Выводы
1. Необходимо увеличить длительность поездной практики курсантов и повысить их активность в процессе вождения локомотива.
2. Физиологические исследования показали, что нарушения режима труда в поездках вызывают изменения некоторых физиологических функций, что указывает на необходимость упорядочения организации процесса поездной практики.
3. Опыт изучения поездной практики курсантов показал целесообразность использования в качестве методов психофизиологического исследования определение скорости зрительнодвигательной реакции,. а также ортостатическую пробу и методы определения функции внимания.
ЛИТЕРАТУРА
•
Б а б а д ж а н я «н М. Г., С и г а л о в Г. Я., К о с т и н а Е. И. и др. Бюлл. Цент ральной научно-исслед. лаборатории гиг. и эпидемиол., МПС, 1958, № 3, стр. 16.— Боровер Ю. С. Труды 1-го научного совещания медицинских служб дорог — участниц ОСЖД- М., 1960, стр. 77. — Борове^ Ю. С., Ульченко Р. И. В кн.: Методические материалы научного сообщения Центральной научно-исслед. лаборатории гипиены и эпидемиологии МПС СССР. М., 1960, ¡в. 2, стр. 3. — Бренер Е. Д., Бабаджанян М. Г., Костина Е. И. Бюлл. Центральной научно-исслед. лаборато рии гиг. и эпидемиол. МПС, 1958, № 3, стр. 11.
Поступила 23/Х 1961 г.
т5г # -Аг
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Аспирант П. Л. Краснянская
Из кафедры гигиены Куйбышевского медицинского института
• Исторические решения XXII съезда КПСС определяют дальнейшее развитие школы в тесной связи с производственным трудом. Это требует углубленного изучения и гигиенической оценки различных режимов указанного обучения.
Цель настоящей работы — гигиеническая характеристика различных режимов производственного обучения учащихся старших классов (работа на производстве): а) в понедельник и четверг (режим № 1);. б) во вторник и среду (режим № 2).
В течение 2 лет исследования проводили ежедневно, оценивали работоспособность в течение дня. Обследования .проводили на заводе 3 раза в день — до работы, после работы, после теоретических занятий— и в конце недели — 3 раза в школе.
Влияние различных режимов производственного обучения изучали в двух группах, состоявших из 23 человек (9 юношей и 14 девушек), работавших на одном из машиностроительных заводов. Их производственное обучение проходило по двум профилям: 1) холодная обработка металла (по специальности фрезеровщики-универсалы); учащиеся в течение дня выполняли работу на нескольких станках разных видов: зуборезном, зубодолбильном, горизонтально-фрезерном и т. д., причем выполнение одних и тех же деталей повторялось крайне редко, в течение дня могло быть много операций; 2) производство электрооборудования-для автомобилей и тракторов (по специальности намотчицы и закладчицы якорей генераторов); обучение проводилось по оиерационно-комплексному методу; в течение 2 лет учащиеся должны освоить более
31з
40 операций, на 3-м году они получают звание специалистов 2-го разряда.
Учащиеся работали в общих цехах завода в первую смену с 8 часов утра в течение 6 академических часов, из них 2 часа отводили на теоретические занятия. Во время рабочего дня подросткам предоставляли 25—30-минутный перерыв.
Применяя физиологические методики, мы имели возможность проследить в течение дня за реакциями организма, изменением работоспособности при различных режимах производственного обучения. Определялась работоспособность учащихся (с помощью корректурных проб по таблицам Анфимова), скорость зрительномоторной реакции (с помощью реакциомера В. М. Аболакова и многоканального хронорефлек-сометра, изготовленного в экспериментальной лаборатории Московского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана), состояние сердечно-сосу-дистой системы — пульс, кровяное давление, производилась динамометрия (с помощью гидродинамометра) и спирометрия. На заводе вели поминутный хронометраж для определения плотности рабочего дня.
Кроме того, 3 раза в год проверяли состояние здоровья 180 учеников; никаких отклонений в состоянии здоровья отмечено не было. Для гигиенической характеристики внешней среды 'исследовали громкость шума, освещенность, температурно-влажностный режим и движение воздуха. Температура воздуха производственных помещений колебалась в разное время года от 15 до 32° (наиболее частой была температура 16—18°); относительная влажность была в пределах 55—60% с небольшими колебаниями в течение рабочего дня. Искусственное освещение составляло в разных цехах от 40 до 80 лк, местное освещение на рабочих местах — не более 80 лю; громкость шума — 85—96 дб. Проветривание осуществлялось через приточно-вытяжную вентиляцию, которая не всегда обеспечивала достаточную чистоту воздуха и оптимальный микроклимат.
Данные хронометража показывают, что учащиеся 9—10-х классов на основную работу затрачивали, как правило, 73—77% рабочего времени, на вспомогательную—10—15%, а на вынужденные простои и отвлечения — лишь 4—5%.
Производительность труда не учитывали, так как учащиеся выполняли различные операции, часто работали одновременно на 2—3 универсальных станках. Кроме того, при выполнении новой детали от учащихся требовалось «и освоение новых приемов.
Анализ полученных данных позволяет сделать заключение, что наиболее благоприятные показатели работоспособности учащихся отмечались при работе на производстве в понедельник и четверг (см. таблицу). В этом случае работоспособность 59,6% учащихся 10-х классов к концу дня или не снижалась, или повышалась.
Изменение функционального состояния центральной нервной системы у школьников при различных режимах производственного обучения в конце учебного дня
(в процентах к общему числу исследований)
9 -Г" • Время зрительномоторной реакции переделки Количество просмотренных знаков за 2 минуты
Вариант увеличено без изменений уменьшено увеличено и без изменений количество ошибок на 1000 просмотренных знаков
Режим № 1 (понедельник, четверг) ........... Режим № 2 (вторник, среда) 19,2 44,7 28 21 52,8 34,3 59,6 45,8 2 3,6
Худшие показатели отмечались при работе во вторник и среду, когда работоспособность к концу учебного дня не снижалась только у 45,8% учащихся. В 56,6% случаев к концу дня увеличилось количество ошибок в среднем на 38,4% (на 1000 просмотренных знаков было 2,6 ошибки, в конце дня стало 3,6).
Исследование в школе физиологических сдвигов, характеризующих работоспособность центральной нервной системы, подтвердило преимущество режима № 1.
Объем выполненных заданий (корректурные пробы) к концу уроков в последний день недели при режиме № 1 оставался неизменным или увеличивался в 66,3% случаев. Количество ошибок, а также работ без пропусков и ошибок в конце уроков осталось равным. исходным данным.
При режиме № 2 в конце уроков объем работы оставался неизменным или увеличился только в 46% случаев. Параллельно увеличилось к концу уроков и количество ошибок (на 44%). Количество работ без пропусков и ошибок уменьшилось.
Более благоприятное влияние производственного обучения при режиме № 1 выявляется и при определении скорости зрительномотор-ных реакций. Из таблицы видно, что после работы при режиме № 1 время зрительномоторной реакции к концу дня уменьшилось или не изменилось в 80,8%, а при режиме № 2 — только в 55,3% случаев.
Аналогичные данные получены при определении латентного периода реакции пятиканальным хронорефлексометром.
Латентный период зрительномоторной реакции подростков при работе на заводе при режиме № 1 уменьшился или не изменился в конце рабочего дня в 73,3%, при режиме № 2 —в 68,2% случаев.
Критерием происходящих в организме функциональных сдвигов мы считали изменения величин минимального и максимального кровяного давления, частоту сердечных сокращений и объем жизненной емкости легких.
В наших исследованиях кровяное давление при обоих вариантах режима обнаружило слабую тенденцию к увеличению к концу рабочего дня минимального и максимального давлений. В дни работы по режиму № 2 амплитуда кровяного давления уменьшается (в основном вследствие понижения максимального артериального давления и повышения минимального) в 74,5%, при режиме № 1—в 52,7% случаев. Изменений в частоте сердечных сокращений почти не обнаружено.
Жизненная емкость легких при режиме № 1 уменьшается незначительно (на 150 см3), а при режиме № 2 — в среднем на 240 смг. Это более выражено у юношей.
Исследования на данном этапе позволяют сделать вывод о том, что такая организация производственного обучения учащихся 10-го класса, при которой они работают на промышленном предприятии через 2 дня (в понедельник и в четверг), имеет преимущество перед работой в течение 2 дней подряд (во вторник и среду).
Поступила 4/1 1062 г.
HYGIENIC EVALUATION OF VARIOUS INDUSTRIAL TRAINING REGIMENTS
FOR SENIOR GRADE STUDENTS
P. L. Krasnyanskaya, aspirant
The work was aimed at determining hygienic features of various industrial training regiments for senior class students. Twenty three undergraduates of the 9th and 10th grades from a school in Kuibyshev were under observation. The investigations, performed both in work shops and in the school, included: determination of undergraduates' working capacity by means of proof-reading test, determination of oculomotor reaction rate, examination of cardiovascular system (pulse, blood pressure), dynamometry and spirometry.
3 Гигиена и санитария, № S ' д$
Besides, the hygienic conditions prevailing during industrial training and school classes were investigated.
The author studied the different schedules of school classes and industrial training:
1) Industrial training on Monday and Thursday
2) Industrial training on Tuesday and Wednesday
3) School studies throughout the whole month
4) Industrial training alone throughout the month
On the basis of the final results obtained the following conclusions were made:
1. Industrial training lasting for 6 academic hours, including 2 hours of theory, twice a week, conforms to the age conditioned physical ability of the 9th and 10 tli grade students.
2. The performance of industrial training on Monday and Thursday is more favo-' rablc than on Tuesday and Wednesday.
3. Highly favorable results were obtained with the undergraduates working at ai>
industrial enterprise in June and spendnig May at school.
* * *
А. П. ДОБРОСЛАВИН (К 120-летию со дня рождения)
Доктор медицинских наук А. С. Гурвич
• • ^ ,
§
Деятельность А. П. Доброславина относится к 70-м и 80-м годам XIX столетия. Он начал свою работу в качестве гигиениста, когда в медицинской помощи населению санитарная функция еще не была выделена, а самостоятельных кафедр гигиены в русских да и во многих зарубежных университетах не было. Ему пришлось фактически заново создавать курс гигиены, разрабатывать программу и методику преподавания. Перед ним стояла огромная задача: подготовить гигиенистов для университетов, приобщить практических медицинских работников к научным гигиеническим исследованиям, разработать методы гигиенических исследований. Много знаний, труда и энергии пришлось затратить 29-летнему Доброславину, чтобы созданная им в 1871 г. кафедра в Военно-медицинской академии заняла равноправное место.
Страстный приверженец гигиенического образования, Доброславик не ограничивал свою педагогическую работу стенами академии: с 1874 г. ои вел постоянную лекционную работу по гигиене на женских врачебных курсах. После закрытия курсов правительством в 1885 г. Добро-славин принимал деятельное участие в ходатайствах о возобновлении их работы.
Многообразной была общественно-санитарная деятельность Доброславина. Одним из центров ее приложения он сделал Петербургское земство, где благодаря его инициативе разрабатывался ряд санитарных вопросов. При оценке этой стороны деятельности А. П. Доброславина следует иметь в виду, что медицинская организация Петербургского земства в большой степени находилась под влиянием официальной, ведомственной медицины и не поднималась по своей общественной значимости до таких передовых земств, как Московское, Херсонское, Пермское. Руководя работой губернских съездов земских врачей, Добро-славин уже на I съезде поставил вопрос об изучении санитарного состояния губернии, подчеркивая зависимость последнего от бытовой и социальной обстановки, в которой живет население. Он говорил: «Кроме общих всем биологических законов, управляющих жизнью и обусловливающих здоровье людей, мы не можем упускать из внимания и другого, не менее важного ряда условий, влияющих на благосостояние человека и заключающихся в его бытовой, местно-климати ческой и социальной обстановке».