ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
РЕЖИМА УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ
Доцент Н. Н. Преображенская
» •
Из кафедры гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института
♦
Для характеристики наилучших гигиенических условий производственного обучения школьников очень важно выяснить, как оно влияет на недельную работоспособность учащихся, определить место дней производственного обучения в недельном расписании и рационально организовать эти дни.
Мы изучали влияние учебных занятий в школе и производственного обучения на заводе на режим дня учащихся, на их работоспособ- * ность и утомляемость к концу дня. С этой целью проводили наблюдения за учащимися десяти 9-х классов четырех школ Ленинграда. Эти школьники работали на производстве 2 дня в неделю по установленному для взрослых режиму труда, но продолжительность их учебно-рабочего дня составляла 6 часов; с 8 часов до 9 часов 40 минут — учебно-теоретические занятия, с 10 до 15 часов — работа в цехах с часовым обеденным перерывом (с 12 до 13 часов).
Школьники работали в цехах вместе с рабочими завода, осваивая профессии слесаря-инструментальщика, фрезеровщика и слесаря-сборщика. Обучение осуществлялось методом индивидуального ученичества. Гигиенические условия труда и занятий были вполне благоприятными.
Исследования мы вели как в цехах завода, так и в школе, подвергая изучению состояние здоровья школьников, динамику их работоспособности в течение дня и недели (по корректурным таблицам Анфи-мова), скорость и характер зрительно- и слухомоторной реакции (с помощью мотореактометра • Фиглина — Шведа — прибора типа хроноскопа). Исследования проводили до начала занятий или работы на заводе и по окончании ее, при различных вариантах места производственного обучения в недельном расписании (понедельник и четверг, вторник и пятница, среда и суббота). Режим дня учащихся изучали путем ежедневного хронометража ими самими всех режимных моментов и анкетного опроса их в дни эксперимента. В дни обследования на заводе проводили хронометраж рабочего времени. Исследования вели методом естественного эксперимента. Состояние здоровья школьников изучали по материалам школьного врача; в одной из школ в начале и в конце учебного года проводили исследование физического, развития учащихся. Программа исследований включала измерение роста, веса, окружности груди в покое, жизненной емкости легких и мышечной силы правой кисти.
Сопоставление данных, полученных в начале года и в конце его, позволило установить, что прирост показателей физического развития школьников находится в основном в пределах обычно наблюдаемых годовых прибавок для данного возраста. Отклонений в состоянии здоровья отмечено не было.
Работы Л. С. Богаченко, Ю. М. Пратусевича, Л. И. Фиглина, А. Г. Филипповой показали, что учебная нагрузка может вести к торможению условнодвигательных реакций. При этом увеличивается латентный период зрительно- и слухомоторной реакции, отмечаются нарушения силовых отношений между раздражителем и ответной реакцией.
Скорость и характер зрительно- и слухомоторной реакции мы изучали у 25 здоровых учащихся средней успеваемости, со средним физи-,
3* 35,
ческим развитием. Всего проведено 1070 исследований. На протяжении недели и дня мы отмечали колебания величины латентного периода зрительно- и слухомоторной реакции с тенденцией к возрастанию к концу дня и недели. Большее увеличение латентного периода наблюдается к концу занятий в школе; удлинение латентного периода отмечено в 57% случаев к концу занятий в школе против 36% в дни работы на заводе. К концу занятий (работы на заводе) у учащихся происходит увеличение количества уравнительных и парадоксальных реакций, что связано со снижением функциональной выносливости корковых клеток.
Количество фазовых реакций (уравнительных и парадоксальных) у учащихся во время занятий в школе значительно возрастает к концу дня (с 17,49 до 33,9%), в дни работы на заводе изменений по сравнению с данными до работы меньше (увеличение с 15,62 до 26,5%).
Наиболее благоприятное изменение латентного периода зрительно-и слухомоторной реакции у учащихся отмечается при производственном обучении в понедельник и четверг (табл. 1;.
Таблица 1
Изменения латентного периода ответной реакции у учащихся 9-х классов в различные дни производственного обучения (в процентах к общему числу реакции)
Днн производственного обучения Латентный период ответной реакции
увеличивался не изменялся уменьшался
39,5 5а, 1 47,4 17,7 14,4 13,7 42.8 35,5 38.9
Увеличение латентного периода реакции к концу дня свидетельствует, о понижении возбудимости коры головного мозга.
В результате исследований работоспособности учащихся установлено" существенное различие в динамике показателей работоспособности в дни, когда проводятся занятия в школе, и в дни, когда учащиеся работают на заводе. Под наблюдением находилось 247 учащихся, анализу подвергнуто 6325 корректурных таблиц. После занятий в школе показатели работоспособности были, как правило, более низкими, чем после работы на заводе.
Как видно из табл. 2, после занятий в школе количество ошибок на 500 просмотренных знаков составляет нередко 10,7, 12,9, 13,7, тогда как после работы на заводе оно колеблется от 3,9 до 8,9. Примерно такие же колебания наблюдаются и при просмотре среднего количества знаков.
Лучшие показатели работоспособности школьников отмечены в классе с днями производственного обучения в понедельник и четверг. Данные хронометража работы учащихся на заводе показали, что их рабочее время уплотнено в среднем на 65—73%. Остальное время уходит на вынужденные и произвольные перерывы.
Для изучения режима дня учащихся проанализировано 354 хро-нометражных карты с двухнедельным заполнением и 55 опросных листов; в последних отмечалось время, затраченное школьниками на приготовление домашних заданий, прогулку и сон.
Анализ хронометражных карт показал, что учащиеся классов с производственным обучением затрачивают меньше времени на приготовление домашних заданий. Для сравнительной оценки некоторых режимных моментов были использованы материалы исследований режи-
Таблица 2
Изменение средних показателей работоспособности учащихся под влиянием учебной работы и производственного обучения
Дни недели и время
• понедельник вторник среда четверг пятница суббота
Дни работы на заводе Характеристика работы до учебы или работы после учебы или работы до учебы или работы • после учебы или работы до учебы или работы после учебы или работы до учебы или работы после учебы пли работы до учебы или работы после учебы или работы до уч^бы или работы после учебы или работы
Понедельник и четверг Количество просмотрен- "Ч ных знаков..... Количество ошибок на 500 540 '1 633 721 597 698 509 674 615 665 584 595 530
просмотренных знаков р 4,8 3,9 3,5 9,4 6.1 : - : 10,7 3,8 5,5 5,8 8,9 6,4 9 8,2
Вторник и пят- Количество просмотрен- V • •
ница ных знаков • . . Количество ошибок на 500 502 563 I 662 591 • 643 498 556 437 560 519 518 457
1 1 просмотренных знаков 5,3 7,9 3,4 • 4,3 3,7 12,9 7,4 13,7 4,1 5,7 6,2 7,7
Среда и суббота Количество просмотрен- т
ных знаков .... 560 519 590 480 610 570 680 595 600 520 615 545
Количество ошибок на 500
просмотренных знаков 6,0 10,0 8,4 12,5 5,2 6,8 5,8 9,4 7.0 10,4 6,9 8,9
ма дня учащихся 9-х классов, полученные автором до введения производственного обучения. Для выполнения домашних заданий учащиеся 2 раза в неделю имеют по 2 дня (учебный и рабочий), благодаря чему у них высвобождается больше времени для занятий спортом, работы в кружках, чтения художественной литературы.
Таблица 3
Ежедневная продолжительность приготовления уроков учащихся в классах с производственным обучением и без производственного обучения (в процентах случаев от общего числа)
Класс
Продолжительность пгиготовления уроков
(в часах)
ч
до 1 1—2 2—3 3—4 4—5
более 5
С производственным обучением ..........
Без производственного обучения .........
23,80 7,5
45,35 27,5
26,51 42,5
4,34 17,5
5,0
Из табл. 3 видно, что продолжительность выполнения домашних заданий не превышает 3 часов у 69,5%, учащихся классов с производственным обучением и у 35% школьников, обучавшихся по старым программам.
У учащихся, сочетающих обучение с работой на производстве, больше времени остается и для пребывания на открытом воздухе. Из табл. 4 видно, что число детей, не бывавших на воздухе до введения производственного обучения, значительно выше. Количество детей, гуляющих от 1 до 3 часов и более, среди учащихся классов с производственным обучением составляет 87,34% против 66,6% в классах без производственного обучения.
. • . <
Таблица 4
Продолжительность пребывания на открытом воздухе учащихся классов с производственным обучением и без производственного обучения (в процентах случаев от общего числа)
Класс Время пребывания на открытом воздухе (а часах)
не гуляют ДО 1 1—2 2—3 3 и более
С производственным обучением 5,24 7,39 58,54 22,02 6,78
Без производственного обучения 15,9 • 17,5 42,0 19,0 5,6
Анализ ежедневной продолжительности (по дням недели) приготовления домашних заданий учениками при различных днях производственного обучения показал, что 2/3 школьников распределяют приготовление этих заданий на 2 дня. В день перед производственным обучением большинство учащихся затрачивает на домашние уроки не более 2 часов. Свободное время они используют для прогулок, чтения художественной литературы, занятий в кружках и т. д.
Чередование труда и школьных занятий приводит к более равномерной нагрузке школьников в течение недели. Наиболее полноценно используют воскресенье для отдыха учащиеся при производственном обучении, проводимом по понедельникам и четвергам; 68,57% учащихся этих классов в воскресенье не готовят уроков. При производственном
г
обучении, проводимом во вторник и пятницу, только 27,7% учащихся не готовят уроки в воскресенье; 38,8% школьников затрачивают в этот день на приготовление домашних заданий до 2 часов, 33,3% — от 2 до 4 часов. Примерно так же распределяется время для приготовления домашних заданий в воскресенье у учащихся при производственном обучении, проводимом в среду и субботу.
Режим дня школьников во время работы на заводе существенно отличается от обычного учебного дня. Чтобы успеть на работу, большинство из них встает в 6—7 часов, т. е. значительно раньше, чем обычно.
Однако в течение первого часа производственного или теоретического обучения (с 8 до 9 часов) школьники нередко допускают произвольные перерывы, отвлекаются от занятий. Это, по-видимому, связано с трудностью включения учащихся в работу в непривычно ранние часы.
Выводы
1. Во время работы на заводе учащиеся меньше утомляются к концу дня, чем в дни занятий в школе.
2. Проведение производственного обучения в понедельник и четверг способствует меньшей утомляемости учащихся и сохранению ими более высокой работоспособности на протяжении недели.
3. Введение дней с производственным обучением разгружает учащихся при выполнении ими домашних заданий. Ежедневная продолжительность выполнения домашних заданий у 70—75% учащихся составляет не более 3 часов.
4. Начало занятий в школе и на производстве в разные часы неблагоприятно отражается на самочувствии учащихся, их работоспособности, ведет к ломке динамического стереотипа.
ЛИТЕРАТУРА
Богаченко Л. С. Изв. Акад. пед. наук, 1953, в. 47, стр. 149.— М и х а й-лова Л. В., Усище в а Ц. Л. Гиг. и сан., 1961, № 9, стр. 29. — Фи глин Л. И. В кн.: Новые данные по гигиене детей и подростков. М.—Л., 1956, стр. 41. — Филиппова А. Г. В кн.: Материалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., 1960, стр. 79.
Поступила 16/1 1963 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF SCHOOL AND INDUSTRIAL TRAINING REGIME
OF 9th FORM STUDENTS
N. N. Preobrazhenskaya% subprofessor
The article contains investigation data on the effect of school classes and industrial training in work shops on the daily routine of boys and girls, their working capacity and the degree of fatigue at the end of the day. The pupils were trained in the professions of a metal tool-maker, a milling-machine operator and an engine fitter. The investigations showed that at the end of a day spent in work shops the boys and girls were less fatigued than after a day of school-classes. A higher working capacity and a lesser degreed of fatigue was noted in them in days at school following those spent in training shops and works. By arranging industrial training on Mondays and Thursdays it becomes possible to reduce the extent of fatigue and to maintain a higher working capacity in school boys and girls during the whole week.