Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.П. Подгайская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

ЛИТЕРАТУРА

Красовский Г. Н., Егорова Н. А., Жолдакова 3. И. —

Гиг. и сан., 1979, № 6, с. 7—11. Фрид В., Чиу С., Шмеддлинг Д. и др. — В кн.: Советско-американский симпозиум по проблеме «Гигиена окружающей среды>. 2-й. Материалы. М., 1977, с. 52—57.

Hansch С., Leo А., (Jnger S- Н. et al. — J. med. Chem.,

1973, v. 16, p. 1207—1216. Jaffe H. H. — Chem. Rev., 1953, v. 53, p. 191—261. Jaft R. Ц7. — In: Steric Effectsjin Organic Chemistry. New York, 1956, p. 556—675.

Поступил» 5/1 II 1980 r.

УДК 612:82-053.6-06:377.3:669

А. П. Подгайская

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО. ПРОФИЛЯ

Донецкий научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Мы поставили перед собой задачу изучить в динамике влияние учебно-производственного режима на состояние здоровья учащихся среднего ПТУ—24 практически здоровых подростков, осваивающих профессию машиниста крана металлургического производства.

Влияние учебно-производственного режима обучения на функциональное состояние центральной нервной системы исследовали в динамике учебного дня, учебной недели, учебного года путем определения латентного периода зрительно-моторной реакции (ЗМР), акустико-моторной реакции (AMP), способности к дифференцировке и скорости переработанной зрительной информации (СПЗИ) с помощью корректурного теста колец Ландольта. Теоретические и практические занятия в течение 3 лет учебы в ПТУ проводились в первую смену. Дневная нагрузка учащихся в дни теоретического обучения составляла 7—8 ч, в дни производственного обучения — 6 ч. В 1-й и 2-й годы учащиеся осваивали теоретические специальные и общеобразовательные дисциплины в учебных классах училища 4 раза в неделю; производственное обучение проходило во вторник и пятницу в 1-й год в мастерских училища, во 2-й — в электромеханических мастерских различных цехов металлургического завода (базовое предприятие училища). В первом полугодии 3-го года обучения учащиеся работали в бригадах по ремонту кранов, в качестве дублеров стропальщиков. Во втором полугодии они проходили производственное обучение 3 раза в неделю (вторник, среда, пятница). В эти дни и в период преддипломной практики (апрель — июль) учащиеся управляли краном под наблюдением машиниста крана.

При изучении санитарно-гигиенических условий обучения в училище (учебных классах и мастерских) выявлена недостаточная кубатура помещений и освещенность их, повышенный уровень шума в учебных классах и мастер-

ских училища. Во время производственного обучения в летней практике в различных цехах завода услозия труда не всегда соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.

Результаты изменения функционального состояния центральной нервной системы представлены в таблице. В начале 1-го года обучения к концу дня удлинялся латентный период на положительный сигнал, что отмечали у учащихся ПТУ и другие исследователи (Л. С. Башкиро-ва; А. Д. Храмцова, и др.). В конце учебного года в дина-* мике дня латентный период ЗМР практически не изменялся, а в период летней практики он, как и в начале года, удлинялся к концу дня (Р > 0,001). К концу недели время реакции постепенно сокращалось. В начале учебного года самый высокий показатель отмечен в понедельник (249,6+6,6 мс), наименьший — в субботу (197±5,1 мс). В конце учебного года изменения латентного периода были незначительными и носили разнонаправленный характер. При анализе данных изменения этого показателя (по числу случаев) выявлено следующее: в начале учебного года после занятий увеличивался латентный период в 64,7% случаев на простой раздражитель и в 71,7±2% — на сложный; в конце учебного года к концу занятий преобладало уменьшение его в 56,8% случаев на простой раздражитель и увеличение в 71,3±1,2% — на сложный. Возрастал процент случаев нарушения дифференцировки (с 5,8±0,8 до 10,0±0,6) в начале года. В конце года, наоборот, процент случаев нарушения после занятий снижал- _ ся (с 9,2±1,3 до 7,7±1,4). Со стороны AMP отмечалось удлинение к концу учебного и рабочего дня во все периоды исследований, особенно в начале учебного года (на 24± ±0,4 мс). Выявленные изменения указывают на развитие утомления у учащихся к концу дня в начале года и в период летней практики. По исходным показателям длитель-

Изменение физиологических функций у учащихся ПТУ металлургического производства в динамике 3 лет обучения

Показатель 1-й год обучения 2-й год обучения 3-й год обучения

начало конец летняя практика начало конец летняя практика начало конец летняя практика

ЗМР, м/с AMP, м/с СПЗИ, бит/с 220±8,0 228+3,5 209±5,0 207+5,9 254 ±8,5 236±6,9 224±3,2 203+1.3 185±3,8

242± 10,0 172+3,4 226+ 5,6 168±2,3 248+9,0 172+4,5 201 ±2,4 191±1,2 251 ±6,2 169+3,8 214±5,4 176±1,1 224±2,9 186±1,1 201+2,9 163+1.6 183±1,1 161±1,0

196±5,6 1,2+0,05 176+1,6 1.0+0,05 188±9,0 1,5+0,05 189±3,4 1,2±0,05 171±4,7 1,4+0,05 164+2,9 1,4±0,07 189±2,1 1,4±0,05 158+1.6 1,7±0,03 158+1,0 1,7+0,08

1,2+0,05 1,1 ±0,05 1,4+0,04 1,3±0,04 1.6+0,03 1,3±0,09 1.6+0,04 1,7+0,04 1,8±0,09

Примечание. В числителе — показатели до занятий, в знаменателе — после занятий.

J

ность латентного периода ЗМР и AMP в динамике учебного года осталась прежней.

На 2-м году обучения изменения латентного периода ЗМР носили несколько иной характер. В начале и конце года в течение дня средние показатели длительности ЗМР и AMP почти не изменялись, отмечалась только тенденция к их сокращению. В период летней практики к концу рабочего дня отмечалось более существенное укорочение ЗМР — на 22 +0,4 мс, AMP — на 14 ±0,2 мс (Р < 0,001). При анализе данных по числу случаев изменения более выражены: после занятий латентный период в большинстве случаев укорачивался в начале (54,5%) и конце (53,80%) года. Существенно увеличился процент случаев с нарушением дифференцировки в динамике учебного дня и года как до, так и после занятий. В динамике недели в начале года исходные показатели ЗМР снижались по сравнению с имевшимися в понедельник: например, в понедельник — 273 ±7,4 мс, в субботу — 207+3,0 мс (Р < 0,05). Низкие показатели работоспособности учащихся в 1-й день недели многие авторы объясняют нарушением недельного стереотипа в выходной день (Э. Э. Саркисянц и соавт., и др.). В конце года и во время летней практики, наоборот, имелась тенденция к нарушению латентного периода к концу недели, начиная со среды. Наиболее высокие показатели отмечались в пятницу и субботу.

Возбудимость центральной нервной системы в динамике года снижалась (207±5,9 мс в начале, 254+8,5 мс в конце, Р < 0,05). Развитие тормозных процессов в коре головного мозга подростков к концу учебного года и в период летней практики, а так же в динамике учебного дня во втором полугодии свидетельствовало о наступлении утомления.

Скорость переработки зрительной информации в динамике учебного дня в начале 1-го и 2-го учебного года почти не менялась, в конце года после занятий имелась тенденция к ее повышению (на 0,1—0,2 бит/с). В период летней практики СПЗИ снижалась. Анализ по числу случаев на 2-м году обучения наглядно показал, что в динамике учебного дня как в начале, так и в конце учебного года количество случаев с увеличением СПЗИ оказалось больше (58,9+4,4% в начале года и 63,6+4,0% в конце), чем с уменьшением. В динамике недели СПЗИ в начале 1-го года обучения не изменялась, в начале 2-го года снижалась, начиная со среды (на 0,2—0,3 бит/с). В конце 1-го и 2-го учебного года в дни производственного обучения отмечалось повышение СПЗИ, что можно объяснить уменьшением умственной нагрузки. Так, в дни теоретического обучения СПЗИ 1,2+0,1 бит/с, в дни производственного обучения— 1,5+0,1 бит/с. Такое же возрастание отмечалось и в пе-

риод летней практики. СПЗИ повышалась даже к концу недели. Аналогичные данные получены у учащихся средних ПТУ и другими исследователями (Н. В. Ростомбекова и И. Г. Горгаслидзе). Исходные показатели работоспособности, по данным корректурных проб, к концу 1-го учебного года несколько снижались (на 0,2+0,002 бит/с), а в период практики повышались (на 0,3+0,005 бит/с); к концу второго года обучения тоже происходило их увеличение (0,2+0,002 бит/с).

В начале и конце 3-го учебного года в динамике дня по всем изученным показателям изменения носили разносторонний характер, более отчетливыми они были в течение года. Например, ЗМР укорачивалась с 224±3,2 мс (в начале года) до 185±2,9 мс (в период летней практики). Аналогичный характер носили изменения AMP, которая на 23—25 мс в конце года и в период практики оказалась короче, чем в начале года. Исходные показатели состояния центральной нервной системы в динамике недели как в начале учебного года, так и в конце его почти не менялись. Исключением являлись исходные показатели СПЗИ, которые в дни производственного обучения и особенно в период летней практики повышались. В конце учебного года СПЗИ к концу дня в большинстве случаев (60,7± +5,2%) снижалась, что указывало на небольшое снижение работоспособности.

Сопоставление данных функционального состояния центральной нервной системы у учащихся в динамике 3 лет обучения показало отсутствие значительных сдвигов. Снижение показателей работоспособности отмечалось к концу дня в начале 1-го года обучения и летней практики и в конце 2-го года обучения. В течение недели не было существенных изменений работоспособности, по-видимому, смена деятельности умственной и физической, производственное обучение в середине и конце недели способствуют лучшему восстановлению деятельности центральной нервной системы. Отсутствие выраженного утомления, существенного снижения работоспособности учащихся к концу обучения в ПТУ может быть связано как с увеличением возраста, так и с развитием адаптации к учебно-производственному процессу. На такую тренированность к учебно-производственной нагрузке указывают и другие исследователи (А. А. Эльяшев и Б. И. Гутник; Л. Б. Мезенина и соавт.).

Полученные данные о снижении работоспособности у учащихся в процессе обучения позволили разработать и предложить ряд мероприятий, направленных на улучшение функционального состояния организма подростков во время учебы в ПТУ.

ЛИТЕРАТУРА

Башкирова Л. С. — Гиг. Мезенина Л. Б. — В кн.: здоровья учащихся училищ. М., 1978, с.

труда, 1970, № 7, с. 35—38. Работоспособность и состояние профессионально-технических 113—116. С с

Ростомбекова Н. В., Горгаслидзе И. Г. — В кн.: Вопросы гигиены труда, профессиональной патологии, промыш.

ленной и сельскохозяйственной токсикологии. Тбилиси, 1978, с. 230—234. Саркисянц Э■ Э■ и др. — Гиг. и сан., 1979, № 2, с. 29—33. Храмцова А. Д. — Гиг. и сан., 1975, № 11, с. 36—39. Эльяшев А. А., Гутник Б. И. — Гиг. и сан., 1976, № 4, с. 27—30.

Поступила 6/II 1980 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.