Л. В., Усище в а Ц. Л. Гиг. и сан., 1959 № 8, стр. 32. — Сапожникова Р. Г. Учен, записки инта сан. и гиг., 1959, № 2 стр. 8.— ФогельсонЛ. И. Клиническая электрокардиография. М., 1957.
Поступила 24/Х 1959 г
HYGIENIC PREREQUISITES FOR OCCUPATIONAL TRAINING OF SENIOR FORMS STUDENTS
R. G. Sapozhnikova, candidate of medical sciences, N. M. Popova, candidate of medical sciences
The article presents a hygienic assessment of occupational activities of the 10-th form students, who spend 3 days working at an industrial enterprise and the re maining- 3 days study ot school. The examination and investigation of their cardio vascular system reflex rates, muscular efficiency as well as the time records taken at the plants enabled it to make certain hygienic recommendations respective the oi ganization of occupational activities of school students and of their medical servicing
★ ★ *