УДК 613.956 + 616-053.61-057.876
Доктор мед. наук Э. Э. Саркисянц, кандидаты мед. наук Г. В. Алимов, Т. Ш. Миннибаев, Л. В. Баль, Е. Л. Богомолова и А. И. Кузнецова, М. А. Башкирова, О. П. Сараджева, В. Б. Шарай, Л. В. Воронина
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА
Настоящее исследование проведено с целью выявления факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на работоспособность и состояние здоровья учащихся среднего профессионально-технического училища. С гигиенической точки зрения обучение там ведется в основном в удовлетворительных условиях. Уровень работоспособности подростков и оценку состояния их здоровья изучали на группе обучающихся профессии аппаратчика широкого профиля химического производства.
Недельная учебная нагрузка изучаемой группы составляла 39 ч.
Показатели работоспособности — хронометраж рабочего времени, скорость зрительно-моторной реакции (ЗМР), скорость переработки зрительной информации, статическая мышечная выносливость — изучали в динамике учебного дня (до, в середине и по окончании занятий), недели, года (осенью, весной).
По результатам хронометража рабочего дня, фактическая нагрузка увеличивается по годам обучения. Хронометрирование рабочего дня показало, что с приобретением навыков изменяется соотношение времени на выполнение основной, вспомогательной и непредусмотренной работы (см. таблицу).
Исследования показали, что количество воспринимаемой информации, отражающей работоспособность, в течение недели заметно меняется, что, по-видимому, в определенной степени связано с учебным расписанием. В 1-й день недели к середине занятий отмечено снижение функции внимания по корректурному тесту. До занятий скорость переработки зрительной информации была 1,4±0,08 бит/с, в середине их — 1,11 ±0,04 бит/с (Р< <0,05), к концу занятий показатель возвращался к исходному уровню. Разница значима по сравнению с данными в середине занятий (/><0,05). Во вторник к середине занятий скорость переработки зрительной информации также снижалась (Р<0,05). В четверг и пятницу указанный показатель на протяжении учебного дня существенных изменений не претерпевал. ^ По изученным показателям хронорефлексометрии и динамометрии » в дни теоретических занятий существенных изменений не выявлено.
Дни практики за время периода исследований приходились на среду и субботу. Исследования показали, что к середине занятий функция внимания статистически достоверно (Я<0,05) улучшалась. Та же тенденция отмечена в субботу. К концу практических занятий данный показатель близок к исходному уровню. В среду длительность латентного периода несколько увеличивалась к середине и достоверно возрастала к концу занятий (Р<0,05). Показатель мышечной выносливости на протяжении этого дня колебался в незна-
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
чительных пределах. В субботу к концу практического занятия отмечалась тенденция к уменьшению латентного периода ЗМР. Устойчивость к статической нагрузке так же, как и в
Распределение бюджета рабочего времени учащихся по годам обучения (в %)
Основная Вспомогательная Непредусмотрен на я
41,6 96,1 77,4 37,3 3,9 22,6 21,1 0 0
среду, изменялась незначительно.
В дни практики показатели работоспособности на протяжении дня, измеренные по разным методикам, были разнонаправленными. Следует отметить, что, по данным хронорефлексометрии, сдвиги функционального состояния организма учащихся в дни практических занятий были неблагоприятными.
Анализируя недельную динамику показателей работоспособности, Щ можно отметить, что латентный период ЗМР менялся волнообразно со значимым удлинением в дни практических занятий. Показатели же выносливости к статической нагрузке и корректурного теста изменялись волнообразно, несколько улучшаясь в дни практических занятий.
Во втором полугодии первого года обучения начало учебной недели характеризовалось снижением показателей работоспособности к середине учебного дня с тенденцией возвращения их к исходному уровню к концу занятий. В другие дни учебной недели скорость переработки зрительной информации на протяжении учебного дня нарастала от 1,9 до 2,7 бит/с. Исходный уровень изучаемого показателя во все дни недели в этот период исследования был одинаков и составлял в среднем 1,9—2,2 бит/с. Наблюдаемое увеличение данного показателя к концу недели (от 2,2 до 3,02 бит/с) можно объяснить как «конечный порыв».
Показатели работоспособности учащихся в динамике в дни практических занятий существенно не менялись по сравнению с исходными.
По данным второго обследования, изменения длительности латентного периода носили волнообразный характер и колебались на протяже- * нии учебного дня в пределах 288±10,8—268,6±12,3 мс. В середине недели латентный период сокращался, однако к концу недели (в субботу) это уменьшение было наиболее выраженным по сравнению с другими днями теоретических занятий (221,4±10,4—227,8±9,7 мс).
В период летней производственной практики на первом году обучения скорость переработки зрительной информации во все дни недели от начала к концу рабочего дня возрастала. Так, в понедельник до начала рабочего дня она составляла в среднем 2,6±0,14 бит/с, в конце работы — 2,84± ±0,28 бит/с, в среду — соответственно 1,7±0,11 и 1,94±0,13 бит/с, а в пятницу — 2,26±0,22 и 2,80±0,38 бит/с. Латентный период ЗМР к концу рабочего дня имел тенденцию к удлинению начиная с середины недели: скорость реакции обследованных учащихся составляла в среду до начала работы в среднем 225,3±9,0 мс, в конце ее — 262,0± 18,4 мс, а в пятницу — 198,4± 15,2 н 223,4± 13,5 мс соответственно. Исследование мышечной выносливости показало, что в период летней производственной практики время удержания 2/3 от максимальной силы к концу рабочего дня, как правило, уменьшалось.
Анализ материалов по изучению функционального состояния орга- ? низма учащихся не выявил значимых изменений в течение учебного дня в дни теоретических занятий. Показатели работоспособности, по данным корректурных проб, имели слабо выраженную тенденцию к повышению к концу учебного дня, относительно более выраженную в среду и четверг. В среду до занятий скорость переработки зрительной информации равнялась 2,2±0,13 бит/с, после занятий — 3,22±0,24 бит/с, а в четверг — соответственно 2,8±0,31 и 3,79±0,24 бит/с.
Показатели функции центральной нервной системы, по данным ЗМР, также не имели существенных изменений в течение учебного дня. В понедельник по сравнению с исходными данными они оставались на одном уровне, в среду и субботу появлялась тенденция к их ухудшению, а в четверг — к улучшению. Показатели мышечной выносливости также имели только тенденцию к повышению в][понедельник и среду, к понижению — в четверг, а в субботу оставались на одном уровне.
В дни практических занятий (вторник) отмечена тенденция к понижению мышечной выносливости и скорости переработки зрительной инфор- ^ мации и улучшению показателей ЗМР. В пятницу же возникала тенденция
к улучшению этих показателей, достоверно снижалась мышечная выносливость и скорость переработки зрительной информации (Р<0,05).
Во втором полугодии второго года обучения учебным графиком были предусмотрены теоретические занятия в первые 3 дня недели, затем 2 дня подряд — практические занятия (четверг и пятница) и неделя заканчива-р лась классными занятиями. Особенностью учебного расписания в дни теоретических занятий было наличие сдвоенных уроков по двум предметам: контрольно-измерительным приборам и автоматике и химии (понедельник), математике и физике (вторник). Изучение функционального состояния организма учащихся показало, что на протяжении учебной недели изменения показателей работоспособности обследованных носили волнообразный характер и зависели от особенностей учебной нагрузки.
В понедельник к концу занятий наблюдалось снижение мышечной выносливости и скорости переработки зрительной информации при незначительном уменьшении скрытого времени ЗМР. Во вторник, когда в расписании были сдвоенные уроки по математике и физике, к концу учебного дня происходило удлинение латентного периода ЗМР, снижение мышечной выносливости обследованных. На протяжении всего дня были низкие показатели работоспособности по корректурному тесту. В начале дня латентный период ЗМР составлял в среднем 211,6±13,4 мс, скорость переработки зрительной информации — 2,90±0,12 бит/с, мышечная выносливость— 65,0±11,9 с. К концу учебных занятий эти показатели были 245,7± щ ±16,1 мс, 2,60±0,15 бит/с и 47,0±6,8 с соответветственно. Направленность сдвигов показателей работоспособности и в другой день со сдвоенными уроками (среда) был таким же. В конце учебной недели отмечено повышение мышечной выносливости, некоторое укорочение латентного периода ЗМР и снижение скорости переработки зрительной информации.
В дни практики (четверг, пятница) показатели работоспособности по корректурному тесту на протяжении учебного дня по сравнению с днями теоретических занятий были на более высоком уровне. Сдвиги центральной нервной системы, по данным хронорефлексометрии, от начала к концу занятий были незначительными и мало отличались от таковых в дни теоретических занятий. Однако мышечная выносливость к концу практических занятий в четверг и пятницу снижалась на 36 и 40% соответственно. В период летней производственной практики на втором году обучения (в производственном объединении Научно-исследовательского института пластмасс) показатели хронорефлексометрии на протяжении рабочего дня и 5-дневной недели не претерпевали существенных изменений. Так, латентный период ЗМР до начала рабочего дня составлял в понедельник 243,5±
* ±21,5 мс, во вторник — 204,9± 10,2 мс, в среду — 222,9± 16,0 мс, в чет-
* верг — 197,7±9,8 мс, в субботу — 192,8±9,9 мс. К концу же рабочего дня эти показатели были 266,3±20,2, 191,7±19,8, 201,1±12,1, 163,6±11,0 и 105,0±9,7 мс соответственно. Мышечная выносливость в динамике рабочего дня и недели в этот период также существенно не менялась. Показатели работоспособности по корректурному тесту имели тенденцию к улучшению в первой половине недели и некоторому снижению к концу дня, начиная со второй половины недели. Средняя скорость переработки зрительной информации до начала рабочего дня по дням недели составляла 3,9± ±0,65, 4,70±0,41, 3,60±0,34, 4,40± 0,64 , 4,40±0,42 бит/с, а к концу его - 4,26±0,43, 5,11±1,09, 4,19±0,5, 3,58±0,37 и 2,98±0,41 бит/с.
По сравнению с данными первого года обучения показатели функционального состояния организма учащихся на втором году обучения были более благоприятными, что свидетельствует об определенной физиологической адаптации учащихся к учебному процессу в ПТУ.
На третьем году обучения практика была 2 дня подряд (четверг и пятница). В дни теоретических занятий в расписании чередовались учебные
* дисциплины и отсутствовали сдвоенные уроки.
Как и в предыдущие годы исследований, в первый день недели показатели работоспособности учащихся были более низкими по сравнению с другими днями недели, что можно объяснить нарушением недельного стереотипа в воскресный день. В первый день недели к концу учебного дня происходило значительное снижение скорости переработки зрительной информации и мышечной выносливости. В другие дни недели эти показатели ^ к концу дня существенно не менялись. В дни теоретических занятий длительность латентного периода ЗМР до начала занятий по дням недели^со-ставляла 237,3±26,4, 166,7±6,0, 141,7±14,5 и 208,3±16,8 мс, а к концу занятий — 179,0±7,0, 138,1±4,0, 187,4±13,4 и 234,4±22,5 мс соответственно; различия статистически недостоверны.
В дни практических занятий сдвиги в функциональном состоянии организма учащихся были незначительными и более благоприятными по сравнению с данными установленными в дни практики на первом году обучения.
Во втором полугодии третьего года обучения выявленные различия показателей, характеризующих функциональное состояние организма учащихся, к концу учебного дня как при теоретических, так и при практических занятиях, а также от начала к концу недели статистически незначимы.
В период летней практики скорость переработки зрительной информации до начала работы на протяжении 5-дневной недели в среднем колебалась в пределах от 3,41±0,23 до 4,17±0,28 бит/с, а в конце дня — от 3,37± ±0,24 до 4,08±0,49 бит/с. Различия показателей хронорефлексометрии и мышечной выносливости от начала к концу учебного дня и недели несу- * щественны. Латентный период ЗМР обследованных до рабочего дня по дням недели в этот период составлял в среднем 201,8± 12,3—238,6± 13,4 мс, а в конце рабочего дня — 212,6±11,4—238,8± 10,4 мс. Срывов дифферен-цировочной реакции было меньше по сравнению с показателями, полученными во время производственной практики на первом году обучения.
Для суммарной оценки состояния здоровья мы разделили всех обследованных на 4 группы согласно классификации, предложенной Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. Большинство обследованных на первом году обучения отнесены к 1-й и 2-й группам здоровья (96,5%), в 3-ю вошел 1 человек с искривлением носовой перегородки. На втором и третьем году обучения число лиц, относящихся к 1-й группе, составило 78%. У 3 учащихся возникли функциональные отклонения,и они были переведены во 2-ю группу, в которой было 4 человека (14,2%). В 3-ю группу здоровья перешел 1 человек с хроническим отитом.
По данным заболеваемости с временной утратой трудоспособности выявлено следующее. На первом году обучения болело 16 из 29 учащихся, ^ 14 из которых обращались по поводу заболевания в поликлинику 1—3 раза, а 2 — более 3 раз в году. В структуре заболеваний преобладали простудные (грипп, ОРЗ, ангина).
На первом году обучения отмечено 14 случаев острых респираторных заболеваний (132 дня нетрудоспособности), 8 из них приходилось на ангины (53 дня нетрудоспособности). Заболеваемость на втором и третьем году обучения была примерно одинаковой. В течение года болело 16 человек. Кратность обращаемости была в основном 1—3 раза. Число случаев заболеваний составило 19 (98 дней нетрудоспособности).
Выводы
1. Расписание занятий в ПТУ составлено иез учета гигиенических требований, что затрудняет адаптацию учащихся первого года к новым условиям обучения.
2. Наиболее выраженные сдвиги работоспособности и физиологических показателей у учащихся возникали при наличии в расписании двойных сдвоенных уроков, «трудных» предметов в понедельник. *
3. На первом году обучения наиболее оптимальный режим тот, при котором практические занятия приурочены к середине (среда) и к концу (суббота) недели.
4. На втором и третьем году обучения имевшийся режим со сдваива-^ нием дней практических занятий в середине недели является физиологически оптимальным.
5. Показатели функционального состояния организма учащихся со второго года обучения стабилизируются, определяя адекватную и компенсированную реакцию на учебно-производственную нагрузку.
Поступила 16/VI 1978 г.
THE WORKING CAPACITY AND THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS IN A SECONDARY VOCATIONAL SCHOOL
E. E. Sarkisyants, G. V. Alimov, T. Sh. Minnibaev, L. V. Bal, E. L. Bogomolova,
A. I. Kuznetsova, M. A. Bashkirova, 0. P. Saradzheva, V. B. Sharai, L. V. Voronina
The authors investigated the working capacity and the state,of health of students of a se-• condary vocational-technical school, training in the profession of chemists-operators of installations, in the first, second and third years. The functional state of the students was studied in the course of theoretical and practical classes and in the period of industrial training. The finding was that the most pronounced shifts in the functional state of the body of the adolescents occurred in case of two consecutive double lessons or «difficult* subjects. Starting from the second year of studies the indices of the students' working capacity became stable, evident-. ly due to an adequate compensatory reaction to the amount of studies and industrial training
УДК 572.51-053.2
Л.[Ф. Бережков, 10. А. Ямпольская, В. Г. Ужей, Л. Л. Рязанова ОБ ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
В настоящей работе рассматриваются некоторые спорные вопросы характеристики физического развития детей при массовых обследованиях. Материалом служат данные углубленного изучения физического развития и состояния здоровья московских школьников в возрасте 8—16 лет (3280 человек, 1973/74 учебный год).
В последние годы некоторые научные учреждения страны, в том числе и Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения ^СССР работают над вопросами комплексной оценки физического развития, 'которая должна характеризовать не только физическое состояние детского организма, но и темпы морфологического развития ребенка (С.М. Тромбах; Е. П. Стромская и соавт.; С. М. Тромбах и соавт., и др.). Пока же оценка физического развития ребенка почти повсеместно базируется на характеристике физического состояния его организма и проводится по оценочным таблицам.
В медицинской практике эти таблицы (шкалы) рассчитывают методом регрессионного анализа, который, однако, имеет и погрешности (А. И. Яр-хо; Ю. М. Ауль; А. П. Боярский и В. В. Розенблат). Основное положение критики шкал регрессии сводится к тому, что они предполагают принцип нормальности распределения зависимых признаков (массы тела и грудного периметра), тогда как последние обнаруживают правостороннюю асимметрию. Факт правосторонней асимметрии в распределении ряда признаков физического развития в литературе отмечался неоднократно (В. С. Бродовская; М. В. Игнатьев; Ю. С. Куршакова; Mande и соавт.), однако в последние годы стало распространяться мнение, что правосторонняя ^асимметрия (в частности, массы тела) возникла исключительно в результате неуклонного возрастания доли тучных детей в популяции.
2 Гигиена и санитария № 2
33